"Правописание гласных после шипящих звуков".
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Урок -обобщения знаний
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravopisanie_glasnyh_posle_shipyashchih_v_sochetaniyah_zhi-shi_cha-shcha_chu-shchu.docx | 31.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
лицей
станицы Каневской Каневского района Краснодарского края
Урок русского языка во 2 классе
Правописание буквосочетаний с шипящими звуками.
Обобщение.
учитель начальных классов
Тинамагомедова Галина Ефимовна
Урок русского языка во 2 классе
ТВ.П. Канакина, В.Г. Горецкий
Тема: Правописание буквосочетаний с шипящими звуками. Обобщение.
Цели урока: отрабатывать умения распознавать в словах шипящие звуки и правильно обозначать на письме сочетания этих звуков с гласными буквами и, а, у; формировать орфографические знания, умения и навыки на основе развития орфографической зоркости; систематизировать знания учащихся о правописании гласных после шипящих, сочетаний чк, чн ;воспитывать чувство товарищества, взаимовыручки.
Ход урока
- Орг. момент.
- Проверка д. з.
- Сообщение темы и целей урока
Вот и дан опять звонок—
Начинается урок.
Как жи, ши, ча, ща писать
Будем снова повторять.
- Повторение изученного
А)Догадайтесь - ка, ребята,
Отчего ежи, ужи,
Щуки, белки и волчата
Рассмеялись от души
На доске слова: Ежы, ершы, щюки, бельчята, волчята. (Исправить ошибки предлагается слабым ученикам)
Б) Заранее подготовленные дети читают стихи на изучаемые правила:
Вспомним правило (ЖИ-ШИ пиши с буквой “И”).
Сережи, Наташи: не спешите,
Повнимательней пишите!
Да потише нажимайте,
Карандаши свои не сломайте!
Г. Ладонщиков
ЧА и ЩА пиши с буквой “А”.
Пища, чаща, роща, куча,
Саранча, кочан и туча,
Дача, чайка, каланча –
Все слова на ЧА и ЩА.
Н.М. Бетенькова
ЧУ и ЩУ пиши с буквой “У”.
Я грамотно писать хочу,
Слова на ЧУ и ЩУ учу:
Чулок, и чудо, и чугун,
Чудак, и щука, и ворчун,
Чумазый, чучело, чурбан,
Чудесный, чувство и чулан,
Кричу, ворчу, ищу, тащу –
Я с У пишу и ЧУ и ЩУ.
В) Давайте-ка, ребятки, отгадывать загадки на изученные правила.
У нее во рту пила,
Под водой она жила.
Всех пугала, всех глотала,
А теперь в котел попала. (Щука)
Растет на грядке с кислинкой | |
Две курносые подружки | К розе не подпускают, |
Кто, ворочая усами, | Я пыхчу, пыхчу, пыхчу, |
Живут в норке, |
Запись отгадок самостоятельно в тетрадях с подчёркиванием орфограмм.
Г) фронтальная работа:
Сегодня мы будем отвечать на хитрые вопросы. Запишите только ответ.
- Как превратить мел а место на реке? (мель)
- Как угол превратить в топливо? (уголь)
- Как сделать, чтобы шест стал числом? (шесть)
- Как из банки сделать баню? (банька)
- Как из полки сделать танец? (полька)
- Фонетическая работа. Игра «Посчитаем»
Вот идут они гуськом
Вдоль лесных дорожек;
Ёж-отец, Ежиха-мать
И ребёнок-ёжик.
- В каких подчёркнутых словах число звуков и букв совпадает? (ребёнок)
- В каких словах звуков больше, чем букв и почему? (ёж, ежиха, ёжик)
- В каких словах букв больше и почему? (гуськом, вдоль, мать)
- Какие ещё слова вы знаете, где букв больше, чем звуков? Напишите
- Какую роль выполняет ь в этих словах? (показатель мягкости)
- Чистописание
жи, ши
шишки, мыши, малыши, лыжи.
