Рабочая программа студии дополнительного образования "Школа Будущего: Знакомство с азбукой"
рабочая программа по русскому языку на тему

Воробьева Любовь Николаевна

Рабочая программа студии дополнительного образования "Школа Будущего: Знакомство с азбукой"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_shkola_budushchego_znakomstvo_s_azbukoi_.doc187.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА № 892»

СОГЛАСОВАНО

Педагогический совет

Протокол от _______ №___

УТВЕРЖДАЮ

Директор

ГБОУ Школа № 892

____________ Ю.Ю. Вержбицкий

от «__» ______________2017года

«Школа Будущего:

Знакомство с азбукой»

 

дополнительная общеобразовательная программа

Трудоемкость программы: 54 занятия

Целевая категория: дети 5-7лет

Срок реализации: 2017-2018 учебный год

Автор-составитель: Воробьева Любовь Николаевна,

учитель начальных классов

МОСКВА

2017

Пояснительная записка

                  Рабочая программа по обучению грамоте разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы «БУКВАРЬ» Н.С.Жуковой.

 

 Цель программы:

  • заложить основы формирования функционально грамотной личности;
  • обеспечить языковое и речевое развитие ребенка, помочь ему осознать себя носителем языка;
  • создать условия для формирования первоначального навыка чтения как одного из важнейших видов речевой и мыслительной деятельности.

Задачи подготовительного периода:

  1. развитие фонематического слуха детей;
  2. развитие умения вычленять звуки из слова;
  3. формировать умение производить слого-звуковой и звуковой анализ слов;
  4.         формировать умение сравнивать звуки в, похоже, звучащих словах.
  1. Введение понятий: слово; предложение; гласные; ударение; слог.
  2. обучать подбору разных слов для называния одного и того же предмета;
  3. обучать составлению схемы слова;
  4. обучать составлению предложения по картинкам;
  5. обучать изображению предложения в виде схемы.

Подготовка к обучению письму: раскрашивание; рисование; штриховка в разных направлениях; обведение по контуру; написание элементов букв.

Задачи букварного периода:

  1. введение и закрепление позиционного принципа чтения;
  2. обучение слого-звуковому и звуко-буквенному анализу слова (орфографическая пропедевтика);
  3. анализ печатного и письменного образа буквы;
  4. развивать фонематический слух
  5. научить делить предложения на слова, слова на слоги, слоги на звуки, устанавливать порядок следования звуков в слове, связь между звуками
  6. учить обозначать звуки буквами, составлять и читать слоги и слова, овладевать процессом сознательного, правильного и плавного слогового и частично целым словом чтения предложений и связных текстов

7) обращаться к помощи звуко-буквенных и слоговых схем, схематической записи предложений;

8)  совершенствовать речевой аппарат;

9) вырабатывать отчётливое и достаточно громкое правильное произношение слов, слогов, звуков.

 Общая характеристика курса

        Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению. Содержание «Знакомства с азбукой» обеспечивает решение основных задач двух его периодов: добукварного (подготовительного) и букварного (основного). Добукварный период является введением в систему языкового и литературного образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения. Стоит и другая задача — приобщение к учебной деятельности, приучение к требованиям школы.

     Введение детей в мир языка начинается со знакомства со словом, его значением, с осмысления его номинативной функции в различных коммуникативно-речевых ситуациях, с различения в слове его содержания (значения) и формы (фонетической и графической). У первоклассников формируются первоначальные представления о предложении, развивается фонематический слух и умение определять последовательность звуков в словах различной звуковой и слоговой структуры. Они учатся осуществлять звуковой анализ слов с использованием схем-моделей, делить слова на слоги, находить в слове ударный слог, «читать» слова по следам звукового анализа, ориентируясь на знак ударения и букву ударного гласного звука. На подготовительном этапе формируются первоначальные представления о гласных и согласных (твёрдых и мягких звуках), изучаются первые пять гласных звуков и обозначающие их буквы. На уроках письма дети усваивают требования к положению тетради, ручки, к правильной посадке, учатся писать сначала элементы букв, а затем овладевают письмом букв.

      Содержание букварного периода охватывает изучение первых согласных звуков и их буквенных обозначений; последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуков. Специфическая особенность данного этапа заключается в непосредственном обучении чтению, усвоению его механизма. Первоклассники осваивают два вида чтения: орфографическое (читаю, как написано) и орфоэпическое (читаю, как говорю); работают со слоговыми таблицами и слогами-слияниями; осваивают письмо всех гласных и согласных букв, слогов с различными видами соединений, слов, предложений, небольших текстов.

      Содержание рабочей программы по курсуу «Знакомство с азбукой» полностью соответствует авторской программе «БУКВАРЬ» Н.С. Жукова.

На реализацию программы отведено:

           -   2 занятия в неделю по 30 минут каждое,

           -   54 занятия в год (27 часов).

 

 Описание ценностных ориентиров содержания курса «Знакомство с азбукой».

      Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.

Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.

Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.

Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.

Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения курса  «Знакомство с азбукой»

Подготовительный период

Предметные результаты

Обучающийся научится:

  • отличать устную и письменную речь, отличать буквы и звуки;

-выделять из короткого текста предложения, оформлять предложение в устной речи

  • выделять слова из предложения, соотносить их с моделью слова;
  • разделять слово на слоги с использованием графических схем;
  • делить слова на слог; определять ударный слог в слове;
  • определять главную мысль предложения;
  • отличать гласные звуки от согласных, отличать буквы от звуков;

Обучающийся познакомится с правилами посадки при письме, научится обводить образцы и писать самостоятельно элементы букв, научится безотрывному письму элементов букв, писать буквы и соединения с ними. Будет сформирован навык безотрывного письма с наклоном.

Обучающийся получит возможность научиться в совместной деятельности с учителем:

  • осознавать образные представления о предложении; о слове как единице речи, его названную функцию; о слоге как о части слова, его названную функцию;- выделять слоги в словах в процессе слогового анализа слова;
  • определять позицию (ударную и безударную) слога в слове; определять логическое ударение, различать интонационную окраску предложения
  • артикулировать звуки в соответствии с особенностями их произнесения, осознавать образное представление о звуке;
  • понимать смысловое значение интонации;
  • обозначать гласные звуки буквами;
  • рассматривать гласные а, о, у, и  как букву, слог слово;
  • наблюдать за позиционным изменением согласных звуков.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД: 

  • организовывать свое рабочее место под руководством учителя;
  • принимать и сохранять учебную задачу,  адекватно воспринимать оценки учителя, товарищей;-вносить необходимые коррективы и действовать на основе результатов обсуждения.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в учебниках (система обозначений, содержание);
  •  понимать информацию, представленную в виде рисунков, схем.
  • пользоваться моделями предложений, звуковыми схемами слов, приведенными в учебниках.

                  КоммуникативныеУУД:

  • вступать в  диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).
  • сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках;- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
  • принимать другое мнение и позицию, формулировать собственное мнение и позицию.

Личностные УУД:

  • принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика»;проявлять интерес к новому учебному материалу

-выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах;

  • внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков.

Букварный период (основной).

Предметныерезультаты

Обучающийся научится:

  • давать характеристику согласным звукам,
  • узнавать буквы, обозначающие гласные и согласные звуки,
  • читать слова с изученными буквами,
  • узнавать графический образ букв выделять звуки из слов,
  • группировать, систематизировать буквы по обозначению ими разных звуков и по начертанию;
  • обозначать йотированные звуки вначале слова и  после гласной буквы буквами Е, Ё, Ю, Я;
  • определять тему текста, его главную мысль, пересказывать текст; - называть буквы в алфавитном порядке, правильно называть буквы.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • распространять основу предложения, сокращать предложения до основы;
  • правильно выражать свои мысли в речи, наблюдать за ролью формоизменения для точности высказывания мысли и связи слов;
  • наблюдать за расхождением написания и произношения безударных гласных;
  • выделять в однокоренных словах корень;
  • объяснять значение многозначных слов,
  • отгадывать буквенные ребусы;

-находить отрывки, которые могут ответить на вопрос;

  • выбирать отрывок к которому можно подобрать пословицу;

-правильно употреблять заглавную букву при написании имен собственных;

  • находить рифму;
  • придумывать заголовок к тексту, ставить вопросы;
  • различать значения многозначных слов

Обучающийся познакомится  с начертанием букв, научится их воспроизводить на письме, научится писать слоги, слова, короткие предложения с соблюдением наклона, высоты и пропорций букв. Будет продолжено сформирование навыка безотрывного письма с наклоном.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
  2. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.

3.Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).

4. В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала.

Познавательные УУД:

  1. Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание).
  2. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя).
  3. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.
  4. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
  5. Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

6.Формировать умения, связанные с информационной культурой: читать, писать,  эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками.

7.Работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка).

8.Анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, а также создавать новые информационные объекты: сообщения, поздравительные открытки, небольшие сочинения, сборники творческих работ, классную газету и др.

Коммуникативные УУД:

  1. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
  2. Вступать в  диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).
  3. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.

4.Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

Личностные УУД

  1. Воспринимать объединяющую роль России как государства, территории проживания и общности языка. Соотносить понятия «родная природа» и «Родина».
  2. Проявлять уважение  к своей семье, ценить взаимопомощь и взаимоподдержку членов семьи и друзей.
  3. Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика».
  4. Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков.
  5. Выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах.
  6. Внимательно относиться к красоте окружающего мира, произведениям искусства.

