Конспект урока с презентацией "Написание О и Е(Ё) после шипящих в суффиксах существительных и прилагательных"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Миронова Наталья Андреевна

Материал может быть использован на уроках русского языка по учебнику М.Л. Каленчук Русский язык 4 класс., 1 часть.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_i_prezentatsiya_uroka_o_i_e_posle_shipyashchih.rar656.72 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока.

Предмет: русский язык;     класс: 4;    учебник М.Л. Каленчук. «Русский язык. 4 класс» 1 часть

Тема урока: Написание О и Е (Ё) после шипящих в суффиксах существительных и прилагательных».

               

Тип урока:  Урок изучения нового материала.

Оснащение урока:

Учебник  М.Л. Каленчук. «Русский язык. 4 класс» 1 часть,  тетради для самостоятельной работы 1 часть.

Планируемый результат: Учащиеся расширят знания о правописании букв О и Е(Ё) поле шипящих в суффиксах существительных и прилагательных.

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого планируется урок:

Учащиеся овладеют:

Познавательными УУД: умением выделять и формулировать познавательную цель; выдвижением гипотез; поиском и выделением необходимой информации; умением переводить свои знания в знаково-символические действия; ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость новых знаний; использовать полученные ранее знания для достижения поставленной задачи; расширить знания о правописании букв О и Е в суффиксах существительных и прилагательных.

Регулятивными УУД: умением планировать свою деятельность; принимать, сохранять цель, следовать ей в учебной деятельности, контролировать процесс и результат своей деятельности; использовать полученные ранее знания для достижения поставленной задачи.

Коммуникативными УУД: умением оформлять свои мысли в устной речи;  умение слушать и слышать товарищей и учителя.

Личностными УУД: умением  осознавать своих трудностей, стремлением к их преодолению; способностью к самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности; ориентацией на моральные нормы, их выполнение.

Этапы урока

Задачи этапа

Методы, приемы обучения

Формы учебного взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД и предметные действия

Мотивационно-целевой

Настроить детей на начало урока, создать доброжелательную психологическую  обстановку в классе.

Выяснить, что дети знают  по теме.

Беседа.

Фронтальная

1. Проверка готовности класса.

2. Нацеливает детей на тему урока.

1.Готовят свое рабочее место.

2.Вспоминают и называют правила поведения в лесу. 3.Формулируют тему и цель урока.

Познавательные:

-умение выделять и формулировать познавательную цель;

-поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные:

-учиться устанавливать визуальный контакт;

-умение формулировать и аргументировать ответ;

-умение слушать друг друга и учителя.

Регулятивные:

- учиться включаться в учебную деятельность, концентрировать внимание;

Личностные:

-формирование эмпатии,  как осознанного понимание чувства других людей, положительного отношение к учителю к товарищам;

-ориентация на моральные нормы и их выполнение.

Объяснение нового материала.

Расширить знания о правописании букв О  и Е (Ё) в суффиксах существительных  и прилагательных после шипящих .

Формировать знания об образовании существительных и прилагательных при помощи суффиксов, умение использовать их в речи.

Беседа,

объяснение.

Фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Создает проблемную ситуацию.

Организует объяснение учащимися правописания изучаемых орфограмм и образования существительных и прилагательных суффиксальным способом.

Контролирует работу учащихся у доски и в тетради.

Опираясь на имеющиеся  знания, формулируют правила, учатся правописанию слов с изучаемой орфограммой.

Решают проблемную ситуацию.

Познавательные:

-умение переводить свои знания в знаково-символические действия;

-умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

-поиск и выделение необходимой информации;

-ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость новых знаний;

-использовать полученные ранее знания для достижения поставленной задачи.

Коммуникативные:

-умение осуществлять обмен знаниями при работе в паре для принятия эффективных совместных  решений;

-умение оформлять свои мысли в устной речи;

-умение слушать и слышать товарищей и учителя;

Регулятивные: 

-уметь принимать, сохранять цель, следовать ей в учебной деятельности;

-умение контролировать процесс и результат своей деятельности;

-умение планировать свою деятельность.

Личностные:

-формировать учебно-познавательный интерес к новому  учебному материалу.

Практический

Организовать работу для достижения цели.

Закрепить правописание изучаемой орфограммы, умение образовывать новые слова суффиксальным способом.  

Беседа, отработка умения.

Фронтальная.

Индивидуальная

Организует выполнение учащимися заданий в рабочей и печатной тетради.

Контролирует и корректирует работу учащихся.

