Технологическая карта урока по теме "Открытие космических далей или о дружбе слов в словосочетании. Примыкание"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Волкова Ольга Николаевна
Урок открытия нового знания. УМК "Начальная школа 21 века"(4 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon primykanie_12.04.16.doc108.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка в 4а классе (12.04.2016г.)  

по теме «Открытие космических далей или о дружбе слов в словосочетании. Примыкание»

УМК «Начальная школа 21 века»

Тип урока

Урок открытия нового знания

Цель

Знакомство учащихся с типом связи в словосочетании «примыкание» и алгоритмом их распознавания

Задачи

-Обобщить и систематизировать изученное ранее о связи слов в словосочетании, учить распознавать словосочетания с типом связи примыкание.                                                                                                                                                                                                           -Развивать умение сопоставлять, выделять существенные признаки, по которым можно отличить словосочетания с разным типом связи, развивать навык самостоятельной работы и работы в парах.                                                                                                                -Воспитывать в учениках средствами урока уверенность в своих силах, внимательное отношение друг к другу, желание помочь товарищу.

Планируемые результаты

Метапредметные:

Личностные УУД:

- формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, реализовывать творческий потенциал в предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе духовно-нравственной компетенции, формировать учебно-познавательный интерес к учебному материалу.

Регулятивные УУД

- уметь определять и формулировать цель на уроке

- проговаривать последовательность действий на уроке

- уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника

- уметь работать по коллективно составленному плану

- вносить необходимые коррективы в действие плана

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей

Коммуникативные УУД

- уметь оформлять свои мысли в устной форме

- слушать и понимать речь других, учитывая различные мнения и интересы

-учиться работать в группе, формулировать и аргументировать собственное мнение и позицию

Познавательные УУД

- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного

-добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

Предметные:

- уметь использовать в речи  речевые единицы

- уметь сравнивать разные  типы связей в словосочетаниях делать

-уметь вычленять словосочетания из предложения

Оборудование

Учебник, тетрадь

Проектор, экран, компьютер

Карточки

Презентация

Методы и приемы

Фронтальная работа

Индивидуальная работа

Дифференцированная работа

Групповая работа

Работа в парах

Моделирование учебной ситуации

Технологии

Системно-деятельностный подход

Технология сотрудничества

Здоровьесберегающая

Этап урока и его цели

Деятельность

учащихся

Деятельность

учителя

Содержание урока

Планируемые

Результаты

1. Самоопределение к деятельности. Организационный момент

Цели:

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

Подготовка класса к учебе.

.

Организует быстрое включение учащихся в урок.

Мотивирует к учебной деятельности.

«Подготовка к полету»

Здравствуйте, ребята.

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться,

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

Как здорово, что мы живем с вами на планете Земля и владеем таким удивительным, неповторимым и многогранным русским языком.

А сегодня на уроке русского языка я предлагаю отправиться в космический полет. Представим себе, что это не класс – а космодром, а вы - космонавты. Сегодня нас приветствуют представители Центра управления полетом.

Вы понимаете, что полет наш будет совсем  не в «космос», а в такой же таинственный, такой же интересный, как космос, еще мало изведанный вами мир русского языка.

Личностные: Развитие самоорганизации в учебном действии, самопроверке.

Коммуникативные:

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные: целеполагание.

 2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

Цели:

- организовать актуализацию умений;

- организовать выполнение учащимися пробного учебного действия;

-организовать фиксирование учащимися индивидуального затруднения;

- уточнить следующий шаг учебной деятельности.

Проговаривают ответы.

Высказывают своё предположение.

Фиксируют индивидуальное затруднение.

Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.

Организует  актуализацию определять словосочетания с типом связи «согласование», «управление», выделять их из предложения, обозначать главное и зависимое слова.

Организует выполнение учащимися пробного учебного действия.

Организует фиксирование индивидуального затруднения.

Организует уточнение следующего шага учебной деятельности.

«Взлет ракеты»

На любое задание отправляются с определенной космической целью.  Есть она и у нас.

  ОТКРЫТИЕ КОСМИЧЕСКИХ ДАЛЕЙ…

Посмотрите, в руках у меня какой-то странный чемоданчик, а в нем предметы. Давайте посмотрим, что в нем находится.

(портрет Ю.А.Гагарина; цифры 1, 12, 55; 2 кубика)

Ребята, как вы думаете, как эти предметы связаны с темой нашего урока? (ответы детей)

Правильно, сегодня 12 апреля большой праздник – День космонавтики; 55 лет со дня первого полета в космос, совершенного советским космонавтом Ю.Гагариным в 1961 году.  

