Урок русского языка "Имена существительные одушевленные и неодушевленные"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Технологическая карта урока по русскому языку с учётом интенсивности умственной деятельности учащихся. Тип урока "урок открытия новых знаний" . Урок разработан в соответствии ФГОС по программе "Школа России" для учащихся 3 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_s_ispolzovaniem_zot.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                Технологическая карта урока с учётом интенсивности умственной деятельности учащихся

Тема урока: Имена существительные одушевленные и неодушевленные 

Класс: 3

Учитель: Трифонова Ольга Фёдоровна

Тип урока: урок «открытия новых знаний»

 Цели по содержанию:

обучающие: сформировать представление об одушевленных и неодушевленных именах существительных. 

развивающие: сформировать умение  различать неодушевленные  и одушевленные имена существительные.

воспитывающие: формировать мотивацию к изучению предмета

Планируемые  результаты учебного занятия :

Предметные : научатся  различать имена существительные одушевленные и неодушевленные и обосновывать свое мнение; распределять имена  существительные  на группы одушевлённых и неодушевлённых предметов.

Межпредметные связи: литературное чтение, окружающий мир;

Метапредметные :

регулятивные : высказывать своё предположение на основе учебного материала, определять  цель учебной деятельности, проверять учебное задание и вносить корректировку; работать по плану, определять степень успешности выполнения своей работы, соотносить поставленную цель и полученный результат  деятельности

коммуникативные : оформлять речевое высказывание, используя  термины

познавательные: отвечать на вопросы учителя, опираясь на знания, искать  и выделять необходимую информацию

Личностные: проявлять интерес к поставленной проблеме, желание помочь Рукодельнице; осознание успешности при изучении темы, оценивать результат собственной деятельности.                                                                                                   Используемая технология : здоровьесберегающие технологии, игровая технология, ИКТ

Информационно-технологические ресурсы : учебник «Русский язык» ч.2  В,П, Канакина, презентация, карточки с учебными заданиями.

Часть урока и задачи этапа

Время

Нагрузка

Деятельность  учителя

Деятельность учащихся

УУД

1-й этап. Вырабатывание.

Мотивация

5-7 мин

Относительно невелика

Прозвенел урок.

Начинается урок.

 Я улыбнусь вам,

И вы улыбнитесь друг другу

 И подумайте, как хорошо, что мы сегодня вместе.

Сегодня я приглашаю вас отправиться   в путешествие в сказку.

В какую, узнаете, прочитав слова: ведро, колодец, слиток, брильянтик, работа, постелька,  девочки, нянюшка, петушок, старик.

Ребята, какое горе приключилось с главной героиней?

Поможем ей достать ведёрко?!

В путь дорогу собирайтесь,

За здоровьем отправляйтесь,

Грубых слов не говорите,

Только добрые дарите.

Репродуктивная, переходящая в продуктивную.

Приветствуют учителя.

Читают слова и называют сказку.

Л- включатся в деятельность на личностно -значимом уровне

П – отвечать на вопросы учителя, опираясь на знания.

Личностные: желание помочь

Рукодельнице

Целеполагание

Планирование

Предлагает выполнить задание печки.(устно) К какой части речи относятся слова? На какие две группы их можно разделить ? Почему?.

Это и есть тема нашего урока (записывает  на доске тему урока).

Чему должны научиться?

Делят существительные на группы, обосновывают своё мнение.

Формулируют цель: научиться различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

Л- проявлять интерес к поставленной проблеме

Регулятивные:

-высказывать своё предположение на основе учебного материала.

Р- определять  цель учебной деятельности

2-й этап. Максимальная работоспособность

Построение проекта выхода из затруднения;

Включение  учащихся в целенаправленную деятельность

20-25 мин

Максимальное снижение на 15 минуте

Как различить одушевлённые и неодушевлённые имена существительные?

За работу!

Предлагает выполнить задание яблоньки.  Мы, яблочки наливные, созрелые; корнем дерева питалися, студеной росой обмывалися; кто нас с дерева стрясет, тот нас себе и возьмет.

1Вставьте пропущенные буквы, поставь  вопрос к каждому имени существительному. Первая группа собирает яблоки и записывает одушевлённые имена существительные ,вторая -неодушевлённые

2. Проверка  

   Рукодельница идет дальше. Смотрит: перед ней сидит старик Мороз Иванович, седой-седой; сидит он на ледяной лавочке да снежные комочки ест; тряхнет головой от волос иней сыплется, духом дохнет -- валит густой пар.

Предлагает выполнить задания Мороза Ивановича

1.Заполните  фразу-конструкт:

Одушевленные имена существительные обозначают_________________ и отвечают на вопрос ____________________, а неодушевленные обозначают______________________ и отвечают на вопрос ___________.

Продуктивная, творческая, знакомство с новым материалом

Работают в группах

Работают с правилом: вставляют пропущенные признаки имён существительных

Регулятивные:

проверять учебное задание и вносить корректировку;

Коммуникатив-ные:оформлять речевое высказывание, используя

термины

Физминутки и физпаузы

На 15 минуте

  Подвижная музыкальная физминутка

Первичное закрепление

 Знаю я, зачем ты пришла, говорит Мороз Иванович, ты ведерко в мой студенец (колодец) опустила; отдать тебе ведерко отдам, только ты мне за то три задания выполни; будешь умна, тебе ж лучше; будешь ленива, тебе ж хуже.

1. Спиши. Подчеркни неодушевлённые имена существительные: окошки, труба, неряхи, печка, угольки, голова,  люди, дрова, Рукодельница, головка, постель.

2. Взаимопроверка

 Один ученик работает у доски, остальные в тетрадях

Познавательные- искать  и выделять необходимую информацию

Регулятивные: проверять учебное задание и вносят корректировку;

Выполнять взаимооценку учебного задания.

