Открытый урок по теме: «Заглавная буква «В». Упражнения в чтении. Корень, однокоренные слова. Наблюдение над словами с безударной гласной в корне».
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_ob.gramote..docx | 21.24 КБ |
odnokorennye_slova.ppt | 1.35 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Заглавная буква «В». Упражнения в чтении. Корень, однокоренные слова. Наблюдение над словами с безударной гласной в корне».
Ход урока:
1. Мотивация к учебной деятельности.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок!
Пожелаем всем удачи –
За работу, в добрый час!
Мальчики: Сели наши девочки.
Девочки: Сели наши мальчики.
Наш урок я хотела бы начать со слов английского философа Фрэнсиса Бэкона: «Чтение делает человека знающим, беседа — находчивым, а привычка записывать — точным».
Как вы понимаете эти слова? (Верно. Чем больше человек читает, тем больше знает. Во время беседы человек использует эти знания, а записывая умные высказывания, цитаты, человек становится более точным и убедительным).
Итак, вперёд, за новыми знаниями!
2. Актуализация знаний.
Но сначала вспомним всё, что мы уже знаем.
Итак, когда мы с вами говорим, то произносим… речь.
Речь состоит из … предложений.
Предложения делятся на … слова.
Слова можно разделить на … слоги.
Слоги состоят из… звуков.
Звуки делятся на 2 группы: на …. гласные и согласные.
Что обозначают гласные верхнего ряда?
Что обозначают гласные нижнего ряда?
На какие две группы можно разделить согласные?
Назовите изученные буквы, которые составляют пары по звонкости-глухости.
3.Сегодня буквы приглашают совершить нас путешествие в страну слов.Но сначала проведём речевую разминку.
- Прочитайте про себя слоги , написанные в таблице.
- Прочитайте эти слоги вслух, чётко проговаривая все звуки; с интонацией вопроса, с интонацией радости.
- Составьте из выделенных слогов слова.
- Прочитайте эти слова .
травка
травушка
трава
- Что объединяет данные слова? (общее значение и общая часть).
- Как называется эта часть ?(Корень). Назовите корень в этих словах. (итак, …)
- Как называются такие слова?(однокоренные).
- С помощью какой части слова образовали новые слова? Какое значение придаёт суффикс данным словам? (уменьшительно-ласкательное).
- Обозначьте ударение в словах.
- В каком из этих слов есть опасное место в корне слова?
- Почему? (гласная находится в слабой позиции). Что значит в слабой позиции? (Произносится нечётко. Написание и произношение может не совпадать).
- А раз гласная находится в слабой позиции, что мы должны сделать?
- Какие слова будут проверочными? Почему?
- Сравните написание корня в словах 1 столбика. Что вы заметили? ( Корни однокоренных слов под ударением и без ударения пишутся одинаково).
- Прочитайте слова 2 столбика:
сады
садик
- Что объединяет данные слова? (общее значение и общая часть). Назовите эту часть.
- Как называется эта часть ?(Корень). Выделите корень в этих словах. (итак, …)
- Как называются такие слова?(однокоренные).
- С помощью какой части слова образовали новое слово? Какое значение придаёт суффикс данному слову? (уменьшительно-ласкательное).
- Обозначьте ударение в словах.
- В каком из этих слов есть опасное место в корне слова?
- Почему? (гласная находится в слабой позиции).
- Назовите проверочное слово. Почему, это слово является проверочным?
- Сравните написание корня в словах 2 столбика. Что вы заметили? ( Корни однокоренных слов под ударением и без ударения пишутся одинаково).
- Сделайте вывод: чем мы будем заниматься на уроке? (наблюдать над словами с безударной гласной в корне).
- Откройте букварь на стр.98. Прочитайте слова 1 столбика.
вода
водник
- Чем интересны эти пары слов? (Это однокоренные слова).
- Объясните значение слова водник.
1. Работник водного, речного транспорта.
2. Человек, занимающийся водным туризмом .
- Выделите корень. Обозначьте ударение.
- В каком из этих слов есть опасное место в корне слова ? Назовите проверочное слово. Почему это слово является проверочным?
- Сравните написание корня в словах данного столбика. Какой вывод можно сделать? ( Корни однокоренных слов под ударением и без ударения пишутся одинаково).
- Прочитайте слова 3 столбика.
слова
словарик
- Чем интересны эти пары слов? (Это однокоренные слова). Выделите корень . В этом столбике есть ласковое слово. Назовите его. С помощью какой части слова оно стало ласковыми? (суффикс –ик -)
- Объясните значение слова словарик. (сборник слов).
- Сравните написание корня в словах данного столбика. Какой вывод можно сделать? ( Корни однокоренных слов пишутся одинаково).
- Прочитайте слова 4 столбика.
сова
совушка
- Чем интересны эти пары слов? (Это однокоренные слова). Выделите корень . В этом столбике есть ласковое слово. Назовите его. С помощью какой части слова оно стало ласковыми? (суффикс –ушк -).
- Обозначьте ударение в словах.
- В каком из этих слов есть опасное место в корне слова?
- Почему? (гласная находится в слабой позиции).
- Назовите проверочное слово. Почему, это слово является проверочным?
- Сравните написание корня в словах данного столбика. Что вы заметили? ( Корни однокоренных слов под ударением и без ударения пишутся одинаково).
4. Физминутка.
