конспект урока «Звук [Щ‘] Буквы Щ щ».
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Провоторова Елена Евгеньевна

В данном конспекте урока раскрываются учебные задачи по обучению грамоте младиих школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_otkrytogo_uroka_obuchenie_gramote.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Провоторова Е.Е. МОУ гимназия № 12 г. Тамбов

1 класс А (высшая категория)

Урок обучения грамоте (чтение) по программе УМК « Планета знаний»

                         

 Тема: « Звук  [Щ‘]    Буквы  Щ щ ».          

           

 Цели : - сформировать представление о звуке щ, как о мягком непарном глухом согласном,        

           - учить правильно обозначать звук [щ` ]буквами  Щ щ        

           - развивать фонематический слух, логическое мышление, побуждать детей

           к исследовательской деятельности, способствовать формированию правильного,  

           сознательного, выразительного, беглого чтения

   Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация по теме урока

   карточки с буквами и слогами, карточки с ребусами, букварь под ред.Т.М. Андриановой,                                    

   спутник букваря, тетрадь на печатной основе по обучению грамоте под ред. Т.М.      Андриановой

        Ход урока

  1. Организационный момент

Сегодня мы продолжим  наше путешествие по маршрутному листу из города АЛФАВИТИНСК в город КНИГОГРАД (записать на доске)

       2.Актуализация знаний (повторение изученного)

      Поиграем в игру на выбывание. ( На доске карточки с буквами Ч Ы О И Е Ё )

      -Какая буква не бывает большой?  (ы)

      -Какая буква всегда ударная?  (е) 

      -Какая буква может обозначать два звука, в каких случаях? )

      -Какая из букв обозначает мягкость согласных? (и)  

      -Какая буква может обозначать цифру? (о)

       -Осталась буква Ч. Какой звук обозначает эта буква, дайте характеристику.

(Буква Ч обозначает согласный, глухой, не парный, всегда мягкий звук [ч]` )

Какое важное правило связано с этой буквой? ( ЧА-ЧУ, вывешиваются карточки на доску)

 3.Мобилизующий этап. А сейчас сказка. Я прочту отрывок из сказки, а ваша задача     вспомнить, как называется сказка, кто ее написал. В конце отрывка содержится вопрос, на который вы должны ответить.

Учитель читает отрывок из сказки « По щучьему велению».стр. 92 Спутник букваря.

Выслушиваются ответы детей. Кто главные герои сказки? Каким вы представляете Емелю? СЛАЙД №1(ЕМЕЛЯ)

4.Работа над новым материалом

Назовите еще главного героя сказки. СЛАЙД №2(ЩУКА)

а) Исследовательская деятельность

 Произнесли слово по слогам, произнесли первый слог, второй. Составим  схему.

Дети выкладывают на доске схему слова щука, причем, первый квадрат - белый.

СЛАЙД №3 (БЕЛЫЙ КВАДРАТ)

Наша задача- исследовать новый звук и как можно больше о нем узнать

-Произнесли первый звук в слове щука и определили гласный звук или согласный

(на доску прикрепляется карточка СОГЛАСНЫЙ)

-Чтобы определить, звонкий он или глухой, наденем наушники и произнесем звук

(на доске карточка –ГЛУХОЙ)

Есть ли у данного звука звонкий похожий звук?  (НЕПАРНЫЙ)

Назовите слова со звуком[ щ ].Мягкий он или твердый? А можете назвать слова с твердым звуком[ щ`]? Звук[ щ]` всегда мягкий!

б)  Знакомство с новой буквой

СЛАЙД №4 (БУКВА Щ) (прописной вариант прикрепить на доске)

На что похожа буква Щ?

           СЛАЙД №5 (НА ЧТО ПОХОЖА НОВАЯ БУКВА)   Чтение стихов хором.

   

     в) Работа над артикуляцией

Назовите слова, где звук[ щ`] в начале слова, в конце (щетка, щеки ,щука, щенок, плащ, лещ)

            СЛАЙД № 6(СЛОГИ)

Прочтем слоги, подготовимся к чтению слов. Чтение хором.

            СЛАЙД № 7(ИТОГИ)

 Подведем итоги. Заменяем в схеме слова щука первую карточку. ЗАПОМНИ ЩА-ЩУ

Вывешиваются карточки на доску.

            СЛАЙД № 8(ЛЕНТА БУКВ)

Найдем место  новой буквы

           

              СЛАЙД № 9 (АЛФАВИТ)

Назовем буквы, которые стоят перед щ  и после

         Физкультпауза

5.Работа с учебником  

стр.97  Читаем слова в столбиках. Назовите слова, где есть сочетания ЧУ-ЩУ, ЧА-ЩА (щука, чаща)

 найдите самое маленькое слово (лещ)

самое длинное слово (считать) сочетание СЧ в начале дает звук[ щ`]

Прочтите на экране в учебнике правило. Что важного запомнили? Какие звуки всегда мягкие? Чтобы их запомнить скажу вам фразу, которая поможет в запоминании. (Щука чует йод).

6. Работа в парах

А вы знаете считалочки? Для чего они нужны? Как их произносят?

Прочтите веселую щучью считалочку, потренируйтесь посчитаться. Проверяем.

 Кто же вышел из игры? Найдите слова с изучаемой буквой.(леща, трепеща, щучья)

Как понимаете слово трепеща, проворен?

7.Работа над произведением И. Токмаковой.

Прочтите произведение про себя, придумайте заголовок. Прочтем вслух, определим более удачный. О какой стране рассказывает автор? Что необычного в этой стране? Найди слова на важные правила.

8.Работа над пословицей

Пословица. Что это? Прочтем пословицу, каков ее смысл? Назовите слова с новой буквой.

9. Работа с тетрадью на печатной основе.

стр.№45 разгадайте ребусы. На доску вывешиваются аналогичные картинки. Дети печатают отгадки (щуки,щека, ящик)

10. Итог урока

Что узнали про звук[ щ`]? Дома прочтете отрывок из сказки  « По щучьему велению» по спутнику букваря. Кто больше найдет слов с новой буквой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...