Методическая разработка «Проверка орфограмм слабой позиции по словарю»
методическая разработка по русскому языку (2 класс)
«Проверка орфограмм слабой позиции по словарю»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Проверка орфограмм слабой позиции по словарю» | 17.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка во 2 классе
Система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова
Тема: «Проверка орфограмм слабой позиции по словарю» (урок постановки учебной задачи)
Цель: научить детей наполнять пропуски орфограмм слабой позиции с помощью печатного образца.
Задачи: 1)познакомить с назначением орфографического словаря и приемами работы с ним; 2)способствовать формированию умения ориентироваться в словаре; 3)установить последовательность действий при списывании слова из орфографического словаря.
| Предметные умения | УУД |
Планируемый результат | - овладение умением ориентироваться в словаре
| -научиться приемам работы со словарем; -принимать участие в общей беседе; -формировать действия контроля и оценки в процессе работы |
Ход урока:
#1054;рганизационный момент.
Запись числа и классной работы.
#1057;итуация успеха.
*Минутка чистописания: написание в широкой строке строчных букв п и т.
-Что знаете про эти буквы?
-Вы сказали, что эти буквы могут быть опасными. Только они являются опасными?
- Давайте проверим, научились вы видеть и слышать орфограммы слабой позиции или нет. Выполним несколько заданий.
* Первое задание у вас на голубой карточке.
(В паре) Стрелкой укажите, название какой птицы соответствует схеме (на слайде схема и названия птиц)
-Проверяем, поменяйтесь заданиями. (Открыть слайд) Поставьте на линеечке крестик и верните листочек.
*Второе задание выполняем самостоятельно.
-Записать в тетради названия растений, пропуская орфограммы слабой позиции (на слайде картинки): кактус, виноград, орех, кувшинка.
-Меняемся с соседом и проверяем по слайду. Верните тетрадь.
*Третье задание Савелий пойдет выполнит на доске, а все в тетради. Запишем под диктовку высказывание : «У письма свои секреты»
- А теперь оцените свою работу по всем заданиям и поставьте на линеечке на полях крестик.
-Кто поставил наверху? Посередине? Внизу?
-Какие вы молодцы! Теперь сможете любое слово написать без ошибок.
Физминутка.
3. Ситуация «интеллектуального конфликта»
-Посмотрите, правильно написано слово или нет? Покажите мне + или -(с обратной стороны доски записано слово с пропуском орфограмм слабой позиции)
П_ _т_ ря_ _с_
-Как не можете определить? Не знаете, какое слово здесь? Так и я не знаю. Его записали и забыли стереть. А я решила у вас спросить.
- Так что же получается, удобно читать слова с «дырочками»? А писать?
-Скажите, а взрослые тоже, как мы, пишут с пропусками? А почему?
-Оказывается, мы с вами еще не все секреты русского языка знаем. Хотите их знать? Тогда продолжим нашу работу.
4. Формулирование учебной задачи.
-Вернемся к нашему высказыванию. В нем как раз есть слово «секреты». Как пишется сикреты или секреты? Мы с вами знаем разные способы нахождения информации.
-Каким способом узнать? (у взрослых – не все пишут грамотно, книга – может не оказаться этого слова, интернет – не всегда есть, словарь)
-Давайте попробуем по словарю. Как называется словарь? А почему такое название?
-Откройте его с самого начала и найдите слово секреты.
-Почему так долго?
-А может мы не знаем секретов словаря? Хотите научиться быстро находить слова в словаре? Тогда сформулируйте, что мы должны выяснить?
(на доску повесить табличку Словарь - ?)
#1055;оиск решения задачи.
-Итак начнем. Первые слова в словаре вы уже прочитали. Теперь прочитайте самые последние. С какой буквы начинаются самые первые слова? А самые последние?
-Почему слова, начинающиеся с А вначале словаря, а слова с Я в конце?
