Методическая разработка урока русского языка 3 класс (ФАООП I вариант) на тему: «Определение признаков предмета по вопросам: Какой? Какая? Какое? Какие?»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Суханова Татьяна Деонисовна

В данном разработке уделено внимание признакам предмета на основе чтения текста обучающимися о сове. Описаны задания для всего класса и индивидуальные.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka.docx20.83 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное общеобразовательное казённое учреждение Иркутской области «Специальная (коррекционная) школа №12 г. Иркутска»

Методическая разработка

урока русского языка

3 класс (ФАООП I вариант)

на тему:

«Определение признаков предмета по вопросам:

  Какой? Какая? Какое? Какие?»

                                                           

                                                            Составила: учитель,

                                                                  Суханова Татьяна Деонисовна

г. Иркутск, 2024г.

Класс:3

Тема: Определение признаков предмета по вопросам:  какой? какая? какое? какие?

Цель  урока: формирование  навыков определения признаков предмета по вопросам какой? какая? какое? какие?

Задачи:

Учебные:

-формировать умение распознавать и осознанно употреблять в речи названия признаков предметов;

Коррекционно-развивающие:

-активизировать словарь  посредством упражнений  по подбору вопросов к названиям предметов и подбору соответствующих  признаков предметов

Воспитательные:

-воспитывать интерес к урокам русского языка;

Оборудование: учебник «Русский язык Э.В. Якубовская, Я.В. Коршунова», иллюстрации животных (совы, медведя, лисицы, белки, волка, лося) иллюстрация с изображением Красной книги, картина с изображением леса, набор карточек с заданиями для индивидуальной работы, памятки для учащихся, рабочие тетради,  « волшебная» коробка .

Тип урока: комбинированный

Методы обучения: словесный (беседа, объяснение, художественное слово),  наглядный (иллюстрации, памятки), практический (упражнения).

Ход урока

I.Орг.момент

А сейчас проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё  на  месте?

Всё  в порядке?

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль  внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку пять!

Пальчиковая гимнастика

- А сейчас, ребята, мы подготовимся к предстоящей работе: выполним зарядку для ваших пальчиков.

Учитель:

Пальцы делают зарядку, 
Чтобы меньше уставать, (пальцы сжимаем в кулачок, разжимаем).
А потом они в тетради,
Будут буковки писать, (руки вверх, потряхивание кистями рук)
Вот помощники мои, 
Их, как хочешь, поверни. 
Раз, два, три, четыре, пять,
Не сидится им опять. 
Постучали, повертели, 
И работать захотели.

-Откройте тетради, запишите «Тридцатое января  Классная работа»

II.Сообщение темы урока

-Сегодня мы продолжим работу со словами, которые обозначают признаки предметов. Обучающиеся отмечают орфограммы в написании числа и проговаривают хором число.

Минутка чистописания:

В небе полная Луна,

Словно буква «О» она.

Но прошла всего неделя

(Как же мы не доглядели!)

Вместо «О» на нас с небес

Ярко светит буква ... (С)

Обучающиеся дают характеристику звука [c] ,который обозначен на письме буквой С.

Сс  са  су сл см

- На уроке мы будем учиться определять признаки различных предметов по вопросам какой?  какая? какое? какие?

–  А также поговорим о природе, которая нас окружает, о её обитателях, о бережном отношении е окружающему миру.

III Актуализация изученных знаний

Орфографическая разминка, подготавливающая к восприятию новой темы.

-А сейчас мы вспомним  слова, правописание которых надо запомнить. (Учитель задаёт учащимся загадки.)

1. Зверь лохматый и большой,

В тёплой шубе меховой.

Косолапит по дороге,

А зимою спит в берлоге. (Медведь.)

2. Эта рыжая плутовка
Всех обманывает ловко.
Хвостик длинный и пушистый,
Мех густой и золотистый. (Лисица.)

3. Он труслив и очень мал,

Шубку в зиму поменял.

Ушки длинные торчком,

С горки мчится кувырком. (Заяц)

4.
 Всю ночь летает

Мышей добывает,

А станет светло

Спать летит в дупло.  (Сова)

- На какой вопрос отвечают все слова – отгадки?

-На вопрос – кто?

-Какие слова отвечают на вопрос кто? А какие на вопрос что?

(-На вопрос кто? отвечают слова, которые обозначают людей и животных, а на вопрос что? все остальные.)

– Какое из этих слов не является словарным? Почему?

(Учащиеся объясняют, что все слова с непроверяемой безударной гласной, а в слове «сова», гласная, которую проверяют ударением)

Учитель.

– Давайте послушаем ученика Корякова Прохора, она подготовила интересные сведения о сове.

- Послушайте текст и ответьте на вопрос « Какую пользу приносит сова?»

IV.Объяснение нового материала

Сова.

Сова – это крупная птица с мощными лапами. Клюв загнут крючком. Большие глаза дают возможность видеть даже ночью. Весь организм сов приспособлен к ночной охоте. В зависимости от размера птицы добычей ей служат крупные насекомые, птицы, рыбы, мелкие млекопитающие. Живут они в лесах, пустынях, тундрах, горах. Она уничтожает за одну ночь 8 мышей. Сова находится под охраной государства.

