урок русского языка по теме: " Правописание ь после шипящих на конце существительных"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Ход урока: | ||||
Содержание деятельности учителя: | Содержание деятельности учащихся: | |||
Актуализация необходимых знаний | ||||
- Предлагает прочитать на доске слова: Тетрадь, дочь, конь, воробьи, пальто, коньки, перья. СЛАЙД №2. Найти общее и различное в этих словах. Объяснить, какую роль выполняет ь в этих словах, в каких словах трудно определить роль ь и почему. - Предлагает догадаться, какую букву будут повторять на минутке чистописания: ь , ь с верхним и нижним соединениями, показывает образец на доске. СЛАЙД №3. - Предлагает записать данные слова по группам. Выяснить и дописать новые слова в нужную группу: рожь, печь, меч, нож. Предлагает попробовать объяснить, почему в каких-то словах на конце пишется ь, а где-то нет. | - Читают слова, находят общее и различие. Объясняют роль ь. Встречают затруднение при анализе слова дочь. - Заранее подготовленный ребёнок читает стихотворение: Мягкий знак - хитрый знак. Не сказать его никак. Он не произносится, Но в слово часто просится. - Пишут в тетради по образцу: ь , ь с верхним и нижним соединениями. Самооценка. - Записывают данные слова по группам. Встречают затруднения при анализе слов: меч, нож. Пытаются объяснить, почему в каких-то словах на конце пишется ь, а где-то нет. Самооценка. | |||
Мотивация познавательной деятельности | ||||
- Предлагает назвать тему и цели урока. Предлагает высказать предположения, в каких случаях на конце пишется ь, а в каких - нет. Спрашивает, где можно найти ответ на своё предположение. | - Называют тему и цели урока, исходя из затруднений. Высказывают свои предположения. Отвечают, что информацию можно найти в учебнике, спросить у взрослых, сделать запрос в интернете. | |||
Организация познавательной деятельности | ||||
- Предлагает сделать морфологический разбор слов: рожь, нож. - Предлагает найти сходство и различие. | - Двое по очереди разбирают у доски: Рожь (сущ., нач. ф., ед. ч., ж.р.) Нож (сущ., нач. ф., ед. ч., м.р.) - Находят сходство и различие и делают предположение, что написание ь на конце сущ. может зависеть от рода сущ. | |||
- Предлагает прочитать правило в учебнике на с.31 и соотнести свои предположения с правилом, сделать вывод. | - Читают правило на с.31 и соотносят его со своими предположениями. Делают вывод о том, что ь в им. сущ после шипящих показывает, что это сущ. женского рода. | |||
- Организует работу в группах: составить памятку: «Написание ь в существительных с шипящими на конце слова». - Организует проверку. - После проверки вывешивает готовую памятку. | - Разбиваются на группы по 4 человека и составляют памятку: «Написание ь в существительных с шипящими на конце слова». СЛАЙД №4. 1. Читаю и произношу слово. 2. Определяю часть речи. 3. Слушаю звук на конце слова. 4. Если шипящий – определяю род. 5. Если сущ. ж.р. – пишу ь, если м.р. – не пишу ь. - Представитель одной из групп читает памятку, остальные – проверяют и исправляют ошибки. Самооценка. | |||
- Организовывает фронтальную работу: на доске – два домика. В одном живут слова с ь, в другом – без ь. Расселите слова в свой домик. 1.Часть суток от вечера до утра. (Ночь) 2. Помещение для стоянки, ремонта автомобиля. (Гараж) 3.Предмет для игры – шар из упругого материала. (Мяч) 4. Мелкие деньги. (Мелочь). 5. Украшение, прикалываемое на груди или воротнике. (Брошь) 6. Крупное ластоногое морское животное с усатой мордой и длинными клыками. Человек, занимающийся плаванием в открытом водоёме зимой. (Морж) 7. Чёрная птица – вестник наступающей весны. (Грач) 8. Предмет, на котором ездил Емеля. (Печь) - Организовывает проверку. СЛАЙД №5. | - Отгадывают загадки, записывают слова в нужный домик. - Оценивают ответы товарищей. | |||
- Организовывает работу в парах на карточках: Составьте и запишите 2 предложения из данных слов (по выбору). Любое предложение разберите по членам предложения.
