конспект урока русского языка во 2 классе
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему
Тема урока "Части речи". Место в учебном плане - третья учебная четверть. УМК "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока русского языка во 2 классе | 53 КБ |
urok_russkogo_yazyka.ppt | 2.34 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка во 2 классе
Учитель Н.И.Робина
Тема «Имена существительные»
Тип урока – урок новых знаний
Место в программе – второй урок в разделе «Части речи»
Цели (планируемые результаты):
личностная: повысить мотивацию в изучении русского языка, расширить литературный кругозор учащихся средствами классической русской литератруры (хочу)
метапредметная: учить строить предложения, высказывания с опорой на образцы классической русской литературы, высказывать собственное мнение и обосновывать его (могу, умею)
предметная: сформировать представление об имени существительном как части речи, его миссии в языке и особенностях лексического значения (знаю)
УУД:
- Познавательные
- Регулятивные
- Коммуникативные
Слайд 1. Приветствие. Пожелание хорошей работы. Записать в тетрадях число и классная работа.(3 минуты) Подписать листочки.
- Что вы ожидаете от урока? (знакомство с новым учителем, новые знания интересные задания, удовольствие, хорошие отметки)
Учитель читает вступление к «Сказке о рыбаке и рыбке».
-Что вы слышите? (сказку…) Кто написал эту сказку?
- А.С.Пушкин – великий русский писатель…
Слайд 2. Минутка чистописания (5 мин)
«Что за прелесть эти сказки!» А.С.Пушкин
Задания:
- Списать очень красиво предложение
- На какой вопрос отвечают слова: прелесть, сказки (что?)
- Подобрать синоним слову прелесть (чудо), сказки (волшебные истории)
- Фонетический анализ (краткий) слова сказки – 2 слога, 6 букв, 6 звуков,
- сколько букв, обозначающих гласные звуки (2)
- сколько букв, обозначающих согласные звуки (4)
- запишите транскрипцию слова - [скаски], что вы заметили? (буква з обозначает звук с, проверочное слово сказочка)
- подберите родственные однокоренные слова к слову сказка (сказочный, сказывать, рассказ, рассказывать, сказание), запишите в тетрадь, выделите корень.
Слайд 3. Договориться об условных знаках для самооценивания на каждом этапе урока:
▲- я выполнил задание без ошибок, написал красиво; O – я написал красиво, но допустил одну – две ошибки; □ – я старался, но не смог справиться с заданием
Оценить на полях каллиграфическую минутку.
Слайд 4. Актуализация знаний
- Уроки русского языка – это долгое путешествие по океану с названием Речь. В океане есть большие и маленькие острова – это части речи. Вспомните, пожалуйста, название трех больших островов в океане РЕЧЬ (Имя существительное, имя прилагательное, глагол)
- Сегодня я приглашаю вас отправиться в путешествие к одному из этих островов.
Слайд 5. Давайте выберем, на чем мы будем путешествовать (картинки – корабль, яхта, поезд, машина, самолет)
- На какой вопрос отвечают все слова? (что) Назовите все перечисленные предметы одним словом (транспорт). К какой части речи относятся все эти слова? (существительные)
4. Целеполагание
- Итак, мы отправляемся в путешествие на остров существительных.
Слайд 6. Назовите тему урока: Имена существительные (записать в тетрадь в середине новой строки)
Слайд 7.
- Какова цель нашего путешествия? Что мы хотим узнать, выяснить?
- Зачем нужны существительные?
- Что они обозначают?
- На какие вопросы отвечают?
Слайд 8. Работа по теме урока
- В путешествии нам потребуются множество вещей. Давайте выберем самые необходимые. (На экране картинки: очки, бинокль, карта, книга Сказки А.С.Пушкина, тетрадь, ручка, камера, лампа, собака, кошка, молоток, дерево)
Бинокль, книга, тетрадь, ручка, карта
- На какой вопрос отвечают все эти слова? (что). Что они обозначают? (предметы). Какой частью речи они являются? (имена существительные).
Действительно, эти предметы нам очень пригодятся в путешествии.
- Как вы думаете, какие из этих слов можно объединить в одну группу? (карта, книга, тетрадь, ручка, это учебные предметы)
Задание: составить с этими словами предложение, записать в тетрадь, выделить орфограммы. Можно использовать слова по выбору – одно, два,…все.
(карта, книга, тетрадь, ручка)
Заслушать несколько вариантов предложений.
Самооценивание выполненного учебного действия на полях тетради.
