Конспект урока по литературному чтению "Ю. Коваль «Капитан Клюквин» 3 класс
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Данный конспект урока будет полезен учителям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 102.5 КБ |
![]() | 452.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Чтение
Программа «Школа 2100»
3 класс
Тема: Ю. Коваль «Капитан Клюквин»
Цель: организовать деятельность обучающихся по изучению произведения Ю.Коваля «Капитан Клюквин»
Задачи:
1) обучающая – создать условия для усвоения содержания 5 частей произведения Ю.Коваля «Капитан Клюквин»;
2) развивающая – развивать выразительное, сознательное чтение, умение анализировать прочитанное и делать выводы; развивать мышление и память;
3) воспитывающая – содействовать в воспитании любви к животным, помочь учащимся увидеть красоту птицы.
Учебные материалы: презентация (портреты писателей: Ю. Коринец, В. Драгунский, Г. Сапгир), картинка клеста, аудиозапись голоса клеста, выставка книг.
Ход урока
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результат совместной деятельности |
6. Рефлексия
| -Здравствуйте. Сегодня урок чтения проведу у вас я. Меня зовут Людмила Сергеевна. Присаживайтесь. - У вас на партах лежат по две птички. Пока их не трогайте. - Обратите внимание на доску. На это дерево, после каждого выполненного этапа на уроке будет прилетать птичка. В конце урока, посмотрим каких птичек больше будет. Гимнастика на дыхание. - Ну а сначала проведем гимнастику на дыхание. Упражнение называется «Летят снежинки». Представляем, что на ладошку упали снежинки и их нужно сдуть. Делаем вдох носом и на выдохе через рот сдуваем снежинки. Выдох должен быть плавный, длительный, не надувая щек. Гимнастика для губ. «Часики». - Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке, кончиком языка попеременно тянуться к уголкам рта. «Качели». - Рот открыть, напряженным языком тянуться к верхним и нижним резцам. Работа со скороговоркой. На доске «ДАРЬЯ ДАРИТ ДИНЕ ДЫНИ». - А сейчас хором прочитаем фразу. - К какому виду относится это высказывание? - Как их читают? - Сейчас первый ряд читает скороговорку не очень быстро. - Второй ряд побыстрее. - Ну и третий ряд еще быстрее. - Хорошо, молодцы! А кто попробует прочитать скороговорку быстро? - Ну, вот сейчас нам эти птички и пригодятся. Если вам понравилась разминка, у вас хорошее настроение, спокойное поднимите оранжевую птичку. А если было грустно поднимите синюю птичку. К нам на дерево прилетела … птичка. На доску 1 птичку. - На прошлом уроке в разделе «Животные в нашем доме» вы изучили стихотворение Г. Сапгира «Морская собака». Поднимите руки те, кому понравилось стихотворение. - Как вы думаете, почему стихотворение так называется «Морская собака»? - Кто считает по-другому? - С каким настроением будем читать это стихотворение? - Как нужно читать стихотворение? Называем автора, название стихотворение. Громко, выразительно, четко проговаривая слова. - Откройте учебники, повторите стихотворение. Оценить каждого ученика и дать объяснение своей оценке. - Как вы считаете, собака огорчилась из-за своего рыбьего хвоста? Почему? - А каким настроением проникнуто стихотворение? - Как вы думаете, кому из ребят удалось передать это? - Взяли опять наших птичек. Как вы себя чувствуете после проверки д/з. Если хорошо, то оранжевую птичку, а если грустно, скучно, то синею птичку. На доску 2 птичка. Слайд 1. - Постарайтесь вспомнить фамилии авторов, рассказавших про Ханга и Чанга, про Дымку и Антона, про морскую собаку. Если не помните, посмотрите в учебнике. - Как вы считаете, почему все собаки разные? - А от чего это зависит? - Я сейчас загадаю загадку, а вы постарайтесь отгадать о какой собаке идет речь? 1. У этого пса была фамилия. Бегал он на трех ногах очень быстро. Бродяжничал, «любил стянуть, что подвернется, но умнющий был на редкость». Умел краснеть, когда было стыдно, и исправляться. 2. Этот пес ведет за столом себя хорошо. Ленивый, но спокойный и уравновешенный, очень красивый. Любит петь выразительно с душой. 