Программа "Знатоки русского языка " 1-4 класс
рабочая программа по русскому языку (4 класс) по теме

Кумпенич Надежда Александровна

«Знатоки русского  языка» -это  внеурочный курс для младших школьников, в содержании которого рассматривается орфоэпическое, лексическое, грамматическое многообразие мира слов, основные методы и пути его познания, а также развивается языковая интуиция и художественно-образное мышление младших школьников. Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения учащихся к языку, для воспитания ответственности за соблюдение норм языка как важного компонента языковой культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programmaznatoki_russkogo_yazyka_aleynikova.docx46.66 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Знатоки русского языка» имеет общеинтеллектуальное направление и   разработана в соответствии с

Федеральным  государственным образовательным стандартом  начального общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации    от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (c изменениями от 26 ноября 2010 №1241«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373», от 22 сентября 2011 № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373», от 18 декабря 2012 № 1060 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373»,  от 29 декабря 2014 года №1643 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС начального общего образования», от 31 декабря 2015 года № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»); с письмом  Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»,  на основе авторской программы факультатива «Удивительный мир слов» для внеурочной деятельности младших школьников (1-4 классы) Л.В. Петленко, В.Ю. Романова (Сборник программ внеурочной деятельности : 1-4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М. :Вентана-Граф, 2015. – 192 с. – (Начальная школа XXI века).

«Знатоки русского  языка» -это  внеурочный курс для младших школьников, в содержании которого рассматривается орфоэпическое, лексическое, грамматическое многообразие мира слов, основные методы и пути его познания, а также развивается языковая интуиция и художественно-образное мышление младших школьников. Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения учащихся к языку, для воспитания ответственности за соблюдение норм языка как важного компонента языковой культуры.

Цели реализации основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОКШ №4» направлены на обеспечение возможностей младшим школьникам получения качественного образования (достижение личностных, метапредметных и предметных результатов), на формирование УУД, на развитие личности школьника, на духовно-нравственное и патриотическое воспитание  учащихся и на сохранение их здоровья.

В системе предметов общеобразовательной школы курс «Знатоки русского языка» реализует познавательную и социокультурную цели:

-познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учащихся;

- социокультурная цель — изучение русского языка — включает формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Задачи начального общего образования МБОУ «СОКШ №4» (с учетом специфики курса «Знатоки русского языка»):

  1.  Сформировать у младших школьников основы теоретического и практического мышления; дать им опыт осуществления различных видов деятельности; развивать основы учебной деятельности, развивать элементарные навыки самообразования, самоконтроля и самооценки (на основе освоения первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка);
  2. Обеспечить формирование универсальных учебных действий как в учебной, так и в личностной, коммуникативной, познавательной, регулятивной сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной деятельности учащихся;
  3. Способствовать развитию речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
  4. Способствовать овладению учащимися умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и тексты-повествования небольшого объёма;
  5. воспитывать   у учеников позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, побуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
  6. Развивать интеллектуальные и творческие способности школьников с учетом их индивидуальных особенностей; способствовать сохранению и развитию   индивидуальности каждого   ребенка;
  7. Создать педагогические условия, обеспечивающие широкий перенос средств, освоенных на уроке, на следующие ступени образования и во внешкольную практику.

Содержание рабочей программы отвечает миссии МБОУ «СОКШ №4»: наряду с обеспечением реализации федерального государственного образовательного стандарта с учетом региональных особенностей, обеспечить   формирование духовно-нравственной личности, обладающей гражданской позицией, чувством патриотизма и ключевыми компетентностями, определяющими национальную элиту России.

В содержание курса включены сведения из фонетики, графики, орфоэпии, лексикологии и фразеологии, морфемики, словообразования, этимологии, грамматики.

