Конспект урока обучения грамоте "Звук [о]. Обозначение его буквами Оо,Ёё."
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Данный урок обучения грамоте (чтение) в 1 классе по программе «Гармония», авторы учебника М.С. Соловейчик, Н.М. Бетенькова имеет №46 в системе уроков второго основного периода обучения грамоте, из раздела «Буквы, обозначающие мягкость согласных».

Тип урока – урок формирования первоначальных предметных умений.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект урока обучения грамоте в 1 классе.

Составила Баталова Марина Наримановна, учитель МБОУ «Лицей №23»

Тема: Звук  и его обозначение буквами О,Ё.

Цели урока:

  • личностные:

- развитие у младших школьников мотивов учебной деятельности;

- воспитание трудолюбия, добрых взаимоотношений;

  • метапредметные:

- овладение учениками способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

- развитие умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;

- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

  • предметные:

- формирование первоначальных представлений о нормах русского языка; развитие навыка чтения

- знакомство с ролью букв О,Ё в обозначении звука  и твёрдости-мягкости согласных в словах.

Оборудование:

«Букварь» М.С. Соловейчик, Н.М. Бетенькова, 2 часть, Смоленск «Ассоциация XXI век»; звуковые схемы слов; цветные квадраты для звуковой мозаики зелёного и оранжевого цвета; иллюстрации «нос», «нёс» из м/ф «Маша и медведь», рисунок «торт»; узоры красного, жёлтого и зелёного цвета для украшения торта

Сценарий урока

Этап  урока

Формы, методы, методические приёмы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

  1. Организация начала урока.

Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок.

Фронтальная.

Словесный.

Беседа.

Раз, два, три, четыре, пять – урок пора нам начинать. Вы друг другу улыбнитесь и тихонечко садитесь. Глазки смотрят и всё…(видят), ушки слушают и всё…(слышат), а голова хорошо…(думает). Всё это пригодится нам, чтобы раскрыть ещё одну тайну русского языка.

Приветствуют учителя, правильно садятся за парты. Договаривают фразы до конца. Организуют своё рабочее место.

Регулятивные:

- организация рабочего места

Коммуникативные:

- умение вступать в диалог

Познавательные:

- умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме

  1. Актуализация опорных знаний.

Фронтальная.

Игровая.

Словесный.

1.Чтение ряда гласных с доски:

АОИУООААУИУыыЭОИУАыООУАОыэОО

- Какие звуки обозначают данные буквы?

- Сколько гласных звуков в русском языке?

- Чем гласные звуки отличаются от согласных?

- Какую из этих букв можно назвать лишней и почему?

2. Один ученик,  при помощи артикуляции молча,  изображает гласные звуки, дети отгадывают их.

Отвечают на вопросы, вспоминают ранее изученный материал, учатся мыслить логически, сравнивают и классифицируют различные гласные звуки.

Догадываются по артикуляции, какой гласный звук изображает одноклассник.

Коммуникативные:

- умение выражать свои мысли полно и точно, уважая мнение других

Регулятивные:

-выбирать действия в соответствии с поставленной задачей

Познавательные:

- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить свой ответ

  1. Открытие нового знания. Постановка учебной проблемы.

Ознакомление с ролью букв О,Ё в обозначении звука  и твёрдости-мягкости согласных.

ФИЗМИНУТКА

Коллективный.

Коллективный.

Словесно-иллюстративный.

Практический.

Проблемный.

Подводящий диалог; обращение к жизненному опыту ребёнка.

3.Вернёмся к первому заданию.

- Какая буква встречалась чаще других? (О)

- Что о ней можно рассказать? (ответы детей)

- Звук , который она обозначает, решил поиграть с нами в прятки. Нам предстоит узнать, как ещё мы будем обозначать на письме этот звук.

На доске рисунки (кадры из м/ф «Маша и медведь») «Маша с длинным носом» и «Медведь, несущий ведро и снасти для рыбалки»

- Составьте предложение по первому рисунку. (ответы детей)

- Теперь по второму. (ответы детей, возможны наводящие вопросы, чтобы дети сказали «Медведь несёт ведро, удочку и сачок»)

- Ответим на вопрос по-другому: Что делал медведь? (Медведь  нёс ведро, удочку и сачок). Итак, у нас два слова «нос» и «нёс».

2 ученика приглашаются к доске составить звуковую схему этих слов. Предварительно им задаётся проблемный вопрос: Как вы думаете, будет ли у этих слов одинаковая звуковая схема? Почему?

