Технологическая карта урока по русскому языку на тему: "Независимые и зависимые члены словосочетания" 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Николаева Дарья Вячеславовна

Цели деятельности учителя: Формирование новых понятий о независимых и зависимых членах словосочетаний (подлежащие сказуемое; определение, обстоятельство, дополнение).

Планируемые результаты.

Предметные: знать понятия «независимые и зависимые члены словосочетания», уметь определять по вопросам зависимые члены словосочетаний.

Личностные: способствовать повышению мотивации к обучению, развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения; развивать навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умению общаться, проводить самооценку.

Тип урока: Открытие «нового» знания.

Оборудование: Учебник Е.В. Чудинова, Е.Н. Букварёва «Русский язык» 4 класс (Система Д.Б. Эльконина- В.В. Давыдова); учебная презентация,  раздаточный материал.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_4_klass.docx33.04 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 27.02.2018

ФИО учителя: Кожевникова Т.И.

Школа: №148

                                      ФИ студента: Николаева Д.

Класс: 4 «б»

                                               ФИО методиста: Солопова Т.В.

Кабинет: 221

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

ТЕМА: ЗАВИСИМЫЕ И НЕЗАВИСИМЫЕ ЧЛЕНЫ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ

Цели деятельности учителя: Формирование новых понятий о независимых и зависимых членах словосочетаний (подлежащие сказуемое; определение, обстоятельство, дополнение).

Планируемые результаты.

Предметные: знать понятия «независимые и зависимые члены словосочетания», уметь определять по вопросам зависимые члены словосочетаний.

Личностные: способствовать повышению мотивации к обучению, развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения; развивать навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умению общаться, проводить самооценку.

Тип урока: Открытие «нового» знания.

Оборудование: Учебник Е.В. Чудинова, Е.Н. Букварёва «Русский язык» 4 класс (Система Д.Б. Эльконина- В.В. Давыдова); учебная презентация,  раздаточный материал.

 

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

Психологический настрой:

Организация урока

Рифмованное начало урока

1-2 мин

Здравствуйте, ребята!

Присаживайтесь (правильно). Сегодня урок русского языка проведу у вас я, зовут меня Дарья Вячеславовна.

- В стране родного языка

Не все известно нам пока.

Но путешествовать начнем

И сами до всего дойдем.

Откройте тетради, запишите число, сегодня у нас 27 февраля, в классе (все сели ровно, прямо, следим за осанкой, спина ровная; тетрадь смотрит в окошко, лежит с наклоном, локоток не висит)

Приветствуют учителя.

Настраиваются на урок.

Записывают в тетради.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Р: саморегуляция

II. Актуализация знаний и мотивация

Проблемный:

Создание проблемной ситуации

4-5 мин.

 Дорогие ребята!

 В нашей Галактике произошло знаменательное событие.  Появилась планета. С неё поступил сигнал, который нужно расшифровать. Ученые долго пытались его прочитать, но безуспешно…

Ребята, помогите расшифровать послание, если известен шифр условных обозначений. (на слайде)

подлежащее сказуемое  обстоятельство

__________ ,_________.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-

                     _________

  определение         дополнение

        ----------------

Можем ли мы расшифровать  сообщение?

Какие данные нам уже известны в этом послании?

Что такое подлежащее и сказуемое? А называются они независимые члены предложения.

Вот уже кое-что мы знаем из шифровки, так может, расшифруем её? Почему не сможем?

Выполняют устно задание

-нет

-Подлежащие и сказуемое

-главные члены предложения

-нет, нам неизвестны остальные члены предложения.

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

III.Постановка учебной задачи

Частично-поисковый

4-5 мин.

Знаний, о каких членах предложения вам не достаёт?

Сформулируйте тему урока. Молодцы, а дополнение, обстоятельство, определение, называют зависимые члены предложения.

И тема нашего сегодняшнего урока звучит так: Независимые и зависимые члены предложения.

Какую учебную задачу мы поставим?

- дополнение, обстоятельство, определение

-Знакомство с дополнение, обстоятельство, определение

- Узнать про зависимые члены предложения

Р: целеполагание

П: планирование своих

действий в соответствии с поставленными задачами

Р: принятие и сохранение учебной задачи

IV.Открытие нового знания

Словесный:

Частично-поисковый

Практический:

моделирование

7-8 мин.

Найдите в тесте предложение, состоящее только из грамматической основы?  Появилась планета. Записали в тетради.

Назовите главные (независимые) члены, подчеркните.

Определите части речи, которыми выражены подлежащее и сказуемое.

Будут ли эти члены предложения являться словосочетанием?