Содержание факультатива строится на основе деятельностного подхода. Каждый раздел программы предусматривает использование игровой и практической деятельности. Предполагается активное освоение курса в разнообразной индивидуальной и групповой работе (учебные, познавательные, исследовательские задания, ролевые и дидактические игры, работа над проектами, экскурсии). Включение учащихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, формирования основ личной ответственности за сохранение богатства русского языка. Подобное содержание курса не только позволяет решать задачи, связанные с обучением и развитием младших школьников, но и несёт в себе большой воспитательный потенциал. Содержание тем курса «Знатоки русского языка» интегрируют с  кадетским компонентом (включены тексты патриотической тематики, определены темы для развития речи в соответствии с содержанием внеурочных курсов «Я-кадет», «Образ защитника Отечества на страницах книг детских писателей», определены упражнения и тексты для изложений, включены авторские тексты А.Митяева, А.Алексеева (серия «Рассказы о войне», «Рассказы о Суворове и Нахимове»), К.Паустовского «Солдатские сказки», а также публицистические статьи о Родине, об  Армии и флоте. Также тематика обучающих сочинений имеет гражданско-патриотическую направленность.

В программе особое внимание уделено работе над языковыми нормами и формированию у школьников правильной устной и письменной речи.

На проведение курса «Знатоки русского языка»  в 1 классе отводится -33 часа, во 2-4 классах -34 часа.

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения; понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции;умение задавать вопросы.

Предметными   результатами  изучения русского языка в начальной школе являются следующие:

1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

2) Понимание учащимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;

3) Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

4) Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;

5) Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

1 класс

Ученик научится:

различать, сравнивать:

● звуки и буквы;

● ударные и безударные гласные звуки;

● твердые и мягкие согласные звуки, глухие и звонкие согласные звуки;

●  звук, слог, слово;

● слово и предложение;

● кратко характеризовать:

● звуки русского языка (гласные ударные/безударные, согласные   твердые/мягкие, согласные звонкие/глухие);

● условия выбора и написания буквы гласного звука после мягких и твердых согласных;

решать учебные и практические задачи:

● выделять предложение и слово из речевого потока;

● проводить звуковой анализ и строить модели звукового состава слов, состоящих из четырех — пяти звуков;

● выделять в словах слоги;

● правильно называть буквы русского алфавита, знать их последовательность;

● правильно писать сочетания ча - ща, чу - щу, жи - ши под ударением;

● правильно писать словарные слова, определенные программой;

● ставить точку в конце предложения;

● грамотно записывать под диктовку учителя и самостоятельно отдельные слова и простые предложения (в случаях, где орфоэпия и орфография совпадают);

● осознавать цели и ситуации устного общения;

● соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета.

Ученик получит возможность научиться:

● выявлять слова, значение которых требует уточнения, и уточнять их значение по тексту или с помощью толкового словаря;

● использовать алфавит при работе со словарями и справочниками;

● различать слова, называющие предметы, действия и признаки; задавать вопросы к словам;

● выбирать языковые средства в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи;

● участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

● соблюдать орфоэпические нормы и правильную интонацию.

2 класс

Ученик научится различать:

  • звуки и буквы, гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные звуки, звонкие и глухие согласные звуки;
  • слово и предложение;
  • слова, называющие предмет, признак предмета, действие предмета;
  • предложения по цели высказывания;

выделять, находить:

  • корень, суффикс, приставку, окончание;
  • лексическое значение слова в толковом словаре;
  • основную мысль текста;

применять правила правописания:

  • гласных после шипящих (жи – ши, ча-ща, чу – щу);
  • заглавной буквы в изученных случаях;
  • безударных проверяемых гласных в корне;
  • звонких и глухих согласных в корне;
  • словарных слов, определенных программой;

разделительного мягкого знака

  • научится ориентироваться в учебной книге: читать язык условных обозначений, находить нужный текст упражнения, правило или таблицу, находить выделенный фрагмент текста;
  • работать с несколькими источниками информации (двумя частями учебной книги, рабочими тетрадями, учебными словарями, текстом и иллюстрациями;
  • проверить свою работу, используя правила и словари;
  • школьник освоит нормы речевого общения.

