Открытый урок по русскому языку на тему "Что такое части речи»?" (2 класс, УМК "Школа России")
методическая разработка по русскому языку (2 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_russkomu_yazyku_po_teme_chto_takoe_chasti_rechi_.doc | 52.5 КБ |
prezentatsiya_po_teme_chto_takoe_chasti_rechi.pptx | 475.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка по теме «Что такое части речи?»
1. Организационный момент.
Цель – проверка готовности к уроку, создание положительного настроя.
Добрый День! Сегодня к нам на урок пришли гости.
Давайте постараемся, чтобы наша работа продуктивной, активной и познавательной.
Проверка готовности к уроку.
– Сейчас у нас урок русского языка, проверяем готовность. Садитесь. И начинаем работать.
2. Чистописание
Цель – умение соотносить свою деятельность с образцом.
Подготовим руки к письму.
Откройте тетради. Положите их с наклоном, возьмите ручки, сядьте правильно: выпрямите спинки, поставьте на место ножки. Запишите сегодняшнее число, классная работа.
Писать нужно каллиграфически, обращая внимание на правильное соединение букв.
3 Актуализация знаний
Цель – воспроизведение учащимися необходимых знаний и способов деятельности для открытия «нового» знания.
-Какую большую тему мы изучили? (Изучили тему «Звуки и буквы»)
- Что мы изучали в этой теме? (Изучали орфограммы русского языка).
-Какие? (Дети перечисляют изученные орфограммы).
-Чему учились? (Учились писать слова в соответствии правил русского языка).
- Проверим себя. Применим полученные знания.
(Один ученик работает на доске)
- Возьмите карандаши, проверьте и оцените себя по «светофору».
-Посмотрите на слова, подумайте по какому признаку эти слова можно распределить на группы? (Высказывания детей)
- Ребята, вот мы сейчас и писали, и читали, и говорили, и слушали друг друга. А как можно одним словом назвать все то, что мы пишем, читаем, слушаем и говорим?
- Из чего состоит речь?
- Все слова нашей речи делятся на группы, части.
- А на какие группы можно поделить эти слова?
- По какому признаку слова распределены на три группы?
- Что обозначают слова первой, второй, третьей группы?
- Какую роль они играют в русском языке?
-Итак, кто уже может сформулировать тему нашего урока.
-Какую цель мы поставим на сегодняшний урок? Узнать, как называются части речи (группы слов)
СЛАЙД
Слова - названия
предметов | признаков предметов | действий предметов |
кто? | какой? | что делает? |
что? | какая? | что сделают? |
какое? | что делают? | |
какие? | что делали? |
-Итак, слово это не только набор звуков и букв, но и название предмета. признака предмета, действия предмета. Повторим, на какие вопросы отвечают слова каждой группы. (Хоровое прочтение вопросов).
4 Усвоение новых знаний и способов деятельности
-Цель - формирование умения распознавать части речи по вопросам и общему значению;
Изучая слова нашего языка, ученые заметили, что названия предметов, признаков и действий отвечают на разные вопросы и разное обозначают. Тогда ученые по этим двум особенностям слов
1. на какой вопрос отвечают
2. что обозначают – объединили их в большие группы, которые называются частями речи. Но встал вопрос. Как эти группы назвать?
- Слова. Которые обозначают то, что можно потрогать, увидеть, услышать и даже подумать, как о чем-то существующем, и обозначающем предмет. Ученые договорились назвать их именами существительными.
-На какой вопрос отвечают имена существительные?
-Слова, которые можно «приложить», присоединить к существительному и которые обозначают признак предмета называют именами прилагательными.
На какой вопрос отвечают имена прилагательные?
-Слова, которые любят рассказывать о действии предмета, или как в старину говорили «разглагольствовать», о том, что любят делать имена существительные ученые назвали глаголами.
-На какие вопросы отвечает глагол?
-Сегодня вы узнали только о трех частях речи, но на самом деле их гораздо больше. С какими то мы будем знакомиться в начальной школе, а о каких-то вы узнаете в старших классах.
СЛАЙД №1
Слова - названия
предметов | признаков предметов | действий предметов |
кто? | какой? | что делает? |
что? | какая? | что сделают? |
какое? | что делают? | |
какие? | что делали? | |
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ | ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ | ГЛАГОЛ |
-В русском языке принято сокращать части речи на письме
Существительное – сущ.
Прилагательное – прил.
Глагол – гл.
-Обратимся к учебнику страница 40. Прочитаем сведения о языке, которые нам хочет поведать мудрая сова.
-Прочитайте текст правила.
-Что же называют частями речи? (зачитать)
-Какую функцию выполняет каждая часть речи? (зачитать)
-Какие названия есть у каждой части речи? (зачитать)
5. Первичная проверка понимания нового материала.
Цель - вербальное фиксирование нового знания.
А сейчас мы поработаем в рабочей тетради и выполним упр. 21 №1
Чтобы не ошибиться какой частью речи является то, или иное слово будем действовать по алгоритму.