Учитель: Рассмотрите сову. Определим признаки совы.

–  Какая  по размеру cова? (Крупная.)

– Какие лапы? (Короткие, мощные с кривыми острыми когтями.)

– Какой клюв? (Загнутый.)

– Какие у неё глаза? (Большие.)

– Какое оперение? (Коричневое, мягкое.)

– Организм сов приспособлен к какой охоте? (Ночной.)

Обучающиеся записывают на доске:

Сова (какая?) крупная, лапы (какие?) мощные, глаза (какие?) большие, клюв (какой?) загнутый, оперение (какое?) коричневое.

– Что обозначают подобранные слова?

(Данные слова обозначают признаки  предмета - совы)

-На какие вопросы отвечают слова, обозначающие признаки предметов?

Вывод:  Слова, обозначающие признак предмета  отвечают на вопросы: какой? какая? какое? какие?

- У каждого предмета есть свои признаки.

Мы предметы различаем

И слова к ним подбираем.

Этот – длинный.

Эта – спелая.

Этот – сильный.

Эта – смелая.

Эти – честные и дружные.

Все слова такие нужные!

- Как называются выделенные слова? Поставь к ним вопросы.

Приведите свои примеры.

-Один ученик называет предмет, а другой признак предмета.

V.Физкультминутка

Пантомимическая гимнастика.

Связана с подражанием животным, птицам

Петушок гордый, важный;

кошка ласковая, умывается

лиса хитрая, она крадется

“Сова” – релаксационное упражнение на снятие напряжения  зрительного аппарата и мышц шеи.

Изображаем сову, моргаем  глазками, делаем вдох, на выдохе произносим “ух”.

VI. Первичное закрепление

Задание для класса.

- Прочитай и подчеркни признаки предмета.

У совы у старой

Не глаза, а фары –

Круглые, большие,

Жёлтые такие

- Допиши.

Глаза по форме (какие?) -…

По величине (какие?) - …

По цвету ( какие?) - …

Индивидуальные задания (2 группа)

Обучающиеся достают из «волшебной» коробки  игрушечных зверей и выбирают  слова, обозначающие признаки предметов, из  карточек, предложенных учителем.

Карточки:  «ёжик» -----    «колючий», « красный», « коричневый», «мягкий»

«лисица» --------- « глупая»,  « трусливая», « рыжая», « хитрая»

-Устно задайте вопросы к прилагательным.

-Что они обозначают? (Признак предмета.)

-Составьте предложение с любым из словосочетаний.

(Аукцион предложений)

Запись предложения на доске.

VII. Итог урока

-На какие вопросы отвечают слова, обозначающие признаки предметов?

-Подберите к словам, обозначающим предметы соответствующие признаки.

Учитель оценивает работу детей на уроке.

Если урок вам понравился, вы активно работали на уроке – поднимите солнышко.

Если у вас что – то не получилось, вы испытывали затруднения –тучку

-На следующем уроке мы продолжим работу над словами, обозначающие признаки предметов.

– Ребята, любая травинка, любой лист, любое даже самое непримечательное существо по-своему красиво и интересно и заслуживает доброго отношения. Помните, вы в лесу лишь гости. А гости должны не обижать хозяев в их доме. Напомните мне правила друзей природы.

– Не срывать цветы. 
– Не ломать деревья.
– Не ловить бабочек.
– Не убивать животных.

Учитель.

– Наш урок я хочу закончить строчками из стихотворения В. Гнездилова

Я сорвал цветок – он завял,
Я поймал жука – и он умер.
И тогда я понял, что прикоснуться,
К красоте, можно только сердцем.

Д/з Достаточный уровень-стр. 26№2 (записать предложение о лисе)

Д/з Минимальный уровень- стр.26№2 (списать предложение о зайце)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка в 4 классе по теме "Упражнение в определении склонений имен существительных. Моя Родина – Россия".

Урок обучения  распознаванию типа склонения имени существительного по совокупности признаков (род, окончание в именительном падеже)....

методическая разработка урока русского языка для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (умственная отсталость) 3 класс. ТЕМА: Названия признаков.

Данный материал предназначен для педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья (умственная отсталость)....

Методическая разработка урока русского языка по теме "Обучающее изложение "Белка" с опорой на иллюстрации и вопросы"

Методическая разработка урока русского языка (развитие речи) по теме "Обучающее изложение "Белка" с опорой на иллюстрации и вопросы. 2 класс. УМК "Перспектива"....

Методическая разработка урока русского языка в 3 классе «Род - постоянный признак имён существительных»

Данный урок был разработан для участия в конкурсе педагогического мастертва.Методическая разработка включает в себя:- характеристику класса- описание средств организации учебной деятельности (технолог...

Методическая разработка урока русского языка для 2 класса на тему: «Признаки текста»

Методическая разработка урока русского языка для 2 класса на тему: «Признаки текста»...

Конспект по русскому языку на тему: "Определение признаков предмета по вопросам: Какой? Какая? Какое? Какие?" (4 класс)

В данной разработке уделено внимание признакам предметов на основе чтения текста обучающимся о сове. Описаны задания для всего класса, задания для подгрупп обучающихся....