Рабочая программа по русскому языку пнш
рабочая программа по русскому языку (4 класс) по теме
Рабочая прогрмма пнш 4 класс составлена с учетом требований ФГОС.
Включает в себя: пояснительную записку, содержание предмета, календарно - тематическое планирование, список литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya.doc | 48 КБ |
russkiy.docx | 38.21 КБ |
soderzhanie_predmeta.doc | 78 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа начального общего образования для 4 «Д» класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 2009 г.
Данная программа реализуется с помощью УМК «Перспективная начальная школа»:
1. Каленчук М.Л., Чуракова Н.А., Байкова Т.А. Русский язык. 4 класс: Учебник. В 3 ч. Часть 1. — М.: Академкнига/Учебник.
2. Каленчук М.Л., Чуракова Н.А., Малаховская О.В. Русский язык. 4 класс: Учебник. В 3 ч. Часть 2. — М.: Академкнига/Учебник.
3. Каленчук М.Л., Чуракова Н.А., Байкова Т.А. Русский язык. 4 класс: Учебник. В 3 ч. Часть 3. — М.: Академкнига/Учебник.
4. Байкова Т.А. Русский язык: Тетрадь для самостоятельной работы № 1, № 2. 4 класс. — М.: Академкнига/Учебник.
5. Чуракова Н.А., Байкова Т.А., Малаховская О.В. Русский язык. 4 класс: Методическое пособие. — М.: Академкнига/Учебник.
6. Лаврова Н.М. Русский язык. Сборник проверочных и контрольных работ. 3–4 классы: Методическое пособие. — М.: Академкнига/Учебник.
В соответствии с учебным планом МБОУ СОШ №2, Основной образовательной программой МБОУ СОШ №2, на изучение русского языка в 4 «Д» классе отводиться 5 часов в неделю, 175 часов в год.
В связи с годовым календарным учебным графиком МБОУ СОШ № 2 (приказ № 610 от 25.08. 2016 года) на изучение русского языка отводится 175 часов. Произойдет уплотнение темы «Развитие речи с элементами культуры речи», вместо 175 часов – 173 часа.
Таким образом, в рамках 173 часов реализуется основное содержание программы.
Планируемые результаты изучения курса.
Личностные результаты:
- Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности. Формирование ценностей многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации.
- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.
- Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности.
- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты:
- Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления.
- Умение включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера, усваивать способы их решения.
- Умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
- Освоение начальных форм самонаблюдения в процессе познавательной деятельности.
- Умение создавать и использовать знаково-символические модели для решения учебных и практических задач.
- Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернете), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.
- Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами.
Осознанное выстраивание речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации, составление текстов в устной
и письменной форме.
Овладение следующими логическими действиями:
- сравнение;
- анализ;
- синтез;
- классификация и обобщение по родовидовым признакам;
- установление аналогий и причинно-следственных связей;
- построение рассуждений;
- отнесение к известным понятиям.
- Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. Умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Умение активно использовать диалог и монолог как речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач.
- Определение общей цели совместной деятельности и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций
и ролей, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное
- Готовность конструктивно разрешать конфликты с учётом интересов сторон и сотрудничества.
- Овладение базовыми межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами или процессами.
Предметные результаты:
- Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
- Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения и взаимопонимания, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
- Первоначальное усвоение главных понятий курса русского языка (фонетических, лексических, грамматических), представляющих основные единицы языка и отражающих существенные связи, отношение и функции.
- Понимание слова как двусторонней единицы языка, как взаимосвязи значения и звучания слова. Практическое усвоение заместительной (знаковой) функции языка.
- Овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета. Умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
- Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
- Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать приобретённые знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Предварительный просмотр:
Календарно – тематическое планирование.