- Работа по теме урока (закрепление)
А) Грамматическая сказка «Как поссорились шипящие с некоторыми гласными буквами»
- Подумайте, о чём пойдёт речь на уроке
Жили-были на свете Ж, Ш, Ч, Щ, а неподалёку И, Ю, Ы, И, А, Я. Жили очень дружно. И вот решили однажды буквы поиграть в прятки. Выпало водить шипящим, остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать начнут. Шипящие во все щели заглянули, хорошо ищут, шуршат везде—нашли уже многих, только никак не могут найти 3 гласных—Ы, Ю, Я. Искали-искали, с ног сбились, до вечера промучились. И вот, спотыкаясь, обиженные, усталые, голодные решили пойти домой спать. Дело было уже вечером. Проходят мимо соседнего домика и видят, что Ы, Ю, Я как ни в чём не бывало сидят, смеются чай пьют с пряниками. Обиделись шипящие—с тех пор у них дружба врозь. Никогда не стоят они вместе, а только так: ЖИ--ШИ, ЧА--ЩА, ЧУ--ЩУ!
Много времени прошло с тех пор. И захотели шипящие вновь расширить круг своих друзей. Вспомнили про Я, Ю, Ы. решили взять с собой в лес за грибами и ягодами. Буквы ведь очень дружный народ. Хорошо провели они время в лесу, а когда пришли, буква Я расхвасталась:
--я больше всех собрала. Грибы у меня самые лучшие, а ягоды самые спелые и душистые. Это я всех в лес позвала, это я их вывел на лучшую поляну, это я…
Буквы даже рассердились!
--Мы так дружно жили, никогда не ссорились, а главное—никто у нас так не зазнавался, каждый знал своё место, и вдруг…
И решили буквы проучить букву-зазнайку, отправив её в самый конец алфавита, но тут заюлила буква Ю, стала защищать свою подружку Я. И буква Ы стала своей клюкой размахивать. Буквы и их отправили в конец поближе к букве Я.
Кстати, именно с того момента шипящие буквы Ч, Ш, Щ Ж сказали, что НИКОГДА больше не будут дружить с буквами-зазнайками, а только со скромными буквами А, У, И, которые никогда не выпячиваются.
А как же, спросите вы,могут получиться такие слова как чаща, щука, лыжи? А очень прост: с буквами И, У, А и только с ними!
-- Какая невоспитанность!—жаловались отвергнутые буквы на шипящие. –Подойти невозможно, так и шипят от злости.
Справедливая обида! Но только не ко всем так суровы Ж, Ш, Щ, Ч. они всегда рады И, У, А!
(Речь пойдёт о правописании сочетаний ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ)
Б) Работа по учебнику
--упр.52 стр. 22
Прочитайте текст. Какие правила нужно вспомнить, чтобы правильно его выполнить
--выполните задание самостоятельно.
8. Физкультминутка
Встаньте “паровозиком”, двигаемся по кабинету и поём: “чщ, чщ…
Вот поезд наш мчится,
колеса стучат,
А в поезде нашем ребята сидят.
Чу- чу- чу- чу- чу… чщ - чщ …
В) Продолжение работы по учебнику.
- Упражнение в правописании сочетаний
--упр.53 стр.22 (устно)
--упр.54 стр. 22 (у доски)
--упр.55 стр. 22 (самостоятельно)
- Игра «Продолжи словечко»
Угадайте и запишите слова:
Кот живёт у нас на крыше
А в подполье живут… (мыши)
Не поедет без бензина
Ни автобус, ни…(машина)
По полям бегут ручьи,
На дорогах -(Лужи)
Скоро выйдут муравьи
После зимней…(стужи)
8. Игра «Зажги огонёк» (у доски 2 команды)
Детям раздаются карточки двух цветов: подобрать пару.
--Назовите пары слов:
- Волшебник – чародей
- Нередко – часто
- Глушь- чаща
- Грязный – чумазый
- Храбрец – смельчак
- Жалеть – щадить
- Большая туча
- Журчат ручьи
- Берёзовая роща
- Чаща леса
- Машина гудит
9.Выборочное письмо (взаимопроверка в парах)
Запишите только те слова, в которых встречаются изучаемые орфограммы:
Ча-ща
За бульваром, у Покровки,
На трамвайной остановке,
Вылезая, буква “Щ”
Тянет пояс от плаЩА.