-Итак, первый секрет раскрыт. Кто его сформулирует? (на доску повесить: 1) слова располОжены по алфавиту)
-Давайте вспомним алфавит. Выпишите в тетрадь те слова, которые встречаются в словаре до слова «секреты»: берег, монета, трактор, жираф, ландыш, ученик, ракета (слайд).
-Проверим, один читает, все оценивают +или –
-(слайд, устно)А где искать слово «ребята», до или после слова «работа»? русский, рисовать?
-Продолжим. Запишите слово «мороз» звуковой записью (1 на доске) У кого так же?
-Теперь проверьте по словарю, есть ли это слово среди слов на ма- (нет) А среди слов на мо-?
-Почему сразу нельзя сказать, где искать слово – среди слов на ма- или среди слов на мо-?
-Вернемся к нашему слову «секреты». Где будете искать? (На букву С) Все слова будете читать? (на СЕ- и СИ-) Ищите.
-Кто нашел? (секрет) А у нас какое? (секреты)
-Давайте посмотрим, чем отличаются эти два изменения (формой числа)
-Прочитайте другие слова на букву С и подумайте, какие изменения названий предметов записаны в словаре – те, которые называют один предмет, или те, которые называют много предметов? (один предмет)
- Вот мы и открыли еще один секрет словаря. Кто его сформулирует? (на доску повесить 2)слова называют один предмет)
-Так можно использовать слово «секрет» для того, чтобы вставить букву в наше слово «секреты»? Почему?
- Итак, кто запомнил, какая буква пишется на месте пропуска? Молодцы, но бывают такие слова, которые с первого прочитывания и не запомнишь. Поэтому мы с вами будем этому учиться.
*(если будет время)
-Возьмите простой карандаш и подчеркните в словаре в слове «секрет» все орфограммы.
-Теперь читаем это слово по слогам так, как будто все звуки находятся в сильной позиции.
- Так же повторяем, не глядя в словарь.
-А теперь возьмите зеленый цвет и, диктуя по слогам, вставьте букву. Таким образом мы теперь будем заполнять дырочки в словах.
-Упр.94 без Учебника
6. Рефлексия.
-Какое открытие сегодня вы сделали на уроке?
-Чему каждый из вас сегодня научился?
-Кого хотите похвалить?
-Кому понравилось работать на уроке?
#1044;З
1) Рассказать родителям о том, что сегодня узнали.
2) Сделать закладки в словарь.
3) Составить из букв слова «словарь» другие слова.
лебедь курица страус
- ˄ ˄ ˄ ˄ -
пингвин павлин
лебедь курица страус
- ˄ ˄ ˄ ˄ -
пингвин павлин
лебедь курица страус
- ˄ ˄ ˄ ˄ -
пингвин павлин
лебедь курица страус
- ˄ ˄ ˄ ˄ -
пингвин павлин
Словарь - ?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Проверка орфограмм слабых позиций по орфографическому словарю". 2 класс.
Урок по системе развивающего обучения...
«Приведение звука к сильной позиции как общий способ проверки орфограмм слабых позиций» (Система Эльконина – Давыдова)
Тип урока : постановка учебной задачи...
"Как проверить орфограмму слабой позиции без словаря?"
Конспект урока по теме: "Как проверить орфограмму слабой позиции без помощи словаря?" (2 класс; по курсу "Русский язык" авторы: В.В.Репкин, Т.В.Некрасова, Е.В.Восторгова)....
Проверка орфограмм слабых позиций с помощью словаря
Урок русского языка на тему "Проверка орфограмм слабых позиций с помощью словаря"...
Проверка орфограмм слабых позиций по словарю
Данная презентация знакомит детей со словарями русского языка...
Технологическая карта урока Русского языка «Как проверить орфограмму слабой позиции без словаря?» (2 класс, УМК Эльконин-Давыдов)
Тип урока: урок общеметодологической направленности Цель урока: формирование у обучающихся понятия об орфограммах в слабой позиции Задачи урока Дидактические:1. Обобщить и систематизиро...