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | ||
п/п | план | факт | |||
1 | Написание проверяемых орфограмм в разных частях слова Безударный гласный, проверяемый ударением, в корне, суффиксе и приставке | 1 | |||
2 | Написание проверяемых орфограмм в разных частях слова Безударный гласный, проверяемый ударением, в корне, суффиксе и приставке | 1 | |||
3 | Написание проверяемых орфограмм в разных частях слова Безударный гласный, проверяемый ударением, в корне, суффиксе и приставке | 1 | |||
4 | Написание проверяемых орфограмм в разных частях слова Безударный гласный, проверяемый ударением, в корне, суффиксе и приставке | 1 | |||
5 | Развитие речи с элементами культуры речи. Определение в реальном научно- популярном тексте элементов рассуждения | 1 | |||
6 | Различные способы проверок чередующих звуков в одной и той же морфеме. Различение суффиксов. Значения суффиксов | 1 | |||
7 | Различные способы проверок чередующих звуков в одной и той же морфеме Различение суффиксов. Значения суффиксов | 1 | |||
8 | Написание двойных согласных в словах иноязычного происхождения Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков | 1 | |||
9 | Правильное употребление числительных оба и обе в разных падежных формах | 1 | |||
10 | Развитие речи с элементами культуры речи. Знакомимся с текстом-рассуждением | ||||
11 | Понятие об однородных членах предложения | 1 | |||
12 | Понятие об однородных членах предложения | 1 | |||
13 | Входной диктант с грамматическим заданием. | 1 | |||
14 | Работа над ошибками. Однородные члены предложения | 1 | |||
15 | Развитие речи с элементами культуры речи. Учимся рассуждать по текста. | 1 | |||
16 | Предложения с однородными главными членами предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения. Где поставить запятую? | 1 | |||
17 | Предложения с однородными главными членами предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения. Где поставить запятую? | 1 | |||
18 | Предложения с однородными второстепенными членами предложения. Что такое союзы? | 1 | |||
19 | Самостоятельная работа по теме « Предложения с однородными членами предложения» | 1 | |||
20. | Глагол. Спряжение. Ударные и безударные личные окончания. | 1 | |||
21 | Развитие речи с элементами культуры речи. Использование элементов рассуждения в тексте « Двадцать лет под кроватью» Драгунский | 1 | |||
22 | Понятие о типах глагола Личные окончания глаголов 3 лица мн. числа I и II спряжения | 1 | |||
23 | Учимся различать спряжение глаголов по ударным личным окончаниям | 1 | |||
24 | Учимся правильно писать безударные личные, окончания глаголов | 1 | |||
25 | Развитие речи с элементами культуры речи. Работа с картиной Ивана Фирсова «Юный живописец» | 1 | |||
26 | Правописание безударных личных окончаний глаголов | 1 | |||
27 | Правило употребления предлогов о и об | 1 | |||
28 | Продолжаем определять спряжение глагола по его начальной форме | 1 | |||
29 | Продолжаем определять спряжение глагола | 1 | |||
30 | Развитие речи с элементами культуры речи. Азбука вежливости. Учимся давать оценку сообщениям, докладам и выступлениям своих товарищей | 1 | |||
31 | Определение спряжения глагола по его начальной форме | 1 | |||
32 | Спряжения глаголов | 1 | |||
33 | Продолжаем определять спряжение глагола. Начальная форма глагола | 1 | |||
34 | Продолжаем определять спряжение глагола по его начальной форме. Закрепление | 1 | |||
35 | Развитие речи с элементами культуры речи. Учимся делать научное сообщение | 1 | |||
36 | Продолжаем определять спряжение глагола по его начальной форме. | 1 | |||
37 | Характеристика предложения и разбор слова как части речи | 1 | |||
38 | Глагол. Спряжение глаголов «брить», «стелить» | 1 | |||
39 | Развитие речи с элементами культуры речи. Продолжаем знакомиться с текстом- рассуждением» | 1 | |||
40 | Глагол, значение и употребление. Спряжение глаголов «брить», «стелить | 1 | |||
41 | Диктант с грамматическим заданием «Проверка изученного материала за 1 четверть» | 1 | |||
42 | Работа над ошибками. Написание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени | 1 | |||
43 | Написание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени | 1 | |||
44 | Написание безударных суффиксов глагола | 1 | |||
45 | Развитие речи с элементами культуры речи. Продолжаем знакомиться с текстом- рассуждением | 1 | |||
