Технологическая карта урока литературного чтения "Создание комических ситуаций с помощью слова. М. Зощенко "Золотые слова"" 3 класс.
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Вишнякова Анастасия Александровна

Тема урока «Создание комических ситуаций с помощью слова.

М. Зощенко «Золотые слова»

 

Тип урока: открытие нового знания

Цель урока: знакомство детей с произведением М.М. Зощенко «Золотые слова»; совершенствование навыков чтения: выразительность, осознанность.

 

Задачи урока

 

Дидактические:

1.понимать основную мысль произведения;

2.делить текст на смысловые части, выделять микротему каждой части;

3.анализировать произведение, читать выразительно по ролям.

Развивающие:

  1. развивать навыки выразительного, осознанного чтения, навыки анализа, обобщения, сравнения;
  2. способствовать развитию коллективных навыков в работе.

Воспитательные:

  1. воспитывать чувство коллективизма при совместной работе
  2. воспитывать бережное отношение к учебнику

Оборудование: Учебник «Литературное чтение» 3 класс, 2 часть (УМК «Школа России»); учебная презентация, раздаточный материал.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Дата:

Школа: ОЦ №5

Класс: 3-7

Кабинет: 3-49

Студент:  Вишнякова А.А.

Учитель: Седых Е.Ю.

Тема урока «Создание комических ситуаций с помощью слова.

М. Зощенко «Золотые слова»

Тип урока: открытие нового знания

Цель урока: знакомство детей с произведением М.М. Зощенко «Золотые слова»; совершенствование навыков чтения: выразительность, осознанность.

Задачи урока

Дидактические:

1.понимать основную мысль произведения;

2.делить текст на смысловые части, выделять микротему каждой части;

3.анализировать произведение, читать выразительно по ролям.

Развивающие:

  1. развивать навыки выразительного, осознанного чтения, навыки анализа, обобщения, сравнения;
  2. способствовать развитию коллективных навыков в работе.

Воспитательные:

  1. воспитывать чувство коллективизма при совместной работе
  2. воспитывать бережное отношение к учебнику

Оборудование: Учебник «Литературное чтение» 3 класс, 2 часть (УМК «Школа России»); учебная презентация, раздаточный материал.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося



Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

 Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на лчностно значимом уровне

Формы: фронтальная

Словесный метод: беседа.

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

- Здравствуйте, ребята! Проверьте вашу готовность к уроку, наличие на парте тетради, ручки, учебника.

Создаёт эмоциональный настрой.

 Литературное чтение – прекрасный урок,

Много полезного в каждой из строк,

Стих это будет, сказка, рассказ

Вы учите их – они учат вас!

Показывают готовность к уроку.

П: знать правила русского языка при оформлении записи в тетради.

М: К: планируют учебное сотрудничество
с учителем и сверстниками.

Л: понимают значение знаний для человека; имеют желание учиться.

Л:проявляют мотивы к учебной деятельности

 Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Форма: фронтальная, индивидуальная

Словесный метод: беседа

1. Мотивирование учащихся к пробному учебному процессу.

Речевая разминка.

та – та – та – у нас дома чистота;

ты – ты – ты – сметану съели все коты;

ти – ти – ти – съели кашу всю почти:

тё – тё – тё – отложили мы шитьё;

то – то – то – стали мы играть в лото;

 ат – ат – ат – берём с собою самокат.

 - А сейчас начнем читать в медленном темпе с постепенным переходом к очень быстрому

Выполняют речевую разминку.

М: Р: выработать учебную мотивацию, целеполагание

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план

Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося.

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Форма: фронт. Словесный метод: беседа

Формулирует тему и цель урока:

 - Сегодня мы продолжим знакомство с произведениями в разделе «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»

- Откройте учебник на стр.144. Сформулируйте тему сегодняшнего занятия.

- Какие цели мы поставим на урок?

Внимательно слушают учителя, формулируют тему и цель урока.

М: Р: волевая саморегуляция в ситуации затруднения

П: построение логической цепи рассуждений, доказательств

К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

П: логический анализ объектов с целью выделения признаков.

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Формы: индивидуальная, фронтальная

Словесный метод: беседа, объяснение

Работа над новой темой

- Рассказ об авторе

- Сейчас я вас познакомлю с биографией М.М.Зощенко. внимательно слушайте и будьте готовы ответить на вопросы.