Гимнастика для глаз

Следят за полётом снежинок (по слайду11-12)

Эмоциональная пауза

10 минут до конца урока

Эмоционально-смысловая разрядка

2.Предлагает помочь Рукодельнице приготовить обед. Учитель организует  соревнование между двумя группами: первая группа готовит обед  из одушевлённых имён существительных ,вторая –неодушевлённых. Слова из упражнения 16, стр.12(устаревшие слова)

 Работают   в группе

Регулятивные :

- соотносить учебные действия с известным правилом.

Коммуникативные умения:

- согласовывать позиции и находить общее решение.

3-й этап. Конечный порыв.

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

10-15 мин.

Небольшое повышение работоспособности

Помогаем Рукодельнице штопать бельё. Предлагает индивидуальную работу по карточкам

1.Одушевлённые имена существительные подчеркнуть зелёным цветом, неодушевлённые –синим.

Рукодельница принялась взбивать снег, чтобы старику было мягче спать, а между тем у ней, бедной, руки окостенели и пальчики побелели, как у бедных людей, что зимой в проруби белье полощут: и холодно, и ветер в лицо, и белье замерзает, колом стоит, а делать нечего работают бедные люди.

   Ничего, сказал Мороз Иванович, только снегом пальцы потри, так и отойдут, не отзнобишь.

2. Гимнастика для рук.( подводит к выводу, что пальцы трут не только для того, чтобы согреться, но и отдохнуть, расслабиться)

2. Самопроверка по эталону.

Репродуктивная, отработка узловых моментов пройденного материала

Индивидуально выполняют работу по карточкам.

Повторяют движения за учителем

Проверяют работу  по эталону.

Регулятивные- работать по плану

Регулятивные:

определять степень успешности выполнения своей работы

Рефлексия.

Оценивание

Оцените последнее задание и поставьте себе оценку за урок.

Достигли мы цели урока?

Над каким умением работали на уроке?

 Что учились делать?

Кому оказали помощь ?

Какую оценку поставил себе …

 Почему?

 Задание на самоанализ.

Допишите предложение.

1.Мне важно различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные, потому что………………………….. .

2. . Задание на самооценку. 

Своей работой на уроке я …………………………… . (доволен, очень доволен, не очень доволен), потому что………………

Домашнее задание:


Задания для детей на  красных  карточках(1 низкий уровень) Записать ответы на вопросы.
Кто может летать?

Что может летать?
Кто может плавать?

 Что может плавать?
Кто стучит в окно?

Что стучит в окно?


Жёлтые карточки
(2 средний уровень) Придумать и записать по три имени существительных одушевленных и неодушевленных на тему: “Природа в зимнем лесу”.


Зеленые карточки
(3 высокий уровень).  Составить и записать предложения, используя одушевленные и неодушевленные имена существительные на тему: “Красота зимнего леса»

Мороз Иванович наградил Рукодельницу , а Рукодельница –вас! (Раздаёт полезные для здоровья фрукты)

Анализируют свою работу на уроке

Отвечают на итоговые вопросы урока

Оценивают свою работу на уроке

Записывают домашнее задание

Личностные умения:

 - оценивать результат собственной деятельности.

Регулятивные умения:

- соотносить поставленную цель и полученный результат  деятельности.

 Коммуникатив

ные:оформлять свои мысли  в устной речи

ГБОУ ВПО «Самарская государственная областная академия (Наяновой)»

Северо-Восточное управление министерства образования  и науки СО

Методическая разработка по теме:

«Проектирование учебного занятия по русскому языку с использованием здоровьесберегающих  технологий»

Использование здоровьесберегающих  технологий на уроках русского языка»

Работу выполнила:

Трифонова Ольга Фёдоровна,

учитель начальных классов,

Старо-Семёнкинского филиала

ГБОУ СОШ с. Старый Маклауш.

Консультант: Ильинская Т.М.

Самара-2014

ГБОУ ВПО «Самарская государственная областная академия (Наяновой)»

Северо-Восточное управление министерства образования  и науки СО

Методическая разработка по теме:

«Проектирование учебного занятия по русскому языку с использованием здоровьесберегающих  технологий»

Использование здоровьесберегающих  технологий на уроках русского языка в начальной школе»

Работу выполнила:

Трифонова Ольга Фёдоровна,

учитель начальных классов,

Старо-Семёнкинского филиала

ГБОУ СОШ с. Старый Маклауш.

Консультант: Ильинская Т.М.

Самара-2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 1 классе по теме:"Имя существительное. Одушевленные и неодушевленные имена существительные"

Урок по предложенной теме предполагает создание коллизии при объяснении нового материала, расширяют знания учащихся об имени существительном как о части речи.Урок разработан по системе развивающего об...

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе "Имена существительные одушевленные и неодушевленные".

Цель урока:Сформировать представление об одушевленных и неодушевленных именах существительных. Ввести правила различия неодушевленных и одушевленных имен существительных.Научи...

Презентация к уроку русского языка во 2 классе по теме : "Имена существительные одушевленные и неодушевленные"

Возможность использования материала для дополнительной работы на уроке....

Урок русского языка в 3 классе. Тема: ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ ОДУШЕВЛЕННЫЕ И НЕОДУШЕВЛЕННЫЕ

Введение понятия «одушевленные и неодушевленные имена существительные». Наблюдение за языковым материалом. Классификация слов....

План-конспект урока по русскому языку (3 класс, «Начальная школа XXI века») Тема урока: «Имена существительные одушевленные и неодушевленные».

Тема урока: «Имена существительные одушевленные и неодушевленные».Тип урока: урок изучения новых знаний.Цель: создать условия на уроке для организации деятельности учащихся по знакомству с...