Урок русского языка во 2 классе "Мягкие шипящие звуки, запись этих звуков в сочетании с гласными""
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Кутлунина Вера Анатольевна

Конспект урока

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ средняя общеобразовательная школа № 1007

ЗАО г. Москвы

                                  (Урок  русского языка во 2 классе)

                                         Составила и провела:

                                      учитель начальных  классов

                                      Кутлунина Вера Анатольевна.

                                                 

2011 г

                                    Урок русского языка  во 2  классе.

Учитель Кутлунина Вера Анатольевна

Тема урока: Мягкие шипящие звуки, запись этих звуков в сочетании с  

                    гласными.

Цели урока:  

  1. Уточнение представлений учащихся о звуках [ч,], [щ,] как мягких шипящих согласных. Формирование  умения правильно  писать сочетания  ча – ща, чу – щу.

2. Развитие логического мышления, речи,орфографической зоркости

     3.Воспитание  интереса к русскому языку.

Оборудование: Т.Г.Рамзаева «Русский язык» учебник для 2 кл ч.1,

                             мультимедийный проектор.

Ход урока

I  Оргмомент.

Учитель:- Прозвенел звонок.

                 Проверь, дружок, готов ли ты начать урок?

                 Всё ль на месте, всё ль в порядке: книжка, ручка и тетрадки?

                 Сегодня у нас необычный урок.

                 Выяснить надо, кто в классе знаток?

А для этого нам предстоит совершить путешествие по станциям русского языка. Но сначала оформим тетради.

(Дети оформляют тетради)

В путь отправимся на весёлом паровозике. Сначала приведём в движение колёса. Для этого согните руки в локтях произнесите «Тук-тук-тук». Теперь поднимите правую руку и дайте сигнал отправления: «У-у-у!»

Итак наш паровозик отправился в путь. А вот и первая станция «Начальная»

СЛАЙД №2   Станция «Начальная»

II   Работа над  пословицей «Век живи - век учись»

  Учитель: - Прочитаем хором пословицу.

       (Дети читают)

 Учитель:  - Объясните её смысл.

      (Ответы детей)

Учитель: -В каком слове есть знакомое вам сочетание, и какое?

Дети: - Сочетание ЖИ в слове живи.

Учитель: - Что вы знаете о написании сочетаний ЖИ-ШИ?

Дети: - Сочетания ЖИ и ШИ пиши с буквой И.

Учитель:– Как называются согласные звуки в этих сочетаниях.

Дети: - Шипящие звуки [ж], [ш].

Учитель: - Что вы про них знаете?

Дети: -  Они всегда твёрдые.

Учитель: - А какие ещё знаете шипящие звуки?

Дети: - Шипящие [ч'], [щ'].

Учитель: - А что вы знаете о них?

Дети: - Они всегда мягкие.

Учитель: - Какими буквами мы их обозначаем?

Дети: - Буквами че и ща.

СЛАЙД № 3. Станция «Чистописание»

Учитель: - Наш поезд прибыл на станцию «Чистописание»

III Чистописание.

Учитель:- Красиво напишите записанные буквы.

                     ч  щ ч щ ч щ

               

               - Напишите пословицу по памяти «Век живи – век учись.» и подчеркните изученную орфограмму.

IV  Сообщение темы и целей урока.

СЛАЙД №4 Станция «Сказочная2

Учитель: - Следующая станция «Сказочная»

 Сейчас я расскажу вам сказку. И вы узнаете, что мы будем делать сегодня на уроке. «Когда – то давным – давно жили буквы ч и щ. Жили не тужили, сладко ели, крепко спали, между собой дружили. Но вот однажды им стало скучно и они решили поискать себе друзей и отправились в путь. Шли они шли и пришли на опушку леса. Видят  стоит на полянке  указатель. А на указателе буквы Я – Ю, А - У и написано: «В одну сторону пойдёшь – пропадёшь». «В другую пойдёшь, друзей приобретёшь». Остановились они в раздумье, куда же идти? Где их ждёт гибель? А где их ждут друзья? Стоят и не знают».

Давайте дети поможем буквам выбрать правильный путь.

Дети: - Там где написаны буквы А и У.

Учитель: - Почему?

Дети: - (отвечают).

Учитель: - Молодцы, что помогли буквам и теперь они вам благодарны.

А мы приехали на новую станцию.

СЛАЙД № 5  Станция «Новая»

  • Прочитайте название темы.

 (Дети читают)      Сочетания ча – ща, чу – щу.

               - Чем же мы будем заниматься на уроке?