- Организовывает проверку. СЛАЙД №6. | - Вспоминают правила совместной работы. Составляют и записывают 2 предложения из данных слов (по выбору). Любое предложение разбирают по членам предложения. - Оценивают свою работу. | |||
- Организовывает разноуровневую самостоятельную работу по карточкам: 1 уровень: Запиши текст, поставив выделенные им. сущ. в форме ед. числа. На берегу я и мой товарищи поставили шалаши. Ночи была звёздная. Утром лучи солнца осветил поляну. Мы закинули удочки. Попались ерши, щука и лещи. 2 уровень: Напишите близкие по значению слова, укажите род. Доктор - … сила- … обман - … родник - … команда - … соревнование - … Слова для справок: ключ(?), лож(?), экипаж(?), мощ(?), врач(?), матч(?). - Организовывает проверку, работу над ошибками. СЛАЙ ДЫ №7,8. | - Выбирают один из уровней и выполняют самостоятельную работу в тетрадях. - Двое вслух проверяют разноуровневые задания, остальные исправляют ошибки, оценивают ответы товарищей и свою работу. | |||
- Предлагает игру, объясняет правила: Читаю слова. Если сущ. ж. р. - встают девочки, если им. сущ. м. р. – встают мальчики. Шалаш, калач, глушь, морж, вещь, сторож, ложь, овощ, мышь. | - Слушают слова, определяют род им. сущ. и встают или мальчики, или девочки. - Самооценивание. | |||
Подведение итогов | ||||
- Предлагает вспомнить название темы урока, сказать о роли ь. - Предлагает продолжить предложения на доске: СЛАЙД № 10. - Я понял, что … - Было интересно … - Было трудно … - Мне захотелось … - Я научился … - Предлагает посмотреть в тетрадь и оценить свою работу на уроке. (Если все кружочки зелёные ,то … Если жёлтые – то… Если красные – то… ) - Предлагает сначала встать тех, у кого зелёный кружок, затем - жёлтый, потом – красный). - МОЛОДЦЫ! СПАСИБО! - Предлагает домашнее задание по выбору: упр. 54 или упр. 57. | - Называют тему, роль ь-. - Подготовленный ученик читает стихотворение: Чтобы знать, как писать Надо род определять. Если женский род, то надо Мягкий знак употреблять. И тогда мы пишем рожь, Мышь, печь, сушь и молодёжь. Если род мужской у слова – Знака мягкого нет такого! И тогда пиши: калач, Врач, малыш, гараж и грач! СЛАЙД №9. - Заканчивают предложения (устно). - Оценивают свою работу и встают. - Записывают задание в дневник. |
Памятка: «Написание ь в существительных с шипящими на конце слова». | Памятка: «Написание ь в существительных с шипящими на конце слова». |
Определяю часть речи. | Определяю часть речи. |
Если сущ. ж.р. – пишу ь, если м.р. – не пишу ь. | Если сущ. ж.р. – пишу ь, если м.р. – не пишу ь. |
Читаю и произношу слово. | Читаю и произношу слово. |
Если шипящий – определяю род. | Если шипящий – определяю род. |
Слушаю звук на конце слова. | Слушаю звук на конце слова. |
Памятка: «Написание ь в существительных с шипящими на конце слова». | Памятка: «Написание ь в существительных с шипящими на конце слова». |
Определяю часть речи. | Определяю часть речи. |
Если сущ. ж.р. – пишу ь, если м.р. – не пишу ь. | Если сущ. ж.р. – пишу ь, если м.р. – не пишу ь. |
Читаю и произношу слово. | Читаю и произношу слово. |
Если шипящий – определяю род. | Если шипящий – определяю род. |
Слушаю звук на конце слова. | Слушаю звук на конце слова. |
Составьте и запишите 2 предложения из данных слов | Составьте и запишите 2 предложения из данных слов |
(по выбору). Любое предложение разберите по членам | (по выбору). Любое предложение разберите по членам |
предложения. | предложения. |
1. по, малыш(?), берегу, бегал, реки. | 1. по, малыш(?), берегу, бегал, реки. |
|
|
|
|
|
|
Составьте и запишите 2 предложения из данных слов | Составьте и запишите 2 предложения из данных слов |
(по выбору). Любое предложение разберите по членам | (по выбору). Любое предложение разберите по членам |
предложения. | предложения. |
1. по, малыш(?), берегу, бегал, реки. | 1. по, малыш(?), берегу, бегал, реки. |
|
|
|
|
|
|
Самостоятельная работа | Самостоятельная работа |
1 уровень: | 1 уровень: |
Запиши текст, поставив выделенные им. сущ. в форме ед. числа. | Запиши текст, поставив выделенные им. сущ. в форме ед. числа. |
На берегу я и мой товарищи поставили шалаши. Ночи | На берегу я и мой товарищи поставили шалаши. Ночи |
была звёздная. Утром лучи солнца осветил поляну. Мы | была звёздная. Утром лучи солнца осветил поляну. Мы |
закинули удочки. Попались ерши, щука и лещи. | закинули удочки. Попались ерши, щука и лещи. |
2 уровень: | 2 уровень: |
Напишите близкие по значению слова, укажите род. | Напишите близкие по значению слова, укажите род. |
Доктор - … сила- … | Доктор - … сила- … |
обман - … родник - … | обман - … родник - … |
команда - … соревнование - … | команда - … соревнование - … |
Слова для справок: ключ(?), лож(?), экипаж(?), мощ(?), | Слова для справок: ключ(?), лож(?), экипаж(?), мощ(?), |
врач(?), матч(?). | врач(?), матч(?). |
Проблемный урок русского языка
«Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных».
