«Формирование орфографической зоркости учащихся на примере написания словарных слов »
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Цель:

- развивать орфографическую зоркость, речь учащихся, мышление, коммуникативность при  работе в парах,

-формировать каллиграфию, умения работать со словарями,

-воспитывать трудолюбие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravopisanie_slovarnykh_slov.docx19.13 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Формирование орфографической зоркости учащихся на примере написания словарных слов »

Цель:

- развивать орфографическую зоркость, речь учащихся, мышление, коммуникативность при  работе в парах,

-формировать каллиграфию, умения работать со словарями,

-воспитывать трудолюбие.

Оборудование: выставка овощей, словари, тетради – «Словарики», компьютер, экран, проектор, массажные коврики, люстра Чижевского, корзина с яблоками.

Ход урока:

  1. Самоопределение к деятельности.

  Минутка чистописания.

 Назовите и запишите  пропущенные орфограммы в словах (показать слова с пропущенными орфограммами:  уч .ник (на какой вопрос отвечает слово? какой частью речи является?), кла.. (на какой вопрос отвечает слово? какой частью речи является?), мальч.к, (на какой вопрос отвечает слово? какой частью речи является?),  дев.чка (на какой вопрос отвечает слово? какой частью речи является?)  (е , сс, и, о составьте из этих букв соединения, пропишите )Я вижу только  правильную посадку! Молодцы! У доски  ученик  выполняет работу (учитель ходит по классу,  проверяет)

 Проверка! Кто составил такие соединения, как  на доске? (Проанализировать работу у доски). Кто в другой последовательности их выполнил? Подчеркните  самые правильные, красивые соединения.

  1. Постановка учебной задачи.

Учитель: Ребята, вы разглядели на перемене  выставку овощей. А что нужно было сделать человеку, чтобы получить такой результат? (Нужно было много работать) Но и вы тоже летом помогали родителям на дачах, на огородах, трудились на пришкольном участке. Вот этот богатый урожай сегодня будет иметь самое прямое  отношение к теме нашего урока. Давайте заглянем в   осенний огород, где были собраны  эти   овощи и фрукты.  (На доске дано  стихотворение с пропущенными орфограммами)

 Прочитайте сначала глазками, обратите внимание на знаки препинания, затем

все вместе читаем хором.

Ур.жай! Ур.жай! Наше лето провожай!

Сколько сладкого г.роха! .гурцы как на подбор!

На гряде сорвать неплохо красный крупный п.м.дор!

Пробежишься  .г.родом – съешь м.рковку мимоходом.

  1. Определение темы урока.

    Словарная работа.-  Назовите пропущенные орфограммы. Объясните, почему именно так нужно писать это слово. Как их лучше запомнить? ( учить наизусть, пользоваться подсказкой, методом ассоциаций, словарями)

-- в какие слова мы вставляли орфограммы на минутке чистописания?

Кто догадался, чему будем учиться на уроке? (Будем учиться запоминать и  правильно писать словарные слова )

 Поэтому тема нашего урока (Открыть тему урока! ) «Правописание словарных слов»

Выписать словарные слова. Поставить их в начальную форму. Подчеркнуть орфограммы, поставить ударение. (группа детей работает у доски) 

Проверка! Кто написал без ошибок? Поставьте себе «+». Кто допустил 1 ошибку? 2 ошибки? Если допустили ошибку, загляните в подсказку,   проговорите слово по слогам.

Учитель: На столе лежат овощи и фрукты. Нужно разложить   их в 2 корзинки. В 1 овощи, во 2 фрукты

Записать, разделяя для переноса, поставить ударение, подчеркнуть орфограммы.  

( дети  работают у доски).

 Дети  выходят к доске,  кладут в корзинку овощи, фрукты, пишут на доске  слова, разделяя их для переноса, объясняют написание.  Все пишут в тетрадях. (ка – пус-та, яб-ло-ко, ма-ли-на,  зем-ля-ни-ка,  кар-то-фель,)

Устная работа:  Как можно назвать одним словом всё, что лежит на столе? (ово-щи, уро-жай)

Где это всё лежит? (в кор-зине )

Если порезать овощи, добавить кое -  что, сложить их в кастрюлю и сварить,  что получится? (обед, завт-рак, ужин)

В чем хозяйка подаст еду на стол?  (в по-су-де)

Вспомните всё,  о чём только что говорили, составьте одно предложение с любым словарным словом. Выслушать ответы детей. 1 предложение записать на доске, подчеркнуть грамматическую основу,   разобрать по составу 1 слово.  

4.Мини – итог.  Что же мы сегодня повторяем на уроке? Зачем нужно уметь орфографически грамотно писать словарные слова?

Мы говорили  сегодня об урожае, но ведь сначала нужно  посадить маленькое семечко, хорошо ухаживать за ним, и только потом собирать урожай. Давайте отдохнём, представив себя в роли маленького зёрнышка.  

5.Физпауза «Сбор урожая».  Музыка. Массажные коврики. Посадили маленькое зёрнышко в землю (дети сжались в комочек, сидя на массажных ковриках), прошло время, дождик поливал его, выросла маленькая яблонька, тянется к солнышку, солнышко согревает её своим теплом, налетел озорник – ветер, гнёт наше деревце к земле, оно гнётся, но не сгибается, растёт всё выше и выше.  Созрели плоды на деревце, дети пришли собирать урожай. Тянутся вверх, рвут яблочки, кладут в корзиночки. Наливные, хорошие  яблочки выросли! Много витаминов в них.  (Жуём яблочко ) Растите здоровыми! Не забывайте, что человек должен много трудиться, чтобы вырастить богатый урожай ) Садитесь.

6.Учитель: Отдохнула детвора! За работу вновь пора!

Скажите,  где можем проверить написание словарных слов? (в словарях)

Какие словари вам знакомы? (орфографический, толковый, словообразовательный и др.)Что надо хорошо знать, чтобы быстро найти  слово? (алфавит)  Откройте  словари. Найдите,  слово шоссе (какое слово, близкое по значению к данному слову мы знаем? До-ро-га)

7.Работа в парах.  (Правила: работать вместе,  помочь соседу, если он затрудняется, провести взаимопроверку в тетрадях, сигнал – две руки! – работа закончена!)

(Выключить люстру Чижевского).

8.Групповая работа.

 Дети получают алгоритм работы на карточках: (5 вариантов)

1.1 шаг. Отгадай загадки.

2 шаг.  Напиши отгадки, разделяя слова для переноса.

3 шаг.  Объясни, почему так пишутся словарные слова, как их лучше запомнить.

4 шаг. Об окончании работы сообщи условным сигналом.

Я весь день ловлю жучков, ем букашек, червячков.

Зимовать не улетаю, я под крышей обитаю.

Носит серенький жилет, но у крыльев – чёрный цвет.

Видишь, кружат двадцать пар и кричат все: кар, кар, кар!

Непоседа пестрая, птица длиннохвостая,

Птица говорливая, самая болтливая.

то без нот и без свирели лучше всех выводит трели,

Голосистее, нежней? Кто же это?...

2. 1 шаг. Вставь пропущенные орфограммы. Объясни, почему так пишутся эти слова.

2 шаг. Запиши в тетрадь, подчеркни орфограммы, поставь ударение.

3. шаг.   Об окончании работы сообщи условным сигналом.

С.поги, ботинки – это обувь, а п.льто – это одежда.

П.нал, к.р.ндаши, т.традь – это учебные вещи.

 К.р.ва, с.бака – это домашние  животные, а  м.дведь, за.ц, л.с.ца – это дикие животные.

3. 1 шаг. Используя словарные слова  ветер, погода, урожай, огурцы, помидоры, капуста, ученик, учитель, сентябрь, октябрь, ноябрь  и другие слова добавьте  сами,  составьте устно рассказ про осень.

2 шаг. Подберите заголовок к рассказу.

3 шаг. Расскажи устно, передавая настроение, чувства.

4. 1 шаг. Открой словарь на букву Я.

2 шаг. Выбери все изученные  словарные слова. Прочитай.

3 шаг. К одному словарному слову подбери однокоренные слова. Запиши. Выдели части слова.

5. 1 шаг. Новое слово из 3, 4, 5 класса

2 шаг. Как можно его запомнить? Ваши предложения, рисунки.

9.Итог работы по группам. Защита.

10.Словарный диктант. (у доски работают три человека)

 Алфавит, артист, берёза, вдруг, весело, вокруг, город, дорога,  мороз, Москва, народ, работа, рассказ, Россия, русский, рябина, улица, человек, язык,  яблоня.

11.Рефлексия.

Какие трудности возникали на уроке?

Что помогло правильно писать словарные слова?   Сколько словарных слов мы сегодня  повторили и написали?  Кто очень старался  красиво писать?

Учитель оценивает работу каждого на уроке. Спасибо за урок!

Оцените свою работу на уроке аплодисментами.

Домашнее задание. Открыли дневники. С. 72, №115

Угостить всех яблоками!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование функционально грамотной личности на примере изучения словарных слов

Выступление в Краснодаре на краевом педагогическом фестивале "Инновационный поиск"...

Формирование орфографической зоркости учащихся вторых классов

Формирование орфографической зоркости учащихся вторых классов...

Статья "Уроки обучения грамоте как средство формирования орфографической зоркости учащихся".

Статья из опыта работы на уроках обучения грамоте. Программа "Школа России"....

Формирование орфографической зоркости учащихся вторых классов

Формирование орфографической зоркости учащихся вторых классов...

Развитие орфографической зоркости при написании словарных слов

Развитие орфографической зоркости при написании словарных слов...

Формирование орфографической зоркости учащихся начальной школы

Формирование орфографической зоркости – одна из главных задач учителя начальных классов на уроках русского языка. Меня, как и всех учителей начальных классов, волнует проблема грамотного письма ...