А в трамвай влезает “Ч”
С чемоданом на плече.
Вышел ёж с сапожной щеткой,
Занялся работой четкой.
Гуталина не ЩАдит,
Гуталин слегка ЧАдит.
Заяц волка замеЩАет,
Всех косых он замеЧАет.
А волна реки, плеЩА,
Пену бросила с плеЧА.
Чу-щу
Оба брата, Гек и ЧУк
Принялись за ловлю ЩУк.
И кричит им птица ЩУр:
- Не меня ловите, ЧУр!
- “ЖИ-ШИ”:
Рядом с иголками рыЖИк под ёлками.
Не мал, не велик, а леЖИт и блестит.
Ехала маШИна, лопнула вдруг ШИна.
Воздух из ШИны с ШИпеньем выходит.
- Подведение итогов.
Девочки поют частушки:
ЖИ да ШИ, ЖИ да ШИ
С буквой И всегда пиши:
Мыши, ёжики, ужи,
Лужи, крыши и моржи.
ЧА и ЩА, ЧА и ЩА
Роща, чаща и свеча,
Пища, туча, саранча—
С буквой А и ЧА и ЩА.
Сочетания ЧУ и ЩУ
Пием только с буквой У.
Чудо, щука, ухвачу
И кричу, лечу, хочу.
Точно, точка, стрелочка,
Тучка, срочно, белочка,
Не запомнятся никак,
ЗДЕСЬ НЕ НУЖЕН Ь!
Д. з. упр 56 стр 23
Рефлексия
- Сегодня я узнал …
- Мне еще нужно отработать…
- Для меня самым трудным было…
- Сегодня на уроке мне было…
- Для меня самым интересным было…
- С каким настроением окончили урок? (покажите)
*** дополнительный материал:
1.Что происходит по взмаху волшебной палочки?
2.Растение из огорода, кислое на вкус?
3.Белая холодная звездочка, тающая на ладошке?
4.Загадка из учебника математики, требующая решения?
5.Транспорт, живущий в гараже?
6. Хищная рыба, обитающая в реке?
Литература:
1.Волина В.В. Весёлая грамматика. – Москва: Знание, 2009.
2. Т.Н. Ситникова, И.Ф.Яценко, Н.Ю. Васильева Поурочные разработки по русскому языку. Москва «Вако» 2015 год
3.Львов М.Р Школа творческого мышления. Учебное пособие по русскому языку для обучения в начальных классах.- Москва: Дидакт, 2010.
4 В.П. Канакина, В. Г. Горецкий Русский язык. Просвещение, 2012 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры и игровые приёмы на уроках русского языка при изучении темы: "Правописание гласных после шипящих"
Как сделать интересным уроки русского языка в коррекционной школе 8 вида...
Интегрированный урок чтения и письма. В.Осеева "Печенье" .Правописание гласных после шипящих.
Предлагаю конспект интегрированного урока чтения и письма в 1 классе по УМК " Начальная школа X XI века" по теме В.Осеева " Печенье" . Правописание гласных после шипящих ( чу-щу, ча-ща)....
Методическая разработка урока на тему "Правописание гласных после шипящих и сочетния чк-чн"
урок закрепления...
Методическая разработка урока на тему "Правописание гласных после шипящих и сочетния чк-чн"
урок закрпления...
"Правописание гласных после шипящих" .
План-конспект урока русского языка по теме "Правописание гласных после шипящих" во 2 классе по УМК "Начальная школа 21 века" с использованием ЭОР....
Памятка "Правописание гласных после шипящих"
Памятка поможет учащимся усвоить тему "Правописания гласных после шипящих"....
урок русского языка во 2 классе по теме "Правописание гласных после шипящих"
Тема: Правописание гласных после шипящих в сочетаниях ЧА - ЩА, ЧУ - ЩУ....