Технологическая карта урока по русскому языку на тему: "Независимые и зависимые члены словосочетания" 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Цели деятельности учителя: Формирование новых понятий о независимых и зависимых членах словосочетаний (подлежащие сказуемое; определение, обстоятельство, дополнение).
Планируемые результаты.
Предметные: знать понятия «независимые и зависимые члены словосочетания», уметь определять по вопросам зависимые члены словосочетаний.
Личностные: способствовать повышению мотивации к обучению, развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения; развивать навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умению общаться, проводить самооценку.
Тип урока: Открытие «нового» знания.
Оборудование: Учебник Е.В. Чудинова, Е.Н. Букварёва «Русский язык» 4 класс (Система Д.Б. Эльконина- В.В. Давыдова); учебная презентация, раздаточный материал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_4_klass.docx | 33.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Дата: 27.02.2018 | ФИО учителя: Кожевникова Т.И. |
Школа: №148 | ФИ студента: Николаева Д. |
Класс: 4 «б» | ФИО методиста: Солопова Т.В. |
Кабинет: 221 |
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
ТЕМА: ЗАВИСИМЫЕ И НЕЗАВИСИМЫЕ ЧЛЕНЫ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ
Цели деятельности учителя: Формирование новых понятий о независимых и зависимых членах словосочетаний (подлежащие сказуемое; определение, обстоятельство, дополнение).
Планируемые результаты.
Предметные: знать понятия «независимые и зависимые члены словосочетания», уметь определять по вопросам зависимые члены словосочетаний.
Личностные: способствовать повышению мотивации к обучению, развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения; развивать навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умению общаться, проводить самооценку.
Тип урока: Открытие «нового» знания.
Оборудование: Учебник Е.В. Чудинова, Е.Н. Букварёва «Русский язык» 4 класс (Система Д.Б. Эльконина- В.В. Давыдова); учебная презентация, раздаточный материал.
Этап урока Методы и приемы | Хроно-метраж | Содержание урока | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||
I. Этап самоопределения к деятельности Психологический настрой: Организация урока Рифмованное начало урока | 1-2 мин | Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь (правильно). Сегодня урок русского языка проведу у вас я, зовут меня Дарья Вячеславовна. - В стране родного языка Не все известно нам пока. Но путешествовать начнем И сами до всего дойдем. Откройте тетради, запишите число, сегодня у нас 27 февраля, в классе (все сели ровно, прямо, следим за осанкой, спина ровная; тетрадь смотрит в окошко, лежит с наклоном, локоток не висит) | Приветствуют учителя. Настраиваются на урок. Записывают в тетради. | К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Р: саморегуляция |
II. Актуализация знаний и мотивация Проблемный: Создание проблемной ситуации | 4-5 мин. | Дорогие ребята! В нашей Галактике произошло знаменательное событие. Появилась планета. С неё поступил сигнал, который нужно расшифровать. Ученые долго пытались его прочитать, но безуспешно… Ребята, помогите расшифровать послание, если известен шифр условных обозначений. (на слайде) подлежащее сказуемое обстоятельство __________ ,_________.-.-.-.-.-.-.-.-.-.- _________ определение дополнение ---------------- Можем ли мы расшифровать сообщение? Какие данные нам уже известны в этом послании? Что такое подлежащее и сказуемое? А называются они независимые члены предложения. Вот уже кое-что мы знаем из шифровки, так может, расшифруем её? Почему не сможем? | Выполняют устно задание -нет -Подлежащие и сказуемое -главные члены предложения -нет, нам неизвестны остальные члены предложения. | П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания |
III.Постановка учебной задачи Частично-поисковый | 4-5 мин. | Знаний, о каких членах предложения вам не достаёт? Сформулируйте тему урока. Молодцы, а дополнение, обстоятельство, определение, называют зависимые члены предложения. И тема нашего сегодняшнего урока звучит так: Независимые и зависимые члены предложения. Какую учебную задачу мы поставим? | - дополнение, обстоятельство, определение -Знакомство с дополнение, обстоятельство, определение - Узнать про зависимые члены предложения | Р: целеполагание П: планирование своих действий в соответствии с поставленными задачами Р: принятие и сохранение учебной задачи |
