Обозначение двух звуков [ й’у ] одной буквой Ю
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Технологическая карта урока по обучению грамоте

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bukva_yu.2_ispravlennyy_doc.doc90 КБ
Office presentation icon 2003.ppt2.07 МБ

Предварительный просмотр:

Дата проведения: 21.11.17                                                                                                   Учитель: Мотовилова Л.В._____________

Школа №148                                                                                                  Методист: Зубарева Н.С.______________

Класс: 1- г                                                                                                          Студентка: Карачурина Дарья, 43 группа

Урок: №3                                                                

Кабинет № 209

Технологическая карта урока письма.

Тема урока: «Обозначение двух звуков [ й’у ] одной буквой Ю»

Цели деятельности  учителя: познакомить учащихся с функцией буквы «ю» обозначать два звука [ й’у ] в определённых позициях: в начале слова и после гласных в слове; формирование навыка чтения слов с буквой «Ю»  

Планируемые результаты:

  • Предметные: - упражняться в чтении слов с буквой «Ю» ;

                       - закреплять знание фонетического значения согласных звуков;  

                            - формировать умение следовать образцу и простейшим алгоритмам;

                            - учиться читать слова по слогам и орфоэпически;

                            - формировать умение составлять высказывания по схемам

  • Личностные: - проявлять интерес к разнообразию человеческих профессий;  развивать речь, воображение, логическое       мышление;  учиться договариваться друг с другом, соблюдать выработанные правила общения при работе в паре.

Тип урока: открытие новых знаний

Оборудование: учебник Азбука «ПНШ» , 1 класс – 1 часть, презентация, конверты.

Этапы, методы и приёмы.

Время

Содержание урока и деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный момент

Мотивационный момент

Метод – словесный

Приём – подводящий диалог.

Метод - наглядный

10:10-10:11

 Здравствуйте, ребята! Меня зовут Дарья Игоревна. Сегодня я у  вас проведу урок обучения грамоте. Посмотрите, всё ли готово у  вас к уроку?

Повернитесь к своим соседям, улыбнитесь им и пожелайте удачи.  Теперь садиться тихо первый ряд, второй ряд и третий ряд.

Приветствовать учителя.

Проверять готовность к уроку.

Регулятивные: 

осознавать необходимость рабочего настроя на уроке.

Метод- практический

Приём-

Метод – словесный.

Приём - чтение скороговорки.

 10:11-  10:15

Дыхательная гимнастика.

Чтобы выразительно и грамотно читать, проведем дыхательную гимнастику и подготовим голос к работе.

«Дует ветерок».

Представьте, что у вас на ладони лежит лепесток розы. Делаем глубокий вдох и медленно выдыхаем на ладонь так, чтобы не сдуть лепесток.

Речевая разминка

Работа со скороговоркой  

-Посмотрите на слайд. Прочитайте, скороговорку шевеля губами.

-Давайте, прочитаем, хором, сначала медленно, а потом все быстрее и быстрее. (учитель отстукивает в ладоши такт , для чтения скороговорки)

Буква Ю юлу купила,
Чтобы Юля не грустила.
Юленька юлу взяла,
Завертелась вмиг юла.

-Сейчас прочитают хором девочки.

-Теперь мальчики , давайте покажем девочкам , как вы умеете.

-Кто хочет прочитать эту скороговорку быстро, но чтоб чистота произношения прослеживалась?

( Ты еще не очень готов, но ты молодец , что вызвался сам, присаживайся) (опросить 2-3 человек)

Развивать артикуляционный аппарат

Читают хором\индивидуально скороговорку.

Регулятивные:

использовать речь для регуляции своего действия;

Личностные: положительное отношение к школе и учебной деятельности.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других

Постановка учебной задачи и её решение

Словес.: определение цели урока

10:15- 10:18

- Отгадайте загадку:

Одноногий Ивашка –

Расписная рубашка.

Петь- плясать мастак,

А стоять – никак.   (юла)

-Сколько слогов в слове юла?(2)

-Какой слог первый ?(Ю)

-Из каких звуков состоит 1 слог? Кто не знает, может посмотреть в учебнике на 41 странице, в верхнем левом углу.

-Давайте рассмотрим схему слова «Юра» на той же странице.