Отрабатывают правописание существительных и прилагательных с изучаемой орфограммой, умение образовывать слова.

Осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль.

Познавательные:

 -использовать полученные ранее знания для достижения поставленной задачи.

-умение находить информацию в учебнике;

Коммуникативные:

-умение оформлять свои мысли в устной речи;

Регулятивные: 

-уметь принимать, сохранять цель, следовать ей в учебной деятельности;

-умение планировать свою деятельность, работать по плану;

-умение контролировать процесс и результат своей деятельности;

Личностные:

-осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;

Самостоятельная работа.

Проконтролировать знания и умения учащихся по теме.

Самостоятельная работа

Индивидуальная

Оценивает.

Организует  коррекционную работу.

Выполняют работу самостоятельно.

Осуществляют самоконтроль.

Устраняют допущенные ошибки.

Познавательные:

 -использовать полученные ранее знания для достижения поставленной задачи;

Регулятивные: 

-самоконтроль, коррекционная работа.

Рефлексивно-оценочный.

Подвести итог урока, рефлексия.

Беседа.

Фронтальная.

Организует подведение итогов урока.

Осуществляют контроль своих знаний и работы на уроке.

Познавательные:

-контроль и оценка процесса и результата деятельности;

Регулятивные:

-самоконтроль; самооценка.

Коммуникативные:

-умение оформлять свои мысли в устной речи;

Личностные: 

-способствовать формированию самооценки на основе критерия успешной учебной деятельности;

-осознание своих трудностей, поиск путей их преодоления.  

Конспект урока.

Этап урока

Время

Действия учителя

Действия ученика

Мотивационно-

Целевой

5 мин

-У нас сегодня необычный урок: мы совершим путешествие в сказочный лес.  (Слайд1) Мы с вами одна команда, поэтому должны действовать дружно, слажено, слушать и помогать друг другу.

-Ну а перед отправкой проверим: всё ли необходимое находится на партах? Нам понадобятся  ручки, карандаши, рабочие и печатные тетради,  учебники. Проверьте, все ли у вас на месте.

Прежде чем отправиться в путешествие, подумайте: как нужно вести себя в лесу? (слайд 2)

-Итак, тетради превращаются в дневники путешественников. Там мы будем отмечать по ходу путешествия всё самое важное. (Слайд 3) Сделаем первую запись – укажем дату путешествия.

А тему вы попробуете сформулировать сами, если внимательно посмотрите на слайд. (Слайд 4)

Запишем  в тетрадь. (Слайд 5)

Найдите в учебнике эту тему, прочитайте. Почему тема нашего урока звучит немного по-другому?

Посмотрите в учебнике задания на с.135-137. Сформулируйте цель урока (учитель помогает сформулировать).

Проверяют.

Дети отвечают.

Записывают в тетрадях.

Формулируют тему.

Записывают тему.

Мы сегодня изучим только часть темы.

На уроке будем учиться правописанию букв О, Е после шипящих в суффиксах существительных и прилагательных, расширять знания по теме, учиться образовывать слова.

Объяснение нового материала.

Физкультминутка

16 мин

2 мин

На доске вы видите слова (  мужич(о\е)к, знач(о\е)к, холщ(о/е)вый, кумач(о\е)вый. Вы сможете сейчас подробно объяснить написание этих орфограмм?

Выполним устно   задание №102. 

В каком слове находится изучаемая орфограмма? К  какой части речи относится слово  мужичок? Назовите шипящую. В какой части слова  находится изучаемая орфограмма ?

-Докажите.

-Что заметили в корне слова?

-На что мы еще должны обратить внимание при написании этой орфограммы?

Прочитайте правило в учебнике.

Продолжаем путешествие по лесу. Он нам поможет подобрать примеры . (Слайд 6)  Образуйте от этих слов существительные с изучаемой орфограммой.

Объясните написание орфограммы в этих словах.

Выполним задание № 103.

Проверим.

Вернемся к существительным на доске. Объясните теперь написание орфограммы.

-А когда же в суффиксах прилагательных пишем буквы О и Е?

Выполним задание на слайде.(Слайд 7).

Выполним задание № 105. Прочитайте задание .

Проверим.

Вторую часть задания выполним устно, обсудите в парах.

Проверим по цепочке.

Вернемся к прилагательным на доске.  Объясните написание орфограммы.

Отдохнем . Упражнения на позвоночник, на мышцы спины, пальцев, глаз.

1 ученик читает слова.

Затрудняются.

По цепочке объясняют орфограммы.

В слове мужичок, это существительное, шипящая ч, в суффиксе.