Детские и юношеские годы

Родился от 28 июля (9 августа) 1894 года в Питере. Родители были дворянами, а мать до замужества играла в театре. Кроме того, она писала детские рассказы.

Тем не менее обеспеченной семья не была – отец зарабатывал на жизнь своим талантом художника, но выходило немного – сына выучили в гимназии, которую он окончил в 1913 году, а вот на университет уже не хватило – он был отчислен за неуплату.       Зощенко начал зарабатывать довольно рано, посвящая летние каникулы работе контролера на железной дороге.

Началась война и молодого человека призвали в армию. Воевать ему особенно не хотелось, но четыре боевые награды он все равно получил и даже вернулся на фронт после того, как его списали в запас.

Краткая биография Зощенко указывает, что за свою юность писатель сменил около 15 профессий, служил в Красной армии и к 1919 году стал телефонистом.

В 1921 году вышла первая книжка его рассказов, а через 10 лет книжек у него было уже около 60!. Они раскупались молниеносно: его знали все – от рабочего до академика. Он умел смотреть на всё с улыбкой и своими рассказами хотел научить этому других. Ни один юмористический вечер не обходился без его рассказов.

У Михаила Зощенко были миллионы поклонников по всей Земле. Японские поклонники оказались одни из самых активных.

В последние годы жизни писатель работал в журналах «Крокодил» и «Огонёк».

В рассказе «Бабушкин подарок» Зощенко написал о своей жизни.

Умер Зощенко в 1958 году в Сестрорецке, где и был похоронен.
- В каком году родился Михаил Михайлович Зощенко?

- Во сколько лет начал писать Михаил Михайлович Зощенко?

- В каком году будущий писатель закончил гимназию?

- Кем были родители?

- Сколько боевых наград получил на фронте М.М.Зощенко?

- Сколько профессий сменил?

- Какие поклонники оказались самыми активными?

- Как назывался рассказ, в котором М.М.Зощенко написал о своей жизни?

- В каком году умер М.М.Зощенко?

- Молодцы, ребята!

Открывают учебники.

Внимательно слушают учителя. Отвечают на вопросы. 

- В 1896 году

- Хранительницей слова

- Учился писатель в Москве в художественном училище так, как его «с детских лет... интересовали кисти и краски».

М:Р: выработать учебную  мотивацию, устанавливать  связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план,

К: отвечать за себя и других участников учебного процесса

Л : принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки

Предметные: знать алгоритм объяснения нахождения частного способом подбора

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Формы: индивидуальная, фронтальная

Словесный метод: беседа            Взаимопроверка

Практический метод: словарная работа работа в тетрадях, упражнение

Организует выполнение задания в парах на закрепление первичных знаний:

Словарная работа.

- Перед тем, как приступим к чтению рассказа, обратим внимание на некоторые слова.

- На слайде есть слова:

Прельщала – стала заманчивой, приятной.

Угореть  отравиться угаром, потерять соображение.

Угоревший – отравился угаром.

Развязно – излишне свободно и непринуждённо  в обращении с другими.

Раскаяться – сознавать, что поступил дурно, неправильно, ошибочно, начать  испытывать сожаление об этом.

- Я буду читать слова по слогам, а вы повторяйте за мной их вслух. Затем прочитайте эти слова целиком вслух.

– Кто знает значение данных слов?

Выполняют задание.

Оробел – испугался.

Горевать – сокрушаться, тосковать, печалиться, грустить.

Ступать – шагать, ходить, идти.

Изгородь – ограда из жердей, прутьев, штакетника. Легкий забор.

Аполлинария – Женское имя.

Спозаранку – с раннего утра, рано утром.

П: знать алгоритм объяснения нахождения частного способом подбора, уметь решать примеры на деление

М: Р: выработать учебную  мотивацию

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план,

Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Формы: индивидуальная

Практический метод: самостоятельная работа, упражнение

Организует слушание текста.

 М.М.Зощенко «Золотые слова» - прослушивание аудиозаписи.

-Поделитесь Вашими впечатлениями от услышанного рассказа. Рассказ называется «Золотые слова», слово «золотые» употреблено в прямом или переносном значении? Почему?