-Ребята, с какого звука начинается слово?( со зв. «Й»)

- Второе место в слове, там стоит какой звук? (У)

-А как прочитаем вместе?(« й у») Правильно.

-На третьем месте, в слове назовите звук.(Р) А на последнем месте, звук…(А) Совершенно верно!

-Посмотрите, все звуки расположены отдельно, каждый в своем домике, но у одной буквы 2 звука, кто догадался у какой?(Ю)     - Давайте , прочитаем всё слово по слогам: Ю-ра.

-А теперь прочитаем это слово еще раз и  выделим 1 слог(позовем его).

- Вы уже, наверное, догадались, какая будет тема нашего урока? (Познакомиться с работай буквы Ю в словах, когда она обозначает 2 звука)

- А какую же цели мы сегодня поставим на уроке?( научится определять , где буква Ю, обозначает 2 звука[ й’у ])  

 Отгадывают загадку.

Разбирают фонетическое значение буквы Ю.

Определяют тему и цель урока.

Коммуникативные:

уметь  слушать и вступать в диалог.

Регулятивные:

использовать речь для регуляции своего действия;

Решение частных задач

Метод – словесный.

Приём – беседа.

Метод–наглядный

Метод –практический

10:18-10:20

10:18-10:20

-Давайте рассмотрим иллюстрацию в учебнике на странице 41.

-Что здесь изображено? Как зовут мальчика, если его имя начинается с буквы Ю? (Юра)

- Посмотрите на слово Юра , еще раз. Когда буква Ю обозначает два звука?(когда она стоит в начале слова)

- Что делает Юра на картинке?(моет машину)

- Посмотрите на схему слова «МОЮ». Сколько слогов в данном слове «мою»?(2)

-Какой слог первый ?(Мо)

-Из каких звуков состоит 1 слог?(М и О)

- На третьем месте в слове, там стоит какой звук? (Й) А на последнем месте, звук…(У)

-А как прочитаем вместе 3 и 4 звук?(« й у») Правильно.

-Посмотрите, так же как и в слове «Юра», все звуки расположены отдельно, каждый в своем домике, но у одной буквы 2 звука, кто догадался у какой?(Ю)    

- Давайте , прочитаем всё слово по слогам: Мо-ю.

-А теперь прочитаем это слово еще раз и  выделим 2 слог(позовем его). Совершенно верно!

- В этом слове, когда буква Ю обозначает два звука?( когда стоит после гласного)

- Что же мы узнали , давайте обобщим выше сказанное:

Буква Ю обозначает 2 звука [ й’у ] , когда …..(стоит в начале слова и когда стоит после гласного)

Физминутка

Юла ютиться под кустом,                (руки)

  Юлой юла вертится.               (вокруг себя)

                    Но все-таки , заметьте-ка,

                    Юла- такая птица,                 (вверх-вниз руки)

Чей нежный , тонкий голосок        ( руки в стороны)

      Чист, словно скрипка, и высок.   ( потянуться вверх)

Отвечать на вопросы учителя

Читать текст

Отвечать на вопросы учителя

Повторяют движения за учителем.

Коммуникативные:

уметь  слушать и вступать в диалог.

Регулятивные:

использовать речь для регуляции своего действия;

Коммуникативные: участвовать в учебном диалоге.

Познавательные:

выделять существенную информацию

Постановка учебной задачи и её решение.

Метод – словесный

Приём –подводящий диалог.

Метод – словесный

Метод- практический

10:20-10:25

Конструирование большой и малой буквы Ю

– Обратимся к слайду, найдите букву Ю, в небольшом четверостишье.

Чтобы О не укатилось,

Крепко к столбику прибью.

Ой, смотри-ка, что случилось:

Получилась буква Ю!

                                                   А.Шибаев

-Из каких элементов-шаблонов она состоит?

-У вас на столах конверты достаньте из них элементы, и в паре сконструируйте букву «Ю» и «ю».

- Кто хочет выполнить это задание у доски самостоятельно?

- Приступаем к работе.

-Посмотрите на доску , правильно ли сконструирована буква «Ю»? У вас на парте так же получилось?

-Молодцы, ребята!

Ищут букву Ю в четверостишье.

В паре составляют букву Ю. А один ученик на доске индивидуально.

Познавательные:

выделять существенную информацию

Познавательные:

построение речевых высказываний.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других

Решение частных задач.