На экране море, кораблик, текст:
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах
Мимо острова крутого,
Мимо города большого…
… по … гуляет
И …. подгоняет;
Он бежит себе в …..
На поднятых …
Мимо … крутого,
Мимо … большого…
- Прочитайте мысленно два текста. Прочитайте вслух один из текстов. (Ученик читает) Почему ты выбрал этот вариант? (он был понятным)
- Назовите автора этих строк и произведение, из которого они взяты (А.С.Пушкин, «Сказка о царе Салтане»)
- Определите, какие слова пропущены (подчеркнем их в первом варианте в листочках).
- Какой частью речи являются эти слова? Докажите. (Это имена существительные, т.к. отвечают на вопрос что?) Обратите внимание, что существительное по морю отвечает на вопрос по чему?, в волнах – на вопрос в чем? На парусах – на чем? Получается, что существительные могут отвечать не только на вопросы что и кто, но и на другие вопросы.
- Скажите, что произошло с текстом, из которого пропали имена существительные? (текст стал непонятным)
- Ответим на вопрос: Зачем нужны имена существительные?
Слайд 11
Имя существительное – значимая часть речи, без которой наша речь не может быть понятной.
-Что обозначают существительные: кораблик, паруса, остров, город? (предметы). А что, по-вашему, обозначают, слова ветер, волны? (явления природы)
- Пожалуйста, приведите еще примеры имен существительных, обозначающих явления природы. (Буря, дождь, молния, шторм, снегопад)
Имя существительное – древнейшая и важнейшая часть речи. По количеству слов имя существительное – самая представительная часть речи: почти каждое второе слово в нашей речи – имя существительное. Древним людям, еще не владеющим речью, пришлось давать название (имя) всему, что их окружало – животным, растениям, явлениям природы, орудиям труда, чувствам. Так появились имена существительные.
Физкультминутка
Слайд 12
- Наш кораблик подошел к острову под названием «Имя существительное». А на берегу старик. Он ловит неводом рыбу. Что это блестит в неводе? (золотая рыбка) Она просит старика отпустить ее в море.
Прочитайте текст.
На экране:
Удивился старик, испугался:
Он рыбачил тридцать лет и три года
И не слыхивал, чтоб рыба говорила.
Отпустил он рыбку золотую
И сказал ей ласковое слово:
«Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо;
Ступай себе в синее море,
Гуляй там себе на просторе»
- Назовите автора этих строк и произведение (А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»)
Слайд 13
- Скажите, какие чувства испытал старик, когда поймал золотую рыбку? (страх, удивление) К какой части речи отнесем эти слова? Докажите (отвечают на вопрос что?)
- Почему старик отпустил рыбку? (он был добрым, ласковым)
- Ласка, доброта. К какой части речи отнесем эти слова? (существительные)
Вывод: существительные могут называть чувства, эмоции, качества характера.
- Найдите в тексте имена существительные, отвечающие на вопрос кто? (старик, рыба)
- Почему эти слова отвечают на вопрос кто? (Они обозначают живые предметы)
Задание: найдите в тексте имена существительные, подчеркните их одной чертой.
Проверка. Самооценка выполненного задания.
Упражнение в классификации существительных. Игра «Помоги путешественникам» (использую диск)
Вывод:
- Что вы можете сказать о лексическом значении имен существительных? (оно очень разнообразно). Существительные могут обозначать не только предметы, но и явления природы, профессии, чувства и эмоции людей.
(выполняется на рабочих листах самостоятельно)
Самостоятельная работа (на листочке)
Задание: Поставь вопрос к группе слов и назови одним словом:
Доктор, инженер, учитель - … (профессии)
Собака, петух, корова - … (животные)
Лук, помидор, огурец - … (овощи)
Платье, пальто, рубашка - … (одежда)
Тарелка, стакан, кастрюля - … (посуда)
Береза, ромашка, шиповник - … (растения)
Ветер, дождь, мороз - … (явления природы)
Радость, страх, удивление - …(чувства)
Устная проверка и самооценка выполненной работы
Подведение итогов, рефлексия
- Мы благополучно прибыли на остров имен существительных. Я думаю, мы хорошо поработали и можем вернуться к нашим вопросам, поставленным в начале урока, что бы дать на них ответы.
- Зачем нужны существительные? (ИС составляют основу речи, без них речь невозможна)
- Что они обозначают? (предметы, явления природы, профессии, чувства, качества, события)
- На какие вопросы отвечают? (Кто? Что? Чему? Кому? Кого? Чего?)