7.Адекватно воспринимать оценку учителя.

Содержание программы

                                   Добукварный период                                                              

 Обучение чтению

            О речи (устной и письменной).

Предложение и слово.

            Слог. Ударение.

Звуки и буквы.

Букварный (основной) период

Обучение чтению

Согласные и гласные звуки и буквы.

Чтение слогов-слияний.

Алфавит.

Составление из букв и слогов разрезной азбуки или печатание слов, их чтение.

Постепенное обучение осознанному, правильному и плавному слоговому чтению вслух отдельных слов, коротких предложений и небольших текстов.

Знакомство с правилами гигиены чтения.

Умение читать отдельные слова орфографически, т.е так, как они пишутся, и так, как они произносятся, т.е. орфоэпически.

Подготовительные упражнения для развития глазомера, кисти рук и мелких мышц

пальцев (моторики): обводка, штриховка, соединение линий и фигур, рисование и раскрашивание узоров, конструирование букв и их элементов.

Знакомство с начертанием всех букв.

Развитие устной речи

Звуковая культура речи.

Работа над словом.

Работа над предложением и связной устной речью.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся

Обучающиеся должны знать:

  • все звуки и буквы русского языка, осознавать их основные различия.

Обучающиеся должны уметь:

  • вычленять отдельные звуки в словах, определять их последовательность и количество в слове;-делить слова на слоги;
  • различать гласные и согласные звуки и буквы, их обозначающие;
  • правильно называть мягкие и твердые звуки в слове и вне слова;
  • знать способы их буквенного обозначения;
  • обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами и мягким знаком;
  • определять место ударения в слове;
  • вычленять слова из предложений;
  • употреблять большую букву в начале, точку, восклицательный и вопросительный знак в конце предложения;- устно составлять 3-5 предложений на определенную тему;
  • составлять модели слов и предложений;
  • знать гигиенические правила письма;

Навыки чтения:  правильное, плавное слоговое чтение с элементами чтения целыми словами небольших текстов со всеми буквами алфавита. Ориентировочный темп чтения незнакомого текста не ниже 30-35 слов в минуту. Соблюдение пауз, отделяющих одно предложение от другого.

Календарно-тематическое планирование

по курсу «Знакомство с азбукой»

54 занятия

№ п/п

Тема занятия

Речь письменная и устная. Звуки речи.

Гласные звуки [а], [у]; буквы А, а, У, у. Гласные и согласные звуки.

Гласный звук [о], буквы О, о.

Согласные звуки [м], [м`]; буквы М, м. Учимся соединять буквы.

Согласные звуки [с] , [с`]; буквы С, с. Чтение слогов.

Предложение. Деление предложения на слова.

Ударение в словах.

Согласные звуки [х], [х`]; буквы Х, х.

Чтение слогов и слов. Повторение.

Составление предложений и рассказов. Повторение.

Согласные звуки [р], [р`]; буквы Р, р.

Согласный звук [ш], ; буквы Ш, ш.

Гласный звук [ы]; буква ы.

Согласные звуки [л], [л`]; буквы Л, л.

Согласные звуки [н], [н`]; буквы Н, н.

Согласные звуки [к], [к`]; буквы К, к.

Согласные звуки [т], [т`]; буквы Т, т.

Гласный звук [и]; буквы И, и.

Согласные звуки [п], [п`]; буквы П,п.

Согласные звуки звонкие и глухие. Повторение.

Согласные звуки [з], [з`]; буквы З, з.

Согласный звук [й`]; буквы Й, й.

Согласные звуки [г], [г`]; буквы Г, г.

Согласные звуки [в], [в`]; буквы В, в.

Согласные звуки [в], [в`]; буквы В, в.

Согласные звуки [д], [д`]; буквы Д, д.

Согласные звуки [б], [б`]; буквы Б, б.

Согласные звуки [б], [б`]; буквы Б, б.

Согласные звуки [б], [б`]; буквы Б, б.

Согласный звук [ж]; буквы Ж, ж.

Согласный звук [ж]; буквы Ж, ж.

Буквы Е, е.

Буквы Е, е.

Буква Ь.

Буква Ь.

Буквы Я, я.

Буквы Я, я.

Буквы Ю, ю.

Буквы Ю, ю.

Буквы Ё, ё.

Буквы Ё, ё. Развитие речи.

Согласный звук [ч`]; буквы Ч, ч.

Формулирование ответов на вопросы.

Гласный звук [э]; буквы Э, э.

Гласный звук [э]; буквы Э, э.

Согласный звук [ц]; буквы Ц, ц.

Согласные звуки [ф], [ф`]; буквы Ф, ф.

Согласный звук [щ`]; буквы Щ, щ.

Согласный звук [щ`]; буквы Щ, щ.