Метод- словесный

Приём- беседа.

Метод- словесно-наглядный.

Метод- словесный.

Приём- слово учителя, беседа.

10:27- 10:45

 Знакомство с обозначением изученных звуков с помощью малой печатной буквы в квадратных скобках и правилом соотношения буквы «ю» и звуков[ й’],[у ].

-Посмотрите на слайд .Давайте с вами повторим еще раз, когда буква ю обозначает 2 звука. Назовите эти звуки.([й’],[у]).Правильно!

  1. В начале слова
  2. После другого гласного звука

- Посмотрите в учебник. После картинки с Юрой. У вас там есть слова. Давайте прочитаем их. Начинаем с первой строчки.

(по слогам!)

ю-ла (Давайте , позовём звук [й’ у ] (Ю-ЛА). В этом слове буква Ю, сколько звуков обозначает?(2)Почему?(потому что стоит в начале слова))

 ю- лил (Читаем. Давайте , позовём звук [й’ у ] Сколько в этом слове буква «Ю» обозначает звуков?(2)Почему?(потому что стоит в начале слова))

 ю-ли-ла (Читаем. Давайте , позовём звук [й’ у ] Сколько в этом слове буква «Ю» обозначает звуков?(2)Почему?(потому что стоит в начале слова))

 ю-ли-ли (Читаем. Давайте , позовём звук [й’ у ] Сколько в этом слове буква «Ю» обозначает звуков?(2)Почему?(потому что стоит в начале слова))

- Вторая строчка (Читаем. Давайте , позовём этот звук [й’ у ]  (РО-Ю). В этом слове буква Ю, сколько звуков обозначает?(2)Почему?(потому что стоит после гласного звука))

-Третья (Читаем. Давайте , позовём этот звук [й’ у ] .В этом слове буква Ю, сколько звуков обозначает?(2)Почему?(потому что стоит после гласного звука)) 

-Четвертая (Читаем. Давайте , позовём этот звук [й’ у ] .В этом слове буква Ю, сколько звуков обозначает?(2)Почему?(потому что стоит после гласного звука))

-Пятая (Читаем. Давайте , позовём этот звук [й’ у ]. В этом слове буква Ю, сколько звуков обозначает?(2)Почему?(потому что стоит после гласного звука))

- Посмотрите на 4-5 строчки . Чьи это имена?(людей) Значит нужно писать с ….(загл. букв.)

- Шестая строчка. Прочитайте 1 слог.(яр) Что в нем необычного? Сколько звуков даёт буква Я?(2) Какие?(Й и А)

Читаем следующие слово, по слогам, не забываем про ударения (Я-РЫЙ\Я-РАЯ)

-Давайте теперь хором, за мной прочитаем все слова, по  слогам, не забываем по ударения, на 1 строчке \ второй \.....

Физминутка.

Для начала мы с тобой

Крутим только головой.

(Вращения головой.)

Корпусом вращаем тоже.

Это мы, конечно, сможем.

(Повороты вправо и влево.)

Напоследок потянулись

Вверх и в стороны.

Прогнулись.

(Потягивания вверх и в стороны.)

От разминки раскраснелись

И за парты тихо сели.

(Дети садятся за парты.)

-Двайте, прочитаем на стр 41 2 и 3 предложение. И составим схемы- модели к прочитанным  предложениям.

(дети составляют схемы- модели)

-Назовите слова - предметы.

-Назовите слова – действия.

-Назовите слово – помощник.

- Посмотрите внимательно на все предложения и найдите в них слова , где буква Ю обозначает 2 звука и нужно объяснить почему? (Юля, Марию, Маю, Ию, Лию, Юра) А почему эти слова написаны с заглавной буквы?

- Кто хочет прочитать 2( или 3) предложение по слогам самостоятельно?( 1-2 чел)

Дополнительные задания на развитие внимания.

-Давайте поиграем.

1.Кто больше всех запомнит слов со звуками[ й’у ] мальчики или девочки. Слушаем внимательно.  

              Юркий кораблик «Юла» плывет на юг. В южном небе Южный Крест.

              Юноша Юра – юнга «Юлы».У Юры уютная каюта на юте и любимый кот Юпитер. Юпитер ютиться в шлюпке.

