Урок внеклассного чтения по рассказу Юрия Коваля «Дик и черника»
план-конспект занятия по чтению (2 класс)
Урок внеклассного чтения по рассказу Юрия Коваля «Дик и черника». 2 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
karimullina_otkrytyy_urok.doc | 88.5 КБ |
moy_urok_-_kopiya.pptx | 2.97 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок внеклассного чтения по рассказу Юрия Коваля «Дик и черника»
Технология продуктивного чтения.
2 класс, программа «Школа России»
Автор
Каримуллина Лилия Рафаэлевна,
учитель начальных классов МБОУ «СОШ №30» г.Набережные Челны.
Ход урока
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1.Актуализация знаний. Формирование положительной мотивации Речевая разминка | Ну-ка, все проверь, дружок, Ты готов начать урок? (да) Все на месте? (да) Все в порядке? (да) Ручка, книжка и тетрадь? (да) Все ли правильно сидят? (да) Все внимательно глядят? (да) Каждый хочет получать Только лишь оценку «пять»! У нас все получится! Мы едим кисель черничный, Аппетит у нас отличный, А усы черничные Очень симпатичные. - Прочитайте про себя. - Прочитаем вслух медленно. - Начинаем читать громко и постепенно переходим на шепот. - Начинаем читать медленно, постепенно ускоряя темп. - На отработку какого звука это стихотворение? - Найдите рифмующиеся слова? - Кисель какой? - Что это черника? - Что знаете об этой ягоде? | Проверяют организацию рабочего места. Настраиваются на рабочий лад. На столах у ребят – несколько листов разного цвета с текстом на обратной стороне. [ ч ] Черничный-отличный, черничные-симпатичные. Кисель черничный. Черника – это ягода. (ответы учащихся) | Личностные: самоопределение; целеполагание; |
2. Работа над текстом во время чтения. 1) первичное чтение Цель: понимание текста и создание его читательской интерпретации 2) словарная работа 3) перечитыва-ние текста | - Сегодня мы узнаем немного больше об этой ягоде. На столе у всех лежит несколько текстов. Возьмите верхний лист, прочитаем текст. - Какие слова были вам непонятны? - Прочитайте текст еще раз про себя и сделайте пометы. | Учащиеся читают текст вслух по цепочке. Черника – небольшой кустарник, растущий в хвойных и смешанных лесах. Ягоды черники круглой формы почти черного цвета и темной кисло-сладкой мякотью. Черника цветет в мае, ягоды созревают в июле и августе. Черничный кустик растёт 300 лет. Об этом нужно помнить. Собирая ягоды черники, не выдёргивать их вместе с кустиком, а собирать осторожно – ягодка за ягодкой. Черника – целебное растение. В её ягодах много витаминов. В медицине применяются не только ягоды, но и листья черники. Ягоды черники очень полезны для человека. Они способствуют улучшению зрения, а также их нужно употреблять во время простуды. В лесу ягоды черники едят медведи и глухари. Название ягоде дано из-за её окраски, потому что они «чернят», пачкают руки. Ребята объясняют значения слов мякоть, способствуют Учащиеся отмечают значками на полях то, что известно, что противоречит их представлениям, что является неожиданным, а также то, о чем хочется узнать подробно: ! Я это знал! + Узнал новое! ? Не знал, но хочу узнать! | Личностные: самоопределение, самоконтроль; целеполагание; Инсерт (чтение с пометами) |