( кубики нужны для строительства; в русском языке построение словосочетаний и предложений)

Запишите в тетрадь число, классная работа.

Словарная работа

Вчера мы с вами записали слова по теме «Космос» и разобрали одно из нашего списка. Сегодня подробно разберем слово «космос». (греч. «мир, вселенная»)

Запишите его, выполните орфографический разбор,  запишите звуковую модель слова. Подберите к нему слово-синоним (Вселенная). 

 Подберите к нему родственные (однокоренные) слова. (Космос – космонавт, космонавтика, космодром, космический). Выполните морфемный разбор (по составу).

Составьте словосочетания на доске с помощью чисел 12, 1, 55  (необходимо изменить количественное числительное на порядковое) по теме нашего урока. (Двенадцатое апреля, первый полет, пятьдесят пятая годовщина).

Составьте из этих словосочетаний предложение по теме.

Двенадцатого апреля тысяча девятьсот шестьдесят первого года Юрий Гагарин совершил первый в мире полет в космос.

Опрос

- Знания о чем нам сегодня пригодятся в работе? (ответы детей)

-Что такое словосочетание? (ответы детей)

-Что не является словосочетанием? (грамматическая основа, фразеологический оборот, однородные члены)

- Какие типы подчинительной связи мы уже изучили? (управление, согласование)

-Что такое словосочетание с типом связи «согласование», «управление»?

Игра «Верите ли вы…» (поднимают зеленые - да, красные  – нет карточки)

  1. Верно ли, что в каждом словосочетании есть зависимое и главное слова?
  2. Верно ли, что главное и зависимое слова могут быть связаны только по смыслу?
  3. Верно ли, фразеологизм является словосочетанием?
  4. Верно ли, что в словосочетании красивая девочка тип связи согласование?

5.Верите ли вы, что есть три типа связи в словосочетаниях?

6.Верите ли вы, что есть тип связи, о котором вы еще не знаете?

7.Верите ли вы, что наречие может быть главным словом в словосочетании?

-Есть у вас вопросы, которые еще требуют ответа?

О ДРУЖБЕ СЛОВ В СЛОВОСОЧЕТАНИИ…

Коммуникативные:

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков.

3. Выявление места и причины затруднения. Постановка учебной задачи

Цели:

- выявить место  затруднения;

- зафиксировать  причину затруднения.

Формулируют тему урока.

Под руководством  учителя выявляют место затруднения.

Проговаривают причину затруднения с помощью учителя.

Создает проблемную ситуацию.

Организует выявление места затруднения.

Организует фиксирование во внешней речи причины затруднения.

«Неопознанный объект»

Парная работа (на карточке)

Выпишите словосочетания по типам связи согласование и управление (после опроса).

Двенадцатого апреля,

первый полет,

космонавт полетел,

совершить полет,

полететь ввысь,

полет в космос,

на космическом корабле,

облететь и вернуться,

очень хороший,

попросить помочь

(Проверка устно)

Оцените свою работу (зеленые – желтые - красные карточки).

Какие словосочетания не смогли распределить? Почему? (ответы детей)

На какой вопрос нам предстоит ответить? (к какому типу связи относятся эти словосочетания)

Познавательные: Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, формулирование проблемы.

4.  Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).

Цели:

- организовать постановку цели урока;

- организовать составление совместного плана действий;

-    определить средства;

- уточнить следующий шаг учебной деятельности.

Проговаривают следующий шаг учебной деятельности.

Составляют план достижения цели и определяют средства.

Самостоятельно, при затруднении с помощью учителя, ставят цель урока.

Организует уточнение следующего шага учебной деятельности.

Организует постановку цели урока.

Организует составление совместного плана действий.

Организует определение средств.

«Ориентирование »

Найдите в оставшихся словосочетаниях главное и зависимое слово.

Выпишите эти словосочетания.

Как вы думаете, будет ли меняться форма зависимого слова при изменении формы главного? Почему? (зависимое слово – неизменяемая часть речи)

Какой частью речи выражены зависимые слова? (наречие, неопределенная форма)

Может ли вообще меняться форма зависимого слова в этих словосочетаниях? (нет)

Как называется такая связь? ПРИМЫКАНИЕ

Итак, сейчас нам пригодятся кубики. Постройте модели, относящиеся к словосочетаниям по типу связи «примыкание» (глагол + наречие, глагол +начальная форма)

Так, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?