Давайте мы добавим к подлежащему слово, отвечающее на вопрос какая?

Что у нас получится?

  Запишем. Одного можно к доске.

От какого слова мы задавали вопрос?  Как оно называется?

К какому слову задавали вопрос? Как оно называется?

На какой вопрос отвечает?

На вопрос какая? какой? и др. отвечает такой член предложения, как - определение оно обозначает признаки предмета (на слайде и памятка на доске) и подчёркивается он волнистой линией. Подчеркнём.

Теперь давайте от сказуемого  зададим вопрос когда? и найдём ещё один новый член предложения.

Появилась когда?....записываем.

Назовите независимое слово, от которого задаётся вопрос.

А теперь зависимое….Почему оно зависимое?

Это зависимое слово будет обстоятельством оно обозначает признаки действия (на слайде и памятка на доске), потому что этот член предложения отвечает на вопросы когда?, как? и др. Подчёркивается пунктиром с точкой. Подчеркнём.

От сказуемого зададим ещё один вопрос около чего?

Появилась…..

Назовите независимое слово…, зависимое….

На вопрос чего?, чем?, кому? и др. вопросы падежей(кроме И.п.) отвечает такой член предложения, как дополнение оно дополняет название действия или предмета (на слайде и памятка на доске).

Вот мы и узнали, ребята, что же такое дополнение, определение, обстоятельство.

Давайте же полностью прочтем предложение, которое у нас получилось.

 Пример: Сегодня около Солнца появилась загадочная планета.

С какими зависимыми членами мы познакомились?

Правильно, определение, обстоятельство, дополнение. А на какие вопросы они отвечают? Как подчеркиваются?

-Появилась планета

- нет, т.к подлежащее и сказуемое не являются словосочетанием

(НОВАЯ, БОЛЬШАЯ, ЗАГАДОЧНАЯ) планета

Это независимое слово в словосочетании

- Это зависимое слово. Какая?

- СЕГОДНЯ, ВЧЕРА ИЛИ ВЕЧЕРОМ

-Появилась

- К нему задаётся вопрос

-(ОКОЛО ЗЕМЛИ, ОКОЛО ЗВЕЗДЫ, ОКОЛО СОЛНЦА

- Появилась… около…

-определение, обстоятельство, дополнение, смотрят на памятку

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Р: принятие и сохранение учебной задачи

V.Первичное закрепление во внешней речи

Практический:

имитативный

4-5 мин..

 А как же надо действовать, чтобы узнать, определением, дополнением или обстоятельством является член предложения?

Правильно, для этого нам нужен алгоритм.

  1. Прочитать предложение.
  2. Найти грамматическую основу предложения (подлежащее и сказуемое) Подчеркнуть. Обозначить части речи.
  3. Задать вопросы от независимых слов к зависимым и определить , какими членами предложения они являются. Подчеркнуть. Обозначить части речи.( на слайде)

Давайте по данному алгоритму разберём предложения все вместе.

Один у доски, остальные у себя в тетрадях.

Предложения: В нашей Галактике произошло знаменательное событие. 

Утром Солнце осветило необъятную Вселенную.

Выполняют задание.

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический:

перекадировка

4-5 мин.

А вот теперь давайте вы, самостоятельно расшифруете послание с новой планеты, подставляя в нашу схему слова,  подписывая вопросы, которые вы зададите.

Земляне, берегите свою прекрасную планету!

( СЛОВА НА СЛАЙДЕ ВРАЗБРОС)

-Все справились с заданием? Какое предложение у вас получилось? Обменяйтесь тетрадочками со своим соседом, и мы проверим, как вы справились.

Проверка: с эталоном, взаимопроверка.

Выполняют задание

Проверяют

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

VII.Включение в систему знаний

Практический:

конструирование

7-8мин.

Ребята, а сейчас мы с вами сделаем кластер. А вы знаете, что это такое?

Называться он будет: « Независимые и зависимые член предложения»

Но для того чтобы его сделать нам надо разделиться на 4 группы, у каждой группы будет свое задание.

Но для начала мы повторим правила работы в группе (на слайде)

1 группа- подлежащие и сказуемое

2 группа- дополнение

3 группа- определение

4 группа- обстоятельство

На слайде вы видите предложение  (Астронавты надевают в космос защитные костюмы.), выполните разбор в соответствии с заданиями, данными вам на карточках.

Кластер-это опорная схема

Р: осмысляют учебный материал; планируют свои действия

К: договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности

VIII. Рефлексия деятельности

Аналитический

2-3 мин.

Подведём итоги.

-Какая тема урока у нас сегодня была?

-Какую задачу мы сегодня перед собой ставили?

