Конспект урока "Звук и буква. Различение звуков и букв"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)
Конспект урока по русскому языку в1классе по теме "Звук и буква. Различение звуков и букв".
Цель: создать условия для выявления различий в понятиях «звук» и «буква».
Задачи:
создать условия для развития интереса к языковой и речевой деятельности;
формировать умение принимать цель совместной деятельности, коллективно строить план действий по её достижению;
в ходе совместной деятельности выявить различия в понятиях «звук» и «буква».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_zvuk_i_bukva.razlichenie_zvukov_i_bukv.docx | 29.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема «Звук и буква. Различение звуков и букв»
Цель: создать условия для выявления различий в понятиях «звук» и «буква».
Задачи:
создать условия для развития интереса к языковой и речевой деятельности;
формировать умение принимать цель совместной деятельности, коллективно строить план действий по её достижению;
в ходе совместной деятельности выявить различия в понятиях «звук» и «буква».
Планируемые результаты:
Личностные: проявляют интерес к языковой и речевой деятельности.
Метапредметные: принимают цель совместной деятельности, коллективно строят план действий по её достижению.
Предметные: знают, как различать понятия «звук» и «буква».
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Пальчиковая гимнастика Беседа: -Какое сегодня число? -Какое число было вчера? -Какое число будет завтра? - Найдите красную точку, запишите число. Минутка чистописания: Я приготовила для вас минутку чистописания, но по дороге до школы у меня случилась неприятность. Буква рассыпалась. Рассмотрите элементы, какую букву мы сегодня тренируемся писать? Жж Показ. Прописывание. Самооценка (найдите «королеву букв») | |
II. Актуализация знаний | |
Беседа: -О чём мы говорили на последнем уроке? -Давайте вспомним, что мы знаем о звуках. Будьте внимательны. -Тысячи разных звуков окружает человека. А из каких звуков складываются слова? -Какие органы работают на «фабрике» звуков речи? -Какая Фея или НАУКА изучает звуки речи? -На какие 2 группы делятся все звуки речи? -Сколько всего звуков в русском языке? Сколько гласных? Согласных звуков? -Какими бывают согласные звуки? А сейчас вам нужно поработать в парах. У вас есть 4 слова на карточках. Прочтите их. Вставьте пропущенные слова в предложение «Звуки мы ….. и ……» -Какие слова вставили. Возьмите, пожалуйста, клей и приклейте слова «произносим» и «слышим» в 1 –е предложение. -А видим ли мы звуки? -А можем ли мы их сделать видимыми? -К этому вопросу предлагаю вернуться в конце урока. | Отвечают на вопросы -о звуках |
Самоопределение к деятельности | |
-Давайте запишем с вами несколько слов и поиграем со звуками, отгадаем слово, которое я загадала, чтобы узнать, о чем пойдет речь на уроке. Бант, утка, кот, волк, осы. -Давайте выделим некоторые звуки и назовем загаданное слово- тему нашего урока. Бант – 1 звук, утка - 1 звук, кот- 1 звук, волк- 1 звук, осы- последний звук. -Какое слово у нас получилось? -О чем сегодня будем говорить на уроке? -Мы говорили о звуках, а сегодня будем говорить о буквах. Попробуйте сформулировать УЗ, используя слова: «узнаю», «звук», «буква», «отличие». УЗ: узнаю, чем отличаются звуки от букв. - Чтобы ответить на вопрос, чем звуки отличаются от букв, давайте подумает, что нам с вами нужно сделать? (выстраивается план работы под руководством учителя по наводящим вопросам) Вывод: Чтобы ответить на этот вопрос нам с вами нужно:
Это наш план. Когда мы с вами выполним все пункты этого плана. Мы Сможем ответить на вопрос: чем буквы отличаются от звуков. И как звуки сделать видимыми? Физминутка | Записывают слова под диктовку (комментированное письмо) Называют звуки и дают характеристику. буквы |
Работа по реализации плана | |
