Конспект урока "Звук и буква. Различение звуков и букв"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Чурсина Марина Васильевна

Конспект урока по русскому языку в1классе по теме "Звук и буква. Различение звуков и букв".

Цель: создать условия для выявления  различий в  понятиях «звук» и «буква».

Задачи:

создать условия для развития интереса к языковой и речевой деятельности;

формировать умение принимать цель совместной деятельности, коллективно строить план действий по её достижению;

в ходе совместной деятельности выявить  различия в  понятиях «звук» и «буква».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_zvuk_i_bukva.razlichenie_zvukov_i_bukv.docx29.54 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Звук и буква. Различение звуков и букв»

Цель: создать условия для выявления  различий в  понятиях «звук» и «буква».

Задачи:

создать условия для развития интереса к языковой и речевой деятельности;

формировать умение принимать цель совместной деятельности, коллективно строить план действий по её достижению;

в ходе совместной деятельности выявить  различия в  понятиях «звук» и «буква».

Планируемые результаты:

Личностные: проявляют  интерес к языковой и речевой деятельности.

Метапредметные: принимают  цель совместной деятельности, коллективно строят план действий по её достижению.

Предметные: знают, как  различать понятия «звук» и «буква».

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Пальчиковая гимнастика

Беседа:

-Какое сегодня число?

-Какое число было вчера?

-Какое число будет завтра?

- Найдите красную точку, запишите число.

Минутка чистописания:

Я приготовила для вас минутку чистописания, но по дороге до школы у меня случилась неприятность. Буква рассыпалась. Рассмотрите элементы, какую букву мы сегодня тренируемся писать?

Жж

Показ. Прописывание. Самооценка (найдите «королеву букв»)

II. Актуализация знаний

Беседа:

-О чём мы говорили на последнем уроке?

-Давайте вспомним, что мы знаем о звуках. Будьте внимательны.

-Тысячи разных звуков окружает человека. А из каких звуков складываются слова?

-Какие органы работают на «фабрике» звуков речи?

-Какая Фея или НАУКА изучает звуки речи?

-На какие 2 группы делятся все звуки речи?

-Сколько всего звуков в русском языке? Сколько гласных? Согласных звуков?

-Какими бывают согласные звуки?

А сейчас вам нужно поработать в парах. У вас есть 4 слова на карточках. Прочтите их. Вставьте пропущенные слова в предложение «Звуки мы ….. и ……»

-Какие слова вставили.

 Возьмите, пожалуйста, клей и  приклейте слова «произносим»  и «слышим» в 1 –е предложение.

-А видим ли мы звуки?

-А можем ли мы их сделать видимыми?

-К этому вопросу предлагаю вернуться в конце урока.

Отвечают на вопросы

-о звуках

Самоопределение к деятельности

-Давайте запишем с вами несколько слов и поиграем со звуками, отгадаем слово, которое  я загадала, чтобы узнать, о чем пойдет речь на уроке.

Бант, утка, кот, волк, осы.

-Давайте выделим некоторые  звуки и назовем загаданное слово- тему нашего урока.

Бант – 1 звук, утка -  1 звук, кот- 1 звук, волк- 1 звук, осы- последний звук.

-Какое слово у нас получилось?

-О чем сегодня будем говорить на уроке?

-Мы говорили о звуках, а сегодня будем говорить о буквах. Попробуйте сформулировать УЗ, используя слова:  «узнаю», «звук», «буква», «отличие».

УЗ: узнаю, чем отличаются звуки от букв.

- Чтобы ответить на вопрос, чем звуки отличаются от букв, давайте подумает, что нам с вами нужно сделать?

(выстраивается план работы под руководством учителя по наводящим вопросам)

Вывод:

Чтобы ответить на этот вопрос нам с вами нужно:

  1. Вспомнить все, что мы знаем о звуках;
  2. Вспомнить все, что мы с вами знаем о буквах;
  3. Сравнить и сделать вывод.

Это наш план. Когда мы с вами выполним все пункты этого плана. Мы

Сможем ответить на вопрос: чем буквы отличаются от звуков.

И как звуки сделать видимыми?

Физминутка

Записывают слова под диктовку (комментированное письмо)

Называют звуки и дают характеристику.

буквы

Работа по реализации плана

  1. Что из нашего плана мы уже сделали?
  2. Переходим ко второму пункту нашего плана.

-Сегодня мы услышим продолжение сказки, которую начали слушать на прошлом уроке. Внимательно слушайте. Мы с вами будем вспоминать, что мы знаем о буквах.  Вам потом нужно будет ответить на вопросы.

- Как только фея Фонетика протянула мне на память фотографию (слайд), из тени комнаты вышла ещё одна прекрасная незнакомка. (слайд) Я ждал, что она тоже расскажет о себе, но... ничего подобного не произошло! Девушка кивнула мне головой, будто поздоровалась, и... тут перо в её руке ожилО, и прямо в воздухе появилось: (щелчок - графика )

- Здравствуйте, фея Графика! — поприветствовал я незнакомку. — А что означает «Графика»? Это слово тоже греческое?

