Технологическая карта урока Имена существительные одушевленные и неодушевленные 3 кл.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Татьяна Владимировна Вендрова-Кудрявцева

Технологическая карта урока "Имена существительные одушевленные и неодушевленные" в 3 кл. составлена в соответствии с ФГОС НОО

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Ф.И.О. учителя:                   Кудрявцева Татьяна Владимировна

Класс: 3 «А».

Дата:   27 февраля 2013 г..

Предмет:   Русский язык

Тема урока: Имена существительные одушевленные и неодушевленные 

Тип урока: Урок открытия «новых» знаний

Цель урока: 

Сформировать представление об одушевленных и неодушевленных именах существительных. 

Ввести правила различия неодушевленных и одушевленных имен существительных.

Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

                                                                                              Планируемые результаты

                                                                                                    Личностные

- проявлять интерес к изучению темы;

- желание помочь ребятам;

-  проявлять творческое отношение к выполнению  заданий;

- осознание успешности при изучении темы.

                                                                                                     Предметные

- Образовывать имена существительные  одушевлённые от неодушевлённых и одушевленных.

- Распределять имена  существительные  на группы одушевлённых и неодушевлённых предметов.

- Писать имена существительные одушевленные и неодушевленные, используя правило.

- Строить предложения с именами существительными одушевленными и неодушевленными

                                                                                                 Метапредметные

Познавательные умения: 

 - различать имена существительные одушевленные и неодушевленные и обосновывать свое мнение;

- определять необходимость использования имен  существительных одушевленных и неодушевленных и обосновывать свое мнение;

- использовать приобретённые знания для  классификации имен  существительных  на группы одушевлённых и неодушевлённых предметов.

 Регулятивные умения:

- выполнять учебные задания в соответствии с поставленной целью;

соотносить учебные действия с известным правилом;

выполнение учебного действия в соответствии с планом.

 Коммуникативные умения:

формулировать высказывание, мнение, используя термины, в рамках учебного диалога;

- согласовывать позиции и находить общее решение;

адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности.

Межпредметные связи:

Литературное чтение

Окружающий мир;

Тема – «Живая и неживая природа»  

 Ресурсы

                                                               

      Информационный материал

      Учебник «Русский язык» ч.2 С. В. Иванов 

     Демонстрационный материал

  • Карточки с учебными заданиями.
  • дидактическое сопровождение
  • материалы для познавательной деятельности

Формы работы:

 Фронтальная.

• индивидуальная

• парная  

• групповая

Этап урока

Содержание учебного материала

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся


Развитие УУД

1.Орг. момент Самоопределение к деятельности.


Цель: Создать условия для возникновения у ученика

 внутренней потребности включения в учебный

процесс

     Приветствие учащихся.


- Ребята! Готовы к уроку?

     На вас надеюсь я , друзья.

     Мы хороший дружный класс.

     Всё получится у нас!

Я очень хочу, чтобы урок получился интересным, познавательным, чтобы мы вместе повторили и закрепили то, что  уже знаем и постарались открыть новые секреты имени существительного.

Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность

Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место, проверяют наличие необходимых учебных принадлежностей

УДД:  

  • личностные  (действие смыслообразования,

установление учащимися связи между целью

учебной деятельностью и ее мотивом);

  • коммуникативные (планирование учебного

сотрудничества с учителем и сверстниками)

2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.


.

Цель: Организовать актуализацию изученных

 способов действий, достаточных для проблемного

 изложения нового материала

Галя и Серёжа   решили принять участие в конкурсе "Русский медвежонок". При подготовке к конкурсу одно из заданий вызвало у ребят разногласие. В задании необходимо было разделить слова: «стол», «собака», «улитка», «дерево», «снеговик», «слон», «сестра», «стена», «берёза», «кукла», «народ» на группы одушевленных и неодушевленных предметов: вот, что получилось у Гали: 

стол                     собака                  народ                  толпа

стена                   сестра

берёза                                                                                           

                            снеговик       

кукла                  улитка

Серёжа  прочитал вариант Гали и не согласился.

Ребята, почему Серёжа считает вариант выполнения задания Гали ошибочным?

          Есть ли у вас желание научиться различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные, чтобы  помочь ребятам выполнить задание правильно?


Мотивирует учащихся к изучению темы.

Стимулирует желание помочь  ребятам.

Принимают учебную задачу













Читают слова











(Ребята  высказывают разные версии, но дискуссия показывает, что мнения учащихся разные.)

УДД:  

  • регулятивные (целеполагание; планирование);
  • познавательные (общеучебные (поиск и

выделение необходимой информации);


Личностные умения:

- проявлять интерес к изучению темы;

- проявлять желание помочь ребятам подготовиться

к конкурсу «Русский медвежонок».


Регулятивные умения: 

выполнять учебное задание в соответствии с целью;

Коммуникативные умения:

- оформлять речевое высказывание, используя

 термины, в рамках учебного диалога

3. Постановка учебной задачи.




Цели: 1) Зафиксировать причину затруднения.

            2) Организовать подводящий или

побуждающий диалог по проблемному  

               объяснению нового знания.

             

.

Это и будет тема  нашего урока:  (на доске запись).

Цель нашего урока…

( научиться различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.)

Проведём мини- исследование.

 Сделаем  небольшое открытие,

За работу!




Задание №1        Найдите на столах карточки жёлтого цвета и выполните задания


Прочитайте слова  каждой группы и назовите признак, который объединяет эти слова.

  1 группа        Продавец, лиса, жаворонок, ребёнок, шмель, жираф.

 2 группа         Книга, роза, берёза, иней, автобус, тюльпан.

___________________________________________

Какой можем сделать вывод ?


Напишите фразу-конструкт:

Одушевленные имена существительные обозначают_________________ и отвечают на вопрос ____________________, а неодушевленные обозначают______________________ и отвечают на вопрос ___________.









Возьмите свой  лист достижений и оцените себя. поставьте + или – в задании №1

Уточняет тематические рамки. Организует

формулировку темы и постановку цели урока.














Организует работу на карточках, поясняет задание























Знакомит учащихся с листом достижений, в котором ученики оценивают свои знания

Знакомятся с темой урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их сформулировать







(Ребята работают на карточках индивидуально, устно проговаривают вывод, а затем выполняют вторую часть задания



Делают вывод:



Имена существительные которые отвечают на вопрос кто? Называют                     (одушевлённые предметы)


Имена существительные, которые отвечают на вопрос что? Называют                     (неодушевлённые предметы)



Оценивают свои достижения при выполнении задания №1


           

УДД:  

  • личностные  (действие смыслообразования,

 установление учащимися связи между целью

учебной деятельностью и ее мотивом);

  • регулятивные (целеполагание, планирование);

познавательные (постановка и формулирование

 проблемы;



Познавательные умения:

- раскрывать значение выражения «одушевленные

предметы», «неодушевленные предметы»;

- определять имена существительные одушевленных

 и неодушевленных предметов и обосновывать

 свое мнение

Регулятивные умения:

- выполнять взаимопроверку учебного задания

 и вносить корректировку;

- выполнять взаимооценку учебного задания.

Коммуникативные умения:

- формулировать высказывание, используя термины,

в рамках учебного диалога.

Предметные умения:

- составлять фразу-конструкт;

- классифицировать существительные на группы

одушевленных и неодушевленных предметов;

- писать имена существительные одушевленные и

неодушевленные

4. Построение проекта выхода из затруднения


     Цель:

1)Организовать уточнение и согласование

темы урока.



2)Организовать усвоение детьми нового

 способа действий при решении данного класса

задач с их проговариванием во внешней речи:


3) Соотнесение нового знания с правилом

в учебнике.


       

.

Какая  тема  нашего урока?:  

Цель нашего урока…

( научиться различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.)


 Предлагает провести исследование.


Для того чтобы провести следующее исследование нам необходимо вспомнить:


-- известные вам признаки имён существительных     (число, падеж).

--падежи русского языка с вопросами.

Назовите падежи, имеющие одинаковые вопросы.

Сейчас вам предстоит работать в группах. Исследовать вы будете слова Васи и Жени.


Найдите карточки голубого цвета


Задание №2

    (в группах, в 4-ах) 

              

Проведите исследование со словами ребят и результаты оформите в таблице.


Поставьте каждое слово в формы именительного, родительного и винительного падежей множественного числа.


Выделите  графически окончания в словах.



Понаблюдайте, формы каких падежей совпадают у одушевлённых имён существительных, какие у неодушевлённых имён существительных.



Что вы заметили?

Как вы думаете ,почему?




На доске:          

   Одушевлённые:

В.п. мн.ч. =   Р.п.

мн. ч.

            Неодушевлённые:

В.п.  мн.ч. =  И.п. мн.ч.


   Возьмите свой  лист достижений и оцените себя. поставьте + или – в задании №2

   

            ФИЗМИНУТКА

Уточняет тематические рамки. Организует

формулировку темы и постановку цели урока.





























Организует работу на карточках в четвёрках, поясняет задание

































Вешает на доску плакат с        формулой

Знакомятся с темой урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их сформулировать











Рассказывают об имени существительном.

Вспоминают падежи русского языка с вопросами















     Работают в четвёрках







Проводят исследование со словами ребят и результаты оформляют  в таблице.







Старшие в группе делают вывод.









Читают вывод в учебнике на стр.45




Оценивают свои достижения при выполнении задания №2





Выполняют движения

УДД:


  •  логические (анализ; построение логической

цепи рассуждений));

  • коммуникативные (планирование учебного

сотрудничества с учителем и сверстниками);




Познавательные умения:

- различать имена существительные одушевленные и

неодушевленные и обосновывать свое мнение;

- определять необходимость использования имен

 существительных одушевленных и неодушевленных;

определять различие в окончании существительных

 Р.п., В.п. и  И.п  и обосновывать свое мнение.

Регулятивные умения

проверять учебное задание и вносить корректировку;

- выполнять взаимооценку учебного задания.

Коммуникативные умения:

 -  оформлять речевое высказывание,

используя термины, представляя свою позицию.

Предметные умения:

рассказывать о признаках имени существительного;

- рассказывать о падежах и вопросах;

- писать имена существительные одушевленные и

 неодушевленные по группам;

- проводить исследование имен существительных и

 оформлять результаты в таблице;

 

5. Первичное закрепление во внешней речи.



Цель: Организовать усвоение детьми нового способа

 действий при решении данного класса задач

с их проговариванием во внешней речи:


Сообщение учителя

 


  А теперь вернёмся к словам Гали и Серёжи.  Галя утверждает , что слова «кукла» и «снеговик» называют неживые предметы. Серёжа  утверждает, что это одушевлённые имена существительные.


Какой вывод сделайте вы?

Для этого вам предстоит выполнить следующее задание


Задание  №3    (в парах)               


 Найдите карточки розового цвета.


Сравни склонение слов «кукла»  «снеговик»  «стол».  Выдели окончания.      Какой вывод вы можете сделать?




Сравним результаты ваших исследований.






Возьмите свой  лист достижений и оцените свою работу , поставьте + или – в задании №3


Сообщение учителя

 

Понятие об одушевлённых и неодушевлённых предметах в реальной жизни и в языке часто не совпадает.

Слова  «кукла», «снеговик» называют неживые предметы, но склоняются как одушевлённые имена существительные. У них совпадают

Одушевлённые:  

   В.п. мн.ч. =   Р.п. мн. ч.


   Значит ,эти имена существительные- одушевлённые.


      Вот такие есть секреты  в русском языке.


Назовите детские игрушки , которые не живые, но одушевлённые.

Нацеливает учащихся на выполнение следующего задания











Нацеливает учащихся на выполнение следующего задания















Работают на карточках в парах






Сравнивают результаты  исследований.



Делают вывод


Вывод: существительные, которые уподоблены человеку или животным – одушевленные.


Оценивают свои достижения при выполнении задания №3


















Петрушка,неваляшка,матрёшка

УДД:

  • регулятивные (волевая саморегуляция);
  • познавательные (общеучебные
  •  логические (анализ; построение логической

цепи рассуждений));

  • коммуникативные (планирование учебного

сотрудничества с учителем и сверстниками);





Познавательные умения:


- определять необходимость использования имен

 существительных одушевленных и неодушевленных;

определять различие в окончании существительных 

Р.п., В.п. и  И.п  и обосновывать свое мнение.

Регулятивные умения

проверять учебное задание и вносить корректировку;

- выполнять взаимооценку учебного задания.

Коммуникативные умения:

 -  оформлять речевое высказывание, используя

термины, представляя свою позицию.


Предметные умения:


- проводить исследование имен существительных

и оформлять результаты в таблице;


6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.



Цель: Организовать выполнение учащимися

 типовых заданий на новый способ действий.

Сообщение учителя

Никому и голову не приходило оспаривать, что гусь, овца, лошадь – одушевленные существительные. Какой вопрос задается к этим словам: стая, стадо, табун? Сегодня даже ученые затрудняются выбрать: кто? что? По грамматическим признакам эти слова совершенно определенно относятся к неодушевленным предметам.

Для того чтобы провести следующее исследование нам необходимо выполнить задание.


Задание  №4    (в парах)               

Найдите карточки зелёного цвета.