        

- Давайте обозначим уже известные нам звуки буквами. (НО, НО)

- Прочитайте. Что заметили? (Читаются одинаково) Но разве мы разбирали одинаковые слова?

- Сравните схемы. Чем они отличаются?

Вывод: Там, где согласный произносится твёрдо, пишется буква «О». Где согласный произносится мягко, пишется буква Ё. Она и командует согласному: звучи мягко!

Вместе с Машей и медведем выполним любимую зарядку медвежат:

Медвежата в чаще жили,

Головой они крутили

Вот так, вот так,

Головой они крутили.

А потом они писали,

Выше лапки поднимали,

Вот так, вот так,

Выше лапки поднимали.

Теперь вместе с Мишей сходим на рыбалку:

Рыбки весело играют

В чистой свеженькой воде.

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке.

Молодцы!

Дети составляют предложение.

Дети сталкиваются с проблемой, пытаются найти её решение, делают вывод.

Дети декламируют стихотворение, выполняя движения.

Познавательные 

Отличают новое от уже известного;

(логические):  строят рассуждение о двух возможных вариантах обозначения звука  буквами О,Ё; делают выводы в результате совместной работы в классе

Коммуникативные: выстраивают коммуникативно-речевые действия, направленные на учёт позиции собеседника (вслух говорит один, а другие внимательно слушают)

  1. Применение нового знания

Индивидуальная.

Словесный.

Частично-поисковый, проблемный.

Вполголоса произнесите своё собственное имя, полное и краткий вариант. Останьтесь стоять те, кто обнаружил в своём имени звук . Остальные ребята могут сесть на своё место.

- Произносим, проверяем. (Костя, Стёпа, Семён, Сёма, Поля, Софа, Григорий, Соня).  Дети выходят к доске. 

- Взгляните на эти две схемы.

- Кто видит звуковую схему своего имени?

- Останьтесь у доски, остальные ребята могут сесть.

Класс может помогать детям с выбором.

- Итак, остались Соня, Поля и Сёма.

- Соня, дай характеристику первым двум звукам твоего имени. Какой буквой ты обозначишь звук  ? (О) Почему?

- Сёма, дай характеристику первым двум звукам твоего имени. Какой буквой ты обозначишь звук ? (Ё) Почему?

- Поля, сделай вывод.

 Я начну, а ты продолжи: После твёрдого согласного звук  обозначим буквой… (О).  А после мягкого согласного звук  обозначим буквой… (Ё).

Дети анализируют звуки собственного имени, находят или не находят необходимый звук.

Дети осуществляют выбор, решают, кому остаться у доски. Класс помогает при затруднении отвечающих.

Познавательные

Понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме

Регулятивные

Осуществлять выполнение учебной задачи под руководством учителя через диалог

Коммуникативные

Умение выражать свои мысли полно и точно

  1. Контроль и самопроверка знаний.

Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции.

Чтение прямых и обратных слогов с буквами О, Ё

ФИЗМИНУТКА

Коллективный

Работа по учебнику

Игровой.

Практический.

Групповой, в паре.

Словесный.

Звуковая мозаика.

- Если в слове звук  обозначим буквой О, выкладываем квадратик цвета Осени – оранжевый.

- Если в слове звук  обозначим буквой Ё, выкладываем квадратик зелЁного цвета. (Можно попросить детей уточнить, почему именно «зелёного»)

- Квадраты выкладываем в 3 ряда по 3 квадрата в каждом.

Слова: хор, мост, мёд

            клён, торт, лёд

          сом, стул (!) – нет звука , пёс, сок

Работа в паре:

- Объедините с соседом квадратики, найдите с обратной стороны буквы. Соберите слова со звуком  . Договоритесь, кто будет их читать вслух.

(Возможны ситуации, когда дети составят слова с буквой о, но не со звуком . Следует похвалить их за знание правильного написания слов, но посоветовать быть внимательным к формулировкам заданий)

МО  НО  РО  ЛО

МЁ   НЁ  РЁ   ЛЁ

ОМ  ОН  ОР ОЛ

ЁМ  ЁН  ЁР  ЁЛ

- Дополните слоги до полных слов.

Приглашается любой желающий провести физминутку. Он сам предлагает детям любимые упражнения.

- Откройте «Букварь» на с. 14

- Жужжащее чтение текста «Первоклассники»

Работа в паре:

-Чтение друг другу в паре.