Тут же перо началО своё движение, и появилось пояснение: (щелчок)

 — «Графика» от греческого grapho — «пишу».

— Так вот почему у вас есть волшебное перо! Вы всё время что-то пишете! - О! Я понял, что вы пишете, и  почему вас окружает облако из букв русского алфавита!  Вы повелительница букв!

ГРАФИКА, ребята, - это раздел науки о языке, который изучает обозначение звуков  на письме.

-Вспомните наши уроки Азбуки, как мы обозначали звуки на письме? Правильно – буквами.

Значит БУКВА – это «платьице» для звука, или значок, который помогает записать звук .

-Слушаем сказку дальше.

 Перо вновь заплясало в воздухе:

 — Совершенно верно! Вот почему у меня рот сжат, словно ниточка — не могу я произносить звуки! А вот буквы писать — моё самое любимое занятие! А про волшебное перо ты точно заметил! Это сейчас придумали ручки, а раньше писали перьями. Брали их, как правило, у гусей. Затачивали определённым образом — и готово! Можно буквы выводить!

— Понял, я понял! А почему вы с филином путешествуете?

 — О, эта мудрая птица охраняет чернила и смотрит внимательно, чтобы в написание букв не закралась ошибка!

— Вот почему у него глаза такие большие! Ошибки высматривает!

— Да, всё верно! — Перо Графики опять танцевало в воздухе. — А я, к сожалению, так напрягала глаза, что зрение ухудшилось. Теперь вынуждена ходить в очках!

 — Фея Графика, можно мне уточнить? Получается, что вы — повелительница  БУКВ! Вы с пером, потому что Буквы мы пишем,  у вас в руках филин, потому что буквы мы  видим.

— Да-да, молодчина, всё верно ты понял!  Буквы мы пишем и видим.

- Ребята, сколько букв в русском языке? (33)

-Сколько гласных? (10)

-Чтобы это не забыть,  вспомни, сколько пальчиков у тебя на двух руках

 -Какая самая плохая оценка в школе? (2)

- Какие 2 буквы у нас стоят на особом месте на ленте букв? Почему?

 2 знака ,— ъ твёрдый и ь мягкий,

-Сколько же получается согласных? Сможете  посчитать?

— Получается 21?!

— Совершенно верно!

Вдруг поднялся ветер и фея Графика исчезла. А на столе перед сказочником осталась лежать фотография.

-Рассмотрите ее. Давайте подведем итог. Продолжите предложение…

Буквы …мы пишем и видим.

 В русском языке …33 буквы:

Букв, обозначающих гласные звуки….. 10,

Букв, обозначающих согласные звуки…..21.

Не обозначают звуков….

-Ребята, а где живут буквы?  (в алфавите)

Вывод:

-Что же такое буквы? (Значки, для записи звуков)

Вставьте  в паре пропущенные слова в предложение  «Буквы мы….. пишем и …..видим». Возьмите клей и приклейте их во второе предложение.

Физминутка

3.Что еще нам осталось сделать? (сравнить звуки и буквы)

- Сказочник решил  из двух фотографий сделать картину, чтобы никогда не путать  звуки и буквы! Вот что висит теперь над столом в его комнате (Слайд).

  Сравните 2 фотографии, чем отличаются друг от друга звуки и буквы?

Вывод:  Ответьте на вопросы.

Чем отличаются звуки от букв? (Звуки мы слышим и произносим.

Буквы мы пишем и видим.)

Запишите эти два предложения.

Прочитайте. Проверьте себя.

-Вы записали буквы или звуки?

-Вы читали, когда проверяли себя, вы называли звуки или буквы?

Слушают, отвечают на вопросы, делают выводы.

Значки для обозначения звуков

Вспомните нашу УЗ.

-Удалось ли нам достичь поставленной цели, узнали мы, чем отличаются звуки от букв?

- Сколько звуков в русском языке, а букв?  – 42, букв – 33.

-Сколько гласных звуков – 6, а букв, обозначающих гласные звуки – 10.

-Сколько согласных звуков – 36, а букв, обозначающих согласные звуки- 21.

-Звуки и буквы обозначают одно и то же?

-Чем отличаются звуки от букв?

-Для чего нам нужны буквы?

Оцените свою работу на уроке.

Сегодня на уроке я узнал…

Сегодня мне особенно понравилось…

-Можем ли мы звуки сделать видимыми? Как?

- Как только фея Фонетика протянула мне на память фотографию, из тени комнаты вышла ещё одна прекрасная незнакомка. (слайд) Я ждал, что она тоже расскажет о себе, но... ничего подобного не произошло! Девушка кивнула мне головой, будто поздоровалась, и... тут перо в её руке ожило, и прямо в воздухе появилось: (щелчок - графика )

- Здравствуйте, фея Графика! — поприветствовал я незнакомку. — А что означает «Графика»? Это слово тоже греческое?