Оно образовалось от основы слова мужик при помощи суффикса –ок.

Произошло чередование звуков  к/ч.

Высказывают предположение.

Читают правило.

Называют: медведь - медвежонок, еж-ежонок, волк-волчонок, белка-бельчонок.

1 ученик отвечает: существительные образованы от других существительных , значит, после шипящей под ударением пишем букву О.

1ученик у доски работает с первым словом, остальные слова-самостоятельно ( лучок-лук, ч\к; старичок-старик, ч\к; бочок-бок, ч\к).

Ученик отвечает, остальные проверяют.

1 ученик вписывает орфограмму, объясняет ее написание.

Делают предположение или затрудняются.

Читают слайд и правило в учебнике.

 2и 3 слово у доски, 4,5 слово самостоятельно, 6,7,8 устно по цепочке вслух.

Самоконтроль.

Обсуждают в парах.

Называют словосочетания, самоконтроль.

1 ученик вписывает орфограмму, объясняет ее написание.

Выполняют упражнения.

Практический этап

8 мин

Выходим на поляну закрепления знаний.(Слайд 8) 

Прочитайте загадку. (Слайд 9)

Выпишите слова с пропущенной орфограммой в столбик, рядом укажите, от каких слов они образовались.

-Прочитайте существительные с пропущенной орфограммой, объясните правописание орфограммы.

-Прочитайте прилагательное с пропущенной орфограммой, объясните правописание орфограммы.

-Выполните задание № 67 самостоятельно.

-Проверим. Прочитайте словосочетания, в которых вы записали букву е, затем – словосочетания с буквой о.

-Объясните орфограмму.

-Прочитайте предложение. Объясните значение словосочетания.

Поменяйтесь тетрадями и вторую часть задания проверьте в парах, ошибки отметьте палочкой на полях.

Когда мы можем использовать знания, которые мы сегодня получили?

1 ученик читает вслух, хором называют отгадку.

Выполняют самостоятельно.

Отвечают устно.

Отвечают устно.

Выполняют .

Называют словосочетания . Пищевая сода, грушевый сок, ситцевое платье, замшевые перчатки; песцовый воротник, перцовый пластырь, алычовое варенье, парчовый халат, холщовый мешок, ежовые рукавицы. Самоконтроль.

Ученик говорит правило.

1 ученик читает. Объясняют .  

Взаимоконтроль.

При письме, при разборе слов по составу, при образовании слов.

Самостоятельная работа

5 мин

Мы на опушке проверки знаний. (Слайд 10).  Проверим, как вы поняли тему. Прочитайте задание на слайде (Слайд 11).

Выполните самостоятельно.

Проверьте себя. (Слайд 12 )

1 ученик читает вслух.

Выполняют.

Самоконтроль.

Рефлексивно-оценочный

4 мин

Наше путешествие подходит к концу. Подведем итоги урока (Слайд 13  )

Оценим свою работу на уроке. Что вы сегодня открыли для себя? Что у вас сегодня хорошо получилось, в чем возникли затруднения? Как решить эту проблему?

За урок поставлю оценки…(Ф.И. детей).

Возвращаемся из сказочного леса в реальность. Записываем домашнее задание. (Слайд 14 )

Урок  окончен. Спасибо за работу. (Слайд 15)

Читают вопрос на слайде, отвечают.

 3-4 человека дают устную оценку своей работе.

Выставляют оценки в дневники.

Записывают задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка на тему: "Мягкий знак после шипящих в глаголах"

Данный урок разрабртан по УМК "Начальная школа 21 века"....

Написание О и Ё (е) после шипящих в суффиксах существительных и прилагательных

Цели: 1) повторить и расширить знания учащихся о правописании  О и Ё (е) после шипящих          2)  формировать умение  писать  О...

урок русского языка 3 класс "Павописание Ь после шипящих на конце существительных

Тип урока: открытие новых знаний. Применяется проблемный метод обучения. УМК "Начальная школа 21 века"...

Конспект урока по русскому языку «Буквы о, е после шипящих и ц в падежных окончаниях» 3 класс (УМК «Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова»)

Тема: «Буквы о, е после шипящих и ц в падежных окончаниях»Цели деятельности учителя: закрепление правописания букв О и Е после шипящих и ц в падежных окончаниях.Планируемые результаты:Пред...

« Написание букв О и Е после шипящих в окончаниях существительных и прилагательных»

Конспект  к уроку русского языка по УМК "Перспективная начальная школа" в соответствии с требованиями ФГОС....