                                                                                      (Л.Яхнин)

(слова любимый и шлюпка обозначаю 1 звук – У)

2.Игра «Наборщик»

 (На слайде слово натюрморт)

-Составьте как можно больше слов из этого слова.

( Юра, торт, нора, юрта, рот, мор, мот)

- Кто знает значение слова ЮРТА? (небольшая хижина, где живут люди)

-Посмотри на слово Юра и Юрта , что мы здесь видим?

(Буква Ю обозначает 2 зв., потому что стоит вначале слова)

Рассматривать иллюстрацию

 

Отвечать на вопросы.

Читать слова

Отвечать на вопросы учителя

Повторять упражнения за учителем.

Познавательные:

устанавливать причинно-следственные связи; строить речевое высказывание.

Регулятивные:

определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу

Регулятивные:

определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Итог урока.

Рефлексия.

Метод- словесный.

Приём- слово учителя, беседа.

10:45-10:50

-Что нового узнали на уроке?

-Какие звуки обозначает буква Ю?

-Когда буква Ю обозначает 2 звука?                                    

-Поднимите руку, если вам на уроке было понятно, если были трудности, не всё сразу получилось – встаньте из-за парт, если совсем ничего не поняли на уроке– присядьте у парты.

- Я вижу, что многие дети готовы идти вперёд и не боятся трудностей. Спасибо всем ребятам за внимание, за труд. Наш урок окончен. Ребята, до свидания.

Отвечать на вопросы учителя.

Выбрать действие, в связи с тем как работал на уроке.

Познавательные:

Контроль и оценка результатов своей деятельности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 4

Буква Ю юлу купила, Чтобы Юля не грустила. Юленька юлу взяла, Завертелась вмиг юла.

Слайд 5

ЮЛА

Слайд 6

Юра

Слайд 7

Тема: Познакомиться с работай буквы Ю в словах, когда она обозначает 2 звука Цель : научится определять , где буква Ю, обозначает 2 звука[ й’у ]

Слайд 8

Чтобы О не укатилось, Крепко к столбику прибью. Ой, смотри-ка, что случилось: Получилась буква Ю!

Слайд 10

[ й ’ ] [ у ]

Слайд 11

В начале слова После другого гласного звука

Слайд 14

Юркий кораблик « Юла » плывет на юг . У Юры уютная каюта на юте и любимый кот Юпитер . Юпитер ютиться в шлюпке.

Слайд 15

любимый шлюпка

Слайд 16

Юркий кораблик « Юла » плывет на юг . У Юры уютная каюта на юте и любимый кот Юпитер . Юпитер ютиться в шлюпке.

Слайд 17

каюта

Слайд 19

НАТЮРМОРТ

Слайд 20

ЮРА ТОРТ НОРА ЮРТА РОТ

Слайд 21

Юрта

Слайд 22

Юра Юрта

Слайд 24

Я считаю, что на уроке я работал(а) … (как?) Мне было понятно/не понятно … (что?)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Закрепление правил обозначения гласных звуков буквами. Письмо изученных букв.

Презентация по теме "Письмо изученных букв" Цель: формировать в памяти зрительные образцы изученных букв. В начале урока ставится проблемный вопрос?...

Разработка урока «Обозначение сильных и слабых позиций гласных звуков одной буквой»

Конспект урока русского языка во втором классе по системе Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова...

Звуки [й’а], [а]. буквы Я,я. Обозначение двух звуков [й’а] одной буквой Я

Урок литературного чтения в период обучения грамоте по УМК "ПНШ"...

Двузвучные гласные буквы Е, Ё, Ю, Я. Одна буква – два звука

Расширить представления учащихся о «работе» букв е, ё, ю, я, помочь открыть новые знания о данных буквах, формировать умения рассуждать при определении количества звуков в буквах е, ё, ю, я в ра...

Урок обучения грамоте в 1 классе «Обозначение двух звуков [й, у] одной буквой ю.

Урок обучения грамоте в 1 классе «Обозначение двух звуков [й, у] одной буквой ю.Программа: Перспективная начальная школа...

Обозначение двух звуков "й", "о" одной буквой "ё"

Ознакомление учащихся с функцией буквы "Ё"в определенных позициях: в начале слова и после гласных в слове, упражнять в чтении слов с буквой "Ё"...