Методическая разработка урока русского языка 3 класс (ФАООП I вариант) на тему: «Определение признаков предмета по вопросам: Какой? Какая? Какое? Какие?»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
В данном разработке уделено внимание признакам предмета на основе чтения текста обучающимися о сове. Описаны задания для всего класса и индивидуальные.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka.docx | 20.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное общеобразовательное казённое учреждение Иркутской области «Специальная (коррекционная) школа №12 г. Иркутска»
Методическая разработка
урока русского языка
3 класс (ФАООП I вариант)
на тему:
«Определение признаков предмета по вопросам:
Какой? Какая? Какое? Какие?»
Составила: учитель,
Суханова Татьяна Деонисовна
г. Иркутск, 2024г.
Класс:3
Тема: Определение признаков предмета по вопросам: какой? какая? какое? какие?
Цель урока: формирование навыков определения признаков предмета по вопросам какой? какая? какое? какие?
Задачи:
Учебные:
-формировать умение распознавать и осознанно употреблять в речи названия признаков предметов;
Коррекционно-развивающие:
-активизировать словарь посредством упражнений по подбору вопросов к названиям предметов и подбору соответствующих признаков предметов
Воспитательные:
-воспитывать интерес к урокам русского языка;
Оборудование: учебник «Русский язык Э.В. Якубовская, Я.В. Коршунова», иллюстрации животных (совы, медведя, лисицы, белки, волка, лося) иллюстрация с изображением Красной книги, картина с изображением леса, набор карточек с заданиями для индивидуальной работы, памятки для учащихся, рабочие тетради, « волшебная» коробка .
Тип урока: комбинированный
Методы обучения: словесный (беседа, объяснение, художественное слово), наглядный (иллюстрации, памятки), практический (упражнения).
Ход урока
I.Орг.момент
А сейчас проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё на месте?
Всё в порядке?
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку пять!
Пальчиковая гимнастика
- А сейчас, ребята, мы подготовимся к предстоящей работе: выполним зарядку для ваших пальчиков.
Учитель:
Пальцы делают зарядку,
Чтобы меньше уставать, (пальцы сжимаем в кулачок, разжимаем).
А потом они в тетради,
Будут буковки писать, (руки вверх, потряхивание кистями рук)
Вот помощники мои,
Их, как хочешь, поверни.
Раз, два, три, четыре, пять,
Не сидится им опять.
Постучали, повертели,
И работать захотели.
-Откройте тетради, запишите «Тридцатое января Классная работа»
II.Сообщение темы урока
-Сегодня мы продолжим работу со словами, которые обозначают признаки предметов. Обучающиеся отмечают орфограммы в написании числа и проговаривают хором число.
Минутка чистописания:
В небе полная Луна,
Словно буква «О» она.
Но прошла всего неделя
(Как же мы не доглядели!)
Вместо «О» на нас с небес
Ярко светит буква ... (С)
Обучающиеся дают характеристику звука [c] ,который обозначен на письме буквой С.
Сс са су сл см
- На уроке мы будем учиться определять признаки различных предметов по вопросам какой? какая? какое? какие?
– А также поговорим о природе, которая нас окружает, о её обитателях, о бережном отношении е окружающему миру.
III Актуализация изученных знаний
Орфографическая разминка, подготавливающая к восприятию новой темы.
-А сейчас мы вспомним слова, правописание которых надо запомнить. (Учитель задаёт учащимся загадки.)
1. Зверь лохматый и большой,
В тёплой шубе меховой.
Косолапит по дороге,
А зимою спит в берлоге. (Медведь.)
2. Эта рыжая плутовка
Всех обманывает ловко.
Хвостик длинный и пушистый,
Мех густой и золотистый. (Лисица.)
3. Он труслив и очень мал,
Шубку в зиму поменял.
Ушки длинные торчком,
С горки мчится кувырком. (Заяц)
4. Всю ночь летает
Мышей добывает,
А станет светло
Спать летит в дупло. (Сова)
- На какой вопрос отвечают все слова – отгадки?
-На вопрос – кто?
-Какие слова отвечают на вопрос кто? А какие на вопрос что?
(-На вопрос кто? отвечают слова, которые обозначают людей и животных, а на вопрос что? все остальные.)
– Какое из этих слов не является словарным? Почему?
(Учащиеся объясняют, что все слова с непроверяемой безударной гласной, а в слове «сова», гласная, которую проверяют ударением)
Учитель.
– Давайте послушаем ученика Корякова Прохора, она подготовила интересные сведения о сове.
- Послушайте текст и ответьте на вопрос « Какую пользу приносит сова?»
IV.Объяснение нового материала
Сова.
Сова – это крупная птица с мощными лапами. Клюв загнут крючком. Большие глаза дают возможность видеть даже ночью. Весь организм сов приспособлен к ночной охоте. В зависимости от размера птицы добычей ей служат крупные насекомые, птицы, рыбы, мелкие млекопитающие. Живут они в лесах, пустынях, тундрах, горах. Она уничтожает за одну ночь 8 мышей. Сова находится под охраной государства.
Учитель: Рассмотрите сову. Определим признаки совы.
– Какая по размеру cова? (Крупная.)
– Какие лапы? (Короткие, мощные с кривыми острыми когтями.)