46 | Суффиксы повелительной формы глагола. Различение повелительной формы множественного числа и формы 2-го лица множественного числа | 1 | |||
47 | Суффиксы повелительной формы глагола. | 1 | |||
48 | Различение повелительной формы глагола множественного числа и формы 2-го лица множественного числа. | 1 | |||
49 | Суффиксы повелительной формы глагола. Различение повелительной формы множественного числа и формы 2-го лица множественного числа. Обобщение | 1 | |||
50 | Развитие речи с элементами культуры речи. Письменное изложение «Одуванчик» | 1 | |||
51 | Трудности написания глаголов на –ять в настоящем (или будущем) и в прошедшем времени | 1 | |||
52 | Трудности написания глаголов на –ять . | 1 | |||
53 | Как изменяются глаголы имеющие в начальной форме суффикс -чь | 1 | |||
54 | Глагол. Как изменяются глаголы, имеющие в начальной форме суффикс -чь | 1 | |||
55 | Развитие речи с элементами культуры речи. Учимся делать научное сообщение | 1 | |||
56 | Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков | 1 | |||
57 | Усекаемая и неусекаемая основа глаголов | 1 | |||
58 | Усекаемая и неусекаемая основа глаголов. | 1 | |||
59 | Усекаемая и неусекаемая основа глаголов. | 1 | |||
60 | Развитие речи с элементами культуры речи. Описание, повествование и рассуждение | 1 | |||
61 | Разноспрягаемые глаголы «бежать» и «хотеть» | 1 | |||
62 | Написание о и ё после шипящих (в окончаниях и суффиксах существительных и прилагательных, в корнях существительных) | 1 | |||
63 | Написание о и ё после шипящих в окончаниях и суффиксах существительных | 1 | |||
64 | Диктант с грамматическим заданием по теме «Глагол» | 1 | |||
65 | Развитие речи с элементами культуры речи. Работа с картиной И. Левитана «Тихая обитель» | 1 | |||
66 | Написание о и ё после шипящих в корнях существительных | 1 | |||
67 | Написание о и ё после шипящих в окончаниях и суффиксах существительных | 1 | |||
68 | Написание о и ё после шипящих в окончаниях и суффиксах прилагательных. | 1 | |||
69 | Написание о и ё после шипящих в окончаниях и суффиксах существительных и прилагательных, в корнях существительных. | 1 | |||
70 | Развитие речи с элементами культуры речи. Что такое монолог и диалог? | 1 | |||
71 | Диктант№4 «Проверка изученного материала за 1 полугодие» | 1 | |||
72 | Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени. | 1 | |||
73 | Написание о и ё после шипящих. | 1 | |||
74 | Неопределенная форма глагола | 1 | |||
75 | Развитие речи с элементами культуры речи. Письменное изложение | 1 | |||
76 | Ударные и безударные личные окончания | 1 | |||
77 | Ударные и безударные личные окончания | 1 | |||
78 | Ударные и безударные личные окончания | 1 | |||
79 | Правописание безударных личных окончаний | 1 | |||
80 | Правописание безударных личных окончаний | 1 | |||
81 | Развитие речи с элементами культуры речи. Учимся делать научное сообщение | 1 | |||
82 | Ударные и безударные личные окончания глагола. | 1 | |||
83 | Где используются однородные члены | 1 | |||
84 | Диктант с грамматическим заданием | 1 | |||
85 | Развитие речи с элементами культуры речи. Азбука вежливости. Учимся отстаивать свою точку зрения в споре | 1 | |||
86 | Где используются однородные члены. Главные и второстепенные члены предложения | 1 | |||
87 | Существительное. Олимпиадное задание | 1 | |||
88 | Существительное | 1 | |||
89 | Прилагательное | 1 | |||
90 | Развитие речи с элементами культуры речи. Работа с картиной В. Джеймса «Кот на окне». Сочинение- рассуждение «О чем размышляет кот, сидя на окне?» | 1 | |||
91 | Краткая форма прилагательных | 1 | |||
92 | Синонимы. Слово и его значение. | 1 | |||
93 | Глагол, значение и употребление | 1 | |||
94 | Глагол. | 1 | |||
95 | Развитие речи с элементами культуры речи. Учимся писать сочинение | 1 | |||
96 | Глагол и его признаки | 1 | |||
97 | Устойчивые выражения. Слово и его значение | 1 | |||
98 | Устойчивые выражения | 1 | |||
99 | Простая и сложная формы будущего времени глагола | 1 | |||
100 | Развитие речи с элементами культуры речи. Как устроена книга | 1 | |||
101 | Простая и сложная формы будущего времени глагола. Изменение глагола по временам | 1 | |||
102 | Простая и сложная формы глагола. | 1 | |||
103 | Простая и сложная формы будущего времени глагола. Закрепление | 1 | |||
