Коррекционно-развивающая программа студии дополнительного образования «Театр-игра»
рабочая программа

Епископосова Рена

Праграмма для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx51.86 КБ

Предварительный просмотр:

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

СТУДИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЕАТР-ИГРА»

для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Срок реализации программы 1 год

Подготовила Епископосова Н.Р.,

 педагог дополнительного образования

 «Школа – повседневность, а театр – праздник.

Он жизнь раскрывает глубже, чем на обыкновенных уроках.

На уроке развиваются мыслительные способности,

но человеческие качества, конечно, раскрываются больше в театре».

А.А. Брянцев

Пояснительная записка

Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью является одним из приоритетных направлений деятельности системы образования Российской Федерации. Разработка программы по дополнительному образованию обусловлена актуализацией проблем воспитания, обучения и социализации таких детей, их успешной интеграции в современное общество.

       Данная программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов и методических рекомендаций:

  • Конституция РФ;
  • Конвенции ООН о правах ребенка от 20.11.1989 г.;
  • Декларации ООН о правах инвалидов от 09.12.1975 г.;
  • Декларации ООН о правах умственно отсталых лиц от 1981 г.;
  • ФЗ № 181 «О социальной защите инвалидов в России»;                
  • ФЗ № 124 «Об основных гарантиях прав ребенка РФ»;
  • ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федерального государственного образовательного стандарта общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (ФГОС).

    Театральная деятельность представляет собой поли-художественную театральную среду, которая способствует развитию личности ребенка-инвалида, его эмоциональной сферы; знакомит с многообразием окружающего мира через красочные образы, звуки, движения. Включение элементов театрального   искусства, театральной игры в работу с детьми с тяжелой умственной отсталостью позволяют успешно реализовать как индивидуальные, так и групповые формы работы. Театр помогает активизировать у каждого ребенка вербальные и не вербальные формы взаимодействия с воспитателем и специалистами, развивать элементарные коммуникативные навыки. В игре ребенок старается подражать тому, что он видит и что заинтересовало его, получая от этого огромное эмоциональное наслаждение. В процессе театрализации, действуя со взрослым и подражая ему, дети учатся понимать и использовать язык мимики и жестов, совершенствуют свою речь, в которой важными составляющими являются эмоциональная окраска и интонация. Сопереживание героям инсценировок развивает чувства ребёнка, представления о плохих и хороших человеческих качествах.

Театрализованная деятельность раскрывает духовный и творческий потенциал умственно отсталого ребенка, оказывая большое и разностороннее влияние на его личность, что позволяет использовать театрализованные игры как сильное, но ненавязчивое коррекционно-педагогическое средство. Театральное искусство близко и понятно детям, так как   в основе театра лежит игра. Театральное творчество не только активизирует интерес детей к искусству театра и искусству вообще, к разным его видам, но и развивает память, внимание, фантазию, воображение и другие качества, воспитывает и улучшает психологическую атмосферу в коллективе.

Большинство проводимых игр и кукольных представлений развивают не только мелкую моторику, слуховое внимание, обучение подражанию, но и учат выражать в куклах радость, удивление, огорчение и другие эмоции, а также помогают освоить социальные навыки (например, правильно держать ложку и т.д.).

       Новизна программы по театральной деятельности в работе с детьми с ОВЗ заключается в том, что воспитанники ЦССВ «Доверие» ранее не занимались театральной деятельностью, в процесс дополнительного образования включаются и дети с нарушениями в опорно-двигательной сфере.

Реализация особых образовательных потребностей является единственным путем преодоления социальных ограничений, к которым привело нарушение здоровья, тем более что зачастую, само нарушение здоровья не может быть устранено только медикаментозными способами.           Именно в этом случае включение форм и методов театральной игры может представлять собой процесс обучения и коррекции, являться средством, с помощью которого ребенок может познавать окружающий мир, а в дальнейшем более успешно адаптироваться в социуме, формировать художественный вкус, развивать эмоциональную сферу.

В процессе обучения детей с использованием элементов театральной игры важно учитывать следующие факторы: состояние здоровья воспитанников, возможности усвоения новых форм художественно-эстетического развития путем подражания действиям взрослого; умение самостоятельно придерживаться элементарных социально-гигиенических навыков, т. е.  речь идет об овладении детьми умениями и навыками самообслуживания, жизненно необходимыми социальными навыками.

Цель программы: абилитация и социализация детей с ОВЗ с учетом их физических, психических и индивидуально-личностных особенностей через реализацию интерактивных технологий театрализованной игры.

Основные задачи:

Обучающие:

  • освоение элементарных представлений об окружающем мире, человеке;
  • ознакомление с основами театральной деятельности (кукольный театр, куклы, участие в спектаклях);
  • формирование у воспитанников жизненно необходимых социальных навыков.

Развивающие: 

  • развитие двигательной активности воспитанников;
  • развитие крупной и мелкой моторики;
  • развитие памяти, внимания, воображения;
  •  активное развитие альтернативных форм коммуникативного   взаимодействия с воспитателем, педагогом, родителями;
  • развитие коммуникативных навыков.

Воспитательные:

  • формирование доброжелательного отношения к сверстникам, взрослым.

Возраст детей – 6-18 лет.

Сроки реализации программы: программа рассчитана на 1 год обучения, 80 занятий. Июль, август – детям дается домашнее задание, воспитателям – рекомендации, у детей самостоятельная работа (совместно с воспитателями)[1].

Режим и форма занятий: 2 раза в неделю по 30 минут.

  • индивидуально-дифференцированная;
  • групповая, с учетом психофизических особенностей, возможностей и потребностей ребенка с ОВЗ.

Формы проведения занятий: сюжетно-ролевая игра, беседа, занятие-игра, игра-путешествие, концерт, сказка, праздник, спектакль.    На занятиях, в процессе коррекционно-педагогической деятельности используются все перечисленные формы и их сочетания. Так как, образовательная программа предусматривает включение детей разновозрастных групп, имеющих различный уровень знаний, умений и навыков, в этом случае, педагог особый акцент делает на дифференцированный подход в работе с каждым ребенком в процессе коррекционно-образовательной деятельности.

Ожидаемые результаты:

  • расширение кругозора воспитанников;
  • активное участие детей в театральных постановках;
  • развитие чувства ритма;
  • развитие двигательных навыков;
  • развитие речевых навыков;
  • дети научаются включаться в диалог;
  • дети научаются обращаться за помощью ко взрослым и сверстникам.

Способы определения результативности: мониторинг в начале и конце года, итоговые спектакли. На сайте ЦССВ «Доверие» будут размещены фотоотчёты.

Уровни освоения предметными результатами:

Минимальный уровень – обязательный для всех обучающихся

Достаточный уровень - не является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью. Отсутствие достижений этого уровня не является препятствием к продолжению образования по данному варианту Программы.

Учебный план

Наименование темы

Количество часов

Форма контроля

всего

теория

практика

1

Вводное занятие

0,5

0,25

0,25

опрос

2

«Пальчиковая» игра, сказка

8

-

8

игра

3

Кукольный спектакль

9

3

6

спектакль

4

Развитие речи

7,5

-

7,5

беседа

5

Театральная постановка

10

3

7

спектакль

6

Ритмопластика

5

-

5

игра

Итого:

40

6, 25

33,75

Содержание учебного плана

Тема «Пальчиковая игра, сказка».  

Характеристика темы. Переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у детей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь.

  • Пальчиковая сказка «Колобок».
  • Пальчиковая сказка «Теремок».
  • Игра «Угадай-ка, кто я?».
  • Пальчиковая игра «Зайка».
  •  Пальчиковая сказка «Рукавичка».

Тема «Кукольный спектакль».

Характеристика темы. Кукольный театр раскрывает творческий потенциал ребёнка и даёт возможность адаптироваться ему в социальной среде.

Прежде чем показать спектакль дети знакомятся с произведением: читают и прослушивают сказку.

  • Кукольный спектакль «Красная шапочка».
  • Кукольный спектакль «Репка».

Тема «Развитие речи».

