Написание О и Ё (е) после шипящих в суффиксах существительных и прилагательных
план-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме

 

Цели: 1) повторить и расширить знания учащихся о правописании  О и Ё (е) после шипящих

          2)  формировать умение  писать  О и Ё (е) после шипящих в  суффиксах существительных и прилагательных, корень которых начинается на шипящий и Ц;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_urok_singapur_1.docx45.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение «Большеподберезинская   средняя общеобразовательная школа

имени Андрея Евдокимовича Кошкина Кайбицкого  муниципального  района

Республики Татарстан»

Открытый урок русского языка в 4 классе:

«Написание О и Ё (е) после шипящих в суффиксах существительных  и прилагательных»

                                                                       Подготовила и провела

                                                                          учитель начальных классов

      Кошкина Любовь Александровна

2013 -2014 г 

Тема: Написание О и Ё (е) после шипящих в суффиксах существительных  и прилагательных

Цели: 1) повторить и расширить знания учащихся о правописании  О и Ё (е) после шипящих

          2)  формировать умение  писать  О и Ё (е) после шипящих в  суффиксах существительных и прилагательных, корень которых начинается на шипящий и Ц;

          3) способствовать воспитанию интереса к русскому языку, воспитанию взаимопомощи, любви и заботу к животным, к природе.

Оборудование: презентация, карточки с заданиями.

                                         Ход  урока:

           I  Организационный момент

           II  Актуализация знаний учащихся о правописании О и Ё (е) после шипящих в суффиксах существительных упражнение 102, с 135

У: Сейчас мы проведём ФИНК  - РАЙТ – РАУНД   РОБИН 

Вопрос: Ваша задача подумать. Вставить нужные буквы на листочках. Потом по очереди зачитать свой ответ с листочка и объяснить орфограммы.

Д: вставляют нужные буквы

                   Кач …лся     жёлу[т ]  -  му [жычок]  

                  ( На)  ветк(е/и)   дуба.

                  С[и]дела   (на)    [пл ич ах]     л[и ] ства,

                  Как      [л ис  й я ]    шуба.

                                  (По С. Козлову)

Д: объясняют орфограммы, выделенные в тексте

У: Ребята, обратите внимание на слово мужичок. В этом слове три орфограммы. Найдите их и объясните их написание.

Д: 1. Безударный гласный в корне (мужичок-мужик)

     2. Правописание сочетаний ЖИ-ШИ (мужичок)

     3. О\Е после шипящих в суффиксе существительных

У: В какой части слова находится третья орфограмма ?

    Для  этого необходимо узнать, от основы какого слова образовано данное слово?

Д: Слово мужичок образовано от основы слова мужик при помощи суффикса. Значит третья орфограмма находится в суффиксе.

             Проблемная ситуация

Д: Возникает проблема: какую букву надо написать в суффиксе О или Ё, так как в корне произошло чередование звуков  [к ]  \  [ ч ].

У: С правописанием суффиксов существительных, корни которых оканчиваются на шипящий  и  Ц, ребята познакомились ещё в третьем классе, (и  возможно, что они сами вспомнят правило).

           Чтение плаката Летучей Мыши на с 135

В  СУФФИКСАХ  существительных под ударением пишется О, без ударения  - Е , если  эти существительные образованы от других существительных:

мужичок – (            от мужик );/

скворчонок – (            скворец);/

овражек – (            от овраг);/

III Упражнения на закрепления написания О и Ё (е) после шипящих в суффиксах существительных  

  1. Упражнение 103, с 103

У: Прочитайте стихотворные строки.

Д:                         Нарезал горький луч(ё\о)к  старич(ё\о)к

                   Поужинал им и залёг боч (ё\о)к.

У: Выпиши слова с суффиксом   -ок-  столбиком. Рядом с каждым из этих слов запиши слова, от основы которых они образованы. Покажи видимое  на письме чередование согласных [к ] \ [ ч ].

Д:  лучок – лук

      старичок- старик

      бочонок – бочка

  1. Упражнение 104, с 136      КОНТИНИУС   РАУД    РОБИН

( у каждого ученика есть карточка этого упражнения)

У: А сейчас проведём  КОНТИНИУС   РАУД    РОБИН.

    Устно по цепочке объясните, какие орфограммы встретились в тексте.  

    Вставьте нужные буквы.

 

                            Зайч (ё\о)н…к      ра[т]  -

                            танцу…т     он

                            И  прыга…т  с утра:

                            Закры[ т]   охотничий   сезон!

                            Каникулам ура!

                                               Клод  Рау  (перевод  М. Яснова)

 У: Проверим задание. Отвечает стол №… участник под №...

Д: (один ученик отвечает, на доске появляется правильная запись) презентация

                            Зайчон ок      рад  -

                            танцует     он

                            И  прыгает  с утра:

                            Закрыт  охотничий   сезон!

                            Каникулам ура!

                                                 Клод Рау (перевод  М. Яснова)

IV    МИКС ПЭА ШЭА     (РЕЛЛИ  РОБИН)

У: Что такое существительное?

Д: Имя существительное это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы КТО? ЧТО?

У: Какая буква в суффиксах существительного пишется под ударением?

Д: в суффиксах существительного  под ударением пишется О.

У: Какая буква в суффиксах существительного пишется в без ударом положении?

Д: В безударном положении в суффиксах существительного пишется буква Е

У: Что такое имя прилагательное?

Д: Имя прилагательное  это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКИЕ? КАКОЕ?

V Формирование  знаний учащихся о правописании  О и Ё (е) после шипящих в  суффиксах прилагательных, корень которых начинается на шипящий и Ц

Упражнение 105, с 137

А) У: Прочитайте задание про себя.  Стол №… Участник №… , скажите , что нужно делать.

Д: От основ существительных нужно образовать прилагательные с помощью суффикса -ов- или  -ев- и записать их.  В получившихся словах нужно поставить удареие и выделить суффикс.

Д: кумач + -ов- + …=кумачовый  и  тд

Б) на столе карточки со словами 1 группа слова прилагательные:кумач…, ключ…, ёрш…, ландыш…, камыш…, плащ…, морж…, ёж…  . 2 группа  слова существительные: вода, знамя, плавник, ткань, запах, заросли, ус, семейка.

У: Мы сейчас проведём структуру ________________  Я задаю вопрос составьте с этими прилагательными словосочетания, поставив их в нужную форму и  выбрав из списка подходящие по смыслу существительные

Д: ключевая вода

     камышовые заросли

     Моржовый ус

     Ежовая семейка

 У: Составьте два предложения, в которых будут использованы все четыре словосочетания.

Д: например: Ежовая семейка пошла за ключевой водой. Вдруг из камышовых зарослей появился моржовый ус.

VI Итог урока

У: Чему мы на учились на уроке?

Д: - Мы на учились писать буквы  О и Ё (е) после шипящих в суффиксах существительных  и прилагательных.

     - Вспомнили что обозначает имя существительное и имя прилагательное  и тд

VII Домашнее задание упр 65, с 64, Т1

                                             Приложение

Карточка №1

 Кач …лся     жёлