Конспект урока с презентацией "Написание О и Е(Ё) после шипящих в суффиксах существительных и прилагательных"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Материал может быть использован на уроках русского языка по учебнику М.Л. Каленчук Русский язык 4 класс., 1 часть.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_i_prezentatsiya_uroka_o_i_e_posle_shipyashchih.rar | 656.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока.
Предмет: русский язык; класс: 4; учебник М.Л. Каленчук. «Русский язык. 4 класс» 1 часть
Тема урока: Написание О и Е (Ё) после шипящих в суффиксах существительных и прилагательных».
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Оснащение урока:
Учебник М.Л. Каленчук. «Русский язык. 4 класс» 1 часть, тетради для самостоятельной работы 1 часть.
Планируемый результат: Учащиеся расширят знания о правописании букв О и Е(Ё) поле шипящих в суффиксах существительных и прилагательных.
Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого планируется урок:
Учащиеся овладеют:
Познавательными УУД: умением выделять и формулировать познавательную цель; выдвижением гипотез; поиском и выделением необходимой информации; умением переводить свои знания в знаково-символические действия; ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость новых знаний; использовать полученные ранее знания для достижения поставленной задачи; расширить знания о правописании букв О и Е в суффиксах существительных и прилагательных.
Регулятивными УУД: умением планировать свою деятельность; принимать, сохранять цель, следовать ей в учебной деятельности, контролировать процесс и результат своей деятельности; использовать полученные ранее знания для достижения поставленной задачи.
Коммуникативными УУД: умением оформлять свои мысли в устной речи; умение слушать и слышать товарищей и учителя.
Личностными УУД: умением осознавать своих трудностей, стремлением к их преодолению; способностью к самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности; ориентацией на моральные нормы, их выполнение.
Этапы урока | Задачи этапа | Методы, приемы обучения | Формы учебного взаимодействия | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД и предметные действия |
Мотивационно-целевой | Настроить детей на начало урока, создать доброжелательную психологическую обстановку в классе. Выяснить, что дети знают по теме. | Беседа. | Фронтальная | 1. Проверка готовности класса. 2. Нацеливает детей на тему урока. | 1.Готовят свое рабочее место. 2.Вспоминают и называют правила поведения в лесу. 3.Формулируют тему и цель урока. | Познавательные: -умение выделять и формулировать познавательную цель; -поиск и выделение необходимой информации. Коммуникативные: -учиться устанавливать визуальный контакт; -умение формулировать и аргументировать ответ; -умение слушать друг друга и учителя. Регулятивные: - учиться включаться в учебную деятельность, концентрировать внимание; Личностные: -формирование эмпатии, как осознанного понимание чувства других людей, положительного отношение к учителю к товарищам; -ориентация на моральные нормы и их выполнение. |
Объяснение нового материала. | Расширить знания о правописании букв О и Е (Ё) в суффиксах существительных и прилагательных после шипящих . Формировать знания об образовании существительных и прилагательных при помощи суффиксов, умение использовать их в речи. | Беседа, объяснение. | Фронтальная, индивидуальная, работа в парах. | Создает проблемную ситуацию. Организует объяснение учащимися правописания изучаемых орфограмм и образования существительных и прилагательных суффиксальным способом. Контролирует работу учащихся у доски и в тетради. | Опираясь на имеющиеся знания, формулируют правила, учатся правописанию слов с изучаемой орфограммой. Решают проблемную ситуацию. | Познавательные: -умение переводить свои знания в знаково-символические действия; -умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; -поиск и выделение необходимой информации; -ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость новых знаний; -использовать полученные ранее знания для достижения поставленной задачи. Коммуникативные: -умение осуществлять обмен знаниями при работе в паре для принятия эффективных совместных решений; -умение оформлять свои мысли в устной речи; -умение слушать и слышать товарищей и учителя; Регулятивные: -уметь принимать, сохранять цель, следовать ей в учебной деятельности; -умение контролировать процесс и результат своей деятельности; -умение планировать свою деятельность. Личностные: -формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. |
Практический | Организовать работу для достижения цели. Закрепить правописание изучаемой орфограммы, умение образовывать новые слова суффиксальным способом. | Беседа, отработка умения. | Фронтальная. Индивидуальная | Организует выполнение учащимися заданий в рабочей и печатной тетради. Контролирует и корректирует работу учащихся. | Отрабатывают правописание существительных и прилагательных с изучаемой орфограммой, умение образовывать слова. Осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль. | Познавательные: -использовать полученные ранее знания для достижения поставленной задачи. -умение находить информацию в учебнике; Коммуникативные: -умение оформлять свои мысли в устной речи; Регулятивные: -уметь принимать, сохранять цель, следовать ей в учебной деятельности; -умение планировать свою деятельность, работать по плану; -умение контролировать процесс и результат своей деятельности; Личностные: -осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; |
Самостоятельная работа. | Проконтролировать знания и умения учащихся по теме. | Самостоятельная работа | Индивидуальная | Оценивает. Организует коррекционную работу. | Выполняют работу самостоятельно. Осуществляют самоконтроль. Устраняют допущенные ошибки. | Познавательные: -использовать полученные ранее знания для достижения поставленной задачи; Регулятивные: -самоконтроль, коррекционная работа. |
Рефлексивно-оценочный. | Подвести итог урока, рефлексия. | Беседа. | Фронтальная. | Организует подведение итогов урока. | Осуществляют контроль своих знаний и работы на уроке. | Познавательные: -контроль и оценка процесса и результата деятельности; Регулятивные: -самоконтроль; самооценка. Коммуникативные: -умение оформлять свои мысли в устной речи; Личностные: -способствовать формированию самооценки на основе критерия успешной учебной деятельности; -осознание своих трудностей, поиск путей их преодоления. |
Конспект урока.
Этап урока | Время | Действия учителя | Действия ученика |
Мотивационно- Целевой | 5 мин | -У нас сегодня необычный урок: мы совершим путешествие в сказочный лес. (Слайд1) Мы с вами одна команда, поэтому должны действовать дружно, слажено, слушать и помогать друг другу. -Ну а перед отправкой проверим: всё ли необходимое находится на партах? Нам понадобятся ручки, карандаши, рабочие и печатные тетради, учебники. Проверьте, все ли у вас на месте. Прежде чем отправиться в путешествие, подумайте: как нужно вести себя в лесу? (слайд 2) -Итак, тетради превращаются в дневники путешественников. Там мы будем отмечать по ходу путешествия всё самое важное. (Слайд 3) Сделаем первую запись – укажем дату путешествия. А тему вы попробуете сформулировать сами, если внимательно посмотрите на слайд. (Слайд 4) Запишем в тетрадь. (Слайд 5) Найдите в учебнике эту тему, прочитайте. Почему тема нашего урока звучит немного по-другому? Посмотрите в учебнике задания на с.135-137. Сформулируйте цель урока (учитель помогает сформулировать). | Проверяют. Дети отвечают. Записывают в тетрадях. Формулируют тему. Записывают тему. Мы сегодня изучим только часть темы. На уроке будем учиться правописанию букв О, Е после шипящих в суффиксах существительных и прилагательных, расширять знания по теме, учиться образовывать слова. |
Объяснение нового материала. Физкультминутка | 16 мин 2 мин | На доске вы видите слова ( мужич(о\е)к, знач(о\е)к, холщ(о/е)вый, кумач(о\е)вый. Вы сможете сейчас подробно объяснить написание этих орфограмм? Выполним устно задание №102. В каком слове находится изучаемая орфограмма? К какой части речи относится слово мужичок? Назовите шипящую. В какой части слова находится изучаемая орфограмма ? -Докажите. -Что заметили в корне слова? -На что мы еще должны обратить внимание при написании этой орфограммы? Прочитайте правило в учебнике. Продолжаем путешествие по лесу. Он нам поможет подобрать примеры . (Слайд 6) Образуйте от этих слов существительные с изучаемой орфограммой. Объясните написание орфограммы в этих словах. Выполним задание № 103. Проверим. Вернемся к существительным на доске. Объясните теперь написание орфограммы. -А когда же в суффиксах прилагательных пишем буквы О и Е? Выполним задание на слайде.