"Правописание гласных после шипящих звуков".
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Тинамагомедова Галина Ефимовна

Урок -обобщения знаний

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

                                                      лицей
   станицы Каневской Каневского района Краснодарского края

Урок русского языка во 2 классе

Правописание буквосочетаний с шипящими звуками.
Обобщение.

учитель начальных классов

Тинамагомедова Галина Ефимовна

Урок русского языка во 2  классе

ТВ.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Тема: Правописание буквосочетаний с шипящими звуками. Обобщение.

Цели урока: отрабатывать умения распознавать в словах шипящие звуки и правильно обозначать на письме сочетания этих звуков с гласными буквами и, а, у;   формировать орфографические знания, умения и навыки на основе развития орфографической зоркости; систематизировать знания учащихся о правописании гласных после шипящих, сочетаний чк, чн ;воспитывать чувство товарищества, взаимовыручки.

Ход урока

  1. Орг. момент.
  2. Проверка д. з.
  3. Сообщение темы и целей урока

Вот и дан опять звонок—

Начинается урок.

Как жи, ши, ча, ща писать

Будем снова повторять.

  1. Повторение изученного

А)Догадайтесь - ка, ребята,
Отчего ежи, ужи,
Щуки, белки и волчата
Рассмеялись от души

На доске слова: Ежы, ершы, щюки, бельчята, волчята. (Исправить ошибки предлагается слабым ученикам)

Б) Заранее подготовленные дети читают стихи на изучаемые правила:

Вспомним правило (ЖИ-ШИ пиши с буквой “И”).

Сережи, Наташи: не спешите,
Повнимательней пишите!
Да потише нажимайте,
Карандаши свои не сломайте!
Г. Ладонщиков

ЧА и ЩА пиши с буквой “А”.

Пища, чаща, роща, куча,
Саранча, кочан и туча,
Дача, чайка, каланча – 
Все слова на ЧА и ЩА.
Н.М. Бетенькова

ЧУ и ЩУ пиши с буквой “У”.

Я грамотно писать хочу,
Слова на ЧУ и ЩУ учу:
Чулок, и чудо, и чугун,
Чудак, и щука, и ворчун,
Чумазый, чучело, чурбан,
Чудесный, чувство и чулан,
Кричу, ворчу, ищу, тащу –
Я с У пишу и ЧУ и ЩУ.

В) Давайте-ка, ребятки, отгадывать загадки на изученные правила.

У нее во рту пила, 
Под водой она жила. 
Всех пугала, всех глотала, 
А теперь в котел попала. 
(Щука)

Растет на грядке с кислинкой 
Зеленый лист, как косынка. 
Не ленись, его сорви. 
С ним пирог ты испеки. 
(Щавель)

Две курносые подружки 
Не отстали друг от дружки. 
Обе по снегу бегут, 
Обе песенки поют 
Обе ленты на снегу 
Оставляют на бегу. 
(Лыжи)

К розе не подпускают, 
От всех ее защищают. 
(Шипы)

  Кто, ворочая усами, 
Раскомандовался нами: 
“Можно есть! Пора гулять! 
Умываться и в кровать!” 
(Часы)

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу, 
Больше греться не хочу. 
Крышка громко зазвенела: 
“Пейте чай, вода вскипела!” 
(Чайник)

Живут в норке, 
Грызут корки. 
Короткие ножки. 
Боятся кошки. 
(Мыши)

Запись отгадок самостоятельно в тетрадях с подчёркиванием орфограмм.

Г) фронтальная работа:

Сегодня мы будем отвечать на хитрые вопросы. Запишите только ответ.

  • Как превратить мел а место на реке? (мель)
  • Как угол превратить в топливо? (уголь)
  • Как сделать, чтобы шест стал числом? (шесть)
  • Как из банки сделать баню? (банька)
  • Как из полки сделать танец? (полька)
  1. Фонетическая работа. Игра «Посчитаем»

Вот идут они гуськом

Вдоль лесных дорожек;

Ёж-отец, Ежиха-мать

И ребёнок-ёжик.