104 | Местоимение. Личные местоимения | 1 | |||
105 | Развитие речи с элементами культуры речи. Рассуждаем о нашем прошлом | 1 | |||
106 | Личные местоимения | 1 | |||
107 | Личные местоимения. Значение и употребление местоимений | 1 | |||
108 | Разбор слова по составу | 1 | |||
109 | Диктант с грамматическим заданием | 1 | |||
110 | Развитие речи с элементами культуры речи. Что такое аннотация и как ее составить | 1 | |||
111 | Орфограммы в корнях слов | 1 | |||
112 | Орфограммы в корнях слов разных частей речи. | 1 | |||
113 | Орфограммы в корнях слов. Закрепление. | 1 | |||
114 | Орфограммы в корнях слов. Обобщение | 1 | |||
115 | Орфограммы в суффиксах слов | 1 | |||
116 | Существительные. Беглый гласный | 1 | |||
117 | Существительные. Беглый гласный в суффиксах существительных | 1 | |||
118 | Существительные. Буквы о и е после шипящих | 1 | |||
119 | Развитие речи с элементами культуры речи. Письменное изложение «Самолетик» | 1 | |||
120 | Существительные. Безударный гласный, проверяемый ударением | 1 | |||
121 | Прилагательные. Буквы о и е после шипящих и ц | 1 | |||
122 | Диктант с грамматическим заданием по теме: «Части речи» | 1 | |||
123 | Работа над ошибками. Прилагательные. Буквы о и е после шипящих и ц | 1 | |||
124 | Прилагательные. Бездарный гласный в суффиксе, который надо запомнить | 1 | |||
125 | Развитие речи с элементами культуры речи. Что такое монолог и диалог | 1 | |||
126 | Глагольные суффиксы | 1 | |||
127 | Глагольные суффиксы прошедшего времени | 1 | |||
128 | Орфограммы в окончаниях существительных | 1 | |||
129 | Развитие речи с элементами культуры речи. Учимся составлять аннотации | 1 | |||
130 | Орфограммы в окончаниях существительных. | 1 | |||
131 | Орфограммы в окончаниях прилагательных | 1 | |||
132 | Орфограммы в окончаниях глаголов | 1 | |||
133 | Орфограммы в окончаниях глаголов. Закрепление | 1 | |||
134 | Развитие речи с элементами культуры речи. Продолжаем знакомиться с текстом рассуждением | 1 | |||
135 | Орфограммы в окончаниях глаголов Повторение | 1 | |||
136 | Орфограммы в окончаниях глаголов. Обобщение | 1 | |||
137 | Учимся различать форму 2-го лица множественного числа | 1 | |||
138 | Учимся различать повелительную форму глагола | 1 | |||
139 | Учимся различать форму глагола во множественном числе | 1 | |||
140 | Развитие речи с элементами культуры речи. Работа с картиной Н. Богданова- Бельского «Дети» | 1 | |||
141 | Орфограммы в приставках | 1 | |||
142 | Орфограммы в приставках. Закрепление | 1 | |||
143 | Диктант с грамматическим заданием | 1 | |||
144 | Работа разделительного ь знака | 1 | |||
145 | Развитие речи с элементами культуры речи. Письменное изложение «Муравьишкин корабль» | 1 | |||
146 | Работа разделительного ь в прилагательных, отвечающих на вопрос чей? | 1 | |||
147 | Работа разделительного ь в прилагательных | 1 | |||
148 | Работа разделительного ь в прилагательных, отвечающих на вопрос чей? Обобщение | 1 | |||
149 | Слова, которые легко перепутать | 1 | |||
150 | Развитие речи с элементами культуры речи. Учимся составлять аннотации | 1 | |||
151 | Мягкий знак после шипящих на конце основы в словах разных частей речи. Существительные | 1 | |||
152 | Мягкий знак после шипящих на конце основы в словах разных частей речи. Прилагательные. Краткая форма | 1 | |||
153 | Мягкий знак после шипящих на конце основы в словах разных частей речи. Глаголы. | 1 | |||
154 | Написание -ться и –тся в глаголах | 1 | |||
155 | Развитие речи с элементами культуры речи. Рассматриваем старые фотографии | 1 | |||
156 | Распространенные и нераспространенные предложения. Однородные члены | 1 | |||
157 | Учимся давать характеристику предложению | 1 | |||
158 | Развитие речи с элементами культуры речи. Сочинение рассуждение на тему «О чем мне рассказала старая фотография» | 1 | |||
159 | Простые и сложные предложения. Знаки препинания в сложных предложениях | 1 | |||
160 | Итоговый диктант с грамматическим заданием | 1 | |||
161 | Работа над ошибками. | 1 | |||
162 | Отличие сложных предложений от простых предложений с однородными членами | 1 | |||
163 | Отличие сложных предложений от простых предложений. | 1 | |||
164 | Сложные предложения и простые предложения с однородными членами | 1 | |||
165 | Развитие речи с элементами культуры речи. Учимся рассказывать о творчестве писателя или поэта | 1 | |||