3. Этот пес озорник, веселый, неугомонный. Всегда пытается что-нибудь стащить, всегда где-нибудь прячется. - Вы уже читали произведения о животных, которые по разным причинам оказались в доме человека. Какие животные есть у вас дома? - Как зовут? Как вы заботитесь о них? Слайд 2. - Продолжите фразу: Собаку называют другом человека, потому что … - А каких птиц чаще всего держат в доме? - А может ли птица стать другом человека? Об этом мы узнаем, прочитав рассказ «Капитан Клюквин» Ю. Коваля. Слайд 3. - Юрий Иосифович Коваль родился 9 февраля 1938 года в Москве. Отец его служил в уголовном розыске, а мать была врачом психиатром. Писатель никогда не жаловался на тяжелое детство. В 17 лет Юрий Коваль поступает в Пединститут. У Юрия Коваля было много интересов: он рисовал, занимался прозой, играл на пианино и гитаре. При жизни было опубликовано около 30 его книг, в основном детских, такие как: «Приключения Васи Куролесова», «Кепка с карасями», «Полынные сказки» и др. Кто хочет потом посмотрит книги на перемене. Умер Ю. Коваль 2 августа 1995 года в Москве. Но его произведения любят взрослые и дети. - Сегодня мы будем читать одно из произведений Ю. Коваля. - Сейчас откройте учебники на странице 90. - Прочитайте автора. - Прочитайте заглавие. - Рассмотрим иллюстрацию. Кто изображен на картинке? - Как вы думаете, кто главный герой этого рассказа? - Как вы думаете, мальчик дружит со своим питомцем? Словарная работа. Слайд 4. - В тексте нам встретятся следующие слова: «сиделый». - Прочитаем хором с ударением. - Как вы понимаете, что значит «сиделый»? - Следующее слово – «убогая». Прочитаем хором с ударением. - Что значит «убогая»? - И еще одно слово – «рулада». Прочитаем хором с ударением. - Что вы понимаете под словом «рулада»? - Запомните как читаются эти слова. - Поднимите оранжевую птичку те, кому было интересно узнать про автора, а кому не интересно синею. На доску 3 птичка. - А сейчас начнем читать рассказ. Первую часть буду читать я. А вы внимательно следите. После чтения будут вопросы, ответы на которые вы должны найти в тексте. Все готовы слушать? 1 ч. читает учитель. - Найдите и зачитайте в тексте ответ на вопрос: Как клёст оказался у рассказчика? - Найдите и зачитайте, как он выглядел? - Почему хозяин придумал такое имя для птицы? - Молодцы! Вижу, что вы внимательно слушали. - А сейчас выберите те слова, которые послужат планом, т. е. помогут пересказать эту часть. Слова на доску. - Что самое важное происходит? Слова: купил, клест-сосновик, сиделый, командир на коне, крепкий клюв, красный цвет оперения, Капитан Клюквин. - Как можно озаглавить эту часть? На доску. - Кто попробует пересказать 1 часть? Краткий пересказ по ключевым словам. - Кому было интересно послушать первую часть, поднимите оранжевую птичку, кому нет синею. На доску 4 птичка. - Для чтения второй части нам нужно разделить ее на смысловые куски. После чтения каждого куска мы поработаем также. 3 ученика читают. После чтения 1 куска. - Почему рассказчик проснулся пораньше? - Какое же было первое впечатление от песни? - Как это «убогая» песня? - Продолжаем читать. После чтения 2 куска. - Чем удивила песня клеста мальчика? - Ну и третий кусочек дочитаем. После чтения 3 куска. - С кем сравнивает клеста рассказчик? - Скажите, как менялось настроение рассказчика? - Сначала ожидание и разочарование, затем заинтересованность, нарастающая радость и восторг, признание птицы настоящим певцом. - Мальчик услышал удивительную песню клеста. Кому хотелось бы быть на месте этого мальчика. Наверное, тоже хочется послушать песню клеста. Сейчас мы послушаем песню клеста. Слайд 5. - Озаглавьте часть. - Кому понравилась 2 часть поднимите оранж. птичку. Кому нет синею. - Третью часть читаем самостоятельно, после чтения этой части будет игра «Внимательный читатель». Игра. - Вы наверное заметили, что в этой части много прилагательных. Я буду называть, а вы договаривать предметы, признаки, которые они указывают: Пасмурная … Огненный … Веселый … Смоляное … Бузинная … Деревянный … - К какому времени года подходят эти прилагательные? - Как озаглавим эту часть? Можно взять целое предложение из части. На доску. На доску 5 птичка. - 4 часть читаете самостоятельно и после чтения придумайте вопросы по этой части. Вопросы учащихся. - Что мы узнали о характере птицы из этой части? - Озаглавьте эту часть словами из текста. На доску 6 птичка. - 5 часть читаем по цепочке по 1 предложению. Следим внимательно за чтением. После чтения