Рабочая программа студии дополнительного образования "Школа Будущего: Раз - ступенька, два - ступенька"
рабочая программа по математике на тему
Рабочая программа студии дополнительного образования "Школа Будущего: Раз - ступенька, два - ступенька"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_shkola_budushchego_22raz-stupenka_dva-stupenka22.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеразвивающая образовательная программа «Раз – ступенька, два - ступенька» представляет собой начальное звено единого непрерывного курса математики.
Направленность Программы
Дополнительная образовательная программа «Раз ступенька, два ступенька» имеет социально-педагогическую направленность.
Цели и задачи Программы
Реализация дополнительной образовательной программы «Раз ступенька, два ступенька» направлена на достижение следующей цели:
- обеспечение обучения, воспитания, развития детей.
Программа направлена на реализацию средствами курса «Раз ступенька, два ступенька» основных задач:
-обучающие задачи: развитие познавательного интереса детей, формирование мотивации к учебной деятельности, приобретение опыта учебной деятельности в целях развития ребенка;
-воспитательные задачи: создание условий для самоопределения и социализации ребенка на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе норм поведения в интересах человека, семьи, общества, государства;
-развивающие задачи: развитие личности ребенка, приобретение ценностных установок, опыта деятельности, формирование опыта учебной деятельности в целях духовно-нравственного, физического, творческого развития ребенка.
Методы и формы решения поставленных задач
Основной формой реализации дополнительной образовательной программы является занятие. В ходе занятий широко используются дидактические игры, творческие задания, занимательные задачи и вопросы. В соответствии с возрастными особенностями формы организации занятий весьма разнообразны: работа с демонстрационным материалом, самостоятельная работа детей с раздаточным материалом, постановка и разрешение проблемных ситуаций, экспериментирование, элементы театрализованной деятельности. Развитие восприятия идет через зрительные, слуховые, тактильные, двигательные ощущения, что обеспечивает полноценное формирование картины мира. Используются соответствующие возрасту задания на развитие приемов умственных действий и вариативности мышления. В каждое занятие включены физкультминутки, тематически связанные с учебными заданиями. Это позволяет переключать активность (умственную, двигательную, речевую), не выходя из учебной ситуации. Веселые стихи и считалочки для физкультминуток разучиваются с детьми заранее и в ходе занятия.
Новизна, актуальность и педагогическая целесообразность заключается в использовании современных образовательных технологий:
- технологии здоровьесбережения;
- технологии игрового моделирования;
-технологии поискового моделирования;
-личностно ориентированных технологий;
-ИКТ технологии.
Отличительной особенностью Программы является адаптация детей при переходе на новый уровень образования.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы 5-7 лет.
Объем курса
Курс составлен на 54 часа в год, 2 раза в неделю.
Формы и режим занятий
Форма работы –групповая.
Ожидаемые результаты и способы определения результативности
Дети получат возможность:
1) В простейших случаях выделять и объяснять признаки сходства и различия двух предметов (по цвету, форме, размеру).
2) Продолжать ряд, составленный из предметов или фигур с одним изменяющимся признаком, самостоятельно составлять подобные ряды.
3) Сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, вместимости.
4) В простейших случаях находить общий признак совокупности предметов, состоящей из 4—5 элементов, найти в совокупности "лишний" элемент.
5) Соотносить запись чисел 1-10 с количеством и порядком элементов.
6) Сравнивать совокупности предметов путем составления пар и на основе этого - сравнивать числа в пределах 10.
7) Устанавливать пространственно-временные отношения, находить последовательность событий и нарушение последовательности.
8) Распознавать простейшие геометрические фигуры, находить в окружающей обстановке предметы, сходные по форме.
9) Познакомиться с количественным и порядковым счетом в пределах десяти.
10) Познакомиться с идеей сохранения количества.
Методы отслеживания результатов – педагогическое наблюдение, педагогический анализ.
Формы контроля и подведение итогов реализации программы:
-беседа;
-вопросно-ответная форма;
- самостоятельные творческие работы;
- выставки творческих работ;
- публичные выступления.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «РАЗ – СТУПЕНЬКА, ДВА – СТУПЕНЬКА»
Подготовка к сравнению предметов и совокупностей
Формирование представлений о свойствах предметов: цвет, форма, размер и др. Выделение признаков сходства и различия. Непосредственное сравнение по длине, ширине, высоте, объему (вместимости).Объединение предметов в совокупность по общему признаку. Выделение части совокупности, нахождение "лишних" элементов.Сравнение совокупностей по количеству предметов путем составления пар.Равенство совокупностей.Поиск и составление закономерностей. Поиск нарушения закономерности.
Подготовка к изучению чисел 1-10
Знакомство с понятиями "один" и "много". Образование последующего числа путем прибавления единицы. Формирование представлений о сохранении количества. Количественный и порядковый счет от 1 до 10.Знакомство с наглядным изображением чисел 1—10, формирование умения соотносить цифру с количеством.
Подготовка к формированию пространственно-временных представлений
Формирование пространственных отношений: на — над — под, слева — справа - посередине, вверху - внизу, снаружи - внутри, за - перед и др. Ориентировка в пространстве с помощью элементарного плана.
Временные отношения: раньше — позже, вчера — сегодня — завтра. Установление последовательности событий.
Знакомство с геометрическими фигурами
Формирование умения выделять в окружающей обстановке предметы одинаковой формы. Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, шар, цилиндр, конус, пирамида, параллелепипед, куб.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Знать/уметь:
1) В простейших случаях выделять и объяснять признаки сходства и различия двух предметов (по цвету, форме, размеру).
