Имена существительные одушевленные и неодушевленные.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Урок интересен учителям начальных классов при изучении новой темы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_4_klass_otk_urok_herek.docx | 24.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые
Цель урока: открыть новые знания:
- имена существительные, которые отвечают на вопрос: (Кто?), обозначающие живой предмет, живых существ, умеющих самостоятельно бегать, летать, плавать, хватать пищу, наделенные душевными переживаниями, называются одушевленными; имена существительные, которые отвечают на вопрос (Что?), обозначающие неживой предмет, неживых существ, которые не могут сами передвигаться,…, называются неодушевленными.
Задачи урока:
1. Формировать умение различать одушевленные и неодушевленные существительные.
2. Развивать орфографическую зоркость
3. Формировать обще-учебные умения: учить самостоятельно добывать знания, умение ставить и решать учебную задачу.
4. Развивать внимание, мышление, монологическую речь учащихся.
5. Совершенствовать санитарно- гигиенические навыки.
6. Воспитывать трудолюбие, сознательную дисциплину, любовь к природе, к родному языку.
Ход урока:
1.Организационный момент.
-Ребята! Готовы к уроку? На вас надеюсь я, друзья.Мы хороший,дружный класс.Всё получится у нас! Я очень хочу,чтобы урок получился интересным,познавательным,Мы вместе повторили и закрепили то,что уже знаем и постарались открыть новые секреты имени существительного.
2.Актуализация знаний.
- Давайте повторим некоторые правила, которые нам будут нужны на уроке. А чтобы было интересно повторять, сыграем в игру «Или нет, или да, а не знаешь – беда….»
Ударный гласный в слове слышится ясно? (Да).
Безударный гласный может находиться в корне? (Да).
Безударный гласный нужно проверять? (Да)
В слове можно определить корень? (Да).
-Имена существительные обозначают действие предмета? (нет)
Слова с одинаковым корнем и сходные по смыслу называются однокоренными? (Да).
Слова, которые отвечают на вопрос что?,- это имена прилагательные? (Нет).
Имена существительные отвечают на вопрос кто? (Да).
Имена существительные обозначают признак предмета? (Нет).
Давайте поговорим об именах существительных:
-Что такое имя существительное?
-На какие вопросы отвечает?
-Что обозначает?
-Имена существительные различаются на (одушевлённые и неодушевлённые)
3.Работа по теме урока.
(2 ученика работают у доски, 1 ученик выписывает слова отвечающие на вопрос кто?, 2-ой ученик выписывает слова отвечающие на вопрос что?)
- Назовите одушевлённые имена существительные
- Назовите неодушевлённые имена существительные
- Что обозначают одушевлённые имена существительные?
- На какой вопрос они отвечают в начальной форме?
- Что обозначают неодушевлённые имена существительные?
- На какой вопрос они отвечают в начальной форме.
Работа с учебником.
-Будем работать с упражнением № 1 стр 71
4.Физкультминутка. С пальчиками.
- Сейчас мы поиграем в игру, которая называется: «Добрый волшебник Имя Существительное».
Правила игры:
Замените одну букву в слове, обозначающем неодушевленное имя существительное так, чтобы получилось одушевленное имя существительное.
Т. Е Превратите живое в неживое.
На доске столбик слов, которые отвечают на вопрос «что?»
Коса – коза дом-сом
Сон – сом, сын корона-корова
Оси – осы точка-дочка
Леса – лиса полк-волк
Рот - кот слог-слон
А теперь чтобы узнали что-то новое.
Игра «Получи имя»: зима- Сима; сахар-…ахар; пена-..ена, …ена; каша- …аша,..аша,…аша;воля- …оля ,…оля; баня-…аня,…аня;улья - …лья,калина-…алина,..алина.
- Как вы думаете, а в жизни может ли одушевленный предмет стать неодушевленным или наоборот?
(Нет. Если существительное отвечает на вопрос кто?, оно не может отвечать на вопрос что?
Одушевленность и неодушевленность - это постоянный признак имени существительного).
- Хорошо! Отметьте на листах достижения как вы справились с работой!
- Рефлексия
- Замените одним словом, запишите в тетрадь.
*Промежуток времени, равный 60 минутам (ЧАС)
* Военнослужащий, состоящий на посту, на часах (ЧАСОВОЙ)
* Лесной доктор (ДЯТЕЛ)
* Модель земного шара (ГЛОБУС)
- Какие из этих слов отвечают на вопрос КТО? А какие на вопрос ЧТО? Почему?
- Что обозначают неодушевлённые имена существительные?
- Что обозначают неодушевлённые имена существительные?
-Что такое устаревшие слова?
-Какую ноту любит осьминог? -Оляпка?
-Удод? -Синица?
-Телята? -Лоси?
-Фазан? -Что исполнил соловей?
-Прочитайте группы слов. Что можете сказать про них? (неодушевлённые имена существительные)
Из неодушевлённых существительных составьте одушевлённые слова по вариантам. Слайд № 34, 35, 36.
I II
охота море
учение школа
лес машина
трактор пожар
бег милиция
космос спорт
-Кто записал все слова? Встаньте. Какое слово было трудно составить?
- Кто может назвать способ образования новых слов? (суффиксальный)
- При помощи каких суффиксов образовались слова?
-Возьмите лист достижений и оцените себя ( + или – в задание № 3). Слай
- Следующее задание будем выполнять в группах. Послушайте задание: разделить слова на 2 группы. Как вы думаете на какие две группы? ( одушевлённые и неодушевлённые имена существительные)
1 группа: молодёжь, ребята, площадка, строители, работают, труд.
2 группа: хоккеист, группа, хороший, мальчик, спорт, тренер.
3 группа: лес, охотник, стреляет, медведь, дерево, волки, стая.
4 группа: деревня, народ, деревянный, дом, председатель, корова.
5 группа: детвора, играет, девочка, птица, метель, мальчик.
- Проверим какие слова были лишние, почему?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока Имена существительные одушевленные и неодушевленные 3 кл.
Технологическая карта урока "Имена существительные одушевленные и неодушевленные" в 3 кл. составлена в соответствии с ФГОС НОО...
Имена существительные одушевленные и неодушевленные
Сформировать представление об одушевленных и неодушевленных именах существительных.Ввести правила различия неодушевленных и одушевленных имен существительных. Научить использовать приобрете...
Открытый урок по русскому языку в 3 "Б" классе, 2013-2014 уч.г.г. Имя существительное. Имена существительные одушевленные и неодушевленные
Тема: Имя существительное. Имена существительные одушевленные и неодушевленные....
Имена существительные одушевленные и неодушевленные
Имена существительные одушевленные и неодушевленные...
Урок русского языка "Имена существительные одушевленные и неодушевленные"
Технологическая карта урока по русскому языку с учётом интенсивности умственной деятельности учащихся. Тип урока "урок открытия новых знаний" . Урок разработан в соответствии ФГОС по программе "Ш...
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе "Имена существительные одушевленные и неодушевленные".
Цель урока:Сформировать представление об одушевленных и неодушевленных именах существительных. Ввести правила различия неодушевленных и одушевленных имен существительных.Научи...
Презентация к уроку русского языка во 2 классе по теме : "Имена существительные одушевленные и неодушевленные"
Возможность использования материала для дополнительной работы на уроке....