                3 класс

Ученик научится:

различать, сравнивать, кратко характеризовать:

-имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение;

-виды предложений по цели высказывания и интонации;

-главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения;

выделять, находить:

  • собственные имена существительные;
  • личные местоимения 1, 2, 3-го лица;
  • грамматическую основу простого двусоставного предложения;
  • в простом предложении однородные члены (как главные, так и второстепенные);

решать учебные и практические задачи:

  • определять род изменяемых имен существительных;
  • устанавливать форму числа (единственное или множественное) имени существительного;
  • задавать падежные вопросы и определять падеж имени существительного;
  • определять принадлежность имен существительных к 1, 2, 3-ему склонению;
  • устанавливать при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связь между словами в предложении;
  • находить предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но;
  • использовать разные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове;
  • подбирать примеры слов с определенной орфограммой;
  • определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
  • безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объемом 65-80 слов;
  • проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
  •  составлять собственного и предложенного текста;
  • Определять тип текста: повествование, описание, рассуждение;
  • корректировать тексты с нарушенным порядком предложений и абзацев;
  • составлять собственные тексты в жанре письма;

применять правила правописания:

  • приставки, оканчивающиеся на з, с;
  • непроверяемые гласные и согласные в корне слова (словарные слова, определенные программой);
  • буквы о, ё после шипящих в корнях слов;
  • буквы и, ы после ц в различных частях слов;
  • мягкий знак после шипящих на конце имен существительных;
  • безударные гласные в падежных окончаниях имен существительных;
  • буквы о, е в окончаниях имен существительных после шипящих и ц;
  • безударные гласные в падежных окончаниях имен прилагательных;
  • раздельное написание предлогов с личными местоимениями;

знаки препинания при однородных членах предложения с союзами и, а, но и без союзов.

        4 класс

Ученик научится:

Различать, сравнивать, кратко характеризовать:

-имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение, глагол;

- слово, словосочетание и предложение;

Выделять, находить:

        - начальную форму глагола;

        - глаголы в формах настоящего, прошедшего и будущего времени;

        Решать учебные и практические задачи:

        -определять спряжение глагола;

        -глаголы в формах 1,2,3-его лица;

-устанавливать при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;

        - разбирать по членам простое двусоставное предложение;

- использовать разные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове;

        - подбирать примеры слов с определенной орфограммой;

        - определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;

- безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объёмом 80- 100 слов;

- проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;

        Применять правила правописания:

-непроверяемые гласные и согласные в корне слова (словарные слова, определенные программой);

        -не с глаголами;

        -мягкий знак после шипящих на конце глаголов;

        -мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;

        -безударные личные окончания глаголов;

        Ученик получит возможность научиться:

-проводить по предложенному алгоритму морфологический анализ имени существительного, имени прилагательного, глагола и наречия;

-проводить по предложенному в учебнике алгоритму синтаксический анализ простого двусоставного предложения;

        -определять вид глагола;

        -находить наречие и имя числительное в тексте;

-применять правила правописания суффиксов глаголов –иав/-ыва, -ова/-ева;

-применять правила правописания гласных в окончаниях глаголов прошедшего времени;

        -применять правило правописания букв а, о на конце наречий;

        - применять правило правописания мягкого знака на конце наречий;

        - применять правило слитного и раздельного написания числительных;

-применять правило правописания мягкого знака в именах числительных;

- при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее последующих письменных работ;

-применять правило постановки запятой между частями сложного предложения (простейшие случаи);

-письменно пересказывать текст (писать изложения) подробно, выборочно, от другого лица;

-соблюдать нормы современного русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников ( в объёме представленного в учебнике материала).

  1. Содержание  учебного  предмета

1 класс (33 часа)

 Вводное занятие. Значение русского языка. Беседа о значимости русского языка. Представление богатства языка и речи. Значение русского языка в жизни известных писателей и поэтов.

Роль речи в жизни людей. Правило красивой речи. Роль русского языка в жизни каждого человека. Важность умелого и бережного отношения к русскому языку. 

 О самых дорогих словах. Волшебные слова. Добрые слова. Культура общения. Волшебные слова: слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинения. Умение дискутировать, использовать вежливые слова в диалоге. Разыгрывание ситуаций: «Вежливо – невежливо - грубо». Парад добрых слов.