Характеристика темы. Дети с интеллектуальной недостаточностью испытывают трудности в общении. В этой связи речь умственно отсталого ребенка не может качественно обеспечить коммуникативную функцию, способствовать полноценному формированию навыков общения, что обедняет все виды его деятельности.

Тема «Театральная постановка».

Характеристика темы. Театральная постановка позволяет каждому ребенку проявить собственную активность, полностью раскрыть скрытые эмоциональные возможности, раскрепостить движения, поэтому развитие речи у детей с умственной отсталостью является актуальным.

  • Сказка «Заюшкина избушка».
  • «Лесные жители».
  • «Новогодняя сказка».

Тема «Ритмопластика».

Характеристика темы.  Гимнастика с оздоровительной направленностью, основным средством которой являются комплексы гимнастических упражнений, различные по своему характеру, выполняемые под ритмическую музыку, оформленные танцевальными движениями.

Календарный   учебный    график

Месяц

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1

Январь

Беседа

0,5

Вводное занятие. Правила по технике безопасности.  

Учебный кабинет

Опрос

2

Январь

Учебно-театральное занятие.

0,5

Игра «Давай познакомимся»

Учебный кабинет.

Игра.

3

Январь

Учебно-театральное занятие.

0,5

Пальчиковая сказка «Колобок»

Учебный кабинет.

Игра.

4

Январь

Учебно-театральное занятие.

0,5

«Колобок». Чтение сказки.

Учебный кабинет.

Опрос.

5

Январь

Беседа.

0,5

«Колобок». Прослушивание сказки.

Учебный кабинет.

Игра.

6

Январь

Обучающая игра.

0,5

Музыкальный танец «Колобка».

Игротека.

Танец-игра.

7

Январь

Беседа.

0,5

«Колобок».  Озвучивание героев сказки.

Учебный кабинет.

Опрос.

8

Январь

Игра

0,5

Показ сказки  «Колобок».

Игротека.

Игра.

9

Февраль

Учебно-театральное занятие.

0,5

Пальчиковая игра «Угадай-ка  кто я ?

Учебный кабинет.

Игра.

10

Февраль

Учебно-театральное занятие.

0,5

Пальчиковая игра « Угадай-ка кто я?

Учебный кабинет.

Игра.

11

Февраль

Беседа

0,5

Рассказ детей по картинкам на тему «Путешествие по зимнему  лесу». Зимняя сказка.

Учебный кабинет.

Опрос.

12

Февраль

Беседа.

0,5

«Путешествие по зимнему  лесу».

Учебный кабинет.

Игра.

13

Февраль

Беседа

0,5

«Путешествие по зимнему  лесу».  Работа с иллюстрацией.

Учебный кабинет.

Опрос.

14

Февраль

Беседа

0,5

«Путешествие по зимнему лесу».  Прослушивание произведений А .С. Пушкина.

Учебный кабинет.

Опрос.

15

Февраль

Беседа

0,5

«Путешествие по зимнему лесу». Просмотр сказки «Лесные жители.

Учебный кабинет.

Опрос.

16

Февраль

Беседа.

0.5

Знакомство с произведением. «Красная Шапочка».

Учебный кабинет.

Опрос.

17

Март

Беседа

0,5

«Красная Шапочка». Чтение сказки.

Учебный кабинет.

Опрос.

18

Март

Беседа.

0.5

«Красная Шапочка». Прослушивание сказки.

Учебный кабинет.

Опрос.

19

Март

Учебно-театральное занятие.

0,5

«Красная Шапочка». Подготовка и постановка кукольного спектакля.

Учебный кабинет

Игра

20

Март

Учебно-театральное занятие.

0,5

«Красная Шапочка». Подготовка и постановка кукольного спектакля.

Учебный кабинет

Игра.

21

Март

Учебно-театральное занятие.

0,5

«Красная Шапочка». Подготовка и постановка кукольного спектакля.

Учебный кабинет

22

Март

Учебно-театральное занятие

0,5

«Красная Шапочка». Показ спектакля.

Игротека.

Игра.

