Открытый урок по русскому языку на тему "Антонимы". 3 класс пнш
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Мощенко Мария Владимировна

Что такое антонимы?

В чем разлчие синонимов и антонимов?

Для чего нужны в нашей речи антонимы? 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Антонимы. 3 класс. Программа: Перспективная начальная школа.

Цель: Познакомить обучающихся с понятием «антонимы».

Образовательная:

- создать условия для знакомства с понятием «антонимы»;

- создание эмоционально – положительной основы для развития коммуникативных способностей и навыков коллективного сотрудничества;

- способствовать развитию умения распознавать и правильно употреблять в речи антонимы;

- способствовать обогащению словарного запаса обучающихся.

Развивающая:

- развитие орфографической зоркости, самостоятельности в работе с учебными пособиями;

-  развитие речи, умения высказывать свое мнение;

- развитие логических операций: мышление, внимание, память;

- формирование жизненно – необходимых качеств: усидчивости, самостоятельности.

Воспитательная:

- воспитывать интерес к предмету, любовь к родному языку;

- воспитывать коммуникативные навыки работы в паре: умение принимать иную точку зрения, а также высказывать собственную.

Оборудование: Учебник русского языка М.Л.Каленчук, Н.А.Чуракова, Т.А.Байкова.; тетрадь на печатной основе Т.А.Байкова; раздаточный материал( конверты, карточки); иллюстрации.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

 

Ход урока

1.Организация начала урока.

Прозвенел звонок,

Начинается урок.

Друг на друга посмотрели, улыбнулись,

Дружно сели!

-Сегодня мы отправимся в  морское путешествие и посетим один остров, а как он называется,  вы узнаете чуть позже.   

- Для нашего   круиза   нам понадобится учебник,  тетрадь, маршрутный лист, а также наши знания.

- Чтобы наша яхта благополучно отплыла, нам нужно показать свою готовность. Для этого проверим  посадку и сделаем разминку для рук, чтобы уверенно держать штурвал.

2.Чистописание.

-Наша яхта берёт курс на пролив Чистописания.

-Откройте свои  тетради и красиво запишите дату нашего отплытия.

- У каждого из вас своё упражнение для чистописания. Рассмотрите внимательно, что вам нужно прописать.

-Напишите одну строку.

-Сравните свою работу с образцом по следующим критериям: правильность и аккуратность. Оцените своё письмо в вашем маршрутном листке.

3. Сообщение темы урока.

-Пролив Чистописания мы успешно преодолели. Наша яхта приближается к таинственному острову. Мы так близки в нашей цели, но на нашем пути образовался водоворот слов. Название острова мы узнаем, разгадав кроссворд. Будьте очень внимательны.

1.Я от ветра надуваюсь, Но ничуть не обижаюсь, Пусть меня он надувает, Яхте скорость прибавляет. ПАРУС

2.Он морской, но добрый волк, В синем море знает толк. Приводил во много стран. Свой корабль ... КАПИТАН

3.Нептун, явно, с кем-то в ссоре, Если так бушует море! Волны самых разных форм… Что же с морем? В море … ШТОРМ

4.Плаваю на корабле, Иногда лежу на дне, На цепи корабль держу, судно в море сторожу, чтобы ветер не угнал, на волнах лишь покачал. ЯКОРЬ

5.Это судно у причала, в трюмы нефти накачало. Больше трюм, чем баки в танке. И зовётся судно … ТАНКЕР

6.Чтоб увидеть мне вдали, Как проплывают корабли, в него я быстро погляжу и всем ребятам расскажу…БИНОКЛЬ 

7. Шторм на море иль туман, но где краешек земли знает каждый капитан. Что горит для них вдали? МАЯК

8. В тихую погоду не найдёте нас нигде, как ветер подует - Бежим по воде…ВОЛНЫ

-Как же называется остров? Как вы думаете, с чем мы встретимся на этом острове?

-Итак, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (об антонимах).

- Тема сегодняшнего урока? (антонимы)

- Какие цели поставим перед собой?

4.Словарная работа.

-Теперь мы можем спускаться с нашего корабля на остров. Скажите, какое приспособление нам может в этом помочь? (трап, лестница)

-Как называются такие слова?(синонимы)

-Запишите новое словарное слово  лестница.  Поставьте вопрос, определите часть речи.

 -Прочтите слово внимательно и найдите «опасное» место. Подчеркните опасность. (на доске)

А сейчас предлагаю вам составить из данных слов предложение.

Ребята, спустились , на , берег по деревянной, лестнице

-Запишите предложение в тетрадь.

-Найдите и подчеркните подлежащее и сказуемое в этом предложении. (работа у доски)

 -Какая часть речи работает у нас подлежащим?(имя существительное) А сказуемым?(Глагол)

-Подберите к сказуемому слово  антоним. (спустились-поднялись)

-Молодцы! Можно считать, что мы спустились на остров и будем с ним знакомиться.

