Звуки [й’а], [а]. буквы Я,я. Обозначение двух звуков [й’а] одной буквой Я
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме
Урок литературного чтения в период обучения грамоте по УМК "ПНШ"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок Азбуки | 17.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Звуки [й’а], [а]. буквы Я,я.
Обозначение двух звуков [й’а] одной буквой Я
Цели: - познакомить с функцией буквы «Я» обозначать два звука [й’а] в определенных позициях: в начале слова и после гласных;
-упражнение в чтении слов с буквой «Я»
- развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения у детей;
- воспитывать культуру учебного труда, дружелюбие, взаимопомощь;
Оборудование: элементы-шаблоны печатных букв № 18, 9, 5, 16, 6, 1, фишки звуков, демонстрационный образец, мягкие игрушки, листок с напечатанными буквами;
Ход урока
I. Организационный момент ( мобилизация внимания)
На столе учителя мягкие игрушки: щенок, котенок, зайчик, медвежонок, мышка. Дети некоторое время смотрят на игрушки, затем закрывают глаза. Учитель меняет игрушки местами, дети находят разницу, т.е. что изменилось.
II. Повторение пройденного
- Ребята, какие звуки мы уже изучили? Какими буквами они обозначаются?
Найдите эти буквы на наборном полотне (работа со слабыми учащимися).
- с каким звуком и буквой мы познакомились на прошлом уроке? (буква Й)
1) Характеристика звука [Й’] - звуковой человечек
2) Чтение слогов: «цветы и бабочка» (на цветах – гласные буквы, бабочка – согласные н, й, м, р, л.); Бабочка садится на цветы – дети читают слог.
III. Работа по теме урока.
1)Дети получают листочки с печатными буквами.
Задание: найти незнакомую (неизученную) букву, обвести.
Учитель вывешивает демонстрационную карточку с изображением яблока, под рисунком печатная буква Я я.
- что изображено на рисунке?
- произнесите первый звук… ([Й’А])
[Й’А] - Я (знакомство с буквой)
Всем на свете буква Я
Доложить готова:
- А вы знаете, кто я?
Вы не знаете, кто я.
Я не только буква Я-
Буква, слог и слово! (А.Шибаев)
2) Конструирование
Собрать из данных элементов печатные буквы Я,я
IV. Физминутка «Вот так яблоко»
Руку протяните, яблоко сорвите.
Стал ветер веточку качать,
И трудно яблоко достать.
Подпрыгну, руку протяну и быстро яблоко сорву.
V. Работа по учебнику (с. 34)
1) Звуковой анализ слов Ян, Лия, маяк на основе двухуровневых моделей.
- сколько слогов в слове Ян? Что мы знаем про количество слогов в слове? ( сколько в слове гласных, столько и слогов)
- произнесите первый звук в слове Ян - [Й’а…]
- назовите второй звук… [н]
учитель по ходу выделения звуков составляет звуковую схему слова
- ребята, что вы видите? (звуков больше, чем букв)
- почему так получилось?
* Буква Я – очень хитрая буква. В ней содержится два звука [Й’А], но обозначается она при письме не двумя, а одной буквой -Я
2) характеристика буквы Я и звуков [Й’А]
Аналогичная работа проводится с остальными двумя словами, материал про маяк на море.
3) упражнение в чтении столбиков слов с буквой «Я», т.е. обратное перекодирование букв в соответствующие звуки (по учебнику).
4) самостоятельная работа под руководством учителя: составление моделей слов: яма, Рая с помощью фишек звуков + характеристика звуков.
VI. Работа по иллюстрациям страницы.
- какое явление природы изображено на картинке?
- как догадались?
* попробуйте составить рассказ из 4-5 предложений по данной картине. Учитель фиксирует графически рассказ детей.
Примерный текст рассказа:
«Гроза»
Маша и Миша гуляли на лужайке. Вдруг набежали тучи. Упали первые капли дождя. Сверкнула молния, грянул гром. Дети побежали домой.
* Пересказ содержания текста на основе графической модели (2-3 ученика)
VII. Подведение итогов урока.
- Ребята, с какой буквой мы познакомились на уроке? Почему мы назвали ее хитрой?
- Какие звуки она обозначает?
- Назовите слова с данной буквой.
Мы говорили про маяк, а знаете ли, что маяком могут быть и люди, даже каждый из вас. Светлыми маяками в учебе, но для этого нужно старательно учиться, помогать нуждающимся в помощи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Закрепление правил обозначения гласных звуков буквами. Письмо изученных букв.
Презентация по теме "Письмо изученных букв" Цель: формировать в памяти зрительные образцы изученных букв. В начале урока ставится проблемный вопрос?...
Разработка урока «Обозначение сильных и слабых позиций гласных звуков одной буквой»
Конспект урока русского языка во втором классе по системе Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова...
Урок обучения грамоте в 1 классе «Обозначение двух звуков [й, у] одной буквой ю.
Урок обучения грамоте в 1 классе «Обозначение двух звуков [й, у] одной буквой ю.Программа: Перспективная начальная школа...
Обозначение двух звуков "й", "о" одной буквой "ё"
Ознакомление учащихся с функцией буквы "Ё"в определенных позициях: в начале слова и после гласных в слове, упражнять в чтении слов с буквой "Ё"...
Обозначение двух звуков [ й’у ] одной буквой Ю
Технологическая карта урока по обучению грамоте...
Урок русского языка. 2 класс ." Школа России" Согласный звук [й\'] и буква И краткое. Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения урок № 73
Разработка будет интересна учителям начальных. Использование национально-регионального компонента на уроке ( Республика Карелия. Карельский морозец Паккайне") Межпредметная интеграция с исп...