(Слайд 7). Выполним задание № 105. Прочитайте задание . Проверим. Вторую часть задания выполним устно, обсудите в парах. Проверим по цепочке. Вернемся к прилагательным на доске. Объясните написание орфограммы. Отдохнем . Упражнения на позвоночник, на мышцы спины, пальцев, глаз. | 1 ученик читает слова. Затрудняются. По цепочке объясняют орфограммы. В слове мужичок, это существительное, шипящая ч, в суффиксе. Оно образовалось от основы слова мужик при помощи суффикса –ок. Произошло чередование звуков к/ч. Высказывают предположение. Читают правило. Называют: медведь - медвежонок, еж-ежонок, волк-волчонок, белка-бельчонок. 1 ученик отвечает: существительные образованы от других существительных , значит, после шипящей под ударением пишем букву О. 1ученик у доски работает с первым словом, остальные слова-самостоятельно ( лучок-лук, ч\к; старичок-старик, ч\к; бочок-бок, ч\к). Ученик отвечает, остальные проверяют. 1 ученик вписывает орфограмму, объясняет ее написание. Делают предположение или затрудняются. Читают слайд и правило в учебнике. 2и 3 слово у доски, 4,5 слово самостоятельно, 6,7,8 устно по цепочке вслух. Самоконтроль. Обсуждают в парах. Называют словосочетания, самоконтроль. 1 ученик вписывает орфограмму, объясняет ее написание. Выполняют упражнения. |
Практический этап | 8 мин | Выходим на поляну закрепления знаний.(Слайд 8) Прочитайте загадку. (Слайд 9) Выпишите слова с пропущенной орфограммой в столбик, рядом укажите, от каких слов они образовались. -Прочитайте существительные с пропущенной орфограммой, объясните правописание орфограммы. -Прочитайте прилагательное с пропущенной орфограммой, объясните правописание орфограммы. -Выполните задание № 67 самостоятельно. -Проверим. Прочитайте словосочетания, в которых вы записали букву е, затем – словосочетания с буквой о. -Объясните орфограмму. -Прочитайте предложение. Объясните значение словосочетания. Поменяйтесь тетрадями и вторую часть задания проверьте в парах, ошибки отметьте палочкой на полях. Когда мы можем использовать знания, которые мы сегодня получили? | 1 ученик читает вслух, хором называют отгадку. Выполняют самостоятельно. Отвечают устно. Отвечают устно. Выполняют . Называют словосочетания . Пищевая сода, грушевый сок, ситцевое платье, замшевые перчатки; песцовый воротник, перцовый пластырь, алычовое варенье, парчовый халат, холщовый мешок, ежовые рукавицы. Самоконтроль. Ученик говорит правило. 1 ученик читает. Объясняют . Взаимоконтроль. При письме, при разборе слов по составу, при образовании слов. |
Самостоятельная работа | 5 мин | Мы на опушке проверки знаний. (Слайд 10). Проверим, как вы поняли тему. Прочитайте задание на слайде (Слайд 11). Выполните самостоятельно. Проверьте себя. (Слайд 12 ) | 1 ученик читает вслух. Выполняют. Самоконтроль. |
Рефлексивно-оценочный | 4 мин | Наше путешествие подходит к концу. Подведем итоги урока (Слайд 13 ) Оценим свою работу на уроке. Что вы сегодня открыли для себя? Что у вас сегодня хорошо получилось, в чем возникли затруднения? Как решить эту проблему? За урок поставлю оценки…(Ф.И. детей). Возвращаемся из сказочного леса в реальность. Записываем домашнее задание. (Слайд 14 ) Урок окончен. Спасибо за работу. (Слайд 15) | Читают вопрос на слайде, отвечают. 3-4 человека дают устную оценку своей работе. Выставляют оценки в дневники. Записывают задание. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка на тему: "Мягкий знак после шипящих в глаголах"
Данный урок разрабртан по УМК "Начальная школа 21 века"....
Написание О и Ё (е) после шипящих в суффиксах существительных и прилагательных
Цели: 1) повторить и расширить знания учащихся о правописании О и Ё (е) после шипящих 2) формировать умение писать О...
Конспект урока русского языка "Буквы О и Ё после шипящих и Ц", 4 класс, ПНШ
Конспект урока русского языка...
урок русского языка по теме: " Правописание ь после шипящих на конце существительных"
Подробный конспект урока...
урок русского языка 3 класс "Павописание Ь после шипящих на конце существительных
Тип урока: открытие новых знаний. Применяется проблемный метод обучения. УМК "Начальная школа 21 века"...
Конспект урока по русскому языку «Буквы о, е после шипящих и ц в падежных окончаниях» 3 класс (УМК «Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова»)
Тема: «Буквы о, е после шипящих и ц в падежных окончаниях»Цели деятельности учителя: закрепление правописания букв О и Е после шипящих и ц в падежных окончаниях.Планируемые результаты:Пред...
« Написание букв О и Е после шипящих в окончаниях существительных и прилагательных»
Конспект к уроку русского языка по УМК "Перспективная начальная школа" в соответствии с требованиями ФГОС....