  • В каких подчёркнутых словах число звуков и букв совпадает? (ребёнок)
  • В каких словах звуков больше, чем букв и почему? (ёж, ежиха, ёжик)
  • В каких словах букв больше и почему? (гуськом, вдоль, мать)
  • Какие ещё слова вы знаете, где букв больше, чем звуков? Напишите
  • Какую роль выполняет ь в этих словах? (показатель мягкости)
  1. Чистописание

жи, ши

шишки, мыши, малыши, лыжи.

  1. Работа по теме урока (закрепление)

А) Грамматическая сказка «Как поссорились шипящие с некоторыми гласными буквами»

  • Подумайте, о чём пойдёт речь на уроке

Жили-были на свете Ж, Ш, Ч, Щ, а неподалёку И, Ю, Ы, И, А, Я. Жили очень дружно. И вот решили однажды буквы поиграть в прятки. Выпало водить шипящим, остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать начнут. Шипящие во все щели заглянули, хорошо ищут, шуршат везде—нашли уже многих, только никак не могут найти 3 гласных—Ы, Ю, Я. Искали-искали, с ног сбились, до вечера промучились. И вот, спотыкаясь, обиженные, усталые, голодные решили пойти домой спать. Дело было уже вечером. Проходят мимо соседнего домика и видят, что Ы, Ю, Я как ни в чём не бывало сидят, смеются чай пьют с пряниками. Обиделись шипящие—с тех пор у них дружба врозь. Никогда не стоят они вместе, а только так: ЖИ--ШИ, ЧА--ЩА, ЧУ--ЩУ!

Много времени прошло с тех пор. И захотели шипящие вновь расширить круг своих друзей. Вспомнили про Я, Ю, Ы. решили взять с собой в лес за грибами и ягодами. Буквы ведь очень дружный народ. Хорошо провели они время в лесу, а когда пришли, буква Я расхвасталась:

--я больше всех собрала. Грибы у меня самые лучшие, а ягоды самые спелые и душистые. Это я всех в лес позвала, это я их вывел на лучшую поляну, это я…

Буквы даже рассердились!

--Мы так дружно жили, никогда не ссорились, а главное—никто у нас так не зазнавался, каждый знал своё место, и вдруг…

И решили буквы проучить букву-зазнайку, отправив её в самый конец алфавита, но тут заюлила буква Ю, стала защищать свою подружку Я. И буква Ы стала своей клюкой размахивать. Буквы и их отправили в конец поближе к букве Я.

Кстати, именно с того момента шипящие буквы Ч, Ш, Щ Ж сказали, что НИКОГДА больше не будут дружить с буквами-зазнайками, а только со скромными буквами А, У, И, которые никогда не выпячиваются.

А как же, спросите вы,могут получиться такие слова как чаща, щука, лыжи? А очень прост: с буквами И, У, А и только с ними!

-- Какая невоспитанность!—жаловались отвергнутые буквы на шипящие. –Подойти невозможно, так и шипят от злости.

Справедливая обида! Но только не ко всем так суровы Ж, Ш, Щ, Ч. они всегда рады И, У, А!

(Речь пойдёт о правописании сочетаний ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ)

Б) Работа по учебнику

--упр.52 стр. 22

Прочитайте текст. Какие правила нужно вспомнить, чтобы правильно его выполнить

--выполните задание самостоятельно.

8. Физкультминутка

Встаньте “паровозиком”, двигаемся по кабинету и поём: “чщ, чщ…

Вот поезд наш мчится,

колеса стучат,
А в поезде нашем ребята сидят.
Чу- чу- чу- чу- чу… чщ - чщ …

В) Продолжение работы по учебнику.

  • Упражнение в правописании сочетаний

--упр.53 стр.22 (устно)

--упр.54 стр. 22 (у доски)

--упр.55 стр. 22 (самостоятельно)

  • Игра «Продолжи словечко»

Угадайте и запишите слова:

Кот живёт у нас на крыше

А в подполье живут… (мыши)

Не поедет без бензина

Ни автобус, ни…(машина)

По полям бегут ручьи,

На дорогах -(Лужи)

Скоро выйдут муравьи

После зимней…(стужи)

 8. Игра «Зажги огонёк» (у доски 2 команды)

Детям раздаются карточки двух цветов: подобрать пару.

