Урок русского языка во 2 классе на тему: "Выполнение упражнений на определение начальной формы слов".
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Гибадуллина Нурсана Турисовна

На данном уроке я старалась придерживаться главной цели урока – различать начальную форму слов.

Урок является комбинированным, так как в работе используется повторение раннее изученного материала, закрепление раннее полученных навыков. Материал к уроку был подобран согласно возрастным особенностям учащихся 2 класса. УМК "Перспективная начальная школа".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk-2_klass.docx22.67 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                План - конспект урока

Гибадуллина Нурсана Турисовна, учителя начальных классов

Место работы МБОУ «Среднекорсинская ООШ»

УМК «Перспективная начальная школа»

Тема: Выполнение упражнений на определение начальной формы слов.

Планируемые результаты:

Регулятивные

– принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры.

Познавательные

– формировать умение осуществлять сравнение и выделять общее и различное;

- формировать умение поиска информации в учебном словаре (Обратный словарь, словарь «Пиши правильно»), понимание и преобразование информации;

- подведение под понятие (начальная форма).

Коммуникативные

- подтверждать аргументы фактами; слушать, сотрудничать с одноклассниками при работе в паре; участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения.

Предметные (ПР):

- различать начальную форму слов;

- применять правила правописания (в объеме содержания курса);

- изменять форму слов-названий предметов;

- проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;

-работать над ошибками диктанта: найти проверочные слова;

Цель урока: формирование и развитие ценностного отношения обучающихся по самоопределению через организацию учебного сотрудничества при осуществлении сравнения для подведения под понятие «начальная форма» и правильного определения формы слов – названий предметов и изменения их по числам.

Оборудование: учебник «Русский язык» - 2 класс, часть 1 (Н.А.Чураковой), тетрадь для самостоятельной работы № 1 (Т. А. Байковой и О.В. Малаховской), Обратный словарь, Толковый словарь (учебник «Русский язык» - 2 класс, часть 2 (М.Л. Каленчука).

Этап

урока

Цель этапа

Деятельность

учителя

Деятельность учащихся

Результат

1. Организационный момент

Организация направленного внимания на уроке.

Приветствие.

Быть должны у нас в порядке

Ручки, книжки и тетрадки.

А девиз у нас, какой?

Всё, что надо, под рукой!

Проверяют свою готовность к уроку.

Всё, что надо, под рукой!

Формальная готовность к предстоящей деятельности, привлечение произвольного внимания.

2. Актуализация знаний.

1. Минутка чистописания.

2. Повторить о начальной форме слов.

1. Предупреждение ошибок.

2. Отгадай загадку:

«Если б не было его, не сказал бы ничего»

2) Игра «Найди лишнее слово»:

Тетрадь, стол, ручки, книга.

Красный, хорошая, чистый, добрый.

Пишет, читать, рисовать, прыгать.

Пишут по образцу: Дд

дуб

Слово

Ручки (мн.ч.)

Хорошая (не нач. форма)

Пишет (не нач. форма)

Сформированность правильного письма, соединения букв.

2. Повторить правило написания парных звонких и глухих согласных букв, безударной гласной в корне слова, определение основы предложения через умение правильно задавать вопросы.

Предупреждение ошибок.

Пишут по образцу: Дд

дуб

Сформированность правильного письма, соединения букв.

3. Проверка домашнего задания.

Воспроизведение знаний учащихся о способах проверки слов.

Коммуникация как взаимодействие (интеллектуальный аспект коммуникации) – учёт позиции собеседника.

Проверим домашнее задание взаимопроверкой. Оценим правильность выполненной работы своего товарища.

Проверяют работу друг друга.

(Оценивают работу соседа по парте).

Учащиеся взаимодействуют друг с другом.

4. Определение темы и цели урока учащимися.

Сформировать умение определить тему и цели урока.

Что мы делали на прошлом уроке? Чему мы научились, изучая предыдущую тему?

Прочитайте тему нашего урока.

Сформулируйте цели урока, используя слова:

Повторим …

Научимся …

Нашли начальные формы слов.

Читают тему урока.

Учащиеся формируют цели урока.

Повторим знания о начальной форме слов.

Научимся ставить слова в начальную форму.

Научимся изменять формы слов.

Осознание учениками основной цели урока.

5. Восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала.

Продолжить сформировать представление детей о понятии  «начальная форма», умение ставить слова в начальную формую,

формировать умение осуществлять сравнение и выделять общее и различное.

1.

Исправьте ошибки в тексте.

На дворе морос. Выпал пушистый снек. Саша надел тёплую шупку и меховую шабку.

2.

-Ребята, Анишит Йокоповна попросила Мишу и Машу вспомнить, что такое начальная форма слов, называющих предметы, но они дружно молчали.

А вы можете ответить на этот вопрос? Приведите примеры.

- А что такое начальная форма слов, называющих признаки? Приведите примеры.

-А что такое начальная форма слов, называющих действие? Приведите примеры.

Мини- исследование.

1.Откройте Обратный словарь на буку – И;

2.В какой форме стоят почти все слова: в форме единственного или множественного числа?

3.Можно ли поставить 2-е,7-ое, 8-е, 12-е и 13-е слова в форму единственного числа? Это будет их начальной формой? Понимаете ли вы значение этих слов?

