Урок русского языка. 1 класс. Освоение нового способа обозначения звукового состава слов
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему
Урок по разделу «Звуки русского языка» применением ИКТ разработан по программе УМК "Гармония". Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС.
В основе лежит системно- деятельностный подход, который опирается на принцип сотрудничества, делового партнерства учителя и учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.zip | 32.37 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Екатеринославская средняя общеобразовательная школа»
Тюльганского района Оренбургской области
Конспект урока
По русскому языку
в 1 классе
УМК «Гармония»
Освоение нового способа обозначения звукового состава слов
Выполнила:
Червонова Татьяна Михайловна,
учитель начальных классов
2016
Технологическая карта урока
Класс 1 | УМК «Гармония» Предмет: Русский язык |
Название раздела | Звуки русского языка |
Урок | №3 |
Тема урока | Освоение нового способа обозначения звукового состава слов |
Тип урока | Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями |
Педагогическая цель | содействовать развитию фонетических умений, внимания, мыслительных операций, речи. |
Задачи урока |
|
Универсальные | Познавательные: -создать содержательные и организованные условия для развития умения анализировать сравнивать выделять главное; -формировать умения формулировать ответы на вопросы учителя; -формировать умения поиска существенной информации в текстах учебника, из примеров, имевших место в личном опыте, -находить нужную информацию в материалах учебника, пользоваться ею. (П-1.) -анализировать, сравнивать, делать умозаключения, выводы, классифицировать, моделировать, обобщать материал. (П-2.) Регулятивные: - обеспечить формирование умения ставить цель и планировать свою деятельность; -содействовать развитию осуществлять самоконтроль, самооценку; - адекватно воспринимать информацию учителя или товарища оценочного характера по поводу качества чтения и правильности ответов. Коммуникативные - содействовать развитию у детей умению общаться; -обеспечить развитие диалогической и монологической речи. - выражать свои мысли в словесной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка, отвечать на вопросы персонажей учебника, участвовать в совместных действиях. (К.) Личностные: - Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, сознательное отношение к своей речи, контроль за ней, понимание необходимости говорить понятно, эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им. (Л.) |
Технологии | ИКТ, игровая, здоровьесберегающая. |
Методы, прием | По источнику знаний:
По степени взаимодействия учителя и учащихся:
По характеру познавательной деятельности:
-создание ситуации успеха, поощрения. |
Основные понятия, термины | Звуки, речь |
Ожидаемый результат | Предметные: выполняют звуковой диктант, слого-звуковой анализ слова, отвечают на вопросы по темам: «Звуки и буквы», «Слова, отвечающие на вопросы кто? что?», «Слова-названия, слова-указатели, слова-помощники», читают слова в «звуковой» записи, структурируют знания о звуках и буквах русского языка, о словах, отвечающих на вопросы кто? что? о словах-названиях, словах-указателях, словах-помощниках. Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося, понимают личностный смысл учения, оценивают свою деятельность на уроке, соблюдают основные правила участия в общении на уроке, проявляют познавательный интерес. Метапредметные: Регулятивные: принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности, отбирают средства ее осуществления, проявляют начальные формы познавательной и личностной рефлексии. Познавательные: общеучебные - участвуют в беседе, формулируют ответы на вопросы, читают формулировки вопросов и заданий в упражнениях; логические - осмысленно читают текст, умеют выделять существенную информацию из текста, анализируют, делают выводы и умозаключения. Коммуникативные: умеют строить взаимодействие со сверстниками, используя конструктивные способы общения, формулировать собственное мнение и позицию. |
Организация пространства | |
Формы обучения | Формы: фронтальная, индивидуальная. |
Образовательные (цифровые) ресурсы | учебник: М. С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко. презентация, мультимедиапроектор |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | |||||||||||||||
Мотивационный момент. Цель: мотивировать школьников на изучение темы, создание проблемной ситуации; выполнение действий для приобретения недостающих знаний; организовать деловой ритм работы, проверить готовность учащихся к уроку; создание ситуации успеха. | |||||||||||||||||
Слайд №2 Слайд №3,4 | Вот книги на столе, а вот – тетрадки, Не хочется играть сегодня в прятки, И недосуг дуть на корабль бумажный Сегодня в классе у ребят урок уж Больно важный. Будьте внимательны, а ещё старательны Ждут задания интересные вас Чтоб дружно работал весь первый класс. Желаю вам, ребята, удачи Оформляем работу в тетради.
