Звуковой анализ слов и упражнение в обозначении звуков. Повторение правил письма.
план-конспект урока русского языка (1 класс) по теме
закрепление умения выполнять звуковой анализ, записывать слова значками звуков и читать звуковые записи; пред- тавление о рифме, рифмование слов; тренировака в нахождении «опасных мест» и правильной записи слов и предложений; формирование у детей правильного понимания конечной цели обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_1_kl..doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
17 апреля 2007год. «Краснобаррикадная» СОШ.
Открытый урок по русскому языку в 1 классе по теме: Звуковой анализ слов и упражнение в обозначении звуков.
Повторение правил письма. Учитель нач. классов Афанасьева Н.В. Задачи:1) закреплять умение выполнять звуковой анализ, записывать слова значками звуков и читать звуковые записи; 2) дать представление о рифме и попробовать рифмовать слова; 3)тренировать в нахождении «опасных мест» и правильной записи слов и предложений; 4)формировать у детей правильное понимание конечной цели обучения.
Оформление: на доске поезд из нескольких вагонов, на обратной стороне кото-рых нарисованы дети, играющие в парикмахера, летчика, врача и.т.д.; записи зву-ков и стихотворение «Кенгурята» , у детей на столах «ромашки» с гласными буквами. ХОД УРОКА :
1. Сегодня мы отправляемся на поезде в гости к таким же ребятам-первоклассникам, как и мы. Кто хочет прокатиться на поезде? (все поднимают руки) Все удобно уселись? Тогда поехали. Записываем число, классную работу. Семнадцатое апреля. Классная работа.
Следим за посадкой и правильным положением тетради. Мы прибыли на 1 станцию, где живет мальчик Саша. Он учится в 1 классе и хочет стать машинистом, водить поезда (на картинке мальчик тянет на веревочке паровозик) Поможем ему. Скажите, как мы смеемся? (ха-ха-ха) Какой первый звук? [х] Какой он? (согласный, глухой, твердый) . Какой буквой обозначается? (ха).
Запишем чистописание: Хх Хх Х х ха хе хл яхта Ханс
Почему последнее слово с большой буквы? (имя) Какое имя (нерусское) Знаете ли вы кого с таким именем? (сказочник Ханс Кристиан Андерсен ) . Как в русском языке называются имена и другие названия? (имена собственные)
2.Мы прибыли на другую станцию, где живет мальчик Женя. Он мечтает стать шофером. Поможем и ему выполнить задание.
На доске: Словарь: в*р*бей, с*бака, щ*нок. Что это за слова?(словарные , они не проверяются , их надо запоминать) Если слова новые или мы забыли их написание ,что будем делать? (надо проверить их в словаре на стр. 137 учебника) Это новые слова, давайте посмотрим их правописание (показывают безуд. гласн. на «ромашках» , записывают в тетради, ставят ударение ) Какое слово лишнее? (воробей—это птица, ударение падает на 3 слог, а в ост. словах на 2-ой; щенок—в этом слове 2 слога, в ост. словах по три).
3.На этой станции живет Костя (мальчик фотографирует котенка). Кем он хочет стать? (фотографом, журналистом) Уточнить смысл слова «журналист».
О чем мы говорили вчера? (о звуках).Что научились делать? (читать звуковую
запись, записывать слова знаками). Сейчас мы поиграем.
На доске записаны звуки: [а], [в], [е], [р], [я], [ъ], [л*], [ю], [й*],[у],[ь],[т*]
.Физминутка: Встаньте. Я буду показывать поочередно на каждый звук. Если запись верная, вы хлопаете в ладоши и приседаете, если нет—не двигаетесь. ( дети отмечают неверные записи [е], [я], [ъ], [ю], [ь], объясняют, почему они неверны).
4. Познакомьтесь с Анечкой. Она будет парикмахером. Давайте с ней откроем книгу на стр.61 , найдите упр. 83. Какую запись вы видите, звуковую или буквен-ную? (звуковую) Как догадались? (квадратные скобки, запятая сверху). Прочитаем слова парами.(читает один—все повторяют ).Что особенного в звучании этих слов заметили?(одинаково звучат концы слов). Может, кто знает, как называется одина-ковое, похожее звучание слов? (рифма) Кто пользуется рифмой? (поэты). Запишем эти слова в тетради. (один ученик записывает на доске, отмечая опасные места). Струна—луна, бочка—точка, пёс—нёс, грусть—пусть.