IV.Открытие нового знания Словесный: Частично-поисковый Практический: моделирование | 7-8 мин. | Найдите в тесте предложение, состоящее только из грамматической основы? Появилась планета. Записали в тетради. Назовите главные (независимые) члены, подчеркните. Определите части речи, которыми выражены подлежащее и сказуемое. Будут ли эти члены предложения являться словосочетанием? Давайте мы добавим к подлежащему слово, отвечающее на вопрос какая? Что у нас получится? Запишем. Одного можно к доске. От какого слова мы задавали вопрос? Как оно называется? К какому слову задавали вопрос? Как оно называется? На какой вопрос отвечает? На вопрос какая? какой? и др. отвечает такой член предложения, как - определение оно обозначает признаки предмета (на слайде и памятка на доске) и подчёркивается он волнистой линией. Подчеркнём. Теперь давайте от сказуемого зададим вопрос когда? и найдём ещё один новый член предложения. Появилась когда?....записываем. Назовите независимое слово, от которого задаётся вопрос. А теперь зависимое….Почему оно зависимое? Это зависимое слово будет обстоятельством оно обозначает признаки действия (на слайде и памятка на доске), потому что этот член предложения отвечает на вопросы когда?, как? и др. Подчёркивается пунктиром с точкой. Подчеркнём. От сказуемого зададим ещё один вопрос около чего? Появилась….. Назовите независимое слово…, зависимое…. На вопрос чего?, чем?, кому? и др. вопросы падежей(кроме И.п.) отвечает такой член предложения, как дополнение оно дополняет название действия или предмета (на слайде и памятка на доске). Вот мы и узнали, ребята, что же такое дополнение, определение, обстоятельство. Давайте же полностью прочтем предложение, которое у нас получилось. Пример: Сегодня около Солнца появилась загадочная планета. С какими зависимыми членами мы познакомились? Правильно, определение, обстоятельство, дополнение. А на какие вопросы они отвечают? Как подчеркиваются? | -Появилась планета - нет, т.к подлежащее и сказуемое не являются словосочетанием (НОВАЯ, БОЛЬШАЯ, ЗАГАДОЧНАЯ) планета Это независимое слово в словосочетании - Это зависимое слово. Какая? - СЕГОДНЯ, ВЧЕРА ИЛИ ВЕЧЕРОМ -Появилась - К нему задаётся вопрос -(ОКОЛО ЗЕМЛИ, ОКОЛО ЗВЕЗДЫ, ОКОЛО СОЛНЦА - Появилась… около… -определение, обстоятельство, дополнение, смотрят на памятку | К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. Р: принятие и сохранение учебной задачи |
V.Первичное закрепление во внешней речи Практический: имитативный | 4-5 мин.. | А как же надо действовать, чтобы узнать, определением, дополнением или обстоятельством является член предложения? Правильно, для этого нам нужен алгоритм.
Давайте по данному алгоритму разберём предложения все вместе. Один у доски, остальные у себя в тетрадях. Предложения: В нашей Галактике произошло знаменательное событие. Утром Солнце осветило необъятную Вселенную. | Выполняют задание. | К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания |
VI.Самостоятельная работа с самопроверкой Практический: перекадировка | 4-5 мин. | А вот теперь давайте вы, самостоятельно расшифруете послание с новой планеты, подставляя в нашу схему слова, подписывая вопросы, которые вы зададите. Земляне, берегите свою прекрасную планету! ( СЛОВА НА СЛАЙДЕ ВРАЗБРОС) -Все справились с заданием? Какое предложение у вас получилось? Обменяйтесь тетрадочками со своим соседом, и мы проверим, как вы справились. Проверка: с эталоном, взаимопроверка. | Выполняют задание Проверяют | П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания |
VII.Включение в систему знаний Практический: конструирование | 7-8мин. | Ребята, а сейчас мы с вами сделаем кластер. А вы знаете, что это такое? Называться он будет: « Независимые и зависимые член предложения» Но для того чтобы его сделать нам надо разделиться на 4 группы, у каждой группы будет свое задание. Но для начала мы повторим правила работы в группе (на слайде) 1 группа- подлежащие и сказуемое 2 группа- дополнение 3 группа- определение 4 группа- обстоятельство На слайде вы видите предложение (Астронавты надевают в космос защитные костюмы.), выполните разбор в соответствии с заданиями, данными вам на карточках. | Кластер-это опорная схема | Р: осмысляют учебный материал; планируют свои действия К: договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности |
VIII. Рефлексия деятельности Аналитический | 2-3 мин. | Подведём итоги. -Какая тема урока у нас сегодня была? -Какую задачу мы сегодня перед собой ставили? -Удалось ли нам её решить? Я хочу узнать, как вы поняли новую тему. Сейчас я вам раздам жетончики. На доске висят конвертики, положите свои жетончики. Жёлтый – я понял новый материал, зелёный – надо подучить, синий – я не понял. - Спасибо вам за прекрасный урок. Молодцы! | Отвечают на вопросы. Проводят рефлексию. | П: контроль и оценка процесса и результатов деятельности |
1 группа: « Подлежащее и сказуемое»
- Прочитайте предложение.