| -Нам предстоит делать открытия, раскрывать «секреты» русского языка. | Личностные умения: - проявлять интерес к изучению темы Коммуникативные умения: - учиться работать в группе, договариваться с одноклассниками, слушать и понимать речь других | ||||||||||||||
Этап актуализации опорных знаний Цель: актуализировать знания о предложении, об интонации, таким образом подвести детей к постановке учебной проблемы. | |||||||||||||||||
Слайд №5 Слайд №6 |
(Учитель использовал «минутки общения» в начале учебного дня.)
(Саша, Саше, Милу.)
| Работают над скороговорками Слова-названия, слова-указатели, слова-помощники. | Коммуникативные умения: - слушать и понимать речь других Регулятивные умения: - учиться высказывать свое предположение | ||||||||||||||
Постановка цели урока Цель: включить учеников в учебную ситуацию, мобилизировать умственную активность; стимулировать осознанное желание самостоятельно поставить учебную задачу. | |||||||||||||||||
Слайд №7 Слайд №8 |
Конечно, тайны языка Открыли мы не все пока. Сегодня запись слов значками звуков мы продолжим. Ребятам всем, кто в этом затрудняется, поможем. | Работают по обложке учебника Выводят тему урока | Познавательные умения: - воспроизводить по памяти информацию, необходимую для установления учебной проблемы | ||||||||||||||
Учебно-познавательная деятельность. Цель: учить выполнять учебные задания в паре и группе; согласовывать позиции и находить общее решение; выполнять самопроверку и взаимопроверку; формировать речевые высказывания и аргументировать свое мнение. | |||||||||||||||||
Слайд № 9 Слайд №10 Слайд №11 Слайд №12 Слайд №13 Слайд №14 Слайд № 15 | Упражнение в чтении звуковых записей слов и соотнесении звуков с буквами. Повторение классификации слов-названий Звуковой диктант. Загадки Сидит красная девица в темнице, А коса на улице. Морковь Заставит плакать всех вокруг, Он кусает – но не пес. Кругла да гладка,
Проверка
Повторение
Нёс
- Вернёмся к учебнику.
Зачем? (Постепенно на доске слово пять оказывается сложенным из букв.)
(Можно, кисель может быть кислым.)
Работа над каллиграфией, запись слова буквами
Чем интересны эти буквы? (Они очень похожи. Какие элементы у них одинаковые? (Прямая линия и линия с закруглениями вверху и внизу.) А чем они отличаются? (У буквы п прямая линия короткая, а у буквы р - длинная.)
Запишите слово буквами. Следите за их правильностью и красотой. | Отгадывают загадки. Анализируют данные слова Записывают первые и последние звуки звуки Работают по заданию учебника Анализируют и сравнивают слова Самостоятельно работают по учебнику Работают с опорой на карточку - подсказку Класс называет букву, а ученик берёт её из разрезной азбуки и выставляет у доски Работают с опорой на карточку – подсказку Сравнивают элементы букв Учащиеся ставят точки на месте двух последних звуков, безударного гласного и парного по глухости-звонкости согласного Записывают слово | Познавательные умения: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; - высказывать предположения. Коммуникативные умения: - использовать речь для регуляции своего действия в рамках учебного диалога; -формулировать собственное мнение; - строить понятные для партнера высказывания в рамках учебного диалога; Регулятивные умения: -ориентироваться в разных способах выполнения задания; -контролировать процесс выполнения учебного задания. | ||||||||||||||
Физминутка Упражнение «Буратино».
