Конспект урока "Согласные звуки и буквы"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему
Конспект урока русского языка 1 класс, послебукварный период, УМК "Школа России". Урок-сказка с использованием современных образовательных технологий: игровая, здоровьесберегающая, ИКТ-технология, технология сотрудничества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_rus.yaz_.1_kl.docx | 30.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Согласные звуки и буквы
Цель: дать представление об основных признаках согласных звуков и букв.
Учебные задачи, направленные на достижение
- предметных результатов:
- наблюдать за образованием согласных звуков;
- правильно произносить согласные звуки;
- учить различать в слове согласные звуки по их признакам;
- определять согласный звук в слове и вне слова, распознавать согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки;
- наблюдать над смыслоразличительной ролью согласных звуков и букв, обозначающих согласные звуки;
- формировать орфографическую зоркость;
- ввести в активный словарный запас учащихся термин «согласный звук»;
- метапредметных результатов:
- формировать умение проверять себя и оценивать результаты учебной деятельности;
- развивать умение работать с разными источниками информации (с научным текстом, со словарём, с таблицей);
- личностных результатов:
- формировать ценностное отношение к русскому языку;
- воспитывать доброжелательность, терпимость;
- развивать навыки сотрудничества во время работы в статичных парах.
Оборудование: проектор, ноутбук, презентация к уроку, карточки для работы в парах, карточки с буквами, карточки для рефлексии «Светофор»
Тип урока: комбинированный, урок-сказка
Современные образовательные технологии: технология ИКТ, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, технология сотрудничества.
Ход урока:
1.Оргмомент (слайд)
Долгожданный дан звонок.
Начинается урок!
Сядем прямо! Не согнёмся!
За работу мы возьмёмся!
Внимание, девочки!
Внимание, мальчики!
Приготовьте ваши ручки,
Разомните пальчики. (Физминутка «Замок»)
Откройте тетради и запишите дату.
Какое число? Какой месяц? Кто напомнит, как правильно оформить эту запись в тетради?
2.Мотивация
-Ребята, какой язык мы изучаем? (русский)
-Он для нас родной или иностранный? (родной)
-Как вы думаете, человек должен хорошо знать свой родной язык? Для чего?
-Но каждый язык хранит много тайн, загадок. И мы с вами на каждом уроке узнаём что-то новое о своём родном языке.
3.Актуализация знаний и определение темы урока (слайд)
-Прочитайте тему нашего урока. («…. русского языка»)
В ней не хватает какого-то слова. Вы узнаете это слово, если выполните задание:
Найдите «лишнюю» букву в каждом ряду и обоснуйте свой выбор.
О Ю В А
Ш С П З
Е Я У Ю
М Н Р К
И А О Э
Дети анализируют и выбирают буквы В, З, У, К , И.
- Что же получилось? Ещё одна загадка?
- Составьте из этих букв слово.
Правильно это слово «звуки».
-О чём пойдёт речь на уроке?
-Закончите мои высказывания:
Звуки мы ….
Буквы мы…
Звуки бывают….
-Назовите гласные в слове «звуки».
-К какой группе относятся остальные звуки?
-Именно с согласными мы и будем работать на уроке.
-Какие задачи поставим на урок?
-Ребята, сегодняшний урок мы проведем в сказке. Нас ждут новые друзья, приключения, интересные задания и многое другое.
4.Каллиграфическая минутка (слайд)
– С какого этапа мы начинаем урок русского языка?
– Кто сегодня у вас в гостях? (Гномы.)
– Что у них в руках? (Подзорная труба.)
– Назовите первые звуки слов: гном, подзорная, труба.
– Какими буквами на письме они обозначены?
– Написание каких букв мы повторим сегодня?
– Прочитайте слоги на доске.
– В написании каких слогов используем нижнее соединение?
– Напишите по образцу, соблюдая наклон, параллельность элементов.
Самоконтроль («Светофор»)
– Как вы думаете, куда и зачем смотрят гномы?
Оказывается...
На ваши буквы смотрят гномы,
Звездочёты-астрономы.
Я прошу вас указать,
Где им лучшие искать.
5.Повторение о звуках, буквах, слоге, слове.
Итак, начинаем… А с каких слов обычно начинаются сказки?
В некотором царстве, в некотором государстве (или жили-были) звуки. Государство это было совсем крохотное, а жителей в нем было немного – немало всего 42. Никто и никогда не видел этих звуков, так как были они невидимками.
А вот слышать их можно было, потому что 6 из них были настоящими певцами: А, О, У, И, Ы, Э. Им очень тонко и красиво подпевали: Я, Е, Е, Ю.
Воздух свободно идет через рот,
Нет препятствий разных,
Голос участвует, голос зовет,
Звук получается …(гласный)
Однажды в той стране появился волшебник из другого королевства. Ему так там понравилось, что он хотел поближе познакомиться с ее жителями. А когда узнал, что все жители – невидимки, то очень огорчился. Но он все-таки был волшебником, причем очень добрым. И решил он каждому жителю подарить по волшебному платью. Каждый звук получил платье, не похожее на другие. Стоило его только надеть, как сразу звук становился видимым и превращался в букву. Букву можно было видеть, изобразить, нарисовать, написать. Волшебник был очень доволен. Ведь теперь, он называл звук по имени. Так появились буквы.