Тут же перо начало своё движение, и появилось пояснение: (щелчок)

 — «Графика» от греческого grapho — «пишу».

— Так вот почему у вас есть волшебное перо! Вы всё время что-то пишете! - О! Я понял, что вы пишете, и  почему вас окружает облако из букв русского алфавита!  

-Что пишет фея Графика?  Кем  он повелевает, если ее окружает облако букв русского алфавита?  

-Молодцы, она пишет буквы, она повелительница  БУКВ.

ГРАФИКА, ребята, - это раздел науки о языке, который изучает обозначение звуков  на письме.

-Вспомните наши уроки Азбуки, как мы обозначали звуки на письме? Правильно – буквами.

Значит БУКВА – это «платьице» для звука, или значок, который помогает записать звук .

-Слушаем сказку дальше.

 Перо вновь заплясало в воздухе:

 — Совершенно верно! Вот почему у меня рот сжат, словно ниточка — не могу я произносить звуки! А вот буквы писать — моё самое любимое занятие! А про волшебное перо ты точно заметил! Это сейчас придумали ручки, а раньше писали перьями. Брали их, как правило, у гусей. Затачивали определённым образом — и готово! Можно буквы выводить!

— Понял, я понял! А почему вы с филином путешествуете?

 — О, эта мудрая птица охраняет чернила и смотрит внимательно, чтобы в написание букв не закралась ошибка!

— Вот почему у него глаза такие большие! Ошибки высматривает!

— Да, всё верно! — Перо Графики опять танцевало в воздухе. — А я, к сожалению, так напрягала глаза, что зрение ухудшилось. Теперь вынуждена ходить в очках!

 

— Фея Графика, можно мне уточнить? Получается, что вы — повелительница ….. (чем повелевает фея Графика?) ПОВЕЛИТЕЛЬНИЦА  БУКВ! Вы с пером, потому что ….. (почему у феи графики перо?)  ПОТОМУ ЧТО Буквы мы пишем,  у вас в руках филин, потому что …. (почему у феи в руках филин?)  ПОТОМУ ЧТО бук вы мы  видим

— Да-да, молодчина, всё верно ты понял!  Буквы мы пишем и видим.

- Сколько букв в русском языке? (33)

-Верно!  Букв у меня 33:

-Сколько гласных?  

10 гласных   (вспомни, сколько пальчиков у тебя на двух руках),

 -Какая самая плохая оценка в школе?

- Какие 2 буквы у нас стоят на особом месте на ленте букв? Почему?

 2 знака ,— ъ твёрдый и ь мягкий,

-Сколько же получается согласных? Сможете  посчитать?

— Получается 21?!

— Совершенно верно!

Вдруг поднялся ветер и фея Графика исчезла. А на столе перед сказочником осталась лежать фотография.

 (слайд4)

-Рассмотрите ее. Давайте подведем итог. Продолжите предложение…

Буквы …мы пишем и видим.

 В русском языке …33 буквы:

Букв, обозначающих гласные звуки….. 10,

Букв, обозначающих согласные звуки…..21. (картинка)

Не обозначают звуков….

—Ребята, а где живут буквы?  (в алфавите)

-А мы, когда изучали с вами Азбуку, селили буквы на «ленту букв». Посмотрите на нее.

-Почему одни живут на красном цвете, а другие на синем?

-Почему одни живут на верхнем этаже, а другие на нижнем?

-Почему одни живут парочками с соседями, а другие – нет?

-Почему у одних букв платьице синее, а у других зеленое?

-Что можем сказать про остальные буквы? (Обозначают два звука)

(продолжение)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок произношения 2 класс Тема: звук и буква Ж. звук и буква Ш.

Задачи:1.     Уточнить  и закрепить артикуляцию и акустические признаки при  произношении изучаемых звуков Ш и Ж.2.     Дифференцировать звуки Ш и Ж...

Спецификация диктанта по русскому языку для обучающихся 2 классов по теме «Звуки и буквы. Различие звуков и букв.»

Назначение работы - оценка уровня усвоения знаний материала 2 класса, установить соответствие подготовки обучающихся 2-х классов по русскому языку Федеральным государственным стандартам общего образов...

Карточки заданий по русскому языку для различения звуков и букв в 1 классе

Карточки заданий по русскому языку  для различения звуков и букв в 1 классе...

Конспект урока по рус.языку. Звуки, обозначаемые буквами и, г, п. Знакомство с согласными звуками. Разграничение понятий «звук» - «буква

Тип урока:Урок открытия новых знаний.Цель:- Познакомить со звуками [и, г, п] и обозначающими их буквами;-Учить давать характеристику звуков;УУД:Личностные:1.Формировать положительный эмоциональный нас...

Спецификация диктанта по русскому языку для обучающихся 2 классов по теме «Звуки и буквы. Различие звуков и букв.»

Назначение работы - оценка уровня усвоения знаний материала 2 класса, установить соответствие подготовки обучающихся 2-х классов по русскому языку Федеральным государственным стандартам общего образов...