Сравните свои выводы с правилом в учебнике на стр.120.

Регулятивные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке.

5.Первичное закрепление

Цели:

- реализовать построенный проект в соответствии с планом;

- зафиксировать новое знание в речи и знаках;

- устранение и фиксирование преодоления затруднения;

- уточнить тему урока.

Под руководством учителя выполняют составленный план действий.

Высказывают свои версии решения проблемы.

Сопоставляют свои версии решения проблемы с учебником.

Выполняют задание на карточках.

Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом.

Организует групповую работу.

Организует сопоставление версий решения проблемы с учебником.

Организует устранение затруднения.

«Космическое послание»

Парная работа (на карточках)

Составьте алгоритм нахождения словосочетаний с подобным типом. (проверка по шаблону на доске)

  1. Найти в словосочетании зависимое слово.
  2. Определить зависимое слово как часть речи.
  3. Если зависимое слово является неизменяемым, то это словосочетание с типом связи «примыкание».

Выпишите словосочетания с типом связи примыкание (с карточки + на парту), письменно определите часть речи зависимого слова. (с комментированием у доски)

Проверка выполненной работы. Оценивание у доски.

Подготовка к полету, неопознанный объект, быстро взлететь, слишком умный, первый в истории, день космонавтики, честно служит, выйти на связь, выйти погулять.

Познавательные:

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник,

свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Коммуникативные:

Регулятивные:

Учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию; совместно договариваться о правилах общения и следовать им.

6.Физминутка

И в десять лет, и в семь, и в пять

Все люди любят рисовать.

И каждый сразу нарисует

Всё, что его интересует:

Далёкий космос, ближний лес,

Цветы, машины, пляски, сказки…

Всё нарисуем!

Были б краски,

Да лист бумаги на столе,

Да мир в семье и на Земле!

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цели:

-организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;

- организовать взаимопроверку по эталону с последующей оценкой результатов;

- организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.

Выполняют задание самостоятельно.

Выполняют взаимопроверку по эталону. Фиксируют результаты.

Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину,  исправляют ошибки.

Организует выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание.

Организует взаимопроверку по эталону.

Организует выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.

«Выполнение задания»

Индивидуальная разноуровневая работа (на карточке)

(зеленая – 3 уровень, желтая – 2 уровень, красная – 1 уровень). Взаимопроверка зеленой ручкой по образцу.

Красная

1. Укажите верное определение:

а) словосочетание – это сочетание двух  самостоятельных слов, связанных между собой по смыслу подчинительной связью

б) словосочетание – выражает законченную мысль

в) словосочетание – это сочетание подлежащего и сказуемого

 2. Словосочетание может состоять:

а) из фразеологизма

б)  из однородных членов

в) из подлежащего и сказуемого

 г) из главного и зависимого слова

3. В каком словосочетании вид связи – согласование?

а) быстро доехать  

б) прогулка по лесу

в) ласковое солнышко

 4. В каком словосочетании вид связи – управление?

а) весна радует

б) прочитал рассказ 

в) забыл рассказать
5. В каком словосочетании вид связи – примыкание?

а) говорить быстро

б) пятый класс

 в) глядеть по сторонам

Желтая

1. Укажите верное определение:

а) словосочетание – это сочетание двух  самостоятельных слов, связанных между собой по смыслу подчинительной связью

б) словосочетание – выражает законченную мысль

в) словосочетание – это сочетание подлежащего и сказуемого

 г) словосочетание – это соединение слов одной части речи.

2. Словосочетание может состоять:

а) из фразеологизма

б)  из однородных членов

в) из подлежащего и сказуемого

 г) из главного и зависимого слова

3. В каком словосочетании вид связи – согласование?

а) говорить медленно  

б) убирать мусор

в) перелётные птицы

 г) варенье из яблок

4. В каком словосочетании вид связи – управление?

а) малыш смеётся

б) весенние ручьи  

в) рассказал стихотворение

г) забыл рассказать
5. В каком словосочетании вид связи – примыкание?

а) прошептать тихо

б) обложка для тетради

в) скорый поезд

 г) солнце светит

6. Найди ошибку в определении типа словосочетания:

а) зеленый карандаш - согласование

б) росли нам полянах– управление

в) электронные часы - примыкание

г) ручьи бегут – управление

зеленая

1. Укажите верное определение:

а) словосочетание – это сочетание двух  самостоятельных слов, связанных между собой по смыслу подчинительной связью

б) словосочетание – выражает законченную мысль

в) словосочетание – это сочетание подлежащего и сказуемого

 г) словосочетание – это соединение слов одной части речи.