5.Этот мальчик Юра хочет быть космонавтом. Но сейчас мы вместе с ним поиграем в поэтов. На доске запись: Кенгурята.
Ребятки - кенгурятки целый день играют в ( )!
(дети читают и легко досказывают рифму «прятки»). Как пишется «в прятки», слит-но или раздельно? (раздельно). Как это проверить? (Надо вставить слово «наши» или «большие». Н-р: « в наши прятки», или «в большие прятки»). Назовите все опасные » места при письме. (большая буква в начале предложения, восклицатель-ный знак, безударные гласные, слово помощник «в»). Учитель по мере их называ-ния подчёркивает «опасные места на доске. Сели правильно, приготовились списы-вать в тетрадь. Проверьте то, что написали.
6.Мы прибыли на станцию, где живёт Вика. Она мечтает стать врачом. Давайте поиграем с ней в «Самого внимательного». Встаньте.
Физминутка: Я буду говорить вам пары слов. Если они рифмуются, вы хлопаете в ладоши, прыгаете и приседаете, если нет - стойте не двигаясь.
Мука -- рука, лук – жук, хлеб – соль, кровать – тетрадь, шапка – папка, книжка – фишка, мел – стол, игра – икра, носки – пальто, ручка – линейка, тучка – ручка, глаз – алмаз, шутка – рассказ, миска – киска, свечка – печка. Молодцы!
А теперь сделаем звуковую запись последней пары слов. (один ученик
записывает у доски) с в* э ч* к а ---- п* э ч* к а
7.Итог урока: Вот и подошёл к концу наш урок. Чем занимались на уроке?
(читали звуковые записи, записывали звуками слова, подбирали и угадывали рифму). А для чего все ребята учатся? (чтобы получать хорошие оценки, чтобы мама похвалила, чтобы получить профессию).
Мы прибыли на конечную станцию. Здесь живёт Миша. Давайте прочитаем, что он написал. Я хочу стать милиционером.
Мы познакомились со многими ребятами. Они уже мечтают кем-то стать.
А у вас есть такая мечта? Запишите в тетради своё предложение, кем вы хотите стать. Учитель оставляет запись: Я хочу стать ---------------- .
Не забывайте об опасных местах.(дети записывают предложение в тетради самостоятельно; учитель подсказывает правописание слов – названий профессий) Проверьте, что написали.
Кто из ребят сегодня был активен, помогал на уроке?
(дети называют самых активных учеников)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повышение качества чтения и письма у младших школьников, имеющих недостатки в звуковом анализе слов
В последние годы отмечается значительный рост количества детей с различными трудностями обучения. Причины вызывающие эти трудности многозначны, решить их быстро невозможно.Одной из распространённых пр...
Презентация по теме «ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ИМЕЮЩИХ НЕДОСТАТКИ В ЗВУКОВОМ АНАЛИЗЕ СЛОВ»
«ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ИМЕЮЩИХ НЕДОСТАТКИ В ЗВУКОВОМ АНАЛИЗЕ СЛО» логопедии такие трудности называютфонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФ...
доклад по теме "Повышение качества чтения и письма у младших школьников, имеющих недостатки в звуковом анализе слов.
Доклад к презентации "Качества чтения и письма", рассмотрены нарушения при чтении и письме...
русский язык 2кл Звуковой анализ слов со звуками а о Письмо строчных букв а о
русский язык 2кл Звуковой анализ слов со звуками а о Письмо строчных букв а о...
Доклад на тему: «Повышение качества чтения и письма у младших школьников, имеющих недостатки в звуковом анализе слов»
Доклад на заседании школьного методического объединения учителей начальных классов...
Презентация: «Игры и упражнения по обучению дошкольников звуковому анализу слова»
Умение правильно разбирать слова на звуки - развитие умения правильно писать в будущем. Также развивается фонетический слух. Фонетический разбор слова дети изучают в первом классе, но к этому вр...