Буква Ъ.

Алфавит.

Алфавит.

Повторение пройденного.

Повторение пройденного.

Литература:

1. Букварь Н.С.Жуковой.

Календарный график занятий

платного дополнительного образования «Школа Будущего»

в школьном отделении 2 и дошкольном отделении 3

Месяц

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

ПН

2

9

16

23

30

ПН

6

13

20

27

ПН

4

11

18

25

ВТ

3

10

17

24

31

ВТ

7

14

21

28

ВТ

5

12

19

26

СР

4

11

18

25

СР

1

8

15

22

29

СР

6

13

20

27

ЧТ

5

12

19

26

ЧТ

2

9

16

23

30

ЧТ

7

14

21

28

ПТ

6

13

20

27

ПТ

3

10

17

24

ПТ

1

8

15

22

29

СБ

7

14

21

28

СБ

4

11

18

25

СБ

2

9

16

23

30

ВСК

1

8

15

22

29

ВСК

5

12

19

26

ВСК

3

10

17

24

31

7 занятий

9 занятий

8 занятий

Январь

Февраль

Март

ПН

1

8

15

22

29

ПН

5

12

19

26

ПН

5

12

19

26

ВТ

2

9

16

23

30

ВТ

6

13

20

27

ВТ

6

13

20

27

СР

3

10

17

24

31

СР

7

14

21

28

СР

7

14

21

28

ЧТ

4

11

18

25

ЧТ

1

8

15

22

ЧТ

1

8

15

22

29

ПТ

5

12

19

26

ПТ

2

9

16

23

ПТ

2

9

16

23

30

СБ

6

13

20

27

СБ

3

10

17

24

СБ

3

10

17

24

31

ВСК

7

14

21

28

ВСК

4

11

18

25

ВСК

4

11

18

25

6 занятий

8 занятий

8 занятий

Апрель

ПН

2

9

16

23

30

ВТ

3

10

17

24

СР

4

11

18

25

ЧТ

5

12

19

26

ПТ

6

13

20

27

СБ

7

14

21

28

ВСК

1

8

15

22

29

8 занятий

  12   -  дни занятий

В неделю — 2 занятия.

За год — 54 занятия.

Продолжительность одного занятия — 30 минут.

Перемена — 5 минут.

Календарный график занятий

платного дополнительного образования «Школа Будущего»

в дошкольном отделении 1

Месяц

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

ПН

2

9

16

23

30

ПН

6

13

20

27

ПН

4

11

18

25

ВТ

3

10

17

24

31

ВТ

7

14

21

28

ВТ

5

12

19

26

СР

4

11

18

25

СР

1

8

15

22

29

СР

6

13

20

27

ЧТ

5

12

19

26

ЧТ

2

9

16

23

30

ЧТ

7

14

21

28

ПТ

6

13

20

27

ПТ

3

10

17

24

ПТ

1

8

15

22

29

СБ

7

14

21

28

СБ

4

11

18

25

СБ

2

9

16

23

30

ВСК

1

8

15

22

29

ВСК

5

12

19

26

ВСК

3

10

17

24

31

7 занятий

9 занятий

8 занятий

Январь

Февраль

Март

ПН

1

8

15

22

29

ПН

5

12

19

26

ПН

5

12

19

26

ВТ

2

9

16

23

30

ВТ

6

13

20

27

ВТ

6

13

20

27

СР

3

10

17

24

31

СР

7

14

21

28

СР

7

14

21

28

ЧТ

4

11

18

25

ЧТ

1

8

15

22

ЧТ

1

8

15

22

29

ПТ

5

12

19

26

ПТ

2

9

16

23

ПТ

2

9

16

23

30

СБ

6

13

20

27

СБ

3

10

17

24

СБ

3

10

17

24

31

ВСК

7

14

21

28

ВСК

4

11

18

25

ВСК

4

11

18

25

6 занятий

8 занятий

8 занятий

Апрель

ПН

2

9

16

23

30

ВТ

3

10

17

24

СР

4

11

18

25

ЧТ

5

12

19

26

ПТ

6

13

20

27

СБ

7

14

21

28

ВСК

1

8

15

22

29

8 занятий

  12   -  дни занятий

В неделю — 2 занятия.

За год — 54 занятия.

Продолжительность одного занятия — 30 минут.

Перемена — 5 минут.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа студии дополнительного образования "Занимательный английский"

Рабочая программа студии дополнительного образования "Занимательный английский"...

Рабочая программа студии дополнительного образования "Школа Будущего: Раз - ступенька, два - ступенька"

Рабочая программа студии дополнительного образования "Школа Будущего: Раз - ступенька, два - ступенька"...

Коррекционно-развивающая программа студии дополнительного образования «Театр-игра»

Праграмма для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития....