Имена существительные одушевленные и неодушевленные
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме
Сформировать представление об одушевленных и неодушевленных именах существительных. Ввести правила различия неодушевленных и одушевленных имен существительных. |
Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_russkiy_yazyk_2013.docx | 30.28 КБ |
odushevlyonnye_i_neodushevlyonnye_sushchestvitelnye_otkrytyy_urok_2_klass.pptx | 1.58 МБ |
Предварительный просмотр:
2 класс
УМК « Школа России»
Русский язык
Технологическая карта
Тип урока: урок открытия новых знаний | ||
Тема | Имена существительные одушевленные и неодушевленные | |
Цели
| Сформировать представление об одушевленных и неодушевленных именах существительных. Ввести правила различия неодушевленных и одушевленных имен существительных. Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности. | |
Основное содержание темы
| Актуализация знаний о существительных, имеющих разные значения. Изучение имен существительных одушевленных и неодушевленных. Изучение образования одушевленных и неодушевленных имен существительных. Правописание одушевленных и неодушевленных имен существительных. | |
Термины и понятия | Имя существительное), имя существительное одушевленное, имя существительное неодушевленное. | |
Планируемый результат
| ||
Личностные умения - проявлять интерес к изучению темы; - желание помочь Снежной Королеве и Мудрой Сове; - проявлять творческое отношение к выполнению заданий; - осознание успешности при изучении темы. | Метапредметные умения Познавательные умения: - раскрывать значение понятия «исследователь» и использовать его в активном словаре; - различать имена существительные одушевленные и неодушевленные и обосновывать свое мнение; - определять способ образования имён существительных одушевлённых от неодушевлённых и наоборот, и обосновывать свое мнение; - определять необходимость использования в речи имен существительных одушевленных и неодушевленных и обосновывать свое мнение; - использовать приобретённые знания для классификации имен существительных на группы одушевлённых и неодушевлённых предметов. Регулятивные умения: - выполнять учебные задания в соответствии с поставленной целью; - соотносить учебные действия с известным правилом; - выполнение учебного действия в соответствии с планом. Коммуникативные умения: - формулировать высказывание, мнение, используя термины, в рамках учебного диалога; - согласовывать позиции и находить общее решение; - адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности. | Предметные умения - Определять в художественном тексте имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. - Распределять имена существительные на группы одушевлённых и неодушевлённых предметов. - Писать имена существительные одушевленные и неодушевленные, используя правило. - Строить предложения с именами существительными одушевленными и неодушевленными. |
Организация образовательного пространства | ||
Межпредметные связи | Ресурсы | Формы работы |
Литературное чтение Тема – Сергей Есенин «Пороша» Окружающий мир; Тема – «Живая и неживая природа» | Информационный материал Учебник «Русский язык» ч.2 ,Канакина В.П., Горецкий В.Г. Демонстрационный материал Электронная презентация Карточки, изображения предметов Интерактивный материал Карточки с учебными заданиями. | Фронтальная. • индивидуальная – • парная - • групповая - |
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ | ||
Первый этап. Самоопределение к деятельности | ||
Цели деятельности | Ситуативное задание – актуализация знаний учащихся | Планируемый результат |
• Мотивировать учащихся к изучению темы. • Стимулировать желание помочь Снежной Королеве , Мудрой Сове.
| Снежная Королева и Мудрая Сова решили принять участие в олимпиаде по русскому языку. При подготовке к олимпиаде несколько заданий вызвали у героев разногласие. Сова утверждает , что всем нужно быть умными и грамотными, а Снежная Королева говорит, что она одна будет Королевой русского языка, никого из ребят не допустит в королевство, ведь у неё в сердце – льдинка. Наша задача : растопить лёд в сердце Снежной Королевы, провести исследование в русском языке, помочь героям выполнить задания, создать все условия для формирования знаний об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных. Слайд 2. 1 . «Помоги Снежной Королеве»- запиши словарные слова и вставь пропущенные орфограммы. Дев…чка, д…журный, р…бята, т.варищ, уч…ник, в…рона, в…робей,…тец, ст…кан, т…релка, ло…ка. Слайд 3.
На какие группы можно разделить записанные слова? По каким признакам? Учащиеся высказывают разные версии, но дискуссия показывает, что желание у учащихся одно : они помогают Снежной Королеве( в награду получают от неё снежинки). 2. «Игра с Мудрой Совой». Слайд 4. Ребята, отгадайте загадку Совы, помогите забрать у Королевы ещё снежинки. Работа в группах. Мальчики называют внешнее строение снеговика, но чтобы в существительном встречалась изученная орфограмма – парная согласная в корне слова. Девочки одевают снеговика, но чтобы в существительном тоже встречалась орфограмма. Слайд 5. (В награду получают снежинки). | Личностные умения: - проявлять интерес к изучению темы; |
Второй этап. Учебно-познавательная деятельность
| ||
Цели деятельности
| Учебные задания на «знание» (З), «понимание» (П), «умение» (У) | Планируемый результат |
Работа с именами существительными, отвечающими на вопросы кто? и что? | ||
Цели: • Актуализировать знания школьников о признаках имени существительного; • Актуализировать умения распределять слова по тематическим группам. • Продолжить работу с понятием «синонимы». • Научить школьников: - определять имена существительные и обосновывать свое мнение; - определять одушевленные и неодушевленные имена существительные; - различать синонимы и обосновывать свое мнение; - - составлять предложения со словами; - выполнять учебное задание в соответствии с целью; - выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания; - оформлять речевое высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога. | 1. Работа по теме урока. Изучение нового материала. Задание 1 (З) Назовите признаки имени существительного. Прочитайте текст № 80 и назовите признак, по которому мы можем выделить выделенные слова. На какие вопросы отвечают? Какое имеют значение? Какое слово непонятно? Столяр, плотник, инженер, кондуктор, шофёр, доктор. Слайд 6. К каким словам можно подобрать синоним? Задание 2 (П) Прочитайте текст № 84и назовите слова , обозначающие предметы. На какие вопросы отвечают? Значение каких слов непонятно? Сад, ель, река, иней, поле, шалаш, пейзаж, картина, равнина, картина. Слайд 7. Где заметили ошибку? 2.Вывод учащихся о результате исследовательской работы. Задание 3 (У) «Обращение Мудрой Совы» «Уважаемые ребята! Помогите научить Снежную Королеву определять одушевлённые и неодушевлённые существительные. Пожалуйста, расскажите новое правило). Слайд 8. Обобщение учителя. В русском языке есть существительные одушевлённые и неодушевлённые. К одушевлённым существительным относятся названия людей и животных , к неодушевлённым – названия всех остальных предметов. Одушевлённые существительные отвечают на вопрос кто? , неодушевлённые на вопрос что? (Учащиеся получают снежинки) 3.Работа с графической информацией( памятка – подсказка по теме урока). Слайд 9. 4.Физкультминутка. 5.Коллективная работа. Первичное закрепление нового материала. Задание 4 (З)
Прочитайте задание № 81, запишите слова, подходящие по лексическому значению к каждой группе, чтобы эти существительные были одушевлёнными.Составьте предложения с любым из этих слов. Слайд 10. | Диагностические задания Прочитайте слова, выпишите имена существительные. Столяр, плотник, инженер, кондуктор, шофёр, доктор.. Подчеркните имена существительные, отвечающие на вопрос кто? простым карандашом. Познавательные умения: - раскрывать значение понятия «синонимы» и использовать его в активном словаре; - определять имена существительные и обосновывать свое мнение; - определять одушевленные и неодушевленные имена существительные. Регулятивные умения: - выполнять учебное задание в соответствии с целью; - выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания. Коммуникативные умения: - оформлять речевое высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога. Предметные умения: - определять одушевлённые и неодушевлённые имена существительные в тексте предложений; - составлять предложения со словами-синонимами.
|
Третий этап.Работа с именами существительными одушевлённых и неодушевлённых предметов | ||
Тест - контроль | ||
Диагностика качества освоения темы | ||
Цель – установить степень усвоения темы, а именно: - работать с текстом самостоятельно; - определять и обозначать имена существительные одушевленные и неодушевленные в тексте; – выполнять задание в соответствии с целью. | Слайд 11. Задание 5 . Индивидуальная работа. Словарные слова распределите по группам- одушевлённые и неодушевлённые. Задание 6. Тест- контроль. Работа в парах. 1)Определи строку, где записаны имена существительные, которые отвечают на вопрос кто? а)машина , стол; б)поезд ,лес; в)девочка, медведь; г)дерево ,мост. 2)Найди слова с ошибками. а)ужы, чюдо; б)шили, дача; в)роща, стрижи; г) кричу, чашка. 3)В какое слово нужно вставить букву о? а )р.бята; б)соб.ка; в)к.рова; г)учитель. 4)В каком слове допущена ошибка при делении слов на слоги? а )ко- мок; б)со-ки; в)ме-с-то; г)тра-ва. 5)Укажите строку, где указаны только гласные буквы. а )г,к,п; б)ъ,ь,й; в)а, о, ы; г)ж, ш, ц. 6)В каком варианте допущена ошибка при переносе слов? а )зи-ма, б) ос-лик; в)мо-ст; г)маши-на. 7.Определите сколько букв и звуков в слове голубь? а )5 букв, 6 звуков; б)6 букв, 5 звуков; в)6 букв, 6 звуков; г)5 букв, 5 звуков. 8.Вкаком варианте допущена ошибка при написании слов? а )год; б)зуп; в)столб; г)стул. 9)Укажите в предложении одушевлённое существительное: Марина поливает в саду цветы. а )цветы; б)поливает: в)Марина; г)в саду. (Взаимопроверка, за правильное выполнение – снежинки) | Регулятивные умения: – выполнять задание в соответствии с целью. Предметные умения: - самостоятельно работать с текстом; - определять и обозначать имена существительные одушевленные и неодушевленные в тексте. |
Четвёртый этап . Рефлексивная деятельность. | ||
1.Обращение Мудрой Совы. Дорогие ребята! Вы хорошо работали на уроке, у вас была возможность убедиться в том , что доброта, дружба, трудолюбие могут очень много. Вы смогли растопить ледяное сердце Снежной Королевы, она не будет спорить со мной - Мудрой Совой, потому что полюбила русский язык, а вы помогли ей в этом. На нашем родном языке говорили и говорят много известных людей. Я сегодня вам дарю слова русского писателя И.С.Тургенева. | ||
Слайд 13. Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык,- этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием. И.С.Тургенев. | ||
Цели деятельности | 2.Самоанализ и самооценка ученика | Результат деятельности |
Научить школьников: - соотносить полученный результат с поставленной целью; - оценивать результат учебной деятельности.
| 1. Задание на самоанализ. Закончите предложение. Мне важно различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные, потому что………………………….. . 2. «Картина настроения»( учащиеся рисуют на интерактивной доске картину настроения) Своей работой на уроке я …………………………… . (доволен, очень доволен, не очень доволен), поэтому я рисую……………… . | Личностные умения: - оценивать результат собственной деятельности. Регулятивные умения: - соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.
|
Цели деятельности | 3.Самоанализ и самооценка учителя | Результат деятельности |
|
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель : создать условия для формирования знаний об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных по вопросам и лексическому значению слов Задачи - учить употреблять имена существительные в нужных падежах, тренировать в постановке вопроса; - определять грамматические признаки имени существительного; - организовать исследовательскую работу в группах; - учить работать в учебном диалоге ; - учить анализировать и оценивать свою работу и работу товарищей.
Помоги Снежной Королеве Дев … чка , д… журный , р… бята , т… варищ , уч …ник, в… рона , в …робей, … тец , ст… кан , т… релка , ло … ка . 15 февраля. Классная работа.
Игра «Одень Снеговика»
Работа в группах 1)гла з ки 1)шу б ка 2)гу б ки 2)сапо ж ки 3)бро в ки 3)ша п ка 4)у ш ки 4)шар ф 5)зу б ки 5)варе ж ки 6)но ж ки 7)ру чк и
Столяр Кондуктор Плотник Шофёр Инженер Доктор Одушевлённые существительные
Неодушевлённые существительные сад река картина ель иней облака поле равнина шалаш картина пейзаж
Имена существительные одушевлённые неодушевлённые кто? неживые предметы, растения, явления окружающего мира что? люди, животные
Памятка - подсказка Одушевлённые имена существительные обозначают Названия животных (собака, заяц, …) Людей (врач, учитель, …) Мифических существ (Баба-Яга, Русалка, Кащей, …) Неодушевленные имена существительные обозначают Неживые предметы ( дом, стол, …) Растения ( астра, роза, …) Явления окружающего мира ( дождь, гроза, …) Отвечают на вопросы : кто? что?
Подумай и докажи!
одушевлённые неодушевлённые девочка стакан дежурный тарелка ребята ложка товарищ ученик ворона воробей отец Разложите в два столбика слова:
Тест провести тест-контроль по определению одушевлённости и неодушевлённости существительных
13 Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, - этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием. И. С. Тургенев
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока Имена существительные одушевленные и неодушевленные 3 кл.
Технологическая карта урока "Имена существительные одушевленные и неодушевленные" в 3 кл. составлена в соответствии с ФГОС НОО...
Открытый урок по русскому языку в 3 "Б" классе, 2013-2014 уч.г.г. Имя существительное. Имена существительные одушевленные и неодушевленные
Тема: Имя существительное. Имена существительные одушевленные и неодушевленные....
Имена существительные одушевленные и неодушевленные
Имена существительные одушевленные и неодушевленные...
Урок русского языка "Имена существительные одушевленные и неодушевленные"
Технологическая карта урока по русскому языку с учётом интенсивности умственной деятельности учащихся. Тип урока "урок открытия новых знаний" . Урок разработан в соответствии ФГОС по программе "Ш...
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе "Имена существительные одушевленные и неодушевленные".
Цель урока:Сформировать представление об одушевленных и неодушевленных именах существительных. Ввести правила различия неодушевленных и одушевленных имен существительных.Научи...
Имена существительные одушевленные и неодушевленные.
Урок интересен учителям начальных классов при изучении новой темы....
Презентация к уроку русского языка во 2 классе по теме : "Имена существительные одушевленные и неодушевленные"
Возможность использования материала для дополнительной работы на уроке....