-Удалось ли нам её решить?

 Я хочу узнать, как вы поняли новую тему. Сейчас я вам раздам жетончики. На доске висят конвертики, положите свои жетончики. Жёлтый – я понял новый материал, зелёный – надо подучить, синий – я не понял.

- Спасибо вам за прекрасный урок. Молодцы!

Отвечают на вопросы.

Проводят рефлексию.

П: контроль и оценка процесса и результатов деятельности

1 группа: « Подлежащее и сказуемое»

  1. Прочитайте предложение.
  2. Найдите в нем независимые члены предложения (подлежащие и сказуемое).
  3. Напишите в прямоугольниках эти члены предложения и подчеркните так, как они подчеркиваются в предложении.
  4. В овалах напишите, на какие вопросы отвечают каждый из этих членов предложения.
  5. Подчеркните в предложении эти члены и подпишите вопросы. Это будет пример 1.
  6. Придумайте предложение со своими независимыми членами, не отходя от тематики урока «Космос»,подчеркните их в предложении и подпишите вопросы. Запишите его в длинный прямоугольник. Это будет пример 2.

2 группа: « Дополнение»

  1. Прочитайте предложение.
  2. Найдите в нем зависимый член предложения (дополнение).
  3. Напишите в прямоугольниках этот член предложения и подчеркните так, как он подчеркивается в предложении.
  4. В овалах напишите, на какие вопросы отвечает этот член предложения.
  5. Подчеркните в предложении этот член и подпишите вопрос. Это будет пример 1.
  6. Придумайте предложение со своим зависимым членом, не отходя от тематики урока «Космос», подчеркните его в предложении и подпишите вопрос. Запишите его в длинный прямоугольник. Это будет пример 2.

3 группа: «Определение»

  1. Прочитайте предложение.
  2. Найдите в нем зависимый член предложения (определение).
  3. Напишите в прямоугольниках этот член предложения и подчеркните так, как он подчеркивается в предложении.
  4. В овалах напишите, на какие вопросы отвечает этот член предложения.
  5. Подчеркните в предложении этот член и подпишите вопрос. Это будет пример 1.
  6. Придумайте предложение со своим зависимым членом, не отходя от тематики урока «Космос», подчеркните его в предложении и подпишите вопрос. Запишите его в длинный прямоугольник. Это будет пример 2.

4 группа: « Обстоятельство»

  1. Прочитайте предложение.
  2. Найдите в нем зависимый член предложения (обстоятельство).
  3. Напишите в прямоугольниках этот член предложения и подчеркните так, как он подчеркивается в предложении.
  4. В овалах напишите, на какие вопросы отвечает этот член предложения.
  5. Подчеркните в предложении этот член и подпишите вопрос. Это будет пример 1.
  6. Придумайте предложение со своим зависимым членом, не отходя от тематики урока «Космос», подчеркните его в предложении и подпишите вопрос. Запишите его в длинный прямоугольник. Это будет пример 2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по русскому языку, 2 класс по теме "Что такое главные члены предложения?"

Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию  технологическую карту урока по русскому языку "Что такое главные члены предложения?" во 2 классе. Надеюсь, вы найдете для себя что-то новен...

Технологическая карта урока по русскому языку УМК Перспектива 4 класс "Главные члены предложения. Подлежащее".

Технологическая карта и презентация урока по русскому языку по теме: "Главные члены предложения. Подлежащее".Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формировани...

Технологическая карта урока по русскому языку "Зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного" 3 класс

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование понятия о роде имени прилагательного; определение рода имени прилагательногоЗадачи урокаДидактические:1) познакомить с зависимос...

Технологическая карта урока по русскому языку «Зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного»(3 класс)УМК Школа России"

Цель урока: формирование умения точно употреблять имена прилагательные в речи с точки зрения их рода, правильно писать их родовые окончания.Задачи урокаДидактическиеформировать умение  согласовыв...

Технологическая карта урока по русскому языку "Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединенными интонацией перечисления" (УМК "Школа России", 4 класс")

Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся представлений об однородных членах предложения и знаках препинания в предложениях с однородными членамиЗадачи...

Технологическая карта урока по русскому языку "Независимые и зависимые члены предложения" (Система Д.Б. Эльконина- В.В. Давыдова, 4 класс)

Тип урока: урок рефлексииЦель урока: совершенствование умения определять зависимые и независимые члены словосочетания.Задачи урокаДидактические:1) закрепление знаний, полученных о независимых и зависи...

Технологическая карта урока по русскому языку по теме «Предложения с однородными членами».

Создание условий на уроке для проявления познавательной активности для учащихся в совершенствовании знаний об однородных членах предложения...