Рабочая программа студии дополнительного образования "Развивайка: Занимательная математика"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Воробьева Любовь Николаевна

Студия дополнительного образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_zanimat._matematika.doc96 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Предлагаемая программа разбита на несколько направлений:

  • Задания на развитие внимания;
  • Задания на развитие памяти;
  • Задания на развитие воображения;
  • Задания на развитие логического мышления.

Задания направлены на создание положительной мотивации,   на формирование познавательного интереса   к знаниям. Система представленных на занятиях по РПС задач  и упражнений позволяет решать все три аспекта учебной цели:

познавательный, развивающий, воспитывающий.

Познавательный аспект

  • Формирование  и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.
  • Формирование и развитие общеучебных умений и навыков.

Развивающий аспект

  • Развитие речи.
  • Развитие мышления(умение анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать).
  • Развитие сенсорной сферы (глазомера, мелких мышц кистей рук).
  • Развитие двигательной сферы.

Воспитывающий аспект

  • Воспитание системы нравственных межличностных отношений (сотрудничество).

– Холодова О.А. «Юным умникам и умницам» : учебник-тетрадь: в 2 ч./ О.А.Холодова. – М.: РОСТ книга,2013 г.

– Холодова О.А. «Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей»  

– Холодова О.А. «Юным умникам и умницам Методическое пособие» + Программа курса «РПС». – 3-е изд; -М.: РОСТкнига, 2013.

Универсальные учебные действия.

Личностными результатами изучения предметно-методического курса «Занимательная математика» является формирование следующих умений:

  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы).
  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить.

Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру.

Метапредметными результатами изучения курса «Занимательная математика» являются формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

  • Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
  • Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблемусовместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).
  • Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
  • Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).
  • Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

  • Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
  • Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
  • Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике для этого предусмотрена специальная «энциклопедия внутри учебника»).
  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
  • Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельныевыводы.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Вступать в беседу на уроке и в жизни.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и технология продуктивного чтения.

  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Средством формирования этих действий служит работа в малых группах (в методических рекомендациях дан такой вариант проведения уроков).

Предметными результатами изучения курса «Информатика, логика, математика» являются формирование следующих умений.

Учащиеся должны уметь:

  • делать умозаключения из двух суждений, сравнивать,  устанавливать закономерности, называть последовательность простых действий;
  • делить слова на слоги, находить однокоренные слова, решать задачи, раскодировать слова; отгадывать и составлять ребусы,  по значениям разных признаков;
  • находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков,  решать задачи на логику;
  • называть противоположные по смыслу слова; решать задачи,  решать задачи на смекалку;
  • точно выполнять действия под диктовку, работать с толковым словарём, работать с изографами, уникурсальными фигурами;
  • уметь подобрать фразеологизмы;измерять длину данного отрезка, чертить отрезок данной длины;
  • узнавать и называть плоские углы: прямой, тупой и острый;
  • узнавать и называть плоские геометрические фигуры: треугольник, четырёхугольник, пятиугольник, шестиугольник, многоугольник; читать информацию, заданную с помощью линейных диаграмм;
  • решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие два действия (сложение и/или вычитание);
  • составлять истинные высказывания (верные равенства и неравенства);
  • заполнять магические квадраты размером 3×3;
  • находить число перестановок не более чем из трёх элементов;
  • находить число пар на множестве из 3–5 элементов (число сочетаний по 2);
  • находить число пар, один элемент которых принадлежит одному множеству, а другой – второму множеству;
  • проходить числовые лабиринты, содержащие двое-трое ворот;
  • объяснять решение задач по перекладыванию спичек с заданным условием и решением;
  • решать простейшие задачи на разрезание и составление фигур;
  • уметь объяснить, как получен результат заданного математического фокуса

Календарно-тематическое планирование

1 класс

№ п/п

Количество часов

Ттема урТема занятия

1 — 5

5 ч.

Математические ребусы.

 Головоломки.

6 — 10

5 ч.

Геометрические задачи.  

Угадайки весёлого Карандаша.

11 — 15

5 ч.

Стихи, задачи – смекалки, занимательные задания.

16 — 20

5 ч.

Задачи, развивающие кругозор.

21 — 25

5 ч.

Математические сказки и загадки.

26 — 28

3 ч.

Математическое соревнование. КВН

29 — 43

15 ч.

Думай, считай, отгадывай.

Логические задачи.

44 — 53

10 ч.

Текстовые задачи –  (математические игры, выигрышные ситуации).

54 — 63

10 ч.

Задачи в стихах (Задачи –шутки, задачи – игры, шарады)

64 — 68

5 ч.

Из истории математики.

69 — 71

3 ч.

Математическое соревнование (математическая карусель).

72 — 81

10 ч.

Текстовые задачи.

82 — 91

10 ч.

Геометрические задачи.

Учимся чертить.

92 — 107

15 ч.

Задания развивающего характера.

Развитие памяти и внимания.

Кроссворды.

108 — 122

15 ч.

Итоговые  занятия (устная олимпиада).

123 — 129

7 ч.

Повторение. Резерв.

Резерв.

Календарно-тематическое планирование

2 класс

№ п/п

Количество
часов

Тема занятия

1 — 6

6 ч

Выявление уровня  развития  внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления.

7 — 11

5 ч  

Развитие концентрации внимания.

Игра «Внимание». Совершенствование мыслительных операций. Логически - поисковые задания. Закономерности.

12 — 14

Тренировка внимания. Игра «Внимание».  Совершенствование мыслительных операций. «Звуки». Анаграммы.  Расскажи о слове.

Логически-поисковые задачи.

15 — 18

4 ч

Тренировка слуховой памяти. «Весёлая грамматика», «Волшебные фразы». Задачи на развитие аналитических способностей.