23

Март

Беседа

0,5

Знакомство со сказкой «Репка».

Учебный кабинет

Опрос.

24

Март

Беседа

0,5

Чтение сказки. Работа по картинкам сказки.

Учебный кабинет.

Опрос.

25

Апрель

Беседа.

0,5

Просмотр сказки «Репка».

Учебный кабинет.

Опрос.

26

Апрель

Учебно-театральное занятие.

0,5

Озвучивание героев сказки» Репка».

Учебный кабинет.

Игра.

27

Апрель

Учебно-театральное занятие.

0,5

Показ сказки. Кукольный спектакль «Репка».

Игротека.

Игра.

28

Апрель

Беседа

0,5

Подготовка к театральной постановке «Заюшкина избушка».

Учебный кабинет.

Опрос.

29

Апрель

Беседа.

0,5

Знакомство со сказкой «Заюшкина избушка».

Учебный кабинет.

Опрос.

30

Апрель

Беседа

0,5

Чтение сказки «Заюшкина избушка.

Учебный кабинет.

Опрос.

31

Апрель

Учебно-театральное занятие.

0,5

Прослушивание сказки «Заюшкина избушка.

Учебный кабинет.

Опрос.

32

Апрель

Учебно-театральное занятие.

0,5

Озвучивание героев сказки «Заюшкина избушка».

Учебный кабинет

Игра.

33

Май

Учебно-театральное занятие

0,5

Показ сказки «Заюшкина избушка»

Игротека.

Игра.

34

Май

Беседа

0,5

Танец-игра «Хоровод» Разучивание движений посредством их повтора за преподавателем.

Учебный кабинет.

Опрос.

35

Май

Беседа

0,5

Танец-игра «Хоровод» Разучивание движений посредством их повтора за преподавателем.

Учебный кабинет.

Опрос.

36

Май

Беседа

0,5

Танец-игра «Хоровод» Разучивание движений посредством их повтора за преподавателем.

Учебный кабинет

Опрос.

37

Май

Беседа

0,5

«Фрукты и овощи». Работа по картинкам.

Учебный кабинет

Опрос

38

Май

Беседа

0,5

«Фрукты и овощи».  Рассказы и сказки про фрукты и овощи.

Учебный кабинет

Опрос

39

Май

Беседа

0,5

«Фрукты и овощи».  Загадки, пословицы и поговорки про фрукты и овощи.

Учебный кабинет

Опрос

40

Май

Учебно-театральное занятие.

0,5

Мини- сценки про фрукты и овощи.

Учебный кабинет

Игра.

41

Июнь

Беседа

0,5

Просмотр мультфильмов про фрукты и овощи.

Учебный кабинет

Опрос

42

Июнь

Беседа

0,5

«Домашние и дикие животные»

Учебный кабинет.

Опрос.

43

Июнь

Беседа

0,5

«Домашние и дикие животные». Работа по картинкам.

Учебный кабинет

Опрос.

44

Июнь

Беседа

0,5

«Домашние и дикие животные». Рассказы и сказки про животных.

Учебный кабинет

Опрос.

45

Июнь

Беседа

0,5

«Домашние и дикие животные». Загадки про животных.

Учебный кабинет

Опрос

46

Июнь

Беседа

0,5

Просмотр мультфильмов про животных.

Учебный кабинет

Опрос.

47

Июнь

Учебно-театральное занятие.

0,5

Озвучивание домашних и диких животных.

Учебный кабинет

Игра.

48

Июнь

Беседа.

0,5

«Пальчиковая игра-сказка «Теремок».

Учебный кабинет

Игра.

49

Сентябрь

Беседа

0,5

«Пальчиковая игра-сказка «Теремок».

Учебный кабинет

Игра

50

Сентябрь

Беседа

0,5

Танец-игра «Танец маленьких утят» Разучивание движений посредством их повтора и за преподавателем.

Учебный кабинет

Игра

51

Сентябрь

Учебно-театральное занятие

0,5

Танец-игра «Танец маленьких утят» Разучивание движений посредством их повтора и за преподавателем.

