Конспект урока русского языка в 3 классе
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Урок русского языка в 3 классе по теме: "Изменение имён прилагательных по родам"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_rus.yaz_.docx | 32.61 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 3 КЛАССЕ
Тема: Изменение имён прилагательных по родам.
Цель: Формировать представления учащихся о грамматическом признаке имен прилагательных (роде); о том, что род прилагательного совпадает с родом существительного, к которому данное прилагательное относится.
Задачи:
Обучающие: учить исследовать слово, в частности имя прилагательное, раскрыть его семантику, некоторые морфологические и синтаксические особенности, показать его речевую функцию, организовать разные виды проверки для формирования рефлексивных компетенций.
Развивающие: создать проблемную ситуацию, чтобы активизировать творческую, речевую и мыслительную деятельность, использовать различные формы работы и различные источники, включая ИКТ для развития интереса учащихся к языку и учебной деятельности.
Воспитательные: подготовить разноуровневые задания для повышения самооценки слабоуспевающих учащихся, воспитывать интерес к родному языку, бережное отношение к природе; организовать работу в парах для формирования коммуникативных компетенций, воспитания настойчивости при выполнении учебных задач.
Тип урока – открытие новых знаний
По содержанию – с элементами межпредметной интеграции (окружающий мир, чтение)
По форме организации – комбинированный (групповая, индивидуальная, фронтальная, самостоятельная)
По результатам выполнения – практический
Оборудование: ПК, мультимедийный проектор.
Материалы: презентация «Изменение имён прилагательных по родам», учебник русского языка (Климанова Л.Ф.), индивидуальные разноуровневые карточки для самостоятельной работы, иллюстрации с изображение весеннего леса, фотографии первоцветов; таблица «Изменение имён прилагательных по родам», таблица с алгоритмом работы по определению рода имени прилагательного; запись отрывка «Подснежник» из пьесы П.Чайковского «времена года».
Подготовила и провела:
учитель начальных классов
1 квалификационной категории
Иванова Е.Л.
Ход урока
1.Мотивация учебной деятельности.
Вот звонок нам дал сигнал:
поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.
-Изображения какого времени года видите?(Весны) (СЛАЙД )
-Почему именно весенние мотивы?
-Что видите на картине? (Весенний лес, цветы)
-Кого видите на картинке? (Это юннат) (СЛАЙД )
Юннат – участник кружка по изучению природы. (Работа со словарем С.И.Ожегова – 1 ученик)
-Какая орфограмма в этом слове?
-Чем занят? (Изучает природу, узнаёт новое)
-Хотите узнать новое?
-Предлагаю отправиться за знаниями. Готовы?
-Сегодня предлагаю не только познавать новое, но и оценивать свою работу на протяжении всего урока, за каждое задание будете брать себе лепесточек подходящего цвета.
Есть вопросы- розовый,
Получилось, но нужно еще потренироваться- фиолетовый,
Все отлично- синий.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности.
-Откройте тетради, запишите число.
-Подготовим руку к письму. Нарисуйте безотрывно цветок подснежника.(СЛАЙД )
Словарный диктант.
(1 ученик у доски)
Аккуратный, Россия, ветер, праздничный, чёрный, русский, ребята, чувство.
-Что можно сделать с этими словами?
-Разделить на группы, найти лишнее, общее, составить предложение, словосочетания.
-Что общего? (все слова из словаря)
-Какие группы предлагаете выделить?
Сущ. –прилаг., группы слов, объединенных одной орфограммой (двойн.согл, без.глас., непроизн.согл)
-С какой группой будем работать? Почему?
-Что такое имя прилагательное? Какую роль играют в речи?
-Подберите синонимы к слову аккуратный.
-Какое слово может быть отнесено в обе группы? (русский) Приведите примеры.
-Что обозначает прилаг. чёрный?
-Нравится ли вам этот цвет? Подходит ли он для весеннего дня?
-Назовите цвета весны.
-С чем ассоциируется у вас весна?
-Вернемся к картине весны (слайд 1)
-Что видите? Как называются такие цветы? (первоцветы)
-Составьте предложение по картине.
-Оцените свою работу на данном этапе.
-Прочитайте текст (у детей на партах)
1. Пробудились цветочки. 2. Первый весенний цветок – нежный подснежник. 3. Днём на проталинке появились желтые головки мать-и-мачехи. 4. Поднялась с земли и расцвела душистая медуница. 5. Тянутся к весеннему солнцу стебельки с нежными цветами.
-Ребята, сегодня мы пополним копилку знаний и сведениями о первоцветах.
(рассказ о подснежнике с использованием иллюстраций) (СЛАЙД )
Подснежник – самый храбрый из первоцветов. Древняя легенда рассказывает о нём:
Когда Адам и Ева были изгнаны из рая, шёл сильный снег и Еве было очень холодно. Тогда несколько снежинок, желая утешить её, превратились в цветы. Увидев их, Ева повеселела, у неё появилась надежды на лучшие времена. Поэтому подснежник – символ надежды.
-Назовите имена существительные из 2 предложения.
-Определите род имён существительных.
-Сигнализируйте карточками.
Цветок- м.р.
Подснежник- м.р.
Головки- ж.р.
Медуница – ж.р.
-Назовите имена прилагательные.
-Даю вам задание. Определите род и число выделенных прилагательных.
(весенний, жёлтые, душистая)
(самостоятельная работа индивидуальная )
-Закончили.
-Какое задание выполняли? (Определяли род имен прилагательных)
-Проверьте по образцу:
Весенний - м.р.
Жёлтые –
Душистая – ж.р.
(СЛАЙД )
3.Выявление причины затруднения.
-Кто выполнил правильно?
-Кто не справился? Почему? (Не успел, не смог выполнить)
-Кто сделал правильно, объясните, как выполняли. (Не знаю, объяснить не могу).
-Почему не можете объяснить? (Не знаем правила, алгоритма)
-Мы с вами выяснили то, что не знаем.
4. Построение выхода из затруднения. (СЛАЙД )
-Какую цель поставим? (Узнать способ определения рода имени прилагательного)
-Как определим тему урока? (Изменение имён прилагательных по родам).
-Ребята, давайте попробуем преодолеть трудность.
-С помощью чего преодолеем затруднение?
5.Реализация построенного проекта.
(работа в парах по составлению алгоритма)
-Давайте в парах попробуем составить алгоритм по определению рода имени прилагательного.
-Работаем с 4 и 5 предложениями.
Поднялась с земли и расцвела душистая медуница.
Тянутся к весеннему солнцу стебельки с нежными цветами.
Алгоритм
1)найди существительное и определи его род
2)поставь от существительного вопрос к прилагательному
3)по роду существительного и вопросу определи род имени прилагательного.
4) во множественном числе имена прилагательные рода не имеют.
-Давайте проверим работы.
-Какое задание выполняли?
-Объясните, как выполняли задание?
-К какому выводу пришли? (Имена прилагательные имеют те же формы, что и имена существительные, с которыми они связаны)
(на доску вывешивается таблица «Изменение имён прилагательных по родам»)
-В каком числе прилагательные изменяются по родам?
-На какой вопрос отвечают прилагательные мужского рода? (женского рода, среднего рода).
-Как можем себя проверить? (По учебнику - чтение правила)
-Можем теперь определить род имён прилагательных из предложений 2 и 3?
-Объясните.
6.Первичное закрепление во внешней речи.
-Смогли преодолеть трудность?
-Можем ли скачать, что полностью овладели знанием? (Нет, должны проверить, умеем ли работать самостоятельно).
-Перед работой предлагаю расслабиться.
(Упражнение на релаксацию, выполнение упражнений.
Слушание пьесы «Подснежник» из цикла «Времена года» П. Чайковского)
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.
-Ребята, посмотрите на фотографии и картинки весенних цветов. Как их ещё называют? (Первоцветы)
-Что такое первоцветы? Какие весенние цветы знаете?
1.Запишите под диктовку предложение ещё об одном первоцвете.
Кивает головкой весеннему ветерку нежная ветреница.
-Назовите имена прилагательные. С какими словами они связаны?
-Обозначьте род имён прилагательных.
-Проверьте по образцу.(1 ученик отвечает)
-У кого всё получилось?
-Кто сделал неправильно?
-Оцените свою работу.
-Почему ветреница получила такое название?(рассказ с использование иллюстрации) (СЛАЙД )
Стоит подуть даже лёгкому ветерку, как закачаются на тоненьких стебельках нежные цветки. Поэтому растение назвали ветреницей. Ох и хитрое это растение. Стоит только небу нахмуриться и собраться дождём, как цветки-снежинки закрываются. Но лишь солнце вновь приласкает землю своими лучами, цветы оживают, опять начинают кивать головками.
Физминутка для глаз (цветочная тема) (СЛАЙД )
8.Включение в систему знаний.
-Я приготовила для вас разные по сложности задания. Выберите задание себе сами, учитывая ваши ответы на уроке. (задания на карточках для учащихся)
1.Определи род имён прилагательных в данных советах.
Береги весенний цветок!
Не губи родную природу!
Не обижай беззащитное растение!
Полюбуйся весенней красотой!
2.Вставь в текст пропущенные и подходящие по смыслу имена прилагательные. Определи род прилагательных.
Я люблю… край. Наступает…весна. Появились … весенние цветы. Есть любители собирать их в … букеты. Из года в год всё меньше цветов распускают свои …головки. Нужно охранять эти … вестники весны!
3.Составь небольшой текст по картине, предавая своё отношение к природе. Запиши. Обозначь род имён прилагательных.
-Ребята, что общего в ваших заданиях. О чём предложения? (Об охране природы)
9.Рефлексия учебной деятельности. (СЛАЙД)
-Какую цель ставили себе на урок?
-Достигли её? Докажите.
-Как определить род имени прилагательного?
-О чём ещё говорили на уроке? О каких цветах?
-Многие первоцветы стали редкими. Они занесены в Красную книгу.Почему?
-Стоит ли губить растения из-за нескольких дней красоты?
-Правильно. Недаром говорится: «Поймала я бабочку- она погибла, сорвала я цветок- он увял, и тогда стало понятно- к красоте можно прикоснуться лишь сердцем. Прикасаясь руками, мы губим красоту».
-Прочитайте стихотворение хором. (СЛАЙД 12)
Я должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать.
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать!
-Вот фотографии еще одного первоцвета.
-За что растение назвали медуницей? (За сладкий, медовый на вкус сок) (СЛАЙД )
-Подберите синонимы к слову пахучая.
-Бросается в глаза различная окраска цветков медуницы. Только что раскрывшиеся цветки имеют розовую окраску, в дальнейшем она становится фиолетовой и, наконец, синей.
-Ребята, сегодня вы отлично потрудились.
-Предлагаю каждому оценить свою работу.
-Соберите из лепестков, которые вы получили, цветок медуницы.
Посмотрите, какого цвета больше на вашем цветке. Оцените свою работу за весь урок и поставьте себе оценку. Если больше розового цвета, значит знания по теме пока неустойчивые, как первые цветочки медуницы, если фиолетового цвета больше, значит и знания крепче, это большая четверка, если ваш цветок полностью синего цвета, значит знания крепкие, вы можете ими поделиться даже с другими.
Информация о домашнем задании
- Те, кто допустил ошибки, дома выполните упр. из учебника
- Те, кто справился с работой без ошибок, напишите небольшое сочинение на тему «Я берегу первоцветы».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка 2 класс УМК "Школа России". Урок-сказка.
Цели и задачи урока:Образовательные:- закрепить знания, умения, навыки учащихся о проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова. 2. Развивающие:- развивать...
План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"
" 4 класс Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...
Конспект урока русского языка 2 класс Тема : «Звуки буквы родного языка. Природа весной.»
Урок развития речи. На уроке формируются умения рассматривать и анализировать картины, фиксировать свои наблюдения, находить нужный материал для раскрытия темы, пробуждение творческой активности и фан...
Конспект урока русского языка 1 класс и презентация к уроку
Надеюсь, что составленный мною конспект урока покажется интересным и может быть, кто-то его частично использует в своей работе...
Конспект урока русского языка 2 класс Тема урока: «Правописание суффиксов –онок-, -енок- »
Конспект урока русского языка 2 классТема урока: "Правописание суффиксов –онок-, -енок-" Образовательная система “Начальная школа XXI века”....
Конспект урока русского языка 4 класс по теме "Мягкий знак на конце наречий после шипящих" урок изучения нового материала
Конспект урока русского языка по теме "Мягкий знак на конце наречий после шипящих" в 4 классе. Это урок изучения нового материала по программе "Школа 21 век". Урок соответствует требованиям ФГОС....
Конспект урока русского языка 2 класс по теме "Русский алфавит или азбука".
Урок русского языка 2 класс по теме "Русский алфавит или азбука".Цель: создать условия для обобщения и расширения знаний обучающихся о русском алфавите (азбуке); создать условия дл...