также будут вопросы. Слайд 6. Найдите и зачитайте ответы на вопросы из текста. Вопросы: Изменилась ли песня Клюквина с приходом зимы? Чем закончилось его первое путешествие по квартире? - Докажите словами из текста, что клёст волновался и слегка трусил, оказавшись на крыше клетки. - Согласны ли вы с автором, что «подводный мир заворожил клеста»? - Что узнали еще о рассказчике? - Как озаглавим эту часть? На доску. На доску 7 птичка. - Поднимите руки, кому было интересно читать про птицу, узнать что-то новое. - Как вам кажется какое желание у клеста? Чтобы он сказал, если бы он умел говорить? - Прочитать, озаглавить и подготовить пересказ 6 части. Откройте тетради запишите с. 93-94. - Посмотрите на наше дерево сколько здесь птичек. Каких больше получилось птичек? - А какое сейчас у вас настроение? | Приветствие. Присаживаются. - Скороговорка. - Быстро. - ДАРЬЯ ДАРИТ ДИНЕ ДЫНИ. - ДАРЬЯ ДАРИТ ДИНЕ ДЫНИ. - ДАРЬЯ ДАРИТ ДИНЕ ДЫНИ. 2-3 ученика читают скороговорку. 2-3 ученика рассказывают стихотворение. - Озорным, веселым, жизнерадостным. - У них разные характеры. - Условия, порода, хозяин. - Антон из рассказа В. Драгунского. - Чанг из рассказа Ю. Коринец. - Ханг из рассказа Ю. Коринец. - Ю. Коринец. - Капитан Клюквин. - Бедная, скудная, жалкая. - - Удивительный клёст. - Первая песня Капитана Клюквина. - Осень. - Капитан Клюквин. - Характер. - Семечко. - Жердочка. - Конь. - Осень. - Только огненный Капитан Клюквин веселил глаз. - Был гордым. - Только огненный Капитан Клюквин веселил глаз. - У него был еще аквариум. Его интересовала жизнь и водных обитателей. - Неудачный полет. | Подготовились к работе на уроке. Готовность учащихся к активной учебной деятельности, наличие познавательного интереса. Проверка правильности выполнения д/з. Усвоение и понимание нового материала. Самостоятельность обучающихся в добывании знаний и способов деятельности, наличие познавательного интереса. Подведение итогов урока. Понимание и усвоение д/з. Выявление самочувствия на уроке. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Собаку называют другом человека, потому что ...
Юрий Иосифович Коваль 1938 - 1995 гг.
Сиделый, убогая, рулада
Найдите и зачитайте ответы на вопросы в тексте. Изменилась ли песня Клюквина с приходом зимы? Чем закончилось его первое путешествие по квартире?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению Чехов "Ванька" 3 класс
Конспект рассчитан на проведение двух уроков по произведению А. П. Чехова "Ванька". На уроке проходит закрепление знания биографии автора, работа над произведением, оформление модели обложки....
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/02/picture-124497-1538480451.jpg)
Конспект урока по литературному чтению в 3-м классе. А.С. Пушкин. "Зимний вечер"
Конспект урока по литературному чтению....
![](/sites/default/files/pictures/2011/11/02/picture-29229.jpg)
Конспект урока по литературному чтению в 3-м классе. А.С. Пушкин "Зимний вечер" (УМК «Школа России»)
На данном уроке происходит продолжение знакомства с произведениями А.С. Пушкина и повторение произведения Зимний вечер...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/03/picture-333266-1383490077.jpg)
Конспект урока по литературному чтению для 3-го класса. К.Г. Паустовский "Кот-ворюга"
Данный материал разработан для учителей начальной школы, работающих по программе "Школа XXI века"....
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/17/picture-126462-1350483822.jpg)
Конспект урока по литературному чтению во 2 «Б» классе МКС(К)ОУ II вида Тема урока: С.Я. Маршак «Где обедал воробей»
Конспект урока по литературному чтению предназначен для учителей, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/10/picture-161421-1355125099.jpg)
Конспект урока по литературному чтению в 3-м классе по теме "Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова" («Горные вершины….», «На севере диком стоит одиноко….»
Конспект урока отражает жизнь и творчество М.Ю.Лермонтова...
Конспект урока по литературному чтению в 1-ом классе на тему: "В.А. Осеева "Печенье""
Цель урока познакомить с новым произведением В.А. Осеевой "Печенье"; развивать речь; отрабатывать навык выразительного чтения; воспитывать доброе, уважительное отношение к родным и близким людям....