2) Продолжить ряд, составленный из предметов или фигур с одним изменяющимся признаком, самостоятельно составлять подобные ряды.
3) Сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, вместимости.
4) В простейших случаях находить общий признак совокупности предметов, состоящей из 4—5 элементов, найти в совокупности "лишний" элемент.
5) Соотносить запись чисел 1-10 с количеством и порядком элементов.
6) Сравнивать совокупности предметов путем составления пар и на основе этого - сравнивать числа в пределах 10.
7) Устанавливать пространственно-временные отношения, находить последовательность событий и нарушение последовательности.
8) Распознавать простейшие геометрические фигуры, находить в окружающей обстановке предметы, сходные по форме.
9) Познакомиться с количественным и порядковым счетом в пределах десяти.
10) Познакомиться с идеей сохранения количества.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа обеспечена методическими видами продукции: разработками игр, бесед, конкурсов, рекомендациями по проведению занятий, дидактическим материалом. Материально-техническое обеспечение:
- компьютер;
- принтер;
- ксерокс;
- интерактивная доска;
- электронные образовательные ресурсы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Для реализации программного содержания используются следующие учебники и учебные пособия:
Петерсон Л.Г. «Раз – ступенька, два - ступенька». – Ч. 1, 2. – М.:Ювента,2014
- Петерсон Л.Г., Холина Н.П. «Раз – ступенька, два - ступенька»-методические рекомендации к частям 1 и 2. – М. : «Баласс», 2010.
-Безруких М.М. Ступеньки к школе: книга для педагогов и родителей. – М.: Дрофа, 2000
- Белая А., Гамазакова М. 150 тестов, игр и упражнений для подготовки детей к школе. – М.: АСТ, 2000
- Белая А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов/А. Е. Белая, В. И. Мирясова. – М.: АСТ: Астрель: Профиздат, 2007.
- Чупина Т.В. Геометрия для малышей. Лучшие упражнения для детей 5-6 лет. "ООО ""Академия развития". - 2007 г., 16 стр.
- Школа для дошколят. Развиваем память. – М.: Росмэн, 2002.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема занятия |
Путешествие в Царство математики | |
Свойства предметов: цвет, форма, размер | |
Свойства предметов: материал | |
Группируем предметы, обозначаем признак | |
Поиск закономерностей. Таблицы | |
Сравнение групп предметов по количеству | |
Сравнение групп предметов. Обобщающие слова | |
Сравнение групп предметов. Выделяем лишний предмет | |
Объединяем предметы в одно целое | |
Пространственные отношения на, над, под | |
Путешествие по городу. Пространственные отношения слева, справа. | |
Вычитание групп предметов | |
Пространственные отношения между, посередине | |
Мы идём в цирк. Один - много | |
Количество и счет. Один. Число 1 | |
Пространственные отношения внутри, снаружи | |
Неразлучные друзья крокодил Гена и Чебурашка. Пара | |
Мы рисуем картину. Прямая и кривая линия | |
Отрезок, луч | |
Путешествие по сказке «Три поросенка». Число 3 | |
Счет 1-3 Замкнутые и незамкнутые линии. | |
Ломаная линия. | |
Счет 1-4. Число 4 | |
Отправляемся в кругосветное путешествие по странам геометрических фигур | |
Путешествие гусеницы. Числовой отрезок | |
Монеты. Пятак. Число 5 | |
Пространственные отношения впереди, сзади | |
На детской площадке. Сравнение групп предметов | |
Пространственно-временные отношения раньше, позже | |
Повторение | |
На строительной площадке. Строим дом. | |
Русская народная сказка «Теремок». Счет 1-6. Число 6 | |
Пространственно-временные отношения длиннее, короче | |
В гости к Винни – Пуху. Величины и их измерение | |
Длина. Измерение длины | |
7 чудес света. Число 7 | |
Количество и счет. Счет 1-7 | |
Поиск закономерностей | |
В лесной школе. Тяжелее, легче | |
В магазин за покупками. Масса | |
Измерение массы | |
Прогулка по саду. Количество и счет. | |
Количество и счет. Счет 1-8. | |
Количество и счет. Число 8. | |
Посуда в нашем доме. Объем | |
Сравнение по объёму. Измерение объёма | |
На весенней полянке. Количество и счет. | |
Количество и счет. Счет 1-9. Число 9 | |
Путешествие по сказке «Золотой ключик или приключения Буратино». Площадь | |
Измерение площади | |
Кот на рыбалке. Знакомство с нулем. Число 0. | |
Математические игры. Объемные предметы вокруг нас. Шар. Куб. Параллелепипед | |
Объемные предметы вокруг нас. Пирамида. Конус. Цилиндр | |
Символы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа студии дополнительного образования "Развивайка: Книголюб"
Студия дополнительного образования...
Рабочая программа студии дополнительного образования "Развивайка: Занимательная математика"
Студия дополнительного образования...
Рабочая программа студии дополнительного образования "Развивайка: Занимательный русский язык"
Студия дополнительного образования...
Рабочая программа студии дополнительного образования "Развивайка: Занимательная информатика"
Студия дополнительного образования...
Рабочая программа студии дополнительного образования "Школа Будущего: Знакомство с азбукой"
Рабочая программа студии дополнительного образования "Школа Будущего: Знакомство с азбукой"...
Рабочая программа студии дополнительного образования "Занимательный английский"
Рабочая программа студии дополнительного образования "Занимательный английский"...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Раз ступенька, два ступенька" для 1 класса
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Раз ступенька, два ступенька" для 1 класса для адаптации первоклассников...