Технологическая карта урока по обучению грамоте «Звуки [й’а], [а]. Буквы «Я я» (УМК "Школа России", 1 класс)
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)
Дата: 16.11.2021 Школа: №152 Класс: 1 «в» Урок: 2 Время: 8.50-9.30 Кабинет: 110 | Студент: Закирова Эльвира Группа: 45 Учитель: Берсенева Е.М._________________________ Методист: Кошкарова Л.С________________________
|
Тема урока «Звуки [й’а], [а]. Буквы «Я я»
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: знакомство учащихся со звуками [й’а], [а]. с печатными буквами Я я; совершенствование навыка чтения слов по слогам и орфоэпически.
Задачи урока
Дидактические:
- формировать умение сравнивать звуки и выполнять слого-звуковой анализ слов;
- характеризовать звуки;
- развивать умение правильно писать букву Яя;
- выполнять гигиенические правила письма;
- осуществлять анализ написанного.
Развивающие:
- развивать концентрацию внимания в процессе графического диктанта;
- развивать зрительную память при выполнении упражнений.
Воспитательные:
- воспитывать уважение друг к другу в процессе парной работы;
- воспитывать аккуратность;
- воспитывать бережное отношение к учебнику.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ/ПИСЬМО
Дата: 16.11.2021 Школа: №152 Класс: 1 «в» Урок: 2 Время: 8.50-9.30 Кабинет: 110 | Студент: Закирова Эльвира Группа: 45 Учитель: Берсенева Е.М._________________________ Методист: Кошкарова Л.С________________________ |
Тема урока «Звуки [й’а], [а]. Буквы «Я я»
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: знакомство учащихся со звуками [й’а], [а]. с печатными буквами Я я; совершенствование навыка чтения слов по слогам и орфоэпически.
Задачи урока
Дидактические:
- формировать умение сравнивать звуки и выполнять слого-звуковой анализ слов;
- характеризовать звуки;
- развивать умение правильно писать букву Яя;
- выполнять гигиенические правила письма;
- осуществлять анализ написанного.
Развивающие:
- развивать концентрацию внимания в процессе графического диктанта;
- развивать зрительную память при выполнении упражнений.
Воспитательные:
- воспитывать уважение друг к другу в процессе парной работы;
- воспитывать аккуратность;
- воспитывать бережное отношение к учебнику.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы, методы и приемы | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося |
| Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности | Включение в учебную деятельность на лчностно значимом уровне | Формы: фронтальная Словесный метод: создание эмоционального настроя | Проверяет готовность обучающихся к уроку. - Здравствуйте, ребята! Проверьте вашу готовность к уроку, наличие на парте тетради, ручки, учебника. Садитесь. Создаёт эмоциональный настрой. -Если хочешь много знать, Многого добиться, Значит, грамотно писать Должен научиться! Меня зовут – Эльвира Рахимовна и сегодня я проведу у вас урок обучения грамоте. | Показывают готовность к уроку. | Метапредметные: К: планируют учебное сотрудничество Личностные: освоение личностного смысла учения, желания учиться. | |
Актуализация знаний и мотивация (6 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Формы: фронтальная, индивидуальная Словесный метод: постановка вопросов Практический метод: выполнение упражнений | Упражнения на зрительную память Буква Я шагает гордо. Всем на свете буква Я Доложить готова: – А вы знаете кто я? Я не только буква Я – Буква, слог и слово. - Когда буква Я обозначает букву, слог и слово? - В течение урока подумайте над этим вопросом, а потом в конце урока ответите. -Как называется наша страна? Учитель записывает на доске слово «Россия». – С помощью чего записано это слово? – А что мы произносим? – Чем отличаются буквы от звуков? – На какие две группы делятся звуки русского языка? – Назовите гласные звуки в слове «Россия»? – Назовите согласные звуки в слове «Россия»? – Как вы думаете, почему букву Я называют хитрой? – Какую роль она выполняет в начале слова, после гласного, после согласного? -Откройте учебник на стр.112 -Прочитайте слоги. Ма- я -к , ма- я -ки, вы- со -ко, вы –со- ка- я, я –р- ко , мо- ре. -Почему в слове маяк четыре буквы и пять звуков? -Среди этих же слов найдем слова с буквой я а) в начале слова (Ярко), б) в середине слова (маЯк. маЯки), в) в конце слова (морскаЯ, высокаЯ) | Выполняют задания: -Россия -с помощью букв -звуки -буквы мы пишем, а звуки мы слышим и произносим -гласные и согласные -о,и,я -р,с,с -она имеет два звука - В начале слова и после гласной обозначает два звука – тогда и образуется слог [ЙА], а после согласного звука один звук -потому что буква я после гласной имеет два звука ( й а). | Метапредметные: Р: коррекция К: планируют учебное сотрудничество П: звуковой анализ, моделирование Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения | |
Постановка учебной задачи | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Формы: фронтальная, индивидуальная Словесный метод: постановка вопросов Практический: выполнение письменного упражнения | Подводит учащихся к постановке целей и темы урока, при помощи наводящих вопросов: - как вы думаете, какая тема нашего урока? -Какую цель мы поставим? -Правильно. Рассмотрите на рисунок. Что изображено на рисунке? -Произнесем по слогам. -Как определим количество слогов? -Сколько слогов в слове маяк? -Произнесем с ударением. -На какой слог падает ударение? Произнесите второй слог протяжно. - Какие звуки слышите? - Сколько их? Какой первый? Произнесите. Это гласный или согласный звук? Это мягкий или твердый звук? Какой второй? Гласный или согласный? Анализ схемы -Посмотрим на схему слова «маяк» Произнесите второй слог протяжно. Что слышите? - Кто знает, сколько букв понадобится, чтобы записать слог [й' а]? Такой слог-слияние принято обозначать одной буквой Я. Мы слышим 2 звука [й’а], а пишем одну букву я. Где стоит буква я? Сколько звуков в слове «маяк»? Сколько букв в слове «маяк»? -Почему буква я особенная? Знакомство с буквой Рассмотрите заглавную и строчную буквы Я я (Экран) -Посмотрите на букву Я и скажите, на что она похожа? (экран) Сколько Ягод! Сколько Яблок! Ясно всё! Приплыл кораблик. Мы приехали, друзьЯ, Нас встречает буква Я. | Выполняют задание: - Звуки [й’а], [а]. Буквы «Я я» -познакомиться со звуками [й’а], [а]. с печатными буквами Я я -маяк -ма-як -сколько гласных, столько слогов -два -маЯк -на второй -маЯЯЯЯЯЯЯЯк -й а -два -й -согласный -мягкий -а – гласный, твёрдый -маЙАк -два -предпоследняя -5 -4 -даёт два звука -ответы детей -3 Из наклонной с закруглением внизу влево с овалом и наклонной линии с закруглением внизу вправо. | Предметные: уметь анализировать схемы слов. Метапредметные: Р: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации К: отвечать за себя и других участников учебного процесса, аргументация своего мнения и позиции Личностные : широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы. | Проектор. Доска. |
Включение в систему знаний | Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Формы: индивидуальная, фронтальная Словесный метод: постановка вопросов Практический: выполнение письменных и устных упражнений | -Посмотрите, как пишется буква я (экран) -теперь посмотрите на доску. Начинаем писать немного выше линии рабочей строки, закругляем вправо вниз, коснувшись нижней линии рабочей строки, ведем плавно вверх длинную прямую наклонную линию; не доходя до середины междустрочного пространства, закругляем влево и пишем овал, который касается верхней линии рабочей строки, не отрывая руки, ведем вниз прямую наклонную линию с закруглением внизу вправо. Физкультминутка. По стене ползет паук, восемь лап, как восемь рук (руки скрестить, бегущими движениями пальцев перебирать по плечам). Паутину славно ткёт, насекомых в гости ждёт(показать руками шитьё иголкой). Прилетели мухи, Мухи-Цокотухи(машут руками, показывая, как летают мухи). Повертелись, покружились(круговое движение рук перед собой). И от паука все скрылись(прячут руки за спину). -Возьмите ручку в руку и пропишем в воздухе букву Я несколько раз. -Напечатайте букву Я в тетради целую строчки. Какая буква я – гласная или согласная? | Выполняют упражнения: -гласная -гласная | Предметные: уметь правильно и красиво аписать букву я. Метапредметные: Р: контроль, коррекция, оценка К: отвечать за себя и других участников учебного процесса Личностные : принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения. | Учебник. Пропись. Доска. |
Физкультминутка (2 мин) | Проводит физкультминутку: Физминутка | Повторяют движения: | ||||
Первичное закрепление | Первичное закрепление изученного материала | Формы: индивидуальная, групповая Взаимопроверка Практический метод: письменное упражнение, работа с текстом | Организует выполнение упражнения: -Сейчас вы будет работать в парах. Вам нужно будет на листочках закончить схему буквы Я. На какие два звука делится и под звуками раскрасьте круг таким цветом, какой звук. (согласный или гласный) -Кто помнит правила работы в паре? -Молодцы! | Выполняют упражнение. Я й(согласная) а (гласная) -ученики отвечают | Метапредметные: Р: контроль, коррекция, оценка К: отвечать за себя и других участников учебного процесса Личностные : принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения. | Учебник. Пропись. |
Самостоятельная работа с самопроверкой (6 мин) | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Форма: парная Словесный метод: объяснение задания Практический метод: письменное упражнение | Организует выполнение самостоятельной работы: Сейчас вы поработаете самостоятельно. Вам даны карточки. Вам нужно соединить слово и звук, который в этом слове встречается: [й’а]или [’а] Слова:1 вариант. Моя, мясо(а),морская, якорь 2 вариант. Мята(а),маяк,яхта,ящерица Обменяйтесь карточками с соседом по парте, проверьте со слайда. У кого все верно поставьте плюс на карточке и верните хозяину. | Выполняют самостоятельную работу. -проверяют выполнение. | Предметные: уметь писать различать звуки. Метапредметные: Р: волевая саморегуляция в ситуации затруднения П: ориентироваться на разнообразие способов решения задач К: отвечать за себя и других участников учебного процесса, достижение договоренностей и согласование общего решения Личностные : учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения новой частной задачи. | Раздаточный материал. |
Включение в систему знаний, повторение (8 мин) | Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного. | Практический: работа со словами. Словесный метод: объяснение задания Формы:фронтальная | Организует выполнение упражнений на закрепление. Чтение текста Теперь мы будем учиться читать тексты с буквой я. ТЕКСТ: МАЯК Вот на море завыл ветер. Стало совсем темно. Сверкает молния. Высоко взлетает морская волна. Надо скорее судам в порт. А на пути — подводные скалы и мели. Но ярко светит маяк. Он виден издалека. И смело идут корабли к земле. О чем текст? -Для чего нужен маяк? - о каком времени суток говорится? Замените слово УМЕЛО другим словом. Какое предложение получилось? Парная форма работы - Найдите слова с буквой я и назовите их друг другу. Какую новую букву Вы узнали? Какая эта буква? Сколько звуков она может обозначить? В каких случаях буква я обозначает два звука? Когда буква я обозначает один звук? | Выполняют задания: -о маяке - Маяк служит для того, чтобы корабли, находящиеся в плавании, могли по огоньку маяка увидеть, что где-то недалеко Земля. Особенно помогает маяк ночью и в тумане. -ночь -уверенно, бесстрашно -я -гласная -два -в начале слова и после гласной буквы. -после согласной буквы. | Предметные: уметь различать звуки. Метапредметные: Р: контроль, коррекция, оценка П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план, анализ, обобщение К: отвечать за себя и других участников учебного процесса Личностные : принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения | |
Рефлексия деятельности (2-3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Форма: фронтальная Словесный метод: постановка вопросов | Осуществляет оценивание работы на уроке и самооценку: -Ребята, урок подходит к концу, а значит пришло время подвести итоги. -Когда буква Я означает букву, слог и слово? -Какая тема урока была? -Кто напомнит, какую цель мы поставили в начале урока? -Молодцы, верно. Кто доволен своей работой, поднимите зеленый карандаш, кто не очень доволен желтый карандаш и кто вообще не доволен своей работой на уроке- красный карандаш. Спасибо за работу. Урок окончен. До свидания! | Отвечают на вопросы: Отвечают. | Метапредметные: Р: устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом П: рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности К: отвечать за себя и других участников учебного процесса, планирование учебного сотрудничества Личностные : способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по обучению грамоте "Звуки [т], [т\']. Буквы Т, т.", 1 класс,программа "Планета знаний"
Тема: Звуки [т], [т']. Буквы Т, т....
Технологическая карта урока по обучению грамоте, 1 класс (УМК «Школа России», авторы В.П. Канакина, В.Г. Горецкий) Тема «Звуки [л], [л’], буква Л,л»
Технологическая карта урокапо обучению грамоте, (УМК «Школа России», авторы В.П. Канакина, В.Г. Горецкий)Тема: «Звуки [л], [л’], буква Л,л»...
Технологическая карта урока по обучению грамоте «Согласные звуки [б], [б’], буквы Б, б » (УМК "Школа России", 1 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: знакомство со звуками [б], [б,] , печатными и письменными буквами Б, б; совершенствование чтения слов по слогам и орфоэпически.Задачи у...
Технологическая карта урока по обучению грамоте «Звуки [д], [д,], буквы Дд».1 класс
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: знакомство со звуками [д], [д ,] и буквами Дд.Задачи урокаДидактические:1. Учить строить графическую модель слова, отображающую его звуковой ...
Технологическая карта урока по обучению грамоте "Звук [о], буквы Оо" (УМК "Перспектива", 1 класс)
Цель урока: знакомство обучающихся со звуком [о] и буквами Оо.Задачи урока:Дидактические:1. познакомить обучающихся со звуком [о] и буквами Оо;2. развивать умение различать звуки [a] и [о] в словах....
Технологическая карта урока по обучению грамоте «Знакомство со звуками [м], [м’] и буквой Мм» (1 класс, УМК "Школа России)
Цель урока: формирование представления у обучающихся о согласных звуках [м], [м‘] и способом его графического обозначения с помощью букв Мм.Задачи урока:Дидактические:1 Познакомить обучающихся с...
Технологическая карта урока по обучению грамоте, "Звуки [т], [т\'], буквы Т, т", УМК "Школа России", 1 класс
Цель: формирование у обучающихся представлений о согласных звуках [т], [т'] и способом их обозначения на письме с помощью букв Т, т.Задачи:Дидактические:1. Познакомить обучающихся с согласными зву...