 Слова, слова, слова… Чудесные превращения слов. Анаграмма. Палиндром. Умные игры для умных детей. Знакомство с анаграммами и палиндромами. Самостоятельное составление анаграмм. Примеры и различные факты о палиндромах. Эти забавные палиндромы. Игры: «Буква заблудилась», «Сложи слово»…

 Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова. Жизнь слова. Откуда берутся слова? Как живут слова? Рассказ о свойстве «многозначности слова», о строении словарной статьи толкового словаря. Игра «Прямое и переносное значение слов». Разгадывание загадок, шарад.

 «Ищу рифму» или «Добавь слово». Юные сочинители. Веселый аттракцион. Занимательные игры с буквами, слогами, словами.

Звуки в слове. Фонетическая зарядка. Работа с загадками, со скороговорками, со стихами и маленькими сказками. Понятие «фонетика», «фонема», «фонематический слух». Тайны фонемы. Ключ к тайнам фонемы. Фонетическая зарядка. Игры с фонемами. Работа с загадками, со скороговорками, со стихами и маленькими сказками. Стихотворение Б. Заходера «Кит и Кот». Разыгрывание стихотворения Н. Матвеева «Путаница».

Тематические группы слов. Организация деятельности учащихся по подбору слов на тему («Осень», «Зима», «Весна», «Овощи», «Спорт»…). Составление коротких устных зарисовок. Игра «Найди лишнее слово».

Трудные слова. Словарная работа. Занимательные упражнения: ребусы, кроссворды, загадки. Чудеса в стране Слов. Знакомство с ребусами, кроссвордами, их разгадывание. Угадывание слов по их значению.

Гимнастика ума. Словесные игры. Шарады, метаграммы, логорифмы. Упражнения на развитие внимательности и наблюдательности, на развитие памяти. Знакомство с шарадами, метаграммами, логорифмами. Игрыт- соревнования.

Итоговое занятие. КВН «Знатоки русского языка». Командное соревнование на проверку знаний по русскому языку.

                                        2 класс (34 часа)

Мир полон звуков. Звуки речи, их отличие от других звуков, которые мы слышим. Для чего служит человеческая речь? Как устроен речевой аппарат. Звуки и слова. Связаны ли между собой звуки и смысл? Такие разные гласные и согласные. Особенности артикуляции гласных и согласных звуков. Звукопись как приём художественной речи. Правильное ударение и произношение слов.

Азбука, прошедшая сквозь века.  Солунские братья. Как появились буквы современного русского алфавита. Кириллица, название букв древней азбуки. Сравнение кириллицы и современного алфавита. Использование букв алфавита для обозначения чисел. Особенности древнерусского письма (оформление красной строки и заставок, слов и предложений). Как появилась буква «Ё». Особенности использования букв. Строчные и прописные буквы.

Всему название дано. Какие слова появились первыми. Звукоподражательные слова у разных народов. Лексическое богатство языка. Как выбирают имя человеку? Как улицы получают свои названия? Какие русские имена встречаются на карте мира? О чём может рассказать слово «борщ»? Знакомство с толковым и орфографическим словарями русского языка. «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля.

Как делаются слова. История происхождения слов. Поиск информации о происхождении слов. Слова производные и непроизводные. Словообразовательные связи слов. Корень — главная часть слова. Группы однокоренных слов. Механизм образования слов с помощью суффикса. Группы суффиксов по значению. Механизм образования слов с помощью приставки. Группы приставок по значению. Решение лингвистических задачек и головоломок с использованием «моделей» частей слова.

Секреты правильной речи. Слово и его значение. Уточнение значения слова по словарю. Сочетание слов по смыслу. Ограничения сочетаемости слов. Употребление в речи слов с ограниченной сочетаемостью.

Нарушение сочетаемости слов. Точное употребление в речи слов, близких по звучанию и значению. Исправление ошибок в словоупотреблении. Многозначные слова. «Очеловечивание» мира (употребление слов в прямом и переносном значении). Как возникают синонимы. Чем похожи и чем различаются слова-синонимы. Стилистическая окраска слов. Антонимы. Какие слова становятся антонимами. Антонимические пары.