Буратино потянулся, Раз - нагнулся, Два - нагнулся. Руки в стороны развел, Ключик, видно, не нашел. (Движения сожаления.) Чтобы ключик нам достать, (Поворот вправо-влево.) Нужно (Руки вверх.) На носочки встать. (Подъем на носочки.) | |||||||||||||||||
Первичное закрепление | |||||||||||||||||
Упражнения в записи слов значками звуков
Задание № 80
- Что видите на второй картинке, на нарисованном тетрадном листе? (Кляксу.) Вот слово клякса и запишем значками звуков. Первый звук произнесите и обозначьте самостоятельно. Какой второй звук? Что о нём скажете? Как покажете мягкость? Протяните и послушайте третий звук. Назовите его. Обозначьте. Помните: сейчас вы не пишете слово буквами, а показываете звуки, которые слышите. Не забудьте указать ударение. Это надо делать всегда, когда записываете слово значками звуков.
|
Работа по заданиям учебника Называют слова. Анализируют Слово клякса записывают на доске значками звуков | Личностные умения: - осознать ценность родного языка и его значимость для общения; - выражать положительное отношение к процессу познания; - проявлять внимание, удивление, желание больше узнать. | |||||||||||||||
Подведение итогов урока Цель: Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке | |||||||||||||||||
Слайд №16 |
Работа по заданию № 81
(Учитель произносит первое слово.)
| Подводят итог урока
Учащиеся исправляют ошибки | К-3 Л-4 Р-3 | ||||||||||||||
Рефлексия. | |||||||||||||||||
Слайд № 17 |
Дома спросите у мамы, у бабушки, какие звуки вы не умели выговаривать и в каких словах делали ошибки. Приготовьтесь рассказать об этом. Это будут ваши воспоминания. В учебнике на странице 56 № 82 есть такое задание, а внизу в голубой рамке подсказано, как можно начать рассказ. Составьте свои воспоминания и будьте готовы поделиться ими в наши «минутки общения» до уроков. Кто захочет, исправьте оставшиеся ошибки малышей. | Дают оценку своей работе | Р-3 |
Список использованной литературы:
- М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко. Учебник для 1 класса общеобразовательных учреждений. Русский язык. « К тайнам нашего языка» в двух частях. – Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011 г.
- М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко Тетрадь с печатной основой к учебнику «К тайнам нашего языка» 1 класс в трёх частях. – Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2015г.
- М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко. Методические рекомендации к учебнику «К тайнам нашего языка» 1 класс. – Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2013г.
4.Загадки – сайт для мам малышей «Ну, мама!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Системно-деятельностный подход на уроке русского языка Знакомство с орфограммой «Проверяемые согласные на конце слова» Графическое обозначение орфограммы. Выведение алгоритма проверки.
Сущность системно-деятельностного подхода проявляется в формировании личности ученика и продвижении его в развитии не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной д...
Презентация к уроку русского языка. 1 класс. Освоение нового способа обозначения звукового состава слов
На протяжении всего урока в ходе групповой, индивидуальной, коллективной работы , ребята осуществляют поиск необходимой информации с использованием учебной литературы, анализируют информацию, уч...
Конспект урока: "Звуки речи. Знакомство с новым способом обозначения звуков."
Урок русского языка в 1 классе УМК "Гармония". Открытие нового знания. Тема урока: Звуки речи. Знакомство с новым способом обозначения звуков...
Методическая разработка к открытому уроку русского языка по теме: "Путешествие в страну Морфемику. Части слова. Разбор слова по составу" 3 класс
Открытый урок русского языка по теме: "Путешествие в страну Морфемику. Части слова. Разбор слова по составу" 3 класс...
Технологическая карта урока русского языка на тему «Звуки и буквы. Звуковая запись слов» 1 класс УМК «Школа России»
Цели деятельности учителя: закрепление знаний детей о звуках и буквах в слове, знаний над изобразительными возможностями языка, как смыслоразличительная роль звуков и букв в сло...
Конспект урока русского языка «Повторение: что ты знаешь о лексическом значении слова и составе слова?» (УМК Начальная школа XXI века, 2 класс)
Тема: «Повторение: что ты знаешь о лексическом значении слова и составе слова?»Цели деятельности учителя: формулирование понятия лексического значения слова; формирование умения определени...
Технологическая карта урока русского языка "Повторение: что ты знаешь о лексическом значении слова и составе слова?" 2 класс, УМК - "Начальная школа XXI"
Цель деятельности учителя:углубление и закрепление знаний у обучающихся о лексическом значении слова и его составе.Задачи урока:Дидактические:1) повторить, что такое лексическое значение слова;2) закр...