Находят ошибки в тексте. Объясняют способы проверки, подбирают проверочные слова.

Учащиеся дают ответы на вопрос. Приводят примеры.

У.2 с. 142. Находят слова на букву – И.

Ученики по цепочке читают каждое слово и определяют, что все они стоят в форме множественного числа.

Учащиеся дают объяснения словам используя Толковый словарь.

Нет.

Сени – помещение между жилой частью дома и крыльца.

Ясли – кормушка для скота, прикреплённая к стенке.

Ясли – воспитательное учреждение для детей до трёх лет.

Дают отрицательный ответ.

Делают вывод: если у слова, называющих нет единственного числа, то эта форма и будет начальной формой.

Сформированность умения правильно и точно ставить вопросы к словам; умение видеть и исправлять ошибки в словах.

Осознанное усвоение понятия «начальная форма» слов-названий предметов, слов-названий признаков, слов-названий действий.

Сформировано умение осуществлять сравнение и выделять общее и различное.

6. Физминутка

Смена вида деятельности.

Следить за положением туловища и рук.

Учащиеся выполняют упражнения

Правильное положение туловища и рук.

7. Самостоятельное использование сформированных умений и навыков.

Формирование умения самостоятельно применять новый способ деятельности,

писать словарные слова в соответствии с заложенным в программе минимумом.

Работа по  карточкам (разноуровневые задания):

Уровень 1. Найди и подчеркни слова в начальной форме:

Деревья, мальчик, большая, кушать, книгами, добрый, прыгают.

Уровень 2. Запишите слова в начальной форме:

Небом, красные, читал, сильная, ручки.

Уровень 3. Составь и запиши одно предложение о школе.

Самостоятельная работа учащихся с последующей проверкой по образцу.

Самооценка учащихся.

Способность применять новые знания.

Пишут словарные слова в соответствии с заложенным в программе минимумом.

8. Игра «Будь внимательным!»

Формирование умения самостоятельно применять новый способ деятельности; различать начальную форму слов.

Учитель говорит слова: картину, паровоз, дома, примерный, спокойные, большая, умный, поёт, играть, летал, строить.

Учащиеся слушают, если услышат слово в начальной форме, хлопают в ладоши.

Сформирован навык определения начальной формы слова.

9. Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов.

Закрепить знания и умения учащихся по определению начальной формы слов-названий предметов и изменению их по числам.

Над какой темой урока сегодня мы работали?

Какие цели ставили для себя?

Достигли поставленных целей?

Что такое начальная форма слова?

Приведите примеры, сформулируйте выводы.

Учимся определять начальную форму слов.

Научиться находить начальную форму слов и изменять их.

Да.

Отвечают на вопрос. Приводят примеры. Делают вывод.

Сформирован навык определения начальной формы слова, через умение изменять слова.

10.Объяснение и понимание домашнего задания.

Разъяснение способа выполнения упражнения.

Карточки с заданиями.

Вместе учителем поэтапно читают задания, предлагают способы выполнения.

Способность выполнять задание после предварительного разбора на уроке, умение сохранять в памяти полученные знания.

11 Рефлексия.

Отследить удовлетворённость ребёнка своей работой на уроке.

Кому на уроке сегодня было всё понятно, и он получил удовольствие от работы на уроке покажите красный жетон.

Кому было на уроке не всё понятно и было трудно при выполнении заданий, покажите зелёный жетон.

Кто ничего не понял и ему было на уроке неинтересно, покажите синий жетон.

Учащиеся показывают выбранные жетоны.

Сформировано умение оценить свою работу на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 2 класс "Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова".

Данный материал можно использовать во 2 классе по учебникам  Л.М. Зелениной или Т.Г.Рамзаевой....

Технологическая карта урока русского языка, 2 класс по теме "Повторение. Проверяемая безударная гласная в корне слов."

В технологической карте  предложены планируемые результаты (УУД, предметные), показана деятельность педагога и обучающихся, что дает возможность работать, используя системно-деятельностный подход...

Урок русского языка 2 класс по теме "Звонкие и глухие согласные на конце слова"

Цель урока-          актуализация  и конкретизация знаний учащихся о парных звонких и глухих согласных;-...

Конспект урока русского языка. 2 класс. "Правописание мягкого знака в середине и на конце слова".

Конспект урока  русского языка по теме "Правописание мягкого знака в середине и на конце слова" .  2 класс. Учебник Р.Н. Бунеев, , Е.В. Бунеева, О.В. Пронина. Используется презентация....

Презентация к уроку русского языка - 3 класс по учебнику С.В.Иванова. УМК « Начальная школа XXI века » по блоку «Как устроен наш язык» и по теме «Дополнение».

Работа на уроке будет проходить по блоку «Как устроен наш язык» и  по теме «Дополнение». На этом уроке русского языка для 3 класса следующие задачи:•...

Урок русского языка в 4 клссе "Как изменяются глаголы, имеющие в начальной форме суффикс -чь".

В ноябре 2014 года был проведён открытый урок русского языка в 4 классе по теме: "Как изменяются глаголы, имеющие в начальной форме суффикс -чь". Программа "Перспективная начальная школа"....

Презентация урока русского языка 2 класс (Школа России) "Звонкие и глухие согласные в корне слова"

Представлена презентация урока русского языка 2 класс (Школа России)...