Сравни склонение слов «народ»  «стая»  .  Выдели окончания.      Какой вывод вы можете сделать?





Народ обозначает совокупность живых существ. Назовите еще подобные слова .



 Все эти слова относятся к неодушевленным существительным.









 Какое открытие вы сделали?  


Возьмите свой  лист достижений и оцените свою работу , поставьте + или – в задании №4


            ФИЗМИНУТКА



Задание № 5                с взаимооценкой

Поменялись карточками,оценили работу

соседа)



Допишите каждое предложение, используя слова для справок:

Летит стая….

Пасется стадо….

Мчится табун….

Слова для справок: гуси, овцы, лошади.

Определите вид каждого имени существительного.


Возьмите свой  лист достижений и оцените свою работу , поставьте + или – в задании № 5




- Сейчас мы сделаем ещё одно открытие.


Задание № 6   (в парах)             

Диагностическое  задание:

Напишите в каждом словосочетании вопрос.


Норка (______?) вылезла из норки (_______?) и пошла к знакомой  норке(____?).

В норку (______?) норкину  вошла, норку (_______?) в норке (______?) не нашла. Если в норке нету норки (_______?), может, норка (_____?) возле норки? (______?) 

Нет нигде. Пропал и след. Норка (______?) – здесь, а норки (______?) – нет.






         















Нацеливает учащихся на выполнение следующего задания














































Нацеливает учащихся на выполнение следующего задания











Нацеливает учащихся на выполнение следующего задания


Проводит индивидуальный контроль



Вывод:  

 В русском языке есть слова, которые пишутся и произносятся одинаково, но имеют разные значения, называют омонимы. Среди омонимов есть слова, которые бывают одушевленными и неодушевленными, поэтому меняют свое лексическое значение в зависимости от смысла, в котором употребляются.

















Работают на карточках в парах





Делают вывод


Эти существительные склоняются как, неодушевлённые имена существительные. У них совпадают


Неодушевлённые:

     В.п.  мн.ч. =  И.п. мн.ч.      


Вывод.     Существительные,обозначающие совокупность живых существ – неодушевленные

Оценивают свои достижения при выполнении задания №4





Работают на карточках индивидуально




Выполняют взаимооценку учебного задания







Оценивают свои достижения при выполнении задания №5








Одна пара зачитывает поставленные вопросы, другие сверяют


 

  

Цель: Организовать выполнение учащимися

 типовых заданий на новый способ действий.

УДД:

  • познавательные (моделирование; рефлексия,

контроль и оценка);

          личностные  (действие смыслообразования,


  • установление учащимися связи между целью

учебной деятельностью и ее мотивом);


Познавательные умения:

- различать имена существительные одушевлённые и

 неодушевлённые в определенном контексте и

 обосновывать свое мнение.

Регулятивные умения:

- соотносить учебные действия с известным правилом.

Коммуникативные умения:

- согласовывать позиции и находить общее решение.

Предметные умения:

- формулировать вопрос к существительному

одушевленному и неодушевленному;

 - изменять по падежам имена существительные

одушевлённые и неодушевлённые;































7. Рефлексия учебной деятельности

(итог )


Цель:

Организовать фиксацию нового содержания,

 изученного на уроке


Обобщение полученных на уроке сведений



Определите, кто оказался прав: Галя  или Серёжа , когда выполняли задание при подготовке к конкурсу «Русский медвежонок».

Помогли мы ребятам в задании?



Оцените последнее задание и поставьте себе оценку за урок.


Достигли мы цели урока?


Над каким умением работали на уроке?

 Что учились делать?

Какие необычные открытия мы сделали?

Какую оценку поставил себе …

 Почему?

 


 Задание на самоанализ.

Допишите предложение.

Мне важно различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные, потому что………………………….. .

2. . Задание на самооценку. 

Своей работой на уроке я …………………………… . (доволен, очень доволен, не очень доволен), потому что………………

Домашнее задание:





Спасибо за урок!

 





Организует работу по обсуждению материала











































Конкретизирует домашнее задание


 



Отвечают на итоговые вопросы урока













Анализируют свою работу на уроке





Отвечают на итоговые вопросы урока








Оценивают свою работу на уроке
















Записывают домашнее задание


УДД:


Личностные умения:

 - оценивать результат собственной деятельности.

Регулятивные умения:

- соотносить поставленную цель и полученный результат  деятельности.