-Сегодня мы услышим продолжение сказки, которую начали слушать на прошлом уроке. Внимательно слушайте. Мы с вами будем вспоминать, что мы знаем о буквах. Вам потом нужно будет ответить на вопросы. - Как только фея Фонетика протянула мне на память фотографию (слайд), из тени комнаты вышла ещё одна прекрасная незнакомка. (слайд) Я ждал, что она тоже расскажет о себе, но... ничего подобного не произошло! Девушка кивнула мне головой, будто поздоровалась, и... тут перо в её руке ожилО, и прямо в воздухе появилось: (щелчок - графика ) - Здравствуйте, фея Графика! — поприветствовал я незнакомку. — А что означает «Графика»? Это слово тоже греческое? Тут же перо началО своё движение, и появилось пояснение: (щелчок) — «Графика» от греческого grapho — «пишу». — Так вот почему у вас есть волшебное перо! Вы всё время что-то пишете! - О! Я понял, что вы пишете, и почему вас окружает облако из букв русского алфавита! Вы повелительница букв! ГРАФИКА, ребята, - это раздел науки о языке, который изучает обозначение звуков на письме. -Вспомните наши уроки Азбуки, как мы обозначали звуки на письме? Правильно – буквами. Значит БУКВА – это «платьице» для звука, или значок, который помогает записать звук . -Слушаем сказку дальше. Перо вновь заплясало в воздухе: — Совершенно верно! Вот почему у меня рот сжат, словно ниточка — не могу я произносить звуки! А вот буквы писать — моё самое любимое занятие! А про волшебное перо ты точно заметил! Это сейчас придумали ручки, а раньше писали перьями. Брали их, как правило, у гусей. Затачивали определённым образом — и готово! Можно буквы выводить! — Понял, я понял! А почему вы с филином путешествуете? — О, эта мудрая птица охраняет чернила и смотрит внимательно, чтобы в написание букв не закралась ошибка! — Вот почему у него глаза такие большие! Ошибки высматривает! — Да, всё верно! — Перо Графики опять танцевало в воздухе. — А я, к сожалению, так напрягала глаза, что зрение ухудшилось. Теперь вынуждена ходить в очках! — Фея Графика, можно мне уточнить? Получается, что вы — повелительница БУКВ! Вы с пером, потому что Буквы мы пишем, у вас в руках филин, потому что буквы мы видим. — Да-да, молодчина, всё верно ты понял! Буквы мы пишем и видим. - Ребята, сколько букв в русском языке? (33) -Сколько гласных? (10) -Чтобы это не забыть, вспомни, сколько пальчиков у тебя на двух руках -Какая самая плохая оценка в школе? (2) - Какие 2 буквы у нас стоят на особом месте на ленте букв? Почему? 2 знака ,— ъ твёрдый и ь мягкий, -Сколько же получается согласных? Сможете посчитать? — Получается 21?! — Совершенно верно! Вдруг поднялся ветер и фея Графика исчезла. А на столе перед сказочником осталась лежать фотография. -Рассмотрите ее. Давайте подведем итог. Продолжите предложение… Буквы …мы пишем и видим. В русском языке …33 буквы: Букв, обозначающих гласные звуки….. 10, Букв, обозначающих согласные звуки…..21. Не обозначают звуков…. -Ребята, а где живут буквы? (в алфавите) Вывод: -Что же такое буквы? (Значки, для записи звуков) Вставьте в паре пропущенные слова в предложение «Буквы мы….. пишем и …..видим». Возьмите клей и приклейте их во второе предложение. Физминутка 3.Что еще нам осталось сделать? (сравнить звуки и буквы) - Сказочник решил из двух фотографий сделать картину, чтобы никогда не путать звуки и буквы! Вот что висит теперь над столом в его комнате (Слайд). Сравните 2 фотографии, чем отличаются друг от друга звуки и буквы? Вывод: Ответьте на вопросы. Чем отличаются звуки от букв? (Звуки мы слышим и произносим. Буквы мы пишем и видим.) Запишите эти два предложения. Прочитайте. Проверьте себя. -Вы записали буквы или звуки? -Вы читали, когда проверяли себя, вы называли звуки или буквы? | Слушают, отвечают на вопросы, делают выводы. Значки для обозначения звуков |
Вспомните нашу УЗ. -Удалось ли нам достичь поставленной цели, узнали мы, чем отличаются звуки от букв? - Сколько звуков в русском языке, а букв? – 42, букв – 33. -Сколько гласных звуков – 6, а букв, обозначающих гласные звуки – 10. -Сколько согласных звуков – 36, а букв, обозначающих согласные звуки- 21. -Звуки и буквы обозначают одно и то же? -Чем отличаются звуки от букв? -Для чего нам нужны буквы? Оцените свою работу на уроке. Сегодня на уроке я узнал… Сегодня мне особенно понравилось… -Можем ли мы звуки сделать видимыми? Как? |
- Как только фея Фонетика протянула мне на память фотографию, из тени комнаты вышла ещё одна прекрасная незнакомка. (слайд) Я ждал, что она тоже расскажет о себе, но... ничего подобного не произошло! Девушка кивнула мне головой, будто поздоровалась, и... тут перо в её руке ожило, и прямо в воздухе появилось: (щелчок - графика )
- Здравствуйте, фея Графика! — поприветствовал я незнакомку. — А что означает «Графика»? Это слово тоже греческое?
Тут же перо начало своё движение, и появилось пояснение: (щелчок)
— «Графика» от греческого grapho — «пишу».
— Так вот почему у вас есть волшебное перо! Вы всё время что-то пишете! - О! Я понял, что вы пишете, и почему вас окружает облако из букв русского алфавита!
-Что пишет фея Графика? Кем он повелевает, если ее окружает облако букв русского алфавита?
-Молодцы, она пишет буквы, она повелительница БУКВ.