3 класс
УМК «Школа России»
Учитель: Пальваль Л. В.
Инструктивно- диагностическая карта урока
Класс | Третий |
Урок | Русский язык |
Образовательная система | Школа России |
Тема | Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных. |
Задачи | - Учить определять, когда надо писать мягкий знак после шипящих на конце имён существительных; - учить писать ь на конце имён существительных; - учить читать выразительно. |
Тип урока | Изучение нового материала |
Форам проведения | Проблемный урок |
Средства реализации УУД | Проблемно-диагностическая технология, работа в парах, работа в группах, разноуровневые задания, презентация, методический аппарат учебника. |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Тема | Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных. | ||
Цель темы | Формировать представление об орфограмме, о роли ь как показателя имён существительных женского рода. | ||
Основные термины, понятия темы | Части речи, имя существительное, мужской род, женский род, шипящий, орфограмма. | ||
Планируемые результаты | |||
Предметные: - записывать имена существительные с шипящим звуком на конце слова; - объяснять роль ь на конце имён существительных. | Метапредметные: - понимать и принимать учебную задачу. Решать её под руководством учителя; - выявлять затруднение, причину его возникновения, находить пути выхода из проблемной ситуации; - делать вывод из наблюдений, обобщений; - договариваться, приходить к единому мнению при работе в парах, группах. | Личностные: - формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. | |
Межпредметные связи: Чтение, тема: «Работа над лексическим значением слова. Синонимы». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку русского языка "Правописание Ь после шипящих на конце имён существительных"
Презертация к уроку русского языка "Правописание Ь после шипящих на конце имён существительных". 4 класс. (Р.Н. Бунеев)...
Конспект урока по русскому языку "Правописание Ь после шипящих на конце имён существительных"
Конспект урока по русскому языку "Правописание Ь после шипящих на конце имён существительных". 4 класс. (Р.Н. Бунеев)...
Интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру "Экскурсия в зимний лес" (Правописание ь после шипящих на конце имен существительных + заочная экскурсия "Птицы родного края")
"Начальная школа XXI века", 3 класс...
Урок русского языка 3 класс по теме "Мягкий знак после шипящих на конце существительных"
Проект урока по русскому языку предназначен для учителей классов начальных, работающих по разным УМК.Урок разработан с учетом всех требований к современному уроку, с использованием технологи...
Конспект открытого урока по русскому языку УМК "Школа 2100" по теме "Правописание ь после шипящих на конце имён существительных"
Конспект данного урока разработан для учащихся 4 класса и соответствует требованиям ФГОС НОО....
Конспект урока русского языка "Употребление мягкого знака после шипящих в конце существительных женского рода" (УМК "Перспектива", 3 класс)
Тема: «Употребление мягкого знака после шипящих в конце существительных женского рода» Цели деятельности учителя расширение умений в правописании Ь знака на конце имен существительны...
Урок русского языка. Тема: «Правописание мягкого знака (ь) после шипящих на конце имён существительных ».
Автор Мягкова Марина Сергеевна Категория участников, возрастная группа 9-10 лет Тема урока Правописание Ь в именах существительных с шипящими на конце Актуальность выбранной темы Тема урока – обя...