166 | Отличие сложных предложений от простых предложений с однородными членами | 1 | |||
167 | Сложные предложения и простые предложения с однородными членами. Отличительные признаки | 1 | |||
168 | Отличие сложных предложений от простых предложений с однородными членами. Повторение | 1 | |||
169 | Отличие сложных предложений от простых предложений с однородными членами. | 1 | |||
170 | Развитие речи с элементами культуры речи. Учимся писать сочинение. | 1 | |||
171 | Написание сочинения. | 1 | |||
172 | Работа над ошибками. | 1 | |||
173 | Олимпиадное задание. Заседание для членов клуба «Ключ и заря». | 1 | |||
174 | 1 | ||||
175 | 1 |
Предварительный просмотр:
Содержание учебного предмета
№ п/п | Название раздела | Коли-чество часов. | Характеристика основных содержательных линий | Планируемые результаты на базовом и повышенном уровнях к каждому разделу учебной программы | Система оценки планируемых результатов, выраженная в формах и видах контроля, в определении контрольно-измерительных материалов, в показателях уровня успешности учащихся («зачет/незачет», «хорошо/отлично», рейтинг, портфолио) |
1. | Фонетика и орфография. | 26 ч. | Системные наблюдения над фонетическими чередованиями согласных звуков (по глухости-звонкости, твердости-мягкости, месту и способу образования) и гласных звуков (замена ударных и безударных гласных). Место ударения в слове. Разноместность и подвижность словесного ударения. Расширение зоны применения общего правила обозначения фонетических чередований на письме: чередующиеся в одной и той же морфеме звуки обозначаются на письме одинаково, в соответствии с проверкой. Различные способы проверки подобных написаний. Правописание гласных в приставках (на примере приставок за-, про-, на). Правописание гласных в суффиксах (на примере суффиксов -лив- и -ов-). Написание двойных согласных в словах иноязычного происхождения. Чередования гласных с нулевым звуком («беглый гласный»). Написание суффиксов -ик-/-ек- с учетом наличия/отсутствия беглого гласного (повторение). Написание о-ё после шипящих в разных частях слова: корнях, суффиксах и окончаниях (повторение). Написание букв и-ы после приставки перед корнем, начинающимся на -и-. Звукобуквенный разбор слова. Основные виды учебной деятельности обучающихся Упражнения в различении звуков и букв. Характеристика звуков русского языка (ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, парные/непарные твердые и мягкие, согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие). Лексика (содержательная линия реализуется в рамках других разделов). Значение слова. Лексическое и грамматическое значение слова. Связь значений слова между собой (прямое и переносное значение; разновидности переносных значений). Омонимия, антонимия, синонимия как лексические явления. Паронимия (без введения термина) в связи с вопросами культуры речи. Активный и пассивный словарный запас. Наблюдения над устаревшими словами и неологизмами. Использование сведений о происхождении слов при решении орфографических задач. Русская фразеология. Наблюдения над различиями между словом и фразеологизмом. Источники русской фразеологии. Стилистические возможности использования устойчивых выражений. Основные виды учебной деятельности обучающихся Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение с помощью толкового словаря учебника. Подбор синонимов для устранения повторов в речи; использование их для объяснения значений слов. Подбор антонимов для точной характеристики предметов при их сравнении. Различение употребления в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи). Выбор слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи. | Содержательная линия «Система языка» Раздел «Фонетика и графика» Выпускник научится: • различать звуки и буквы; • характеризовать звуки русского языка (ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, парные/непарные твердые и мягкие, согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие); • зная последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации. Выпускник получит возможность научиться: • проводить фонетико-графический (звукобуквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения фонетико-графического (звукобуквенного) разбора слов. | Текущая аттестация
Итоговая (четверть, год) аттестация.
