Урок русского языка в 4 клссе "Как изменяются глаголы, имеющие в начальной форме суффикс -чь".
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Важенина Галина Петровна

В ноябре 2014 года был проведён открытый урок русского языка в 4 классе по теме: "Как изменяются глаголы, имеющие в начальной форме суффикс -чь". Программа "Перспективная начальная школа".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Ямало-Ненецкий автономный округ

                МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1

с углубленным изучением отдельных предметов» г. Надыма

(в рамках методической недели МОУ СОШ № 1)

Тема:

« Как изменяются глаголы, имеющие в начальной форме суффикс -чь».

                                                      Важенина Г. П.

                                                     учитель начальных классов

                                                            первой квалификационной категории

                                 

                            ноябрь 2014 год

Тема урока: « Как изменяются глаголы, имеющие в начальной форме суффикс чь».

Цели урока: показать, как изменяются глаголы, имеющие в начальной форме    суффикс – чь;

  • учить работать с обратным словарем;
  • сравнивать спряжение глаголов «жечь» и «печь» ;
  • учить находить чередование согласных в корне слова;
  • развивать навыки грамотного письма;
  • воспитывать интерес к русскому языку.

Оборудование: учебник «Русский язык» 4 класс часть 1 и 2, компьютер, мультимедийный проектор, карточки, листы с блицопросом.

                                              Ход урока:                                                                                                        

  1. Организационный момент.                                                                            

Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Давайте поприветствуем друг друга и наших гостей улыбками. Садитесь.

Интересная часть речи

В русском языке живет.

Кто что делает расскажет:

Чертит, пляшет, иль поет,

Вышивает или пишет,

Или забивает гол,

Варит, жарит, моет, чистит,

Все расскажет нам ….(глагол)

- О какой части речи мы с вами будем говорить?

- Сегодня мы продолжим разговор о глаголе. По частоте употребления в речи глагол занимает второе место после имени существительного. Поэтому образованному человеку необходимо много знать о глаголе, правильно его употреблять, не делать ошибок в его написании.

  1. Актуализация темы урока.

- Сейчас мы повторим  все об этой части речи. Проведем блиц- опрос. У вас на столах лежат оценочные листы. Каждое задание вы будете оценивать с помощью «галочки» или плюса.   (  - я знаю, - не уверен, сомневаюсь,  - не знаю). Поставьте знак в нужный столбик.

  1. Глагол – это….
  2. Глаголы изменяются по…
  3. Спряжение – это…
  4. Спрягаются только глаголы…
  5. На какую форму глагола указывает суффикс-л- ?
  6. Глаголы прошедшего времени изменяются по…,а в единственном числе по…
  7. Не с глаголами пишется…
  8. В предложении глаголы являются…
  9. На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме?
  10. Назовите суффиксы глаголов неопределенной формы.
  11. Как изменяются глаголы неопределенной формы с суффиксом -чь?

- Можем ли мы дать ответ на последний вопрос?

- Почему возникли затруднения? (не хватает знаний).

- Какую цель поставим на сегодняшний урок?

- научиться изменять глаголы с суффиксом –чь.

- Дайте оценку своей работе с оценочными листами. (что знаю, что надо повторить). Отложите листы.

Работа в тетрадях.

Сейчас открыли все тетради

И записали дату.

Чистописание   г   ж

Нет, стоп! Проверьте-ка сначала

Как положили вы мне их?

Пряма ли спинка?

Чтоб ручка свой конец направила в плечо

Поставьте ноги все на место!

Готовы? Пишем хорошо!

3.Работа над совершенствованием  навыков синтаксического и морфологического разборов.

Запишите предложение:       В высоком небе зажглись яркие звезды.

- Какими способами можно установить связь слов в предложении? Разберите предложение по членам. (Подчеркните главные и второстепенные члены предложения).

Слово  зажглись,  разберите как часть речи. Если нужна помощь – обращаемся к эталону по закладке, с 88.

Зажглись

  1. н. ф. зажечься – (что сделать?) – глагол, 1 спр.,
  2. наст. вр., мн. ч., 3 л.
  3. зажглись звёзды, зажглись – сказуемое.

- Какое слово дало жизнь глаголу  зажечься?

 (зажечься – зажечь – жечь)

  1. Работа по теме урока.

 - Откройте учебник на странице 115. упр. 89  (значок Обратного словаря).

- Откройте Обратный словарь и найдите в нем глагол   жечь.

- Прочитайте глаголы, образованные от глагола  жечь, при помощи приставок.

Жечь, зажечь, обжечь, поджечь, разжечь, прижечь, сжечь.

- Сейчас вы будите работать в группе. На столе лежит карточка с заданием. Ваша задача - дополнить предложения подходящими по смыслу глаголами с приставками. Постарайтесь, чтобы глаголы не повторялись. 

Он старался  ___ разжечь _______ костер.

Она решила  ___ сжечь _______старые письма.