- Найдите в нем независимые члены предложения (подлежащие и сказуемое).
- Напишите в прямоугольниках эти члены предложения и подчеркните так, как они подчеркиваются в предложении.
- В овалах напишите, на какие вопросы отвечают каждый из этих членов предложения.
- Подчеркните в предложении эти члены и подпишите вопросы. Это будет пример 1.
- Придумайте предложение со своими независимыми членами, не отходя от тематики урока «Космос»,подчеркните их в предложении и подпишите вопросы. Запишите его в длинный прямоугольник. Это будет пример 2.
2 группа: « Дополнение»
- Прочитайте предложение.
- Найдите в нем зависимый член предложения (дополнение).
- Напишите в прямоугольниках этот член предложения и подчеркните так, как он подчеркивается в предложении.
- В овалах напишите, на какие вопросы отвечает этот член предложения.
- Подчеркните в предложении этот член и подпишите вопрос. Это будет пример 1.
- Придумайте предложение со своим зависимым членом, не отходя от тематики урока «Космос», подчеркните его в предложении и подпишите вопрос. Запишите его в длинный прямоугольник. Это будет пример 2.
3 группа: «Определение»
- Прочитайте предложение.
- Найдите в нем зависимый член предложения (определение).
- Напишите в прямоугольниках этот член предложения и подчеркните так, как он подчеркивается в предложении.
- В овалах напишите, на какие вопросы отвечает этот член предложения.
- Подчеркните в предложении этот член и подпишите вопрос. Это будет пример 1.
- Придумайте предложение со своим зависимым членом, не отходя от тематики урока «Космос», подчеркните его в предложении и подпишите вопрос. Запишите его в длинный прямоугольник. Это будет пример 2.
4 группа: « Обстоятельство»
- Прочитайте предложение.
- Найдите в нем зависимый член предложения (обстоятельство).
- Напишите в прямоугольниках этот член предложения и подчеркните так, как он подчеркивается в предложении.
- В овалах напишите, на какие вопросы отвечает этот член предложения.
- Подчеркните в предложении этот член и подпишите вопрос. Это будет пример 1.
- Придумайте предложение со своим зависимым членом, не отходя от тематики урока «Космос», подчеркните его в предложении и подпишите вопрос. Запишите его в длинный прямоугольник. Это будет пример 2.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по русскому языку, 2 класс по теме "Что такое главные члены предложения?"
Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию технологическую карту урока по русскому языку "Что такое главные члены предложения?" во 2 классе. Надеюсь, вы найдете для себя что-то новен...
Технологическая карта урока по русскому языку УМК Перспектива 4 класс "Главные члены предложения. Подлежащее".
Технологическая карта и презентация урока по русскому языку по теме: "Главные члены предложения. Подлежащее".Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формировани...
Технологическая карта урока по русскому языку "Зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного" 3 класс
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование понятия о роде имени прилагательного; определение рода имени прилагательногоЗадачи урокаДидактические:1) познакомить с зависимос...
Технологическая карта урока по русскому языку «Зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного»(3 класс)УМК Школа России"
Цель урока: формирование умения точно употреблять имена прилагательные в речи с точки зрения их рода, правильно писать их родовые окончания.Задачи урокаДидактическиеформировать умение согласовыв...
Технологическая карта урока по русскому языку "Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединенными интонацией перечисления" (УМК "Школа России", 4 класс")
Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся представлений об однородных членах предложения и знаках препинания в предложениях с однородными членамиЗадачи...
Технологическая карта урока по русскому языку "Независимые и зависимые члены предложения" (Система Д.Б. Эльконина- В.В. Давыдова, 4 класс)
Тип урока: урок рефлексииЦель урока: совершенствование умения определять зависимые и независимые члены словосочетания.Задачи урокаДидактические:1) закрепление знаний, полученных о независимых и зависи...
Технологическая карта урока по русскому языку по теме «Предложения с однородными членами».
Создание условий на уроке для проявления познавательной активности для учащихся в совершенствовании знаний об однородных членах предложения...