5. Работа над новым материалом.  Знакомство с островом Антонимы продолжается. И на нашем пути встречается Берег рассыпанных пословиц. Нам необходимо их собрать, чтобы продолжить путь.

-Работать будем в группах.

 (работа в группах , пословицы разрезаны)

Возьмите конверты и соберите пословицы. Будьте очень внимательны.

Маленькое дело лучше, чем  большое  безделье.

Легче друга потерять, чем найти.

Ученье – свет, неученье  – тьма.

Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.

Доброе слово лечит,   злое   – калечит.          

-Теперь проверим, что у вас получилось. (читаем по одной пословице по очереди с каждой группы)

-Объясните, как вы понимаете эти пословицы? Назовите антонимы.

Оцените свою работу, соответствующим по вашему мнению баллом.

- Рассмотрим правило на стр. 95. Какой частью речи могут быть антонимы? Какой вывод можно сделать? (антонимы могут быть именем существительным, прилагательным и глаголом.)

6. Физминутка.

Закройте глазки, откройте (2 раза)

Посмотрите вверх-вниз(2 раза)

Далеко-близко(3 раза)

Налево-направо(3 раза)

Поднимите ручки, опустите.

Наклонитесь вперед, выпрямитесь.

Вдохните, выдохните.

Садитесь.

Кто был внимательным? Какие антонимы я вам называла?

- Молодцы! Мы можем смело двигаться вперёд.

7. Работа с учебником.

-На нашем пути встала Пещера Знаний, в которой есть задания для нас. Работаем в учебнике на стр. 95 с упр. 82(в следующих пословицах найди антонимы и выпиши их).

Больше – меньше, маленькое – большое, дело – безделье, горького – сладкого, ложь – правда, тяжела – легче, радости – печали, старые – молодые, молодею – стареют.

- В какой из пословиц две пары антонимов? (2) А в какой сразу три пары? (5) Оцените себя  в наших маршрутных листах.

- Следующее задание в пещере упр. 84 стр. 96. Стихотворение Генриха Сапгира вам уже знакомо, прочтём, и посмотри на него с другой точки зрения.

Выпишите из текста все пары антонимов. Как называется такой литературный приём, при котором используются антонимы? (противопоставление).

8. Первичное закрепление.

- Ребята перед нами появляется Пальма Мудрости, возле которой есть задание к вам.

- Сейчас вам понадобятся тетради на печатной основе, открываем на стр. 64 упр. 66. Эту работу вы выполняете самостоятельно. Затем меняетесь тетрадями и оцениваете друг друга. Оценка также идет в маршрутный лист.

9. Рефлексия

 -Наше путешествие подходит к концу и нам пора возвращаться. Мы отправляемся в класс. От жителей острова Антонимы, нам предали задание. Как думаете, справимся?

- На ваших карточках даны слова, ваша задача – подобрать к данным словам, слова – антонимы.

Затем оцените свою работы самостоятельно, затем поменяйтесь с вашим сопутешестенником и оцените друг друга, все результаты обязательно занесите в наш листок путешествия.

10. Итог.

- Ребята, где мы сегодня были? Куда совершали путешествие?

-Какие слова называются антонимами?

-Слова каких частей речи, могут быть антонимами?

-Скажите, как вы думаете, для чего в речи нужны антонимы? (Чтобы наша речь была более яркой и выразительной)

- Посчитайте ваши баллы в маршрутном листе путешествия и оцените свою работу на нашем уроке:

35 – 31    5  

30 – 25    4

19 – 24    3

10. Домашнее задание.

- Пришло время для записи домашнего задания.

Учебник стр. 96 упр. 83. 

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку в 3 классе. Тема урока: "Второстепенные члены предложения. Определение".

Тема урока: "Второстепенные члены предложения. Определение".  Тип урока: Урок применения знаний, умений и навыков....

открытый урок по русскому языку в 3 классе .Тема "Склонение имен существительных".На уроке показана групповая работа и работа в парах.

открытый урок по русскому языку в 3 классе по программе перспективная начальная школа Тема "Склонение имен существительных" 1 урок.На уроке показана работа в группе и паре. Урок связан с 70 летием Поб...

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе Тема урока. Главные члены предложения. Обобщение.

Тема урока. Главные члены предложения. Обобщение.Цели:Образовательная: обобщить умения распознавать подлежащее и сказуемое в предложении, восстанавливать деформированное предложение и текст, формирова...

Открытый урок по русскому языку во 2 классе Тема урока: «Способ проверки парных звонких и глухих согласных на конце слова»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение«Средняя общеобразовательная  школа   №1 с.Октябрьское»МО-Пригородный район Республики Северная Осетия-Алания   От...

Конспект открытого урока по русскому языку в 1а классе на тему: «Повторение. Использование интерактивной доски на уроке»

Цель урока: закрепить знания о звуках и буквах, ударении, предложении и тексте; закрепить умение писать каллиграфически правильно; пробуждать активность учащихся на уроке и интерес к предмету через ис...