4) работа с текстом после чтения Цель: корректировка читательской интерпретации авторским смыслом | - Этот текст художественный или научный? Докажите. - Где можно встретить такой текст? - А кто автор такого текста? - Из предложенных на слайде ягод покажите чернику. - Где растет черника? - Когда поспевают плоды черники? - Как нужно собирать ягоды? - А главное достоинство черники в чем? - А что можно приготовить из ягод черники? | Ребята высказывают свою точку зрения, доказывают: в тексте содержатся конкретные сведения, сообщаются важные и точные данные, используются научные слова, даются знания. Значит, текст научный. В энциклопедиях и справочниках. Ученый. Черника растет в хвойных и смешанных лесах. Черника поспевает в июле-августе. Не выдергивать их вместе с кустиком, а собирать осторожно – ягодка за ягодкой. В народе говорят: в доме, где едят чернику, врачу делать нечего! Ешьте чернику и другие ягоды. Кисель, компот, варенье, джем. | Познавательные: понимание цели чтения; |
3. Физкульт-минутка | - Ребята, встаньте, немного отдохнем. Игра «Доскажи словечко» Из черники получается черничный сок. А из брусники – Из ежевики – Из облепихи – Из клубники – А из моркови – Из тыквы – А из помидоров –
Я люблю малиновое варенье. Его варят из малины. А какое варят из яблок? Из абрикосов? Из клубники? Из слив? Из земляники? А из черники? - Продолжим наш урок! | брусничный ежевичный облепиховый клубничный морковный тыквенный ТОМАТНЫЙ яблочное абрикосовое клубничное сливовое земляничное черничное | Личностные: самоконтроль; Познавательные: поиск фактов, верного ответа на вопрос. |
4. Работа с текстом до чтения. Цель: прогнозирование будущего чтения | - Сегодня мы отправимся на охоту в лес, туда, где растет черника. - Что возьмем с собой на охоту? - А если на тихую охоту? - В лес мы отправимся с героями произведения. Перед вами текст, он закрыт листом. Мы будем читать текст по цепочке, и вы по ходу чтения будете открывать его, опуская лист. - Как называется произведение? - Посмотрите на иллюстрацию к тексту. Кто это Дик? - Тот художник, который работает над созданием иллюстраций для книги, сначала читает произведение, а затем старается изобразить героя так, как описывает его автор. - Какой Дик, судя по иллюстрации? - Текст называется «Дик и черника». О чем расскажет нам автор? Как могут быть связаны собака и ягода? - Каким по настроению будет произведение? - После чтения мы узнаем, были мы правы или нет, смогли ли предугадать сюжет и настроение произведения. - Итак, читаем по цепочке. | На охоту возьмем ружье. На тихую охоту возьмем фотоаппарат, корзину, лукошко. «Дик и черника» Дик – это собака. Дик – веселый, задорный, добрый пёс. Учащиеся предугадывают предстоящее чтение, тематику и выделяют героев по названию произведения с опорой на иллюстрацию к тексту. Ребята читают текст по цепочке по одному-два предложения, после слова «Стоп» учителем объясняют и разбирают прочитанное. | Предметные: умение работать с текстом Личностные: самоопределение, самоконтроль; целеполагание, умение принимать и сохранять учебную задачу на уроке; |
5. Работа с текстом во время чтения. Цель: понимание текста | (Текст для учителя. Приложение 2) 1 С нами в избушке живёт пёс, которого звать Дик. - Где происходят события? - Что это избушка? - Какое слово из этого предложения мы не употребляем в речи? -А как говорим? Дик – добрый пёс, но обжора. - Кого называют обжорой? Набить живот рыбьей требухой и закопать голову под ёлку, чтоб не кусали комары, – вот чего ему надо! - Рыбья требуха – что это? - А это вкусно? - А почему же Дик ест? - Объясните выражение «набить живот». 2 Раз на болоте я нашёл черничную поляну. - Кто герой? - Какое время года? Почему? - А наш герой часто ходит на тихую охоту? Никак не мог оторваться от черники, собирал и ел пригоршню за пригоршней. - Почему наш герой не мог оторваться от черники? - Что такое пригоршня? - Как он это делал? Покажите Дик забегал то с одного боку, то с другого, заглядывал мне в рот, не понимая, что это я ем. - А почему Дик заглядывает в рот? – Да черника это, Дик! – объяснял я. – Смотри, как её много. - Что будет дальше? Предположите Я набрал пригоршню, протянул ему. Он мигом убрал ягоды с ладони. - Каким словом можно заменить выражение «мигом убрал»? Как это сделает собака? – Теперь сам, – сказал я. Но Дик не понимал, откуда берутся ягоды, бегал вокруг и толкал в бок носом. - Почему толкает в бок носом? - А как бы вы поступили в данной ситуации? 