Загадки:
1. Сказочное существо, которое ходит по цепи вокруг дуба и рассказывает сказки.
(кот)
2. В сказке песенки поёт, да орешки всё грызет.
А орешки не простые, в них скорлупки золотые,
Ядра – чистый изумруд,
Слуги чудо стерегут
(белка)
3. "Распроклятая ты мошка!
Мы тебя!.." А Он в окошко
Да спокойно в свой удел
Кто чрез море полетел?
(комар)
4. Волшебный предмет, к которому царица из сказки Пушкина обращалась со словами:
«Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?"»
(зеркальце)
- Ребята, наш урок-путешествие подошел к концу. Вам понравился наш урок? (аплодисменты) Посмотрите на фигурки, которыми вы оценивали свою работу в тетради, на листочках. Каких фигур больше?
- Скажите, кто помогал нам сегодня на уроке в изучении новой темы? (А.С.Пушкин)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Что за прелесть эти сказки!»
Оцени свою работу на уроке - я выполнил задание без ошибок, написал красиво; – я старался, но допустил одну (две) ошибки; – я старался, но не смог справиться с заданием
РЕЧЬ Имя существительное Имя прилагательное Глагол Части речи
Транспорт
Тема урока: Имя существительное
Зачем нужны существительные Что они обозначают На какие вопросы отвечают Цель путешествия – выяснить :
Что мы возьмём в путешествие?
Книга, тетрадь, ручка, карта – учебные предметы. бинокль тетрадь ручка карта книга
Ветер по морю гуляет И кораблик подгоняет; Он бежит себе в волнах На поднятых парусах Мимо острова крутого, Мимо города большого… … по … гуляет И …. подгоняет; Он бежит себе в ….. На поднятых … Мимо … крутого, Мимо … большого…
Имя существительные – значимая часть речи. Без существительных наша речь не может быть понятной.
Удивился старик, испугался: Он рыбачил тридцать лет и три года И не слыхивал, чтоб рыба говорила. Отпустил он рыбку золотую И сказал ей ласковое слово: «Бог с тобою, золотая рыбка! Твоего мне откупа не надо; Ступай себе в синее море, Гуляй там себе на просторе»
Страх, удивление Чувства, эмоции Доброта, ласка Качества Имена существительные обозначают предметы, явления природы, чувства, эмоции, качества. Что? Что? Имена существительные могут отвечать не только на вопрос кто? или что?, но и на другие вопросы: кому? чему? кого? чего? и другие.
Загадки Сказочное существо, которое ходит по цепи вокруг дуба и рассказывает сказки. В сказке песенки поёт, да орешки всё грызет. А орешки не простые, них скорлупки золотые, Ядра – чистый изумруд, Слуги чудо стерегут. "Распроклятая ты мошка! Мы тебя!.." А Он в окошко Да спокойно в свой удел Кто чрез море полетел? Волшебный предмет, к которому царица из сказки Пушкина обращалась со словами: «Я ль на свете всех милее, Всех румяней и белее?"»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка 2 класс УМК "Школа России". Урок-сказка.
Цели и задачи урока:Образовательные:- закрепить знания, умения, навыки учащихся о проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова. 2. Развивающие:- развивать...
План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"
" 4 класс Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...
Конспект урока русского языка 2 класс Тема : «Звуки буквы родного языка. Природа весной.»
Урок развития речи. На уроке формируются умения рассматривать и анализировать картины, фиксировать свои наблюдения, находить нужный материал для раскрытия темы, пробуждение творческой активности и фан...
Конспект урока русского языка 1 класс и презентация к уроку
Надеюсь, что составленный мною конспект урока покажется интересным и может быть, кто-то его частично использует в своей работе...
Конспект урока русского языка 2 класс Тема урока: «Правописание суффиксов –онок-, -енок- »
Конспект урока русского языка 2 классТема урока: "Правописание суффиксов –онок-, -енок-" Образовательная система “Начальная школа XXI века”....
Конспект урока русского языка 4 класс по теме "Мягкий знак на конце наречий после шипящих" урок изучения нового материала
Конспект урока русского языка по теме "Мягкий знак на конце наречий после шипящих" в 4 классе. Это урок изучения нового материала по программе "Школа 21 век". Урок соответствует требованиям ФГОС....
Конспект урока русского языка 2 класс по теме "Русский алфавит или азбука".
Урок русского языка 2 класс по теме "Русский алфавит или азбука".Цель: создать условия для обобщения и расширения знаний обучающихся о русском алфавите (азбуке); создать условия дл...