Учебный кабинет

Игра

52

Сентябрь

Учебно-театральное занятие

0,5

Танец-игра «Танец маленьких утят» Разучивание движений посредством их повтора и за преподавателем.

Учебный кабинет

Игра

53

Сентябрь

Учебно-театральное занятие

0,5

Танец-игра «Танец маленьких утят» Разучивание движений посредством их повтора и за преподавателем.

Учебный кабинет

Игра

54

Сентябрь

Учебно-театральное занятие

0,5

Пальчиковая гимнастика. Развитие мелкой моторики.

Учебный кабинет

Игра

55

Сентябрь

Учебно-театральное занятие

0,5

Пальчиковая гимнастика. Развитие мелкой моторики.

Учебный кабинет

Игра

56

Сентябрь

Игра

0,5

Пальчиковая игра «Зайка»

Учебный кабинет.

Опрос

57

Октябрь

Игра

0,5

Пальчиковая игра «Зайка»

Учебный кабинет

Опрос

58

Октябрь

Учебно-театральное занятие.

0,5

Пальчиковая сказка «Рукавичка».

Учебный кабинет

Опрос

59

Октябрь

Беседа

0,5

Пальчиковая сказка «Рукавичка». Знакомство с героями сказки.

Учебный кабинет

Опрос

60

Октябрь

Беседа

0,5

Пальчиковая сказка «Рукавичка».

Учебный кабинет

Игра

61

Октябрь

Беседа

0,5

Пальчиковая сказка «Рукавичка».

Учебный кабинет

Игра

62

Октябрь

Беседа

0,5

Путешествие по осеннему лесу.

Учебный кабинет

Опрос

63

Октябрь

Беседа

0,5

Путешествие по осеннему лесу. Работа с иллюстрацией.

Учебный кабинет

Игра

64

Октябрь

Беседа

0,5

Путешествие по осеннему лесу. Прослушивание произведений А.С .Пушкина.

Учебный кабинет

Опрос

65

Ноябрь

Беседа

0,5

Путешествие по осеннему лесу. Стихи, загадки про осень.

Учебный кабинет

Опрос

66

Ноябрь

Беседа

0,5

Путешествие по осеннему лесу. Пословицы и поговорки.

Учебный кабинет

Опрос

67

Ноябрь

Беседа

0,5

Путешествие по осеннему лесу. Просмотр сказки « Осень».

Учебный кабинет

Опрос

68

Ноябрь

Беседа

0.5

Мини-сценки.

Учебный кабинет

Игра

69

Ноябрь

Беседа

0,5

Мини-сказки

Учебный кабинет

Игра

70

Ноябрь

Беседа

0,5

Пальчиковая гимнастика. Осень.

Учебный кабинет

Игра

71

Декабрь

Беседа

0.5

Подготовка к новогодней театральной постановке «Лесные жители». Стихи  и сказки .

Учебный кабинет

Опрос

72

Декабрь

Беседа

0,5

Подготовка к новогодней театральной постановке «Лесные жители. Пословицы и поговорки.

Учебный кабинет

Опрос

73

Декабрь

Учебно-театральное занятие.

0,5

Подготовка к новогодней театральной постановке «Новогодняя сказка» Прослушивание произведений А. С .Пушкина. Зима.

Учебный кабинет

Опрос

74

Декабрь

Учебно театральное занятие

0,5

Подготовка к новогодней театральной постановке «Новогодняя сказка»  Знакомство с героями сказки.

Учебный кабинет

Игра

75

Декабрь

Беседа

0,5

Подготовка к новогодней театральной постановке «Новогодняя сказка» Озвучивание героев сказки.

Учебный класс

Опрос

76

Декабрь

Беседа

0,5

Подготовка к новогодней театральной постановке «Новогодняя сказка» Озвучивание героев сказки.