– Какой клюв? (Загнутый.)
– Какие у неё глаза? (Большие.)
– Какое оперение? (Коричневое, мягкое.)
– Организм сов приспособлен к какой охоте? (Ночной.)
Обучающиеся записывают на доске:
Сова (какая?) крупная, лапы (какие?) мощные, глаза (какие?) большие, клюв (какой?) загнутый, оперение (какое?) коричневое.
– Что обозначают подобранные слова?
(Данные слова обозначают признаки предмета - совы)
-На какие вопросы отвечают слова, обозначающие признаки предметов?
Вывод: Слова, обозначающие признак предмета отвечают на вопросы: какой? какая? какое? какие?
- У каждого предмета есть свои признаки.
Мы предметы различаем
И слова к ним подбираем.
Этот – длинный.
Эта – спелая.
Этот – сильный.
Эта – смелая.
Эти – честные и дружные.
Все слова такие нужные!
- Как называются выделенные слова? Поставь к ним вопросы.
Приведите свои примеры.
-Один ученик называет предмет, а другой признак предмета.
V.Физкультминутка
Пантомимическая гимнастика.
Связана с подражанием животным, птицам
Петушок гордый, важный;
кошка ласковая, умывается
лиса хитрая, она крадется
“Сова” – релаксационное упражнение на снятие напряжения зрительного аппарата и мышц шеи.
Изображаем сову, моргаем глазками, делаем вдох, на выдохе произносим “ух”.
VI. Первичное закрепление
Задание для класса.
- Прочитай и подчеркни признаки предмета.
У совы у старой
Не глаза, а фары –
Круглые, большие,
Жёлтые такие
- Допиши.
Глаза по форме (какие?) -…
По величине (какие?) - …
По цвету ( какие?) - …
Индивидуальные задания (2 группа)
Обучающиеся достают из «волшебной» коробки игрушечных зверей и выбирают слова, обозначающие признаки предметов, из карточек, предложенных учителем.
Карточки: «ёжик» ----- «колючий», « красный», « коричневый», «мягкий»
«лисица» --------- « глупая», « трусливая», « рыжая», « хитрая»
-Устно задайте вопросы к прилагательным.
-Что они обозначают? (Признак предмета.)
-Составьте предложение с любым из словосочетаний.
(Аукцион предложений)
Запись предложения на доске.
VII. Итог урока
-На какие вопросы отвечают слова, обозначающие признаки предметов?
-Подберите к словам, обозначающим предметы соответствующие признаки.
Учитель оценивает работу детей на уроке.
Если урок вам понравился, вы активно работали на уроке – поднимите солнышко.
Если у вас что – то не получилось, вы испытывали затруднения –тучку
-На следующем уроке мы продолжим работу над словами, обозначающие признаки предметов.
– Ребята, любая травинка, любой лист, любое даже самое непримечательное существо по-своему красиво и интересно и заслуживает доброго отношения. Помните, вы в лесу лишь гости. А гости должны не обижать хозяев в их доме. Напомните мне правила друзей природы.
– Не срывать цветы.
– Не ломать деревья.
– Не ловить бабочек.
– Не убивать животных.
Учитель.
– Наш урок я хочу закончить строчками из стихотворения В. Гнездилова
Я сорвал цветок – он завял,
Я поймал жука – и он умер.
И тогда я понял, что прикоснуться,
К красоте, можно только сердцем.
Д/з Достаточный уровень-стр. 26№2 (записать предложение о лисе)
Д/з Минимальный уровень- стр.26№2 (списать предложение о зайце)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока русского языка в 4 классе по теме "Упражнение в определении склонений имен существительных. Моя Родина – Россия".
Урок обучения распознаванию типа склонения имени существительного по совокупности признаков (род, окончание в именительном падеже)....
Методическая разработка урока русского языка учителя начальных классов Подольской Натальи Леонидовны по теме: «Имя существительное. Постоянные и непостоянные признаки» для учащихся 3 классов.
Цельь данного урока - систематизировать знания об именах существительных....
методическая разработка урока русского языка для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (умственная отсталость) 3 класс. ТЕМА: Названия признаков.
Данный материал предназначен для педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья (умственная отсталость)....
Методическая разработка урока русского языка по теме "Обучающее изложение "Белка" с опорой на иллюстрации и вопросы"
Методическая разработка урока русского языка (развитие речи) по теме "Обучающее изложение "Белка" с опорой на иллюстрации и вопросы. 2 класс. УМК "Перспектива"....
Методическая разработка урока русского языка в 3 классе «Род - постоянный признак имён существительных»
Данный урок был разработан для участия в конкурсе педагогического мастертва.Методическая разработка включает в себя:- характеристику класса- описание средств организации учебной деятельности (технолог...
Методическая разработка урока русского языка для 2 класса на тему: «Признаки текста»
Методическая разработка урока русского языка для 2 класса на тему: «Признаки текста»...
Конспект по русскому языку на тему: "Определение признаков предмета по вопросам: Какой? Какая? Какое? Какие?" (4 класс)
В данной разработке уделено внимание признакам предметов на основе чтения текста обучающимся о сове. Описаны задания для всего класса, задания для подгрупп обучающихся....