Как-то в прекрасную страну пришел злой волшебник. Навстречу ему вышли гласные буквы. Их-то он и заколдовал. Да так, что они стали друг на друга похожи.
Буква о стала походить на а, е на и, а на о, и на е. Колдун исчез, а в стране началась величайшая путаница. Только доброе ударение могло помочь буквам. Достаточно ему было ударить над гласной буквой в ладоши, как тут же слетала с нее обманчивая волшебная маска и буква становилась сама собой.
– Буква под ударением ясна и понятна. Как она называется? (Правильно, ударная гласная.) Звук в сильной позиции слышится четко, ясно.
– А как называются те гласные, которых ударение еще не коснулось? (Безударными гласными.) В слабой позиции звук слышится нечетко, неясно.
Буквы еще заколдованы и ждут своего часа. Вы, ребята, могли бы помочь им. Вспомните волшебные слова.
Гласный ставь под ударенье, Чтоб развеять все сомненья.
6.Работа со словами с безударными гласными (слайд)
Уд*рение, з*ма, к*рова.
– Какие буквы пропущены? Как проверим написание пропущенных букв?
-Я вижу, что 3 слово у вас вызвало затруднение. Попробуйте подобрать проверочное слово. Даже всемогущий мэр Ударение не в силах помочь. Такие слова живут в книге - в орфографическом словаре, где можно проверить правильное написание любого слова.
7.Работа по теме урока
1)Итак, с гласными жителями страны вы уже знакомы. Есть еще 2 невидимых и неслышимых жителя в царстве. Вы уже догадались, кто это? Почему они даже не слышатся? (ь и ъ – служат для обозначения мягкости согласных).
Остальные жители тоже были добрыми и хорошими звуками, но петь они совершенно не умели. Вот послушайте о них:
А согласные согласны,
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
-Чем гласные звуки отличаются от согласных?
2)Чтение правила по учебнику
Физминутка
Ну-ка, детки, встаньте в ряд
Звуки пусть заговорят.
с-с-с- змеиный слышен свист (руки)
ш-ш-ш - шуршит опавший лист ( ходьба)
ж-ж-ж – шмели в саду жужжат (присели)
р-р-р – моторы тарахтят (кулачки)
Мчится поезд – чух-чух-чух.
Плачет филин – ух-ух-ух.
А теперь такая штука:
Сесть вы можете без звука.
3)Работа по учебнику(слайд)
Упр.4, с.75 (записать 5 слов, подчеркнуть согласные; взаимопроверка)
4)Работа со скороговоркой (слайд)
От топота копыт пыль по полю летит.
Физминутка для глаз (слайд)
8.Работа в парах. Игра «Путаница». (слайд)
-Если спутать хоть одну фонему (звук), то может перепутаться всё на свете. Найдите и исправьте ошибки в стихах на карточках.
Ехал дядя без жилета,
Заплатил он штраф за это.
Мы собирали васильки,
На головах у нас щенки.
Писем мы не написали:
Тучку целый день искали.
9.Итог урока
-Среди жителей государства, в котором мы сегодня побывали, есть 2 большие группы. Какие? (Гласные и согласные.)
-Назовите признаки согласных.
-В начале урока мы перед собой поставили цели. Каких целей достигли?
10.Рефлексия «Светофор» (слайд)
-Все герои нашей сказки, с которыми мы познакомились сегодня, на мой взгляд, были добрыми и умными. Мне хочется, чтобы вас в жизни всегда окружали только добрые сказки, и чтобы вы как можно дольше верили в чудеса.
Всё, что вы о звуках знали, мне сейчас вы рассказали. Что о буквах помнили, - тоже мне напомнили. И с фонетикой дружили, и ошибки устранили. И словарные слова не страшны для вас, друзья! И, надеюсь, что в тетрадках я не встречу неполадки! Занимались вы отлично! Каждому в награду лично Даю слово: молодец! Здесь уроку и конец!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока."Звук ц, буквы Цц" 1 класс. Обучение грамоте.
Конспект урока в аспекте формирования универсальных учебных действий....
Конспект Гласный звук {э}, буква Ээ
обучение граммоте...
Конспект урока "Звуки и буквы"
Урок русского языка в 1 классе по УМК "Школа 2100"....
Конспект урока.Звук [ц], буква Ц.ц
Цель: знакомство учащихся с новым звуком и буквой...
конспект урока «Звук [Щ‘] Буквы Щ щ».
В данном конспекте урока раскрываются учебные задачи по обучению грамоте младиих школьников...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Звук [о], буква О
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Звук [о], буква О...
Конспект занятия "Звук и буква З"
Конспект занятия для детей старшей группы с ОНР при дизартрии....