Ученый кабинет

Опрос

77

Декабрь

Учебно-театральное занятие

0,5

Подготовка к новогодней театральной постановке «Новогодняя сказка»

Учебный класс

Опрос

78

Декабрь

Учебно-театральное занятие

0,5

Подготовка к новогодней театральной постановке «Новогодняя сказка»

Учебный кабинет

Игра

79

Декабрь

Учебно-театральное занятие

0.5

Подготовка сказки «Новогодняя сказка»

Учебный кабинет

Игра

80

Декабрь

Учебно-театральное занятие

0,5

Показ сказки «Новогодняя сказка»

Учебный кабинет

Игра

Июль,

 август

Самостоятельная   работа (с воспитателем)

-

Домашнее задание

-

Пед. наблюдение

Материально-техническое обеспечение  

  • музыкальный центр;
  • музыкальная фонотека;
  • аудио и видео кассеты;
  • СД – диски;
  • тематические картинки;
  • костюмы, декорации, необходимые для работы над созданием         театральных постановок;
  • элементы костюмов для создания образов;
  • куклы бибабо;
  • пальчиковые куклы.

Методические материалы, литература

  1. Воробьева  В.К. «Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи» – М.: 2007 г.
  2. Жук Л.И. «Музыкальные игры и конкурсы». – Минск. «Красико-Принт»: 2008 г.  
  3. Липкина А.И. «Работа над устной речью детей» – М.: 1993 г.
  4. Маленькие ступеньки: Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. – М: 1998 г.                                                                                
  5. Новоселова Н.А., Шлыкова А. «Программы обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью». –    Екатеринбург, 2004 г.
  6. «Пути и методы реабилитации детей с множественными нарушениями развития». О пилотном проекте в Сергиево-Посадском доме-интернате для умственно отсталых детей.  – 2014 г.
  7. Сценарии сказок, пьес, детские книги.

Приложение 1

Домашнее задание для детей на период июль-август

Тема

Оборудование

Рекомендации воспитателю

1

Сказка «Курочка Ряба»

Иллюстрации. Работа по картинке.

Прочитать детям сказку, используя картинки. Познакомить с героями сказки.  

2

Сказка «Курочка Ряба»

Кукольные персонажи (Куклы).

Показать сказку с использованием кукол.

3

Сказка «Курочка Ряба».

Кукольные персонажи (Куклы).

Подготовка к кукольному спектаклю.

4

Сказка «Курочка Ряба»

Кукольные персонажи (Куклы).

Показ сказки с использованием кукол.

5

Сказка «Петушок и бобовое зернышко»

Красочные иллюстрации.

Прочитать сказку детям, показывая иллюстрации.

6

Сказка «Петушок и бобовое зернышко»

ТВ

Посмотреть сказку по ТВ.

7

Сказка «Петушок и бобовое зернышко».

Кукольные герои сказки. (Куклы).

Подготовка к кукольному спектаклю.

8

Сказка «Петушок и бобовое зернышко»

Кукольные герои сказки. (Куклы).

Показ сказки с использованием кукол.

9

Сказка «Лиса и Волк»

Музыкальный диск.

Использовать пальчиковые куклы, привлекать детей.

10

Сказка «Лиса и волк»

Музыкальный диск.

Показ сказки с использованием пальчикового театра.

11

Дикие животные

Музыкальный диск.

Пальчиковая игра.

12

Домашние животные

Музыкальный диск.

Пальчиковая игра.

13

«Сказка про храброго зайца»

Красочные иллюстрации.

Чтение сказки.

14

«Сказка про храброго зайца»

Иллюстрации

Рассматривание иллюстраций к сказке.

15

«Сказка про храброго зайца»

Музыкальный диск.

Озвучивание героя сказки - зайца. (Артикуляция)

16

Пальчиковая гимнастика.

Музыкальный диск.

Развитие мелкой моторики рук детей.


[1] Приложение 1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа студии дополнительного образования "Школа Будущего: Знакомство с азбукой"

Рабочая программа студии дополнительного образования "Школа Будущего: Знакомство с азбукой"...

Рабочая программа студии дополнительного образования "Занимательный английский"

Рабочая программа студии дополнительного образования "Занимательный английский"...

Рабочая программа студии дополнительного образования "Школа Будущего: Раз - ступенька, два - ступенька"

Рабочая программа студии дополнительного образования "Школа Будущего: Раз - ступенька, два - ступенька"...