19

1 ч

Тренировка зрительной памяти. «Найди фигуру». Логически –поисковые задания

20 — 21

2 ч

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей.

«Первая одинаковая». Логические задачи.

22 — 27

6 ч

Совершенствование воображения. «Изобрази без предмета», «Художник». Ребусы. Работа с изографами. Задания по перекладыванию спичек.

28 — 31

4 ч

Развитие быстроты реакции.  Игра «Внимание», «Слоговица», «Так же, как…». Логические задачи.Задачи на развитие аналитических способностей.

32 — 36

5 ч

«Составь словечко».  Задачи на развитие аналитических способностей. Закономерности.

 Развитие концентрации внимания. Игра «Внимание», «Слоговица».

37 — 41

5 ч

Тренировка внимания. «Лабиринт»,

42 — 47

Тренировка слуховой памяти «Послушай, вообрази», «Закодированное слово», « Поставь точку».

48 — 51

Тренировка зрительной памяти.  «Ряды чисел», «Найди фигуру». Совершенствование мыслительных операций.  Задачи на логику.

52 — 56

5 ч

Развитие логического мышления.  «Аналогия», «Первая – одинаковая».

57 — 60

4 ч

Совершенствование воображения.  «Изобрази без предмета», «Фантазёр», «Художник». Ребусы.

61 — 64

4 ч

Пространственное воображение. Работа с изографами и числографами. «Так же, как …» Составление ребусов.

65 — 68

4 ч

Развитие концентрации внимания. «Найди фигуру», «Вычисли слово», «Слова в корзинку».

69 — 73

5 ч

Тренировка внимания. « Антонимы», «Лабиринт», «Найди пару». Совершенствование мыслительных операций.

74 — 78

5 ч

Тренировка слуховой памяти. «Изобрази выражение», «Найди пару», «Парный звук», «Поставь точку».

79 — 80

2 ч

Логически-поисковые задачи. Тренировка зрительной памяти. «Запомни»,  «Наборщик».  Решение кроссвордов.

81 — 84

4 ч

Развитие логического мышления.  «Найди лишнее слово», «Числова закономерность», «Первая – одинаковая».  Тренировка слуха.

85 — 88

4 ч

Совершенствование воображения.  Ребусы.  Задания по перекладыванию спичек.

89 — 93

5 ч

Развитие быстроты реакций. « Внимание», «Шифровальщик», «Так же, как..», «Многозначные слова».

94 — 98

5 ч

Развитие концентрации внимания.« Слоговица», «Найди слово».  Антонимы.

99 — 103

5 ч

Тренировка внимания. Вопросы-загадки. «Лабиринт», «Найди 7 ошибок», «Слоговица». Пословицы.

104 — 108

5 ч

Тренировка слуховой памяти. «Волшебные слова», «Заполни заготовки». Графический диктант. Штриховка.

109 — 113

5 ч

Тренировка зрительной памяти. «Найди фигуры», «Зарисуй по памяти», «Запомни расположение фигур». Графический диктант. Штриховка.

114 — 117

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. «Первая – одинаковая», «Числовая закономерность», «Аналогия». Графический диктант. Штриховка.

118 — 120

3 ч

Совершенствование воображения. «Фантазёр», «Пойми рисунок», «Изобрази без предмета», «Угадай настроение». Логические задачи. Задания по перекладыванию спичек. Графический диктант. Штриховка.

121 — 125

Развитие быстроты реакции.  «Лабиринт», «Так же, как…», «Фразеологизмы». Графический диктант. Штриховка.

126 — 129

Развитие концентрации внимания. «Расскажи о слове», «Фразеологизмы», «Лабиринт», «Лишнее слово».  Графический диктант. Штриховка.

Календарно-тематическое планирование

3 класс

№ п/п

Количество часов

Тема занятия

1

Интеллектуальная разминка.

2-4.

Геометрия вокруг нас.

5-8.

В царстве смекалки.

9-11.

Волшебные переливания.

12-15.

Числовые головоломки.

16-17.

Математические фокусы.

18-20.

Числа-великаны.

21-23.

Математические игры.

24-26.

Секреты чисел.

27-30.

Математическая копилка.

31-33.

Мир занимательных задач.

34-36.

Решение логических задач.

37-38.

От секунды до столетия.

39-42.

Решение нестандартных задач.

43-44.

Римские цифры.

45-46.

Геометрический калейдоскоп.

47-49.

Секреты задач.

50-53.

Решай, отгадывай, считай.

54-55.

Решение занимательных задач в стихах.

56-59.

Математика-наш друг.

60-61.

Блиц-турнир по решению задач.

62-64.

Числовые головоломки.

65-67.

Математическая эстафета.

68-70.

Тайны окружности.

71-72.

Это было в старину.

73-76.

Математический лабиринт.

77-79.

Танграм: Древнекитайская головоломка.

80-83.

Решение олимпиадных задач.

84-86.

Математическая карусель.

87-88.

Конкурс смекалки.

89-91.

Путешествие точки.

92-95.

Задачи с многовариантными решениями.

96-99.

Решение ребусов и логических задач.

100-105

Математическая эстафета.

106-110

От секунды до столетия.

111-116

Решение логических задач.

117-123

Секреты задач.

124-129

КВН по математике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса дополнительного образования «Занимательная математика» для 3 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная математика»  разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духов...

Рабочая программа по дополнительному образованию «Занимательная математика»

Рабочая программа по дополнительному образованию «Занимательная математика» для 3 класса на 2015-2016 учебный год...

Рабочая программа студии дополнительного образования "Занимательный английский"

Рабочая программа студии дополнительного образования "Занимательный английский"...