Обозначение двух звуков "й", "о" одной буквой "ё"
план-конспект занятия по русскому языку (1 класс) по теме
Ознакомление учащихся с функцией буквы "Ё"в определенных позициях: в начале слова и после гласных в слове, упражнять в чтении слов с буквой "Ё"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_bukva_yo.docx | 99.62 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБОЗНАЧЕНИЕ ДВУХ ЗВУКОВ [й’], [о] одной буквой Ё
Цели: познакомить учащихся с функцией буквы «ё» обозначить два звука [й’о] в определенных позициях: в начале слова и после гласных в слове; упражнять в чтении слов с буквой «ё»; закреплять знания условного обозначения звонкого, глухого, твердого и мягкого согласных звуков; учить акцентированному произнесению согласных звуков на основе одноуровневых моделей слов; формировать умение читать предложения как относительно законченные по смыслу структурные единицы; развивать фонетический слух и культуру звукопроизношения; воспитывать любовь к животным.
Планируемые результаты:
Предметные: знать и объяснить функцию буквы «ё» обозначать два звука в начале слова и после гласных выполнять слоговое и орфоэпическое чтение звуков и буквенной схем слова.
Личностные УУД: в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, делать выбор, как поступить.
Регулятивные УУД: различать способ и результат действия; принятие практической задачи.
Познавательные УУД: использовать простейшие таблицы и схемы для решения конкретных языковых задач; выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.
Коммуникативные УУД: донести свою позицию до других; оформлять свою мысль в устной речи; слушать и понимать речь других.
Ход урока
I.Организационный момент
Психологический настрой на работу
Придумано кем-то просто и мудро
При встречи здороваться: «Доброе утро!»
Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро доверчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым.
Доброе утро длится до вечера.
(Улыбнитесь мне и друг другу)
II.АОЗ
- Выстраивание цепочки речь-предложение-слово-звук
- Игра «Гласный-согласный».
-На какие две группы делятся звуки русского языка? (гласные и согласные)
-Как распознать гласные и согласные звуки? (гласные поются, а согласные встречают преграду)
Дети сигнальными карточками (синий-красный) показывают какая буква
“А” “М” “О” “Н” “Л” “Э” “Ы” “У” “И” “Р” “Й” “Я”-12 букв
- Работа по слоговой таблице
III.Сообщение темы урока
-Отгадайте загадку:
Вот иголки и булавки
Вылезают из под лавки,
На меня они глядят,
Молока они хотят (Ёжик)
-Какую букву пишем в начале этого слова?
-Кто догадался, какая тема нашего урока? (буква Ё)
IV. Буквы Ёё
Откроем учебник на странице 39
Рассмотрите буквы Ёё
Ё-взгляните сами,
Буква с точками-глазами.
Указки
Откроем алфавит и найдем букву ё.
Какая буква над буквой Ё, ниже буквы Ё? Конструирование-печатание Ёё
IV. Звуковой анализ слов на основе двухуровневых моделей (страница 39)
Ребята в левом углу рассмотрите звуковые модели. Что мы можем по ним сказать?
Бука Ё выполняет две работы
-
Определим цели урока:
1) Познакомиться с буквой Ёё
2) Узнать какую работу выполняет буква Ёё
3) Какие звуки обозначает буква Ёё
4) Научиться читать слова с буквой Ёё
Рассмотрите иллюстрации в учебнике
- Кто изображен с лева? –Колюч да не ёж, живет в реке (Ёрш)
Рыба названа «ёрш» из-за своих торчащих в разные стороны колючих плавников.
Отсюда слово «ершистый», то есть «колючий», «задиристый»
Ершом и щеточку назвали-кругленькую, ершистую-для мытья, например, молочных бутылок.
Прочитайте слово «ёрш» по слогам и орфоэпически.
-На каком месте в слове стоит буква «ё»?
-Сколько в слове букв?
-Сколько в слове звуков?
-Какая буква обозначает два звука? (Буква «ё» обозначить два звука- [й’о]) Это сочетание звуков в начале слова записывается буквой «ё»
-Когда буква «ё» обозначает два звука? (В начале слова)
-Какой звук образовал этот слог? ([о])
-А какие звуки в этом слове одни, без гласных, не образуют слога? ([й’], [р],[ш])
- Что изображено справа? (Буёк)
Буёк –сигнальный поплавок на реке для обозначения границы чего-нибудь (например, отмели, участка, разрешенного для купания)
Прочитайте слово «буек» по слогам и орфоэпически.
-На каком месте в слове стоит буква «ё»?
- После какой буквы стоит буква «ё»? (После другой гласной)
-Сколько в слове букв?
-Сколько в слове звуков?
-Какая буква обозначает два звука? (Буква «ё» обозначить два звука- [й’о]-после другой гласной буквы)
-Когда буква «ё» обозначает два звука? (В начале слова и после другой гласной буквы)
Вывод: Буква «ё» обозначить два звука- [й’о] в начале слова, после другой гласной буквы
На доске!
Сейчас мы будем читать слова с новой буквой в слоговых столбиках (по цепочке хором)
VI. Упражнение в чтении слогов, слов, предложений (страница 39)
Чтение слов и предложений.
Работа со схемой предложения.
-Рассмотрите иллюстрацию в книге. Кто здесь нарисован?
-Что делает девочка?
-Что делает мальчик?
-Проанализируйте схему-модель предложения в учебнике. Сколько в нем слов?
-Что вы можете сказать о первом слове предложения? (Это слово-помощник)
-Составьте предложение по данной схеме, использую иллюстрацию в книге.
На столе лежат лимоны.
У маши есть ракушка.
У Миши много лимонов.
VII. Мультфильм «Найди слово с буквой «Ё»
ИТОГ УРОКА:
-С какой буквой познакомились на уроке?
-Какие звуки она обозначает?
-Как вы считаете мы выполнили цели поставленные в начале урока? (проговорить)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Звуковой анализ слов и упражнение в обозначении звуков. Повторение правил письма.
закрепление умения выполнять звуковой анализ, записывать слова значками звуков и читать звуковые записи; пред- тавление о рифме, рифмование с...
Тема урока: Звуки и буквы. Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове. Условные звуковые обозначения слов. Наблюдение над изобразительными возможностями языка.
Интегрирующая дидактическая цель: формировать понятие о звуках и буквах, научить правильно обозначать звуки буквами в письменной речи.Целевой план действий для учащихся: -добиться усвоения темы ...
Звуки [й’а], [а]. буквы Я,я. Обозначение двух звуков [й’а] одной буквой Я
Урок литературного чтения в период обучения грамоте по УМК "ПНШ"...
Урок обучения грамоте в 1 классе «Обозначение двух звуков [й, у] одной буквой ю.
Урок обучения грамоте в 1 классе «Обозначение двух звуков [й, у] одной буквой ю.Программа: Перспективная начальная школа...
Урок русского языка. 1 класс. Освоение нового способа обозначения звукового состава слов
Урок по разделу «Звуки русского языка» применением ИКТ разработан по программе УМК "Гармония". Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС. В основе лежит системно- деятельностны...
Презентация к уроку русского языка. 1 класс. Освоение нового способа обозначения звукового состава слов
На протяжении всего урока в ходе групповой, индивидуальной, коллективной работы , ребята осуществляют поиск необходимой информации с использованием учебной литературы, анализируют информацию, уч...
Обозначение двух звуков [ й’у ] одной буквой Ю
Технологическая карта урока по обучению грамоте...