           

                                                             Лист  достижений

        Учени           __________________________________________________________

Оценочный

лист

            Оценка

             +           _

 1. Задание № 1  

2. Задание № 2 

3. Задание № 3  

4. Задание № 4  

5.  Задание № 5  

6.  Задание № 7  

7. Задание № 8 

Допишите предложение.

Мне важно различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные, потому что………………………….. 

_________________________

Самооценка

 Могу работать самостоятельно.

Отлично усвоил тему урока.

 Могу работать с помощью учителя, родителей. Не уверен в своих силах.

 Ничего не понял. Нужна помощь.

                                                      Задание № 2 (в группах)

Поставьте каждое слово в формы именительного, родительного и винительного падежей множественного числа.         Выделите  графически окончания в словах.

                                    Сестра                                              берёза

Имена существительные 

во множественном числе

     Одушевлённое

     

       неодушевлённое

 

И.п.  мн.ч. (есть) кто?


________________________


Р.п.  мн.ч. (нет) кого?


________________________


В.п.   мн.ч.  (вижу)  кого?

_________________________

 

 И.п.  мн.ч. (есть) что?


________________________


Р.п.  мн.ч. (нет) чего?


________________________


В.п.  мн.ч.  (вижу)  что?

________________________

        Понаблюдайте, формы каких падежей совпадают у одушевлённых имён        

         существительных, какие у неодушевлённых имён существительных.

                                                                Задание № 3  

     Сравни склонение слов  «кукла»  «снеговик»  «стол» во  множественном числе.

 Выдели окончания.      Какой вывод вы можете сделать?

И.п. мн. ч. (есть) кто? что? Столы, снеговики, куклы

Р.п.  мн.ч. (нет)   Кого? Чего?  Столов, снеговиков, кукол

В.п. мн.ч.  (вижу) кого? Что?  Столы, снеговиков, кукол

                                                                Задание № 3  

     Сравни склонение слов  «кукла»  «снеговик»  «стол» во  множественном числе.

 Выдели окончания.      Какой вывод вы можете сделать?

И.п. мн. ч. (есть) кто? что? Столы, снеговики, куклы

Р.п.  мн.ч. (нет)   Кого? Чего?  Столов, снеговиков, кукол

В.п. мн.ч.  (вижу) кого? Что?  Столы, снеговиков, кукол

                                                                Задание № 3  

     Сравни склонение слов  «кукла»  «снеговик»  «стол» во  множественном числе.

 Выдели окончания.      Какой вывод вы можете сделать?

И.п. мн. ч. (есть) кто? что? Столы, снеговики, куклы

Р.п.  мн.ч. (нет)   Кого? Чего?  Столов, снеговиков, кукол

В.п. мн.ч.  (вижу) кого? Что?  Столы, снеговиков, кукол

                                                                Задание № 3  

     Сравни склонение слов  «кукла»  «снеговик»  «стол» во  множественном числе.

 Выдели окончания.      Какой вывод вы можете сделать?

И.п. мн. ч. (есть) кто? что? Столы, снеговики, куклы

Р.п.  мн.ч. (нет)   Кого? Чего?  Столов, снеговиков, кукол

В.п. мн.ч.  (вижу) кого? Что?  Столы, снеговиков, кукол


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Имена существительные одушевленные и неодушевленные"

Технологическая карта урока по русскому языку с учётом интенсивности умственной деятельности учащихся. Тип урока "урок открытия новых знаний" . Урок разработан в соответствии ФГОС по программе "Ш...

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе "Имена существительные одушевленные и неодушевленные".

Цель урока:Сформировать представление об одушевленных и неодушевленных именах существительных. Ввести правила различия неодушевленных и одушевленных имен существительных.Научи...

Технологическая карта урока "Имена существительные"

Примеры использования технологии ТРИЗ....

Презентация к уроку русского языка во 2 классе по теме : "Имена существительные одушевленные и неодушевленные"

Возможность использования материала для дополнительной работы на уроке....

Технологическая карта урока русского языка «Одушевленные и неодушевленные имена существительные», (УМК «Перспектива», 2 класс)

Цель урока: формирование умения ставить вопросы к именам существительным, распознавать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.Задачи урокаДидактические:Научить находить имена существитель...

План-конспект урока по русскому языку (3 класс, «Начальная школа XXI века») Тема урока: «Имена существительные одушевленные и неодушевленные».

Тема урока: «Имена существительные одушевленные и неодушевленные».Тип урока: урок изучения новых знаний.Цель: создать условия на уроке для организации деятельности учащихся по знакомству с...