Портфолио:
|
2. | Морфемика и словообразование. | 16 ч. | Система способов словообразования в русском языке. Представление о словообразовательном аффиксе (без введения термина). Словообразование и орфография. Решение элементарных словообразовательных задач. Наблюдения над индивидуальным словотворчеством в поэзии. Морфемная структура русского слова. Две основы глагола (основа начальной формы и формы настоящего времени). «Чередования звуков, видимые на письме» (исторические чередования), при словообразовании и словоизменении глаголов. Разбор слов разных частей речи по составу. Основные виды учебной деятельности обучающихся Морфемный анализ слова (по составу); элементарный словообразовательный анализ. Сравнение слов, связанных отношениями производности, объяснение, какое из них от какого образовано, нахождение словообразовательного аффикса, указывание способа словообразования (с помощью приставки, с помощью суффикса, с помощью приставки и суффикса одновременно, сложением основ с соединительным гласным). | Система способов словообразования в русском языке. Представление о словообразовательном аффиксе (без введения термина). Словообразование и орфография. Решение элементарных словообразовательных задач. Наблюдения над индивидуальным словотворчеством в поэзии. Морфемная структура русского слова. Две основы глагола (основа начальной формы и формы настоящего времени). «Чередования звуков, видимые на письме» (исторические чередования), при словообразовании и словоизменении глаголов. Разбор слов разных частей речи по составу. Основные виды учебной деятельности обучающихся Морфемный анализ слова (по составу); элементарный словообразовательный анализ. Сравнение слов, связанных отношениями производности, объяснение, какое из них от какого образовано, нахождение словообразовательного аффикса, указывание способа словообразования (с помощью приставки, с помощью суффикса, с помощью приставки и суффикса одновременно, сложением основ с соединительным гласным). | |
3. | Морфология. | 71 ч. | Система частей речи русского языка: самостоятельные и служебные части речи (повторение). Имя существительное.Категориальное значение имен существительных (значение предметности). Правописание безударных падежных окончаний имен существительных трех склонений в единственном и множественном числе и их проверка (повторение). Синтаксическая функция имен существительных в предложении. Морфологический разбор имени существительного. Имя прилагательное. Категориальное значение имен прилагательных (значение признака). Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных мужского, женского и среднего рода в единственном числе и окончаний прилагательных во множественном числе. Синтаксическая функция имен прилагательных в предложении. Местоимение.Категориальное значение местоимений (значение указания на имя). Личные местоимения. Склонение личных местоимений. Стилистические особенности употребления местоимений. Синтаксическая роль местоимений в предложении. Глагол. Категориальное значение глагола (значение действия). Грамматическое значение глагола и система его словоизменения. Виды глагола. Времена глагола (повторение). Формы времени глаголов несовершенного и совершенного вида. Изменение в настоящем и будущем времени по лицам и числам. Грамматическое значение личных окончаний. Понятие о типах спряжения: два набора личных окончаний. Изменение в прошедшем времени по родам и числам. Грамматическое значение окончаний прошедшего времени. Правописание безударных личных окончаний: необходимость определения спряжения глагола. Способы определения спряжения глагола: по ударным личным окончаниям; по суффиксу начальной формы при безударных личных окончаниях. Правописание глаголов-исключений. Правописание глаголов в прошедшем времени. Наблюдения за значением и написанием глаголов в изъявительном и повелительном наклонении (без введения терминов) типа «выпишете-выпишите». Синтаксическая функция глаголов в предложении. Союз. Представление о союзе как о части речи. Сведения об употреблении союзов. Синтаксическая функция союза в предложении с однородными членами и в сложном предложении. Правописание союзов а, и, но в предложении с однородными членами. Основные виды учебной деятельности обучающихся Определение частей речи: существительного, прилагательного, глагола, местоимения, предлога, союза. Упражнения в определении трех типов склонения существительных. Определение спряжения глаголов по ударным личным окончаниям и глагольным суффиксам начальной формы глагола. Проведение морфологического разбора имен существительных, имен прилагательных и глаголов по предложенному в учебнике алгоритму, оценивание правильности проведения морфологического