3 Тогда я решил немного поучить Дика уму-разуму. Стыдно рассказать, но я встал на четвереньки, подмигнул ему и стал есть ягоды прямо с куста. - Что означает выражение «поучить уму-разуму»? - А кто вас учит уму-разуму? - Почему автору стыдно? - Представили эту картину: взрослый на четвереньках? Для чего он это сделал? - А что значит «ел ягоды прямо с куста»? - По этому поступку нашего героя скажите, какой он? Дик подпрыгнул от восхищения, раскрыл пасть, и только кустики затрещали. - Почему кустики затрещали? - Как может закончиться сюжет? 4 Через два дня Дик собрал чернику вокруг избушки. - Хоть одна ягодка осталась? И я радовался, что не научил его любить смородину и морошку. - А если бы научил? | (Текст для детей. Приложение 3) В избушке. Небольшой домик. Звать. Зовут. Того, кто много ест и все подряд. Внутренности рыбы. Нет. Это отходы. Он обжора! Быстро-быстро, много, без разбора. Автор, мужчина. Лето. Черника поспевает в июле-августе Да. Слово «раз» указывает на это: в один из походов. Очень вкусная. Сложенные вместе в виде круглого сосуда обе ладони или одна ладонь. Ребята показывают пригоршню. Он обжора! Любит поесть. Ответы учащихся. Слизнул, смахнул, быстро съел. Раз – и нет! Еще хочет черники. Выражает непонимание. Ответы учащихся. Учить, как делать правильно. Родители, учитель. Встал на четвереньки. Показал, как должна сделать собака. Не брал в руки, ел сразу ртом. Герой очень любит свою собаку. Дик понял, что ему нужно делать! Стал есть чернику вместе с кустиками. Обжора! Еда! Вряд ли. Все съел. Съел бы и смородину, и морошку. | Личностные: самоконтроль; Предметные: умение работать с текстом; Регулятивные: целеполагание, умение принимать и сохранять учебную задачу на уроке; |
6. Рефлексивная деятельность учащихся. Рабо-та с текстом после чтения. 1) определение жанра 2) работа в парах. Само-стоятельная работа учащихся Цель: корректировка читательской интерпретации авторским смыслом 3) беседа о личности писателя | - Это научный текст или художествен-ный? Докажите - Рассказ или сказка? Докажите - Рассказ разделен на 4 части. Задание: в парах придумайте и запишите весёлые заголовки к частям рассказа, а потом вместе обсудим. Записать названия нужно на листочке с текстом. (Затем учитель записывает варианты на доске по ответам учащихся) - Сравним с авторским вариантом: 1. Пес обжора. 2. Любопытный Дик. 3. Приучение к чернике. 4. Поедание черники. - Подумайте и ответьте на вопрос. Писатель, автор этого рассказа, где он выступает в роли главного героя и от его имени ведется повествование, КАКОЙ ОН? Какими качествами он обладает? Каким вам он представляется? - Написал этот рассказ замечательный детский писатель Юрий Коваль. Добрый, мудрый человек, обладающий тонким чувством юмора. В молодости был сельским учителем в начальной школе и учил уму-разуму деревенских ребятишек. Для них и начал писать весёлые рассказы. Герои его рассказов добрые, забавные, но всегда относящиеся друг к другу с уважением и пониманием. С его рассказами мы будем знакомиться на последующих занятиях, и вы можете прочитать их самостоятельно. ВЫСТАВКА КНИГ | Это художественный текст. Автор передает настроение, отношение к героям. Есть сюжет. Автор хочет вызвать чувства. Это рассказ. Ситуация невымышленная, нет волшебных элементов. Учащиеся работают в парах.