Дети: - Мы будем учиться писать сочетания ЧА, ЩА,ЧУ,ЩУ.

Учитель: - Правильно. А ещё мы будем учиться писать слова с этими сочетаниями.

V  Изучение нового.

а) Работа с учебником.

Учитель: - Прочитайте правило в учебнике на стр.40.

  • Что узнали из правила о звуках [ч'], [щ']?

(Дети отвечают)

Учитель: - Нас ждёт остановка на следующей станции.

СЛАЙД №6  Станция «Загадочная»

б) Письмо  слов с сочетаниями ча –ща, чу – щу.

 Учитель: - Проверим все ли знают как писать сочетания ча – ща, чу – щу.

             Прочитайте чистоговорки, доскажите и допишите недостающие слова вместо точек.

                        Ча-ча-ча, к детям вызвали … .(врача)

                         Чу-чу-чу, я  уроки … . (учу)

                         Ща-ща-ща, мы  поймали два … . (леща)

                         Щу-щу-щу, рыбу из реки …  .(тащу)

в) Проверка написанных слов.

Учитель: - Какие написали слова? Какие в них орфограммы?

Дети: - (отвечают)

VI  Физминутка

СЛАЙД № 7 Станция «Спортивная»

VII Закрепление нового материала.

СЛАЙД № 8 Станция «Картинная»

Учитель: - Мы на станции «Картинной».

  1. Картинный диктант.

- Напишите названия предметов, которые изображены на рисунках.

(Часы, щука, чайник, чашка,свеча, чулки.)

Учитель: - Мы немного отдохнём на следующей станции.

СЛАЙД № 9 Станция «Игровая»

Учитель: - Поиграем в игру  «Слог потерялся»

Разделимся на 2 команды. 1 команда «Всезнайки». 2 команда «Умейки». Чья команда быстрее допишет потерявшийся слог, та и победитель.

(Запись на доске)

                     Хо…(хочу)        мол…(молчу)

                      …гун (чугун)        …дак (чудак)

                      та…(тащу)        пи…(пища)

                      зада…(задача)        ту…(туча)

                      …вель (щавель)        …шка (чашка)

                      …ка (щука)        и…(ищу)

(Дети из каждой команды подходят и дописывают слог.)

(Учитель подводит итог игры)

СЛАЙД № 10 Станция «Исправляйка»

Учитель: -А сейчас поработаем в группах. Вы  «учитель» и  должны найти, исправить  и объяснить ошибки. Затем каждая группа отчитается о проделанной работе.

                         

                  Задание для 1 группы .

1). сегодня чюдесный денёк. мы отправились в рощю.

                   

                  Задание для 2 группы.

2)Бабушка поставила чюгун в печку. внучка пошла за щявелем

                            Задание для 3 группы.

3).трещат сучья. Замолчяли птицы. началась гроза.

                               Задание для 4 группы.

4) Кричят иволги. Скачют сороки. В гнёздах пищят птенцы

(Учитель подводит итог задания)

Учитель: - Наше путешествие подходит к концу. Весёлый паровозик замедляет ход. И вот мы на конечной станции.

СЛАЙД № 11 Станция «Итоговая»                 

               

VIII  Итог урока.

Учитель:- Чему мы учились на уроке? Что вы узнали? Как будете писать слова с сочетаниями ча – ща, чу – щу?

                В сочетаньях ЧА и ЩА

                Пишем только букву А.

                В сочетаньях ЧУ и ЩУ

                Пишем только букву У.

Учитель: -Молодцы, ребята. Спасибо за урок.

            IX Домашнее задание.

Учитель: - Запишите задание на дом

                      Упр 67

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку русского языка 1 класс "Шипящие согласные звуки"

В работе отражено содержание урока по русскому языку по теме "Шипящие согласные звуки"...

Урок русского языка на тему: Шипящие согласные звуки, сочетания ЖИ-ШИ,ЧА-ЩА (урок закрепления)

Урок построен и проведен во 2 классе по программе "Перспектива" в строгом в соответствии с ФГОС НОО. на уроке использовались технологии сингапурской системы образования. Урок получил высокую...

Технологическая карта урока русского языка «Что такое шипящие согласные звуки?» (УМК «Школа России», 1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представлений о шипящих согласных звукахЗадачи урокаДидактические:Учить различать шипящие звуки в слове и вне слова,Учить правил...

Урок русского языка в 3 классе по теме "Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О – беглые гласные звуки" (УМК «Перспективная начальная школа»)

Предмет: русский язык Класс: 3 аТема урока: Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О – беглые гласные звуки (УМК «Перспективная начальная школа»)Тип урока: Урок ...