разбора. Нахождение в тексте таких частей речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частица не при глаголах. | Раздел «Морфология» Выпускник научится: • определять части речи: существительное, прилагательное, глагол, местоимение, предлог, союз; • определять три типа склонения существительных; • определять названия падежей и способы их определения; • определять спряжение глаголов по ударным личным окончаниям и глагольным суффиксам начальной формы глагола. Выпускник получит возможность научиться: • проводить морфологический разбор имен существительных, имен прилагательных и глаголов по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения морфологического разбора; • находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах. | |
4. | Синтаксис и пунктуация. | 26 ч. | Понятие об однородных членах предложения и способах оформления их на письме: бессоюзная и союзная связь. Предложения с однородными главными и однородными второстепенными членами предложения. Формирование умения составлять схему предложения с однородными членами. Разбор простого предложения по членам предложения. Представления о сложном предложении (наблюдения). Сопоставление пунктуации в простых и сложных предложениях с союзами. Основные виды учебной деятельности обучающихся Определение членов предложения: главных (подлежащее и сказуемое), второстепенных (дополнение, обстоятельство, определение). Определение однородных членов предложения. Составление схем предложений с однородными членами и построение предложения по заданным моделям. Различение второстепенных членов предложения — дополнения, обстоятельства, определения. Выполнение разбора простого предложения в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом (по членам предложения, синтаксический), оценивание правильности разбора. Различение простых и сложных предложений. Лексикография (содержательная линия реализуется в рамках других разделов). Использование учебных словарей: толкового, словаря устойчивых выражений, орфографического (словарь «Пиши правильно»), обратного, орфоэпического (словарь «Произноси правильно»), этимологического (Словарь происхождения слов), словообразовательного для решения различных лингвистических задач. Создание учебных и внеучебных ситуаций, требующих обращения учащихся к словарям. Основные виды учебной деятельности обучающихся Работа со словарями (орфографическим, обратным, произношения, толковым, этимологическим, устойчивых выражений). | Раздел «Синтаксис» Выпускник научится: • определять члены предложения: главные (подлежащее и сказуемое), второстепенные (дополнение, обстоятельство, определение); • определять однородные члены предложения; • составлять схемы предложений с однородными членами и строить предложения по заданным моделям. Выпускник получит возможность научиться: • различать второстепенные члены предложения — дополнение, обстоятельство, определение; • выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора. • различать простые и сложные предложения. Содержательная линия «Орфография и пунктуация» Выпускник научится: • применять общее правило написания: о-е после шипящих в суффиксах существительных и прилагательных, в падежных окончаниях существительных и прилагательных, в корне слова; безударных окончаний имен прилагательных мужского, женского и среднего рода в единственном числе, а также окончаний множественного числа и способ их проверки; • применять правила правописания: безударных окончаний имен существительных трех склонений в единственном и множественном числе и способ их проверки, безударных личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения, суффиксов глаголов в прошедшем времени, суффиксов глаголов в повелительном наклонении; • использовать разные способы проверок орфограмм (путем подбора родственных слов, изменения формы слова, разбора слова по составу, определения принадлежности слова к определенной части речи, использования словаря); • определять (уточнять, проверять) правописание определяемых программой словарных слов по орфографическому словарю учебника; • определять и выделять на письме однородные члены предложения в бессоюзных предложениях и с союзами а, и, но. Выпускник получит возможность научиться: • осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки; • подбирать примеры с определенной орфограммой; • при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок; • при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающие предотвратить ее в последующих письменных работах. | |