Главное - не  _ обжечь _________ руку!

Рану пришлось ___ прижечь _______ йодом.

Преступники хотели ___ зажечь  _______ сарай с разных сторон, но им не удалось_____ поджечь _______ его.

    - Какая цель нашего урока?

 - научиться изменять глаголы с суффиксом –чь.

- Вернемся в Обратный словарик.

Жечь, зажечь, обжечь, поджечь, разжечь, прижечь, сжечь.

- Проспрягайте глаголы  жечь и зажечь.  

- Давайте попробуем. Ваши мнения разошлись, обращаемся за помощью к таблице на странице  116

жечь, зажечь.  

                  Ед. ч.                                                              Мн. ч.

1 л.  я жгу, зажгу                                              мы жжём зажжём

2 л. Ты жжёшь, зажжёшь                                вы жжёте, зажжёте

3 л. Он жжёт, зажжёт                                      они жгут, зажгут

- В каких формах есть звук   г ?

- Это формы, какого лица и числа?

- В каких формах на месте звука  г   появляется шипящий звук  ж?

- Найдите в словаре глагол  печь. Прочитайте родственные ему глаголы. Проспрягайте глагол   печь и любой глагол с приставкой в тетради

Печь, испечь

ед. ч.                                                    мн. ч.

1 л. я пеку, испеку                             мы печём, испечём

2 л. ты печёшь, испечёшь                 вы печёте, испечёте

3 л. она печёт, испечёт                     они пекут, испекут

- Кто испытывает затруднения обращайтесь за помощью к таблице на странице  116 в учебнике.  

- В каких формах есть звук   к  ?

- Это формы, какого лица и числа?

- В каких формах на месте звука  к  появляется  шипящий звук ч?

- Сравните обе таблицы.

- На какой вопрос мы не смогли ответить в начале урока?

- Можем ли сейчас дать ответ?

Вывод: В формах 1 лица единственного числа и в форме 3 лица множественного числа у глаголов неопределенной формы с суффиксом чь появляются звуки  г  к,  а в остальных  формах эти звуки меняются на шипящие   ж  ч.

 - Мы достигли цели, которую ставили в начале урока?

- Теперь нам осталось только запомнить это правило, чтобы не делать ошибок при произношении и спряжении глаголов на чь. Здесь нам приходят на помощь Маша и Миша. Прочитайте, как они предлагают вам быстрее запомнить это правило.

-  (чтение диалога на стр. 117.)

- Еще раз сделаем вывод. (слайд).

Теперь возьмите оценочные листы и отметьте вопрос, над которым мы работали,  как усвоили его? Поставьте значок.

4.  Д/з. У. упражнение 91 стр. 118, правило стр.117.

  1. Подведение итогов.

- Ребята, мне было интересно и приятно работать с вами. Большое спасибо.

     

 

 

  Он старался  __________________________ костер.

Она решила  __________________старые письма.

Главное- не  ___________________ руку!

Рану пришлось ________________ йодом.

Преступники хотели ______________ сарай с разных сторон, но им не удалось___________________ его.

Эталон для спряжения глаголов

ед. ч.

мн. ч.

1 л.   Я

Мы

2. л. Ты

Вы

3. л.  Он

Они

 

                     

Оценочный лист.

Блиц – опрос по теме «Глагол»

Я знаю

Не уверен, сомневаюсь

  Не знаю

Глагол – это…..

Глаголы изменяются по …..

Спряжение – это…..  

Спрягаются только глаголы…..

На какую форму глагола указывает суффикс-л?

Глаголы в прошедшем времени изменяются по ….., а в единственном числе по …..

Не с глаголами пишется…..

В предложении глаголы являются…..

На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме?

Назовите  суффиксы глаголов неопределенной формы.

Как изменяются глаголы неопределенной формы с суффиксом

-чь?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: « Как изменяются глаголы, имеющие в начальной форме суффикс чь».

Тема урока: « Как изменяются глаголы, имеющие в начальной форме суффикс чь»....

Как изменяются глаголы, имеющие в начальной форме суффикс -чь

Разработка урока по русскому языку для 4 класса (УМК "Перспективная начальная школа")  содержит технологическую карту урока. Тема: "Как изменяются глаголы, имеющие в начальной форме суффикс -чь"....

Как изменяются глаголы, имеющие в начальной форме суффикс -чь

Как изменяются глаголы, имеющие в начальной форме суффикс  -чь...

Урок русского языка. Продолжаем определять спряжение глагола по его начальной форме.

Конспект урока по русскому языку.Продолжаем определять спряжение глагола по его начальной форме...

Технологическая карта урока русского языка "Продолжаем определять спряжение глаголов по его начальной форме"( 4 класс, УМК "Перспективная начальная школа")

Тип урока: общеметодологической направленностиЦель урока: создание условий для закрепление умений определять спряжение глагола по его начальной формеЗадачи урокаДидактические:Закреплять умения определ...