-Какие слова могут считаться «золотыми»? (волшебные, ценные). Назовите пример таких слов.

-Когда нужно употреблять в своей речи «волшебные слова»?

Внимательно слушают учителя. Высказывают своё впечатление.

П: знать таблицу умножения, уметь выполнять деление, сложение, вычитание

М:Р: выработать учебную мотивацию, контроль, коррекция, волевая саморегуляция в ситуации затруднения

П: работать по предложенному плану

Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности,

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Форма: фронтальная, индивидуальная

Практический метод: работа с текстом

Организует самостоятельное чтение текста.

- Ребята, сейчас вы будете читать рассказ по очереди.

Прием «Чтение с остановками». Текст разбит на смысловые части, каждая остановка предполагает дальнейшее размышление, прогнозирование.

1 остановка. (1 часть заканчивается предложением: «…И с тех пор мы два месяца не садились вместе со взрослыми».)

-От чего имени ведётся рассказ? Почему дети любили ужинать со взрослыми? (свои ответы подтверждают словами из текста). Как вы думаете, почему папин начальник злился весь ужин на детей? Как наказал отец Миньку и Лёлю? Расскажите как, нужно себя вести за столом во время еды.

Лексическая работа. Работа в парах.

-Поработайте в парах и постарайтесь объяснить, как вы понимаете устойчивые словосочетания. У каждого ряда свое задание.

1 ряд «Тараторила без конца» .

2 ряд «Сидела как на иголках» .

3 ряд «Желала загладить происшествие» .

Продолжение чтения

2 остановка. (2 часть заканчивается предложением: «… А некоторые с серьёзным и озабоченным видом стали рассматривать свои стаканы».)

-Какое условие поставил отец, разрешив детям снова сидеть за столом со взрослыми? Расскажите о том эпизоде, который вас заставил улыбнуться. Как изменилось поведение Лёли и Миньки? Почему это произошло?

Чтение до конца.

-Почему папа назвал поведение детей глупым? Какие слова папа посоветовал «золотыми буквами записать в своём сердце»? (зачитать) В чем заключается основная мысль рассказа?

Читают текст по цепочке.

Предметные: знать таблицу умножения, уметь выполнять деление, сложение, вычитание, уметь решать задачи и составлять краткую запись

Метапредметные:

Р: контроль, коррекция, оценка

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план, анализ, обобщение

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Форма: фронтальная

Словесный метод: беседа

Проводит рефлексию деятельности:

-С каким новым рассказом М.Зощенко мы познакомились сегодня. Прочитав рассказом, какой вывод вы сделали для себя?

-Оцените свою работу на уроке: (лесенка успеха)

1 ступенька - вы ничего не поняли

2 ступенька - у вас возникли трудности

3 тупенька - все получилось

-Спасибо за урок, вы большие молодцы, можете быть свободны!

Отвечают на вопросы учителя.

Метапредметные:

Р: устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

П: рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме "М.М. Зощенко «Золотые слова»" 3 класс

Технологическая карта урока литературного чтения по теме "М.М. Зощенко «Золотые слова»" 3 класс...

Технологическая карта урока литературного чтения "М.М.Зощенко "Золотые слова" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цель урока: создание условий для формирования представлений учащихся о произведении М.М.Зощенко «Золотые слова»Задачи урокаДидактические:уметь находить слова и выражения, которые используе...

Технологическая карта урока литературного чтения В.А. Осеева «Волшебное слово» 2 класс УМК "Школа России"

Задачи урокаДидактические:Знать особенности и структуру рассказа как литературного жанра...

Технологическая карта урока литературного чтения«М.Зощенко Золотые слова» (УМК Школа России , 3 класс)

Тема урока М.Зощенко «Золотые слова» Тип урока:  открытие «нового знания»Цель урока: Ознакомление с произведением М.Зощенко «Золотые слова»; совершенствов...

Технологическая карта урока литературного чтения. Тема:"Т.Бокова "Родина слово большое, большое...""(3 класс, УМК "Школа России").

Тип урока: “открытие” нового знания. Цель урока: формирование читательской компетенции при чтении и анализе произведения Т.Бокова “Родина слово большое, большое...”.Задачи...