5. Ребята, а кто из вас видел сову? Где? Что вы знаете об этой птице?
С древних времён сов окружают легенды, навеянные их необычной внешностью, жутковатыми голосами, ночным образом жизни. У сов огромные круглые глаза. Они прекрасно видят и днём и ночью, только мир им представляется черно-белым. Для успешной охоты совы неожиданно нападают на жертву. У сов развита способность летать практически бесшумно. Перья очень мягкие и при взмахе рассекают воздух беззвучно. Гнёзда совы не строят, предпочитают жить в дуплах.
-Посмотрите на нашу гостью, что интересного вы у неё видите? Сова учится в лесной школе. Сегодня она приготовила для вас задание.
6. Постановка учебной задачи.
- Догадайтесь, какая буква спряталась в словах? (Буква В)
. ова
. адик
. адим
(Учитель ставит маленькую букву в.)
7. Построение проекта выхода из затруднения .
- Теперь прочитайте слова вслух. Все правильно? (Нет, здесь нужна большая буква В.)
-Почему? (Это имена. А имена пишутся с большой буквы.)
(Учитель исправляет свою «ошибку», ставит заглавную букву В.)
-Для чего нужны заглавные буквы? (Чтобы писать первое слово в предложении, фамилии, имена, отчества, географические названия.)
-Какое правило написания мы знаем?
Имена, фамилии, клички, города
Все с заглавной буквы
Пишутся всегда.
- Сформулируйте ещё одну тему нашего урока. (Заглавная буква).
- А что ещё интересного вы заметили? Назовите мне одно и тоже имя. ( Вадим- это полное имя. Вадик – ласково называют мальчика).
8. Работа по Букварю. ( с.98).
- Прочитайте слова 2 столбика. Что интересного вы заметили? Что объединяет данные слова? (Это одно и тоже имя). Назовите полное имя. (Владислав). В дальнейшем к полному имени добавляют отчество. Как же назвать ласково Владислава? (Владик).
- Переходим к словам третьего столбика. Назовите лишнее слово.
10. Работа над текстом « Наша выставка».
1) Прогнозирование содержания текста.
– рассмотрите иллюстрацию, прочитайте название текста. Предложите, о чём будет этот текст.
2) Чтение текста вслух и проверка гипотез.
- Подтвердились ли ваши предположения.
3) Повторное чтение вслух по предложениям.
1-2-е предложение:
- Кто нарисовал водопад? Что это такое? Посмотрите на иллюстрацию: вода падает вниз с большой высоты – водопад.
3-е предложение:
- Кто вышивал коврик?
- Объясните значение слова «вигвам» (жилище индейцев)
4-5-е предложения:
- Кто приготовил пироги и торт?
- Чья красивая полка висит на стене?
6-е предложение:
- А что сделал Павлик?
- Обратите внимание на знак препинания в конце предложения. Что он обозначает? Прочитайте это предложение с восклицательной интонацией.
7-е предложение:
- Кто ещё участвовал в выставке?
- Почему Вова так сделал, как вы думаете? Какой Вова?
8 -е предложение:
- Кто пришёл в класс смотреть выставку?
- Почему в конце текста автор поставил многоточие? Автор как бы задумался или предлагает нам догадаться, что будет дальше.
4) Творческое задание.
- Придумайте продолжение этого рассказа.
- Останутся ли довольными мамы и папы? А родители Вовы?
9. Итог урока.
Оцените свою работу на уроке: кто считает, что работал отлично – поднимите руки вверх и похлопайте; кто считает, что работал хорошо –покажите большой палец; кто считает, что работал плохо – разведите руки в стороны.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
тра ки ник ка при сад ва рас ко трав лап по вуш на дар
травка травушка трава
сады садик
Наблюдение над словами с безударной гласной в корне.
Вывод: корни однокоренных слов под ударением и без ударения пишутся одинаково.
. ова . адик . адим в в в
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Зартдинова Эльвира Мугалимовна Урок по теме "Заглавная буква В. Корень, однокоренные слова. Продолжение знакомства с суффиксами"
Разработка урока обучения грамоте и письму ОС "Школа 2100" по учебнику «Моя любимая Азбука» Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина и прописи «Мои волшебные пальчики» О.В.Пронина....
Урок обучения грамоте с презентацией. Тема: Заглавная буква М. Упражнение в чтении слов с изученными буквами.
На уроке используется игровая ситуация, дети через развивающие задания, подводящий диалог, открывают новое знание. Первоклассники имеют возможность продемонстрировать друг другу свои знания, полученны...
Открытый урок русского языка в 3 классе по теме: "Упражнение в правописании слов с парными согласными и безударными гласными в корне" - 7 вид.
Данный урок разработан для дистанционного обучения детей-инвалидов с использованием ПК и ИКТ, где в классе может находиться от 1 до 3 учеников. Он направлен на развитие умения распозн...
Обучение грамоте. Тема : "Заглавная буква Ю. Упражнения в чтении и письме"
Конспект урока. Тема : "Заглавная буква Ю. Упражнения в чтении и письме". Программа 2100...
Открытый урок по теме:"Заглавная буква В".
Урок обучения грамоте в 1 классе. УМК "Школа 2100"...
Конспект открытого урока по теме « Заглавная буква в именах собственных. Заглавная буква в географических названиях». 1 класс
Конспект открытого урока по теме « Заглавная буква в именах собственных. Заглавная буква в географических названиях».1 класс...