5. | Развитие речи с элементами культуры речи. | 36 ч. | Освоение изложения как жанра письменной речи. Сочинение по наблюдениям с использованием описания и повествования. Определение в реальных научно-популярном и художественном текстах элементов рассуждения. Использование элементов рассуждения в собственном сочинении по наблюдениям или впечатлениям. Знакомство с жанром аннотации. Тематическое описание (выделение подтем) литературного произведения и составление аннотации на конкретное произведение. Составление аннотации на сборник произведений. Определение основной идеи (мысли) литературного произведения для составления аннотации с элементами рассуждения (рецензии), без введения термина «рецензия». Сочинение по живописному произведению с использованием описания и повествования, с элементами рассуждения. Азбука вежливости.Культура диалога. Речевые формулы, позволяющие корректно высказывать и отстаивать свою точку зрения, тактично критиковать точку зрения оппонента. Необходимость доказательного суждения в процессе диалога. Правила употребления предлогов о и об (о ежике, об утке; об этом, о том; об изумрудном, о рубиновом). Правила употребления числительных ОБА и ОБЕ в разных падежных формах. Основные виды учебной деятельности обучающихся Различение особенностей разных типов текста (повествование, описание, рассуждение). Обнаружение в реальном художественном тексте его составляющих: описания, повествования, рассуждения. Составление с опорой на опыт собственных впечатлений и наблюдений текста с элементами описания, повествования и рассуждения. Различение художественного и научно-популярного текстов. Составление аннотации на отдельное литературное произведение и на сборник произведений. Создание текста по предложенному заголовку. Подробный или выборочный пересказ текста. Анализ и корректировка текстов с нарушенным порядком предложений, нахождение в тексте смысловых пропусков. Корректировка текстов, в которых допущены нарушения культуры речи. Анализ последовательности собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотнесение их с разработанным алгоритмом. Оценивание правильности выполнения учебной задачи: соотнесение собственного текста с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов). Словарь Автомобиль, аннотация, беседа, библиотека, билет, биография, богатство, велосипед, галерея, гореть, горизонт, гражданин, диалог, желать, железо, завтра, здесь, инженер, искусный, искусство, календарь, коллектив, коллекция, корабль, костер, натюрморт, отечество, пейзаж, портрет, правительство, президент, привет, профессия, путешествие, салют, свобода, сегодня, сейчас, секрет, солдат, хозяин, цитата, экскаватор, электричество, эскалатор (всего 45 слов). | Содержательная линия «Развитие речи» Выпускник научится: • различать особенности разных типов текста (повествование, описание, рассуждение); • обнаруживать в реальном художественном тексте его составляющие: описание, повествование, рассуждение; • составлять с опорой на опыт собственных впечатлений и наблюдений текст с элементами описания, повествования и рассуждения; • доказательно различать художественный и научно-популярный тексты; • владеть нормами речевого этикета в ситуации предметного спора с одноклассниками, в повседневном общении со сверстниками и взрослыми; • составлять аннотацию на отдельное литературное произведение и на сборник произведений; • находить нужные словарные статьи в словарях различных типов и читать словарную статью, извлекая необходимую информацию; • писать письма с соблюдением норм речевого этикета. Выпускник получит возможность научиться: • создавать тексты по предложенному заголовку; • подробно или выборочно пересказывать текст; • пересказывать текст от другого лица; • анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски; • корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи; • анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; • оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова)
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова), "Перспектива", издательство «Просвещение», 2011 год, рекомендованной Министерст...
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и ...
Рабочая программа по русскому языку 3 класса авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык»
Рабочая программа разработана на основе авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык» утвержденной в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начал...
Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по русскому языку разработана в соответствии с программой к курсу « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...
Рабочая программа по русскому языку по образовательной системе «Школа России» Русский язык 2 класс. Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык.
Рабочая прогр...
Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...