--Назовите пары слов:

  • Волшебник – чародей
  • Нередко – часто
  • Глушь- чаща
  • Грязный – чумазый
  • Храбрец – смельчак
  • Жалеть – щадить
  • Большая туча
  • Журчат ручьи
  • Берёзовая роща
  • Чаща леса
  • Машина гудит

9.Выборочное письмо (взаимопроверка в парах)

Запишите только те слова, в которых встречаются изучаемые орфограммы:

Ча-ща

За бульваром, у Покровки,
На трамвайной остановке,
Вылезая, буква “Щ” 
Тянет пояс от плаЩА.
А в трамвай влезает “Ч”
С чемоданом на плече.
Вышел ёж с сапожной щеткой,
Занялся работой четкой.
Гуталина не ЩАдит,
Гуталин слегка ЧАдит.
Заяц волка замеЩАет,
Всех косых он замеЧАет.

А волна реки, плеЩА,
Пену бросила с плеЧА.

Чу-щу

Оба брата, Гек и ЧУк
Принялись за ловлю ЩУк.
И кричит им птица ЩУр:
- Не меня ловите, ЧУр!

  • “ЖИ-ШИ”:

Рядом с иголками рыЖИк под ёлками.
Не мал, не велик, а леЖИт и блестит.
Ехала маШИна, лопнула вдруг ШИна.
Воздух из ШИны с ШИпеньем выходит.


  1. Подведение итогов.

Девочки поют частушки:

ЖИ да ШИ, ЖИ да ШИ

С буквой И всегда пиши:

Мыши, ёжики, ужи,

Лужи, крыши и моржи.


ЧА и ЩА, ЧА и ЩА

Роща, чаща и свеча,

Пища, туча, саранча—

С буквой А и ЧА и ЩА.


Сочетания ЧУ и ЩУ

Пием только с буквой У.

Чудо, щука, ухвачу

И кричу, лечу, хочу.


Точно, точка, стрелочка,

Тучка, срочно, белочка,

Не запомнятся никак,

ЗДЕСЬ НЕ НУЖЕН Ь!

Д. з. упр 56 стр 23

Рефлексия

  • Сегодня я узнал …
  • Мне еще нужно отработать…
  • Для меня самым трудным было…
  • Сегодня на уроке мне было…
  • Для меня самым интересным было…
  • С каким настроением окончили урок? (покажите)

http://doc4web.ru/uploads/files/16/15078/hello_html_511aeb7d.gif

*** дополнительный материал:

1.Что происходит по взмаху волшебной палочки?

2.Растение из огорода, кислое на вкус?

3.Белая холодная звездочка, тающая на ладошке?

4.Загадка из учебника математики, требующая решения?

5.Транспорт, живущий в гараже?

6. Хищная рыба, обитающая в реке?





Литература:

1.Волина В.В. Весёлая грамматика. – Москва: Знание, 2009.

2. Т.Н. Ситникова, И.Ф.Яценко, Н.Ю. Васильева Поурочные разработки по русскому языку. Москва «Вако» 2015 год

3.Львов М.Р Школа творческого мышления. Учебное пособие по русскому языку для обучения в начальных классах.- Москва: Дидакт, 2010.

4 В.П. Канакина, В. Г. Горецкий Русский язык. Просвещение, 2012 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок чтения и письма. В.Осеева "Печенье" .Правописание гласных после шипящих.

Предлагаю конспект интегрированного урока чтения и письма в 1 классе по УМК " Начальная школа X XI века" по теме В.Осеева " Печенье" . Правописание гласных после шипящих ( чу-щу, ча-ща)....

"Правописание гласных после шипящих" .

План-конспект урока русского языка по теме "Правописание гласных после шипящих" во 2 классе по УМК "Начальная школа 21 века" с использованием ЭОР....

Памятка "Правописание гласных после шипящих"

Памятка поможет учащимся усвоить тему  "Правописания гласных после шипящих"....

урок русского языка во 2 классе по теме "Правописание гласных после шипящих"

Тема: Правописание гласных после шипящих в сочетаниях ЧА - ЩА, ЧУ - ЩУ....