Омонимы и их многообразие. Использование омонимов в речи. Слова исконно русские и заимствованные. История возникновения фразеологизмов. Использование устаревших слов в составе фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи. Значение фразеологизмов. Фразеологизмы-антонимы, фразеологизмы-синонимы.

                                        3 класс (34 часа)

Из истории языка. Устаревшие слова. Почему слова устаревают. Значения устаревших слов. Использование устаревших слов в современном языке.

Старые и новые значения. Сравнение толкований слов в словаре В.И. Даля и современном толковом словаре. Как появляются новые слова.

Загадки простого предложения. Порядок слов в предложении: зависимость смысла предложения от порядка слов. Устранение ошибок, двусмысленностей, которые возникают из-за нарушения порядка слов.

Интонация предложения. Логическое ударение. Зачем нужны второстепенные члены предложения. Художественные определения (эпитеты). Знакомство со словарём эпитетов. Описание предметов в художественных текстах. Внешность и характер в портретах мастеров слова.

Знаки препинания при однородных членах. Распространение простого предложения с помощью обстоятельств. Когда необходимы обстоятельства.

Использование обстоятельств в объявлениях, приглашениях, афишах.

Распространение простого предложения с помощью дополнений. Использование дополнений в речи (лексическая сочетаемость и норма).

Однородные члены предложения. Распространение предложения с помощью однородных членов. Какие члены предложения бывают однородными?

Исправление недочётов, ошибок в употреблении однородных членов предложения. Всегда ли можно продолжить ряд однородных членов? Знаки препинания при однородных членах.

Лабиринты грамматики. Слово в грамматике. Как «работают» слова или для чего нужна грамматика.

О существительных по существу. Почему изучение грамматики начинается с имени существительного. От чего зависит род имени существительного. Употребление в речи существительных общего рода.

Способы выражения значения числа у имён существительных в русском

языке. Нормы употребления существительных во множественном числе. Как определить число несклоняемых существительных. Всегда ли существительные имели только два числа? Для чего существительные изменяются по падежам? История названий падежей. Падежные значения, знакомство с грамматической нормой ( «килограмм помидоров», «пара носков», «стакан кефира»).Имена собственные. История возникновения некоторых фамилий. Значение имён.

Такие разные признаки предметов. Значение имён прилагательных.

Описание свойств и качеств предметов с помощью прилагательных.

Как в старину использовали прилагательные в обращениях. Сравнение качеств, свойств предметов с помощью степеней сравнения. Особенности использования в речи степеней сравнения качественных прилагательных.

Исправление речевых ошибок и недочётов в использовании степеней сравнения. Значение относительных прилагательных. Что называют притяжательные прилагательные. Способы образования некоторых русских фамилий (Алёшин, Арбузов, Борисов, Кольцов, Правдин…). Использование притяжательных прилагательных во фразеологизмах.

                                4 класс (34 часа)

Поиграем со звуками, словами и предложениями. Фонетические и графические правила и закономерности. Слово, его значение и лексические нормы. Морфемный и словообразовательный анализ слова, работа со словообразовательными моделями.

Пора действовать! Глагол в языке и речи. Особенности текста - повествования и текста-описания. Видовые пары глаголов, их значение.

Глаголы в личной форме. Повествование от первого и третьего лица.

Использование временных форм глагола в речи. Замена форм времени глагола. Правильное ударение в формах настоящего и прошедшего времени.

О чём может рассказать личная форма глагола. Употребление глаголов, не образующих форму 1-го лица единственного числа. Форма условного наклонения глагола. Повелительные формы глагола в просьбах, советах и приказах: правила вежливости. Образование форм повелительного наклонения, исправление речевых ошибок. Использование глаголов в прямом и переносном значении. Художественное олицетворение. Глаголы –синонимы и глаголы-антонимы. Глаголы в пословицах и загадках. Решение орфографических задачек и головоломок: орфограммы глагола.

Числа и слова. Как используются числительные в речи. Обозначение дат и времени с помощью числительных. Числительные во фразеологизмах и пословицах. Нормы употребления имён числительных. Исправление речевых ошибок.

Прочные связи. Как связаны слова в словосочетании. Словосочетания свободные и связанные. Словосочетания с типом связи согласование.