ГРАФИКА, ребята, - это раздел науки о языке, который изучает обозначение звуков на письме.
-Вспомните наши уроки Азбуки, как мы обозначали звуки на письме? Правильно – буквами.
Значит БУКВА – это «платьице» для звука, или значок, который помогает записать звук .
-Слушаем сказку дальше.
Перо вновь заплясало в воздухе:
— Совершенно верно! Вот почему у меня рот сжат, словно ниточка — не могу я произносить звуки! А вот буквы писать — моё самое любимое занятие! А про волшебное перо ты точно заметил! Это сейчас придумали ручки, а раньше писали перьями. Брали их, как правило, у гусей. Затачивали определённым образом — и готово! Можно буквы выводить!
— Понял, я понял! А почему вы с филином путешествуете?
— О, эта мудрая птица охраняет чернила и смотрит внимательно, чтобы в написание букв не закралась ошибка!
— Вот почему у него глаза такие большие! Ошибки высматривает!
— Да, всё верно! — Перо Графики опять танцевало в воздухе. — А я, к сожалению, так напрягала глаза, что зрение ухудшилось. Теперь вынуждена ходить в очках!
— Фея Графика, можно мне уточнить? Получается, что вы — повелительница ….. (чем повелевает фея Графика?) ПОВЕЛИТЕЛЬНИЦА БУКВ! Вы с пером, потому что ….. (почему у феи графики перо?) ПОТОМУ ЧТО Буквы мы пишем, у вас в руках филин, потому что …. (почему у феи в руках филин?) ПОТОМУ ЧТО бук вы мы видим
— Да-да, молодчина, всё верно ты понял! Буквы мы пишем и видим.
- Сколько букв в русском языке? (33)
-Верно! Букв у меня 33:
-Сколько гласных?
10 гласных (вспомни, сколько пальчиков у тебя на двух руках),
-Какая самая плохая оценка в школе?
- Какие 2 буквы у нас стоят на особом месте на ленте букв? Почему?
2 знака ,— ъ твёрдый и ь мягкий,
-Сколько же получается согласных? Сможете посчитать?
— Получается 21?!
— Совершенно верно!
Вдруг поднялся ветер и фея Графика исчезла. А на столе перед сказочником осталась лежать фотография.
(слайд4)
-Рассмотрите ее. Давайте подведем итог. Продолжите предложение…
Буквы …мы пишем и видим.
В русском языке …33 буквы:
Букв, обозначающих гласные звуки….. 10,
Букв, обозначающих согласные звуки…..21. (картинка)
Не обозначают звуков….
—Ребята, а где живут буквы? (в алфавите)
-А мы, когда изучали с вами Азбуку, селили буквы на «ленту букв». Посмотрите на нее.
-Почему одни живут на красном цвете, а другие на синем?
-Почему одни живут на верхнем этаже, а другие на нижнем?
-Почему одни живут парочками с соседями, а другие – нет?
-Почему у одних букв платьице синее, а у других зеленое?
-Что можем сказать про остальные буквы? (Обозначают два звука)
(продолжение)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок произношения 2 класс Тема: звук и буква Ж. звук и буква Ш.
Задачи:1. Уточнить и закрепить артикуляцию и акустические признаки при произношении изучаемых звуков Ш и Ж.2. Дифференцировать звуки Ш и Ж...
Урок обучения грамоте в 1 классе. Согласный звук [ш], буква Ш. Строчная буква ш. Наблюдение над словами с буквами гласных звуков после букв шипящих звуков
Конспект урока обучения грамоте в 1 классе ...
План-конспект урока по литературному чтению "Звук [и]. БУКВЫ И, и. Обозначение мягкости согласных на письме буквой И"
Разработка урока для 1 класса....
Спецификация диктанта по русскому языку для обучающихся 2 классов по теме «Звуки и буквы. Различие звуков и букв.»
Назначение работы - оценка уровня усвоения знаний материала 2 класса, установить соответствие подготовки обучающихся 2-х классов по русскому языку Федеральным государственным стандартам общего образов...
Карточки заданий по русскому языку для различения звуков и букв в 1 классе
Карточки заданий по русскому языку для различения звуков и букв в 1 классе...
Конспект урока по рус.языку. Звуки, обозначаемые буквами и, г, п. Знакомство с согласными звуками. Разграничение понятий «звук» - «буква
Тип урока:Урок открытия новых знаний.Цель:- Познакомить со звуками [и, г, п] и обозначающими их буквами;-Учить давать характеристику звуков;УУД:Личностные:1.Формировать положительный эмоциональный нас...
Спецификация диктанта по русскому языку для обучающихся 2 классов по теме «Звуки и буквы. Различие звуков и букв.»
Назначение работы - оценка уровня усвоения знаний материала 2 класса, установить соответствие подготовки обучающихся 2-х классов по русскому языку Федеральным государственным стандартам общего образов...