Автор – добрый человек, любит животных. | Личностные: самоконтроль; Предметные: умение работать с текстом; Познавательные: понимание цели чтения; Регулятивные: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей. |
7. Итоговая рефлексия Цель: выявление и формулирова-ние основной идеи текста | - Мы прочитали рассказ Юрия Коваля «Дик и черника». О чём этот рассказ? - Кто главные герои этого рассказа? - Какие взаимоотношения у них? - Чему учит рассказ? - Какова главная мысль рассказа? - Мы смогли предугадать сюжет и настроение произведения до его чтения по иллюстрации? | О дружбе человека и собаки. Автор рассказа и его любимый пес Дик. Взаимопонимание и дружба. Рассказ учит любви, заботе о ближнем, чуткости. Чуткое отношение к животным. Собака – друг человека. Да, художник, который работает над созданием иллюстраций для книги, сначала читает произведение, а затем старается изобразить героя так, как описывает его автор. | Личностные: самоконтроль; Познавательные: понимание цели чтения; Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу на уроке |
8. Домашнее задание | - Итогом нашего урока будет творческое задание: сочинить небольшой рассказ-продолжение о новых приключениях Дика. Все рассказы оформим в виде книги «Приключения Дика» |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Черника – небольшой кустарник, растущий в хвойных и смешанных лесах. Ягоды черники круглой формы почти черного цвета и темной кисло-сладкой мякотью. Черника цветет в мае, ягоды созревают в июле и августе. Черничный кустик растёт 300 лет. Об этом нужно помнить. Собирая ягоды черники, не выдёргивать их вместе с кустиком, а собирать осторожно – ягодка за ягодкой. Черника – целебное растение. В её ягодах много витаминов. В медицине применяются не только ягоды, но и листья черники. Ягоды черники очень полезны для человека. Они способствуют улучшению зрения, а также их нужно употреблять во время простуды. В лесу ягоды черники едят медведи и глухари. Название ягоде дано из-за её окраски, потому что они «чернят», пачкают руки.
Чтение с пометами + Узнал новое! ? Не знаю. Хочу узнать!
Черничное варенье
ДИК И ЧЕРНИКА
ПЛАН: 1. Пёс обжора . 2. Любопытный Дик. 3. Приучение к чернике. 4. Поедание черники.
Юрий Коваль
Первый помощник человека
Охрана и охота
Сергей Михалков Зависит от хороших рук Не зря собака тех кусает, Кто камень зря в неё бросает. Но если кто с собакой дружит, Тому собака верно служит! Но верный пёс – хороший друг Зависит от хороших рук.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок внеклассного чтения по рассказам Н.Н. Носова
Цель:прививать интерес к книге, к слову; в игровой форме обобщить и систематизировать знания учащихся о творчестве Н.Н.Носова; расширить читательский кругозор учащихся; развивать выразительное чтение...
Урок внеклассного чтения.Тема:Рассказ Н.Н.Носова «Живая шляпа»
Урок разработан для учащихся коррекционной школы, в которой обучаются дети со слуховой депривацией. Конспект сопровождается приложениями (№ 1, № 2 ), которые позволят сократить время подготовки педаго...
Презентация к уроку внеклассного чтения по рассказу Л. Петрушевской "Котенок Господа Бога"
"Твори добро на всей Земле" презентация к уроку внеклассного чтения в 4-ом классе по рассказу Л. Петрушевской "Котенок Господа Бога"...
Презентация к уроку внеклассного чтения по рассказам Эдуарда Шима
Презентация знакомит с детским писателем Эдардом шимом, разнообразием его книг. Также в ней даются вопросы, которые помогут проверить, насколько внимательно дети сами познакомились с рассказами ...
Технологическая карта урока. «Каждый ли клёст может стать капитаном?» (Рассказ Юрия Коваля «Капитан Клюквин») (3 класс).
Конспект урока литературного чтения с использованием технологии формирования типа правильной читательской деятельности + презентация к уроку....
Конспект урока литературного чтения в 1 классе на тему: «Юрий Коваль «Дик и Черника»
Урок составлен на основе государственной программы по образовательной системе «Школа 2100»Публикация содержит конспект урока и презентацию к нему.Цель: Учить вслушиваться в произведение, о...
Занятие для урока внеклассного чтения по рассказу М.Пришвина "Паутинка"
Данный конспект позволит провести занятие по внеклассному чтению на темы "Природа", "Произведения М.Пришвина". Подходит для 3-4 классов начальной школы....