Слова каких частей речи могут согласовываться. Особенности согласования существительных и прилагательных, существительных и числительных.

Сочетаемость слов. Словосочетания с типом связи управление. Слова каких частей речи имеют «способность управлять». Трудности в выборе формы слова при управлении. Выбор предлогов и падежных форм в словосочетаниях с управлением. Словосочетания с типом связи управление.

Любимые игры со словами.

Учебно-тематический план

                                1 класс     

                               

№ п/п

Название темы

Количество часов

1.

Вводное занятие. Значение русского языка.

1

2.

Роль речи в жизни людей. Правило красивой речи.

1

3.

О самых дорогих словах. Волшебные слова. Добрые слова.

3

4.

Слова, слова, слова ... Чудесные превращения слов. Анаграмма. Палиндром. Игры: «Буква заблудилась», «Сложи слово»…

5

5.

Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова.

3

6.

«Ищу рифму» или «Добавь слово». Юные сочинители.

3

7.

Звуки в слове. Фонетическая зарядка. Работа с загадками, со скороговорками, со стихами и маленькими сказками.

5

8.

Тематические группы слов.

3

9.

Трудные слова. Словарная работа. Занимательные упражнения: ребусы, кроссворды, загадки.

4

10.

Гимнастика ума. Словесные игры. Шарады, метаграммы, логорифмы.

4

11.

Итоговое занятие. КВН «Знатоки русского языка».

1

Итого:

33

Учебно-тематический план        

2 класс   

№ п/п

Название темы

Количество часов

Мир полон звуков (6 ч)

1.

Звуки вокруг нас.

1

2.

Фабрика речи.

1

3.

Звуки и слова.

1

4.

Такие разные гласные и согласные.

1

5.

Такие разные гласные и согласные.

1

6.

Правильное ударение и произношение слов.

1

Азбука, прошедшая сквозь века (5 ч)

7.

Кириллица, название букв древней азбуки.

1

8.

Как появились буквы современного русского алфавита.

1

9.

Буквы старые и новые.

1

10.

Особенности древнерусского письма

1

11.

Строчные и прописные буквы.

1

Всему название дано (5 ч)

12.

Рождение языка.

1

13.

Сколько слов в языке?

1

14.

Имена, имена, имена…

1

15.

Увлекательные истории о самых простых вещах.

1

16.

Словари — сокровищница языка.

1

Как делаются слова (7 ч)

17.

История происхождения слов.

1

18.

Слова производные и непроизводные

1

19.

Корень — главная часть слова.

1

20.

Группы однокоренных слов.

1

21.

 Такие разные суффиксы.

1

22.

Образование слов с помощью приставки.

1

23.

Решение лингвистических задачек и головоломок с использованием «моделей» частей слова

1

Секреты правильной речи (11 ч)

24

Слово и его значение.

1

25

Сочетание слов по смыслу. Ограничения сочетаемости слов.

1

26

Точное употребление в речи слов, близких по звучанию и значению.

1

27

Многозначные слова.

1

28

«Очеловечивание» мира

1

29

Синонимы.

1

30

Антонимы.

1

31

Омонимы и их многообразие.

1

32

Слова исконно русские и заимствованные.

1

33

История возникновения фразеологизмов.

1

34.

Выбор фразеологизма в речи.

1

Итого

34

                                Учебно-тематический план

3 класс

№ п/п

Название тем

Количество часов

Из истории языка (2 ч)

1

Старые и новые слова в языке.

1

2

Сокровища бабушкиного сундука.

1

Загадки простого предложения (9 ч)

3

«Велосипед разбил трамвай», или Непорядок в предложении.

1

4

Важные мелочи.

1

5

Требуется определение.

1

6

Требуется определение.

1

7

Важные обстоятельства.

1

8

Важные обстоятельства.

1

9

Необходимо дополнить.

1

10

«Дама сдавала в багаж диван, чемодан, саквояж».

1

11

Стройтесь в ряд! Запятые, по местам!

1

Лабиринты грамматики (2 ч)

12

Слово в грамматике.