- Поднимите руку те, у кого получилось без ошибок прочитать текст. Молодцы! Остальные ребята обязательно научатся читать без ошибок и тоже очень скоро порадуются своему успеху.

Работа в группе:

Вспомните правила сотрудничества. Соберите свою группу и угадайте имена первоклассников, зашифрованные на с.14.

Один человек из группы читает получившееся имя первоклассника, объясняя решение группы.

- На с.15 чтение слов с буквой «Ё»

1 строка: Какая общая часть есть у слов?

2 строка: Назови лишнее слово, объясни свой выбор

3,4 строки: Почему про Алёну мы говорим «принесла», а про Артёма – принёс?

В следующем задании мальчики находят слова, отвечающие на вопрос Что ОНА делала? или Что ОНА сделала? Девочки, наоборот, Что ОН делал, Что Он сделал? (слова читают сначала девочки, потом мальчики). Один ученик читает только слова с буквой «Ё».  

Дети слушают слова и выкладывают из цветных квадратиков звуковой «коврик».

Дети в паре составляют слова, учатся договариваться, соглашаться с мнением соседа по парте.

Дети вспоминают слова с данными слогами.

Дети сами предлагают одноклассникам выполнить любимые упражнения для профилактики утомления.

Учащиеся упражняются в чтении слогов, слов и предложений с изученными буквами.

Дети вспоминают правила сотрудничества, собираются в группы и обсуждают, где какое имя зашифровано.

Дети работают с текстом учебника, размышляют, находят ответ на вопросы учителя.

Познавательные:

находить и выбирать способ решения поставленной задачи, умение строить модель

Регулятивные:

взаимоконтроль выполнения задания в парах, в группе, при необходимости исправление ошибок, оценивание своей работы

Коммуникативные:

умение вступать в диалог

  1. Рефлексивно-оценочный

Фронтальный.

Индивидуальный. Словесно-иллюстративный.

Ответы на вопросы:

- Узнали ли мы, какими буквами обозначается звук ?

- Что понравилось на уроке?

- Кого можно похвалить?

Чтение текста  «Кто что испёк?» на с.15

– Что испекла мама?

– Что испёк повар?

Торт, который повар испёк первоклассникам, необходимо украсить.

- Те, кому на уроке было всё понятно, кто доволен своей работой, украсит торт узорами красного цвета.

- Кто работал хорошо, но мог бы лучше – возьмите узоры жёлтого цвета.

- у кого работа не получилась, кто недоволен собой, украсьте торт зелёными узорами.

Вывод…

Спасибо за работу на уроке!

Дети делают вывод по уроку, обобщают полученные знания.

Осуществляют самооценку своего участия в уроке.

Регулятивные:

Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока обучения грамоте в 1 классе.Буквы М, м обозначающие согласные звуки [м], [м\']

Цель: Познакомить с новыми буквами и звукамиЗадачи  урокаОбразовательная:                     ...

Конспект урока обучения грамоте Тема: «Знакомство с буквой А,а»

В данном конспекте  показана развернутая форма урока по ФГОСам с использованием УУД....

Конспект урока обучение грамоте "Согласный звук [ ж]. Буквы Ж,ж"

Урок обучения грамоте "Согласный звук [ ж]. Буквы Ж,ж" разработан в соответствии с ФГОС...

Конспект урока обучения грамоте ( письмо). "Письмо строчной буквы ё"

Цель урока научить правильному написанию строчной буквы ё. Повторить особенности букв е, ё. Закреплять навык звукобуквенного разбора слов, умения выделять, слышать нужный звук. Развивать фонематически...

Конспект урока обучения грамоте "Звуки [р],[р`]. Буква Рр"

Разработка урока обучения грамоте для 1-го класса УМК "Перспектива" с презентацией....

Конспект урока обучение грамоте (письмо). Тема: Письмо букв ч,Ч. 1 класс УМК "Гармония"

Тема урока: Письмо букв ч,Ч.Тип урока: овладение новыми знаниями. Задачи урока: Предметные задачи урока: развитие у учащихся умений: писать строчную и заглавную буквы Ч, ч...

Конспект урока обучение грамоте Звуки г, гь.Буква Г.

Обучение грамоте1 класс.« Согласные буквы Г г, звуки [ г ], [ г\' ]»,Учебник « Азбука» автор В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин и др.Цель урока: познакомить с новыми звуками и буквой.Задачи урока:Обучающие...