1. Задать к слову вопрос.
2. Определить, что обозначает слово.
3. Назвать часть речи, к которой относится это слово.
- Ребята, мы помогли не только лосятам, но и себе. Чему мы учились?
(Учились распознавать части речи)
6. Игра «Немой диктант»
Цель – Осознание учащимися степени овладения понятиями и применение полученных знаний
-Посмотрим как вы это усвоили.
-Что я держу в руке? (карандаш)
-На какой вопрос отвечает это слово?
-Что обозначает?
-Как называется эта часть речи, которая обозначает предмет?
-Подберите к этому существительному прилагательное.
-На какой вопрос отвечает прилагательное?
-Теперь подберите к нему глагол?
-Ну а сейчас возьмите листы с индивидуальными заданиями и найдите задание №1.
Сейчас будет «немой диктант»
-Я вам показываю предмет. Вы записываете в нужную колонку название этого предмета и подбираете подходящие к нему по смыслу прилагательное и глагол по образцу.
(Учитель показывает предметы: зеркало, яблоко, белка, лебедь)
По окончании диктанта учитель проводит фронтальный опрос и корректирует ответы учащихся.
7.Физкультминутка.
8. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.
Цель – Включение в систему знаний и закрепление.
-Продолжаем работу на листах. Выполним задание №1.
-Прочитайте задание.
СЛАЙД №2 Проверьте и оцените себя по образцу («светофор»).
9. Работа с текстом.
Цель - развитие умения списывать предложения по правилам русского языка;
- формирование умения соотносить слова-названия (предметов, признаков, действий), вопросы, на которые они отвечают, с частями речи;
-Прочитайте задание №3 на ваших листах.
(Прочитайте. Вставьте подходящие по смыслу слова из справок. Определите их части речи и запишите в тетрадь)
-Можно ли назвать эти предложения текстом?
-Определите тему текста?
СЛАЙД №3 Проверьте и оцените себя по образцу («светофор»)
10. Итог урока.
Цель - Осмысление своих достижений
-Что нового вы узнали сегодня на уроке и чему учились?
(Учились определять какой частью речи является слово.
Учились распознавать признаки частей речи)
-Какой алгоритм действий вы должны помнить, чтобы определить часть речи?
11. Рефлексия.
Цель – Проверка эмоционального состояния.
-А теперь подведите итог урока каждый сам себя (Итоговый тест на листах. Задание №4 )
12 Домашнее задание.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Игра « Заполни пропуски» Прочитайте слова, вставьте пропущенную букву и запишите словарные слова в тетрадь: П_льто , с_бака , х_рошо , м_локо , м_шина , р_бота .
П а льто, с о бака, х о рошо, м о локо, м а шина, р а бота. Проверка
СЛОВА-НАЗВАНИЯ ПРЕДМЕТОВ ПРИЗНАКОВ ПРЕДМЕТОВ ДЕЙСТВИЙ ПРЕДМЕТОВ Кто? Что? Какой? Какая? Какое? Какие? Что делает? Что делаем? Что делают? Что делали? ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (сущ.) ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ (прил.) ГЛАГОЛ (гл.)
Сказка Чудо Золотая Терем Белочка Орешек Добрый Волшебная Сказочный Вкусное Летает Интересный Выдумывать Заколдует Рассказываем Читать Фея Мечтаем СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ ГЛАГОЛ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по русскому языку «Обобщение знаний о частях речи» (существительное, прилагательное, глагол)
В рамках введения ФГОС НОО предлагаю конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме «Обобщение знаний о частях речи»...
Открытый урок по русскому языку "Единственное и множественное число имён существительных" 2 класс. "Школа России"
Открытый урок во 2 классе с презентацией....
Конспект открытого урока по русскому языку по теме:" Распознавание частей речи" (Программа "Школа России", 3 класс)
Урок рефлексии Тема: « Распознавание частей речи»Цель: Развитие умения различать части речи, правильно употреблять их в предложении и тексте.Задачи:Обучающие: Развивать умение различать части реч...
открытый урок по русскому языку "Морфологический разбор изученных частей речи"
конспект и презентация...
конспект урока по русскому языку тема "Глагол как часть речи" 2 класс УМК "Школа России"
Конспект урока русского языка во 2классе по учебнику авторов -В.П.Канакина В.Г.Горецкий на тему:"Глаголкак часть речи"...
Конспект урока по русскому языку. Тема: "Предлог как часть речи. Роль предлога в речи" (УМК "Школа России", 2 класс).
Цели деятельности учителя: формирование знаний о правописании предлогов; развитие умения употреблять предлоги в речи.Планируемые результаты:Предметные:- знать, что такое предлог; какую роль играет пре...
Конспект урока по русскому языку. Тема "Что такое части речи?"
Конспект урока по русскому языку "Что такое части речи?" с отрывками из книг Т.Рик...