2. Словосочетание может состоять:

а) из фразеологизма

б)  из однородных членов

в) из подлежащего и сказуемого

 г) из главного и зависимого слова

3. В каком словосочетании вид связи – согласование?

а) быстро доехать  

б) прогулка по лесу

в) ласковое солнышко

 г) выглянуло из-за туч

4. В каком словосочетании вид связи – управление?

а) малыш смеётся

б) весенние ручьи  

в) рассказал стихотворение

г) забыл рассказать

5. В каком словосочетании вид связи – примыкание?

а) прошептать тихо

б) обложка для тетради

в) скорый поезд

 г) солнце светит

6. Найди ошибку в определении типа словосочетания:

а) хвойный лес - согласование

б) играть  на скрипке– управление

в) электронные часы - примыкание

г) ручьи бегут – управление

7. Какие модели относятся к словосочетанию с примыканием?

а) сущ + прил

б)прил + нареч

в) глагол + сущ

г) глагол + инфинитив

д)  глагол + нареч

Регулятивные:

Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Регулятивные:

Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

8. Включение в систему знаний

Цели:

- выявить границы применимости нового знания и выполнить задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

Выполняют задание

Организует повторение умений

 самостоятельной работы на новое знание.

«Встреча с инопланетянами»

Групповая работа (на карточках). Проверка по образцу.

Выпишите из стихотворения словосочетания и распределите по группам по типу связи (табл.)

И в десять лет, и в семь, и в пять

Все люди любят рисовать.

И каждый сразу нарисует

Всё, что его интересует:

Далёкий космос, ближний лес,

Цветы, машины, пляски, сказки…

Всё нарисуем!

Были б краски,

Да лист бумаги на столе,

Да мир в семье и на Земле!

Согласование

Управление

Примыкание

Далекий космос

Его интересует

Любят рисовать

Ближний лес

Всё нарисуем

Сразу нарисует

Лист бумаги

Лист на столе

Мир в семье

Мир на Земле

Коммуникативные: Уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.  

Умение выслушать мнение своего товарища, работать в паре, проводить аналогии, анализировать.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

Цели:

- зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;

-организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

- соотнести ее цель и результаты, зафиксировать степень их соответствия, и наметить дальнейшие цели деятельности.

Отвечают на вопросы учителя.

Делают самооценку.

Организует фиксирование нового содержания.

Организует рефлексию.

Организует самооценку учебной деятельности.

«Возвращение на Землю»

 Итак, обсудим наш полет.

 Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Чему мы учились?

Над чем нам еще нужно поработать?

Как и где пригодятся полученные знания в жизни?

 

Скоро земля.  А на Земле нужно выполнять домашнее задание к следующему уроку русского языка. Запишем в дневники (урок 119 упр.4* или 3 на выбор).

Наш космический полет завершился. Спасибо за ваше старание и усердие.

Регулятивные:

Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки.

Личностные:

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по ФГОС "Буква Ю ю в начале слова и после гласных" УМК "Перспектива"

Научить писать строчную и прописную (заглавную) букву Ю ю, обозначать буквой  ю слитные звуки (йу) в начале  слова и после гласной...

Технологическая карта урока по русскому языку на тему: "Независимые и зависимые члены словосочетания" 4 класс

Цели деятельности учителя: Формирование новых понятий о независимых и зависимых членах словосочетаний (подлежащие сказуемое; определение, обстоятельство, дополнение). Планируемые результаты.Предметные...

Технологическая карта урока литературного чтения "Создание комических ситуаций с помощью слова. М. Зощенко "Золотые слова"" 3 класс.

Тема урока «Создание комических ситуаций с помощью слова. М. Зощенко «Золотые слова» Тип урока: открытие нового знанияЦель урока: знакомство детей с произведением М.М. Зощенко ...

Технологическая карта урока русского языка в 1 классе по теме: «Слова разных частей речи. Составление текста по рисунку и опорным словам».

Технологическая карта урока русского языка в 1 классе по теме: «Слова разных частей речи. Составление текста по рисунку и опорным словам»....

Технологическая карта урока по русскому языку для 2 класса «Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине слова перед согласными»

Конспект открытого урока по русскому языку для 2 класса "Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине слова перед согласным". Построен на основе технологии опережающего обучения....