Открытый урок по теме: «Заглавная буква «В». Упражнения в чтении. Корень, однокоренные слова. Наблюдение над словами с безударной гласной в корне».
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Князева Ольга Леонидовна
Открытый урок по программе "Школа 2100" 1 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_ob.gramote..docx21.24 КБ
Office presentation icon odnokorennye_slova.ppt1.35 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Заглавная буква «В». Упражнения в чтении. Корень, однокоренные слова. Наблюдение над словами с безударной гласной в корне».

Ход урока:

1. Мотивация к учебной деятельности.  

                       Долгожданный дан звонок,

                       Начинается урок!

                       Пожелаем всем удачи –

                       За работу, в добрый час!

                                        Мальчики: Сели наши девочки.

                                        Девочки:     Сели наши мальчики.

         Наш урок я хотела бы начать со слов английского философа Фрэнсиса Бэкона: «Чтение делает человека знающим, беседа — находчивым, а привычка записывать — точным».

         Как вы понимаете эти слова? (Верно. Чем больше человек читает, тем больше знает. Во время беседы человек  использует эти знания, а записывая умные высказывания, цитаты, человек становится более точным и убедительным).

         Итак, вперёд, за новыми знаниями!

2. Актуализация знаний.

Но сначала вспомним всё, что мы уже знаем.

  Итак, когда мы с вами говорим, то  произносим… речь.

  Речь состоит из … предложений.

  Предложения делятся на … слова.

  Слова можно разделить на … слоги.

  Слоги  состоят из…  звуков.

  Звуки делятся на 2 группы: на …. гласные и согласные.

  Что обозначают гласные верхнего ряда?

  Что обозначают гласные нижнего ряда?

  На какие две группы можно разделить согласные?

  Назовите изученные буквы, которые составляют пары по звонкости-глухости.

3.Сегодня буквы приглашают совершить нас путешествие в страну слов.Но сначала проведём речевую разминку.

 - Прочитайте про себя слоги , написанные в таблице.

-  Прочитайте эти слоги вслух, чётко проговаривая все звуки; с интонацией вопроса, с интонацией радости.

 - Составьте из выделенных слогов слова.

 -  Прочитайте эти слова .  

      травка

      травушка

      трава

-   Что  объединяет данные слова?   (общее значение и общая часть).  

  -  Как называется эта часть ?(Корень). Назовите  корень в этих  словах. (итак, …)

  -  Как называются такие слова?(однокоренные).

  - С помощью какой части слова  образовали новые слова? Какое значение придаёт суффикс данным словам? (уменьшительно-ласкательное).

 -  Обозначьте ударение в словах.

 -  В каком из этих слов есть опасное место в корне слова?

 -  Почему? (гласная находится в слабой позиции). Что значит  в слабой позиции? (Произносится нечётко. Написание и произношение может не совпадать).

 -   А раз гласная находится в слабой позиции, что мы должны сделать?

 - Какие слова будут проверочными? Почему?                                

 - Сравните написание корня в словах 1 столбика. Что вы заметили? ( Корни однокоренных слов под ударением и без ударения пишутся одинаково).

- Прочитайте слова 2 столбика:

         сады

                                садик  

-   Что  объединяет данные слова?   (общее значение и общая часть). Назовите эту часть.

  -  Как называется эта часть  ?(Корень). Выделите корень в этих  словах. (итак, …)

  -  Как называются такие слова?(однокоренные).

  - С помощью какой части слова  образовали новое слово? Какое значение придаёт суффикс данному слову? (уменьшительно-ласкательное).

 -  Обозначьте ударение в словах.

 -  В каком из этих слов есть опасное место в корне слова?

 -  Почему? (гласная находится в слабой позиции).  

 -  Назовите проверочное слово. Почему, это слово является проверочным?

 -  Сравните написание корня в словах 2 столбика. Что вы заметили? ( Корни однокоренных слов под ударением и без ударения пишутся одинаково).

 - Сделайте вывод: чем мы будем заниматься на уроке? (наблюдать над словами с безударной гласной в корне).

 - Откройте букварь на стр.98. Прочитайте слова 1 столбика.

 вода

 водник

- Чем  интересны эти  пары слов? (Это однокоренные слова).

-  Объясните значение слова водник.

1. Работник водного, речного транспорта.

2. Человек, занимающийся водным туризмом .

- Выделите корень. Обозначьте ударение.

- В каком из этих слов есть опасное место в корне слова ? Назовите проверочное слово. Почему это слово является проверочным?

 - Сравните написание корня в словах данного столбика.  Какой вывод можно сделать?  ( Корни однокоренных слов под ударением и без ударения пишутся одинаково).

 - Прочитайте слова 3 столбика.

слова

словарик

- Чем  интересны эти  пары слов? (Это однокоренные слова). Выделите корень . В этом столбике есть ласковое слово. Назовите  его. С помощью какой части слова оно стало  ласковыми? (суффикс –ик -)

-  Объясните значение слова словарик. (сборник слов).

 - Сравните написание корня в словах данного столбика.  Какой вывод можно сделать?  ( Корни однокоренных слов   пишутся одинаково).

- Прочитайте слова 4  столбика.

 сова

 совушка

 - Чем  интересны эти  пары слов? (Это однокоренные слова). Выделите корень . В этом столбике есть ласковое слово. Назовите  его. С помощью какой части слова оно стало  ласковыми? (суффикс –ушк -).

 -  Обозначьте ударение в словах.

 -  В каком из этих слов есть опасное место в корне слова?

 -  Почему? (гласная находится в слабой позиции).  

 -  Назовите проверочное слово. Почему, это слово является проверочным?

 -  Сравните написание корня в словах данного  столбика. Что вы заметили? ( Корни однокоренных слов под ударением и без ударения пишутся одинаково).

4. Физминутка.

5.  Ребята, а кто из вас видел сову? Где? Что вы знаете об этой птице?

           С древних времён сов окружают легенды, навеянные их необычной внешностью, жутковатыми голосами, ночным образом жизни. У сов огромные круглые глаза. Они прекрасно видят и днём и ночью, только мир им представляется черно-белым. Для успешной охоты совы неожиданно нападают на жертву. У сов развита способность летать практически бесшумно. Перья очень мягкие и при взмахе рассекают воздух беззвучно. Гнёзда совы не строят, предпочитают жить в дуплах.

-Посмотрите на нашу гостью, что интересного вы у неё видите? Сова учится в лесной школе. Сегодня она приготовила для вас задание.

 6. Постановка  учебной задачи.  

  -    Догадайтесь, какая буква спряталась в словах? (Буква В)

. ова

. адик

. адим

 (Учитель ставит маленькую букву в.)

7. Построение проекта выхода из затруднения  .

- Теперь прочитайте слова вслух. Все правильно? (Нет, здесь нужна большая буква В.)

-Почему? (Это имена.  А имена пишутся с большой буквы.)

(Учитель исправляет свою «ошибку», ставит заглавную букву В.)

-Для чего нужны заглавные буквы? (Чтобы писать первое слово в предложении, фамилии, имена, отчества, географические названия.)

-Какое правило написания мы знаем?

       Имена, фамилии, клички, города

       Все с заглавной буквы

       Пишутся всегда.

- Сформулируйте ещё одну тему нашего урока. (Заглавная буква).

- А что ещё интересного вы заметили? Назовите мне одно и тоже имя. (  Вадим- это полное имя. Вадик – ласково называют мальчика).

8. Работа по Букварю. ( с.98).

- Прочитайте слова 2 столбика. Что интересного вы заметили? Что объединяет данные слова? (Это одно и тоже имя). Назовите  полное имя. (Владислав). В дальнейшем к полному имени добавляют отчество. Как же назвать ласково Владислава? (Владик).

- Переходим к   словам третьего столбика. Назовите лишнее слово.

 

10. Работа над текстом « Наша выставка».

1) Прогнозирование содержания текста.

– рассмотрите иллюстрацию, прочитайте название текста.  Предложите, о чём  будет этот текст.

2)   Чтение текста вслух и проверка гипотез.

- Подтвердились ли ваши предположения.

3) Повторное чтение вслух по  предложениям.

1-2-е   предложение:

- Кто нарисовал водопад? Что это такое? Посмотрите на иллюстрацию: вода падает вниз с большой высоты – водопад.

3-е предложение:

- Кто вышивал коврик?

- Объясните значение слова «вигвам» (жилище индейцев)

4-5-е предложения:

- Кто приготовил пироги и торт?

- Чья красивая полка висит на стене?

6-е предложение:

- А что сделал Павлик?

- Обратите внимание на знак препинания в конце предложения. Что он обозначает? Прочитайте это предложение с восклицательной интонацией.

7-е предложение:

- Кто ещё участвовал в выставке?

- Почему Вова так сделал, как вы думаете? Какой Вова?

8 -е предложение:

- Кто пришёл в класс смотреть выставку?

- Почему в конце текста автор поставил многоточие? Автор как бы задумался или предлагает нам догадаться, что будет дальше.

4) Творческое задание.

- Придумайте продолжение этого рассказа.

- Останутся ли довольными мамы и папы? А родители Вовы?

9. Итог урока.

Оцените свою работу на уроке: кто считает, что работал отлично – поднимите руки вверх и похлопайте; кто считает, что работал хорошо –покажите большой палец; кто считает, что работал плохо – разведите руки в стороны.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

тра ки ник ка при сад ва рас ко трав лап по вуш на дар

Слайд 4

травка травушка трава

Слайд 5

сады садик

Слайд 6

Наблюдение над словами с безударной гласной в корне.

Слайд 7

Вывод: корни однокоренных слов под ударением и без ударения пишутся одинаково.

Слайд 11

. ова . адик . адим в в в


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зартдинова Эльвира Мугалимовна Урок по теме "Заглавная буква В. Корень, однокоренные слова. Продолжение знакомства с суффиксами"

Разработка урока обучения грамоте и письму ОС "Школа 2100"  по учебнику «Моя любимая Азбука» Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина и прописи «Мои волшебные пальчики» О.В.Пронина....

Урок обучения грамоте с презентацией. Тема: Заглавная буква М. Упражнение в чтении слов с изученными буквами.

На уроке используется игровая ситуация, дети через развивающие задания, подводящий диалог, открывают новое знание. Первоклассники имеют возможность продемонстрировать друг другу свои знания, полученны...

Открытый урок русского языка в 3 классе по теме: "Упражнение в правописании слов с парными согласными и безударными гласными в корне" - 7 вид.

Данный урок разработан для дистанционного обучения детей-инвалидов с использованием ПК и ИКТ, где в классе может находиться от 1 до 3 учеников. Он направлен на  развитие умения  распозн...

Обучение грамоте. Тема : "Заглавная буква Ю. Упражнения в чтении и письме"

Конспект урока. Тема : "Заглавная буква Ю. Упражнения в чтении и письме". Программа 2100...

Открытый урок по теме:"Заглавная буква В".

Урок обучения грамоте в 1 классе. УМК "Школа 2100"...

Конспект открытого урока по теме « Заглавная буква в именах собственных. Заглавная буква в географических названиях». 1 класс

Конспект открытого урока по теме « Заглавная буква в именах собственных.       Заглавная буква в географических названиях».1 класс...