1

13

Как «работают» слова, или для чего нужна грамматика.

1

О существительных по существу (12 ч)

14

«Лебедь белая плывёт».

1

15

Может ли род быть общим?

1

16

Как на уроках русского языка может пригодиться счёт?

1

17

Как быть, если нет окончания?

1

18

Один, два, много.

1

19

Почему именительный падеж назвали именительным?

1

20

Как «работает» родительный падеж?

1

21

«Щедрый» падеж.

1

22

Винительный падеж — великий маскировщик.

1

23

Падеж-работяга.

1

24

Любимая «работа» предложного падежа.

1

25

Кому принадлежат имена собственные?

1

Такие разные признаки предметов (8 ч)

26

Поговорим о качествах, цветах, свойствах и характерах.

1

27

«Красны девицы» и «добры молодцы».

1

28

Всё познаётся в сравнении.

1

29

Всегда ли «умный — умнейший»: сравниваем и оцениваем.

1

30

Что из чего и для чего?

1

31

Что кому принадлежит?

1

32

Ещё одна обязанность притяжательных прилагательных.

1

33

«Крокодиловы слёзы».

1

34

Итоговое занятие.

1

Итого

34

Учебно-тематический план

                4 класс

№ п/п

Название темы

Количество часов

Поиграем со звуками, словами и предложениями (7 ч)

Смотрю, говорю, слушаю.

Смотрю, говорю, слушаю.

Лексические загадки.

Лексические загадки.

Словесный конструктор.

Занимательная грамматика.

Занимательная грамматика.

Пора действовать! (14 ч)

Для чего нужны глаголы?

Для чего нужны глаголы?

Делать и сделать — не одно и то же.

Меняемся ролями.

Вчера, сегодня, завтра.

Одно вместо другого.

Она меня поняла и приняла.

Кто говорит, кто действует?

Сумею победить!

Мечтаем и фантазируем.

Дай-подай… и поезжай!

Дай-подай… и поезжай!

Живые образы.

Орфографический поединок.

Числа и слова (4 ч)

Для чего нужны числительные?

Важные даты истории нашей страны (города, края).

Рекорды в цифрах.

За семью печатями.

Прочные связи (7 ч)

Треугольный шарик.

Как водить машину за нос?

Послушный «подчинённый».

О «земляной» или «земной» красоте.

Строгий «управляющий».

В Сибири и на Урале.

Связаны смыслом.

Любимые игры со словами (1 ч)

Любимые игры со словами

Итоговое занятие

Итого

34

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку в 3 классе «Приставка» Урок по русскому языку в 3 классе «Приставка»

Урок по русского языка преднозначен для учителей начальной школы. На уроке уточняется  понятие «приставка» и её роль в словообразовании...

Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".

Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...

Методическая разработка по русскому языку для четвертого класса Тема: Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь и наш язык.

Знакомство с учебником русского языка. Развитие речи. Знакомство с мудрыми высказываниями о нашем языке....

Урок русского языка в 4 классе по теме "Местоимение. Общее понятие" ( автор учебника «Русский язык 4 класс» А.В. Полякова, система развивающего обучения Л.В. Занкова)

Урок русского языка в 4 классе по теме "Местоимение. Общее понятие"  ( автор учебника «Русский язык 4 класс»  А.В. Полякова, система развивающего  обучения Л.В. Занкова) по ФГОС...

ОС «Школа 2100»Проект урока русского языка во 2 классе «Закрепление знаний об изученных орфограммах» (авт. Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина «Русский язык» 2 класс.)

На данноу уроке учащиеся имеют возможность повторить и систематизировать знания об изученных орфограммах; разработать и создать тренировочное пособие по теме «Орфограммы в корне»; развивать внимание, ...

Конспект урока по русскому языку во 2 классе по программе для начальных классов «Школа России» Автор В.Г. Горецкий, Н.А.Федосова, Москва «Просвещение» 2011 Учебник «Русский язык» 2 часть 2 класс Автор В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, Москва «Просвещение» 2

Тип урокаУрок формирования нового понятия. Тема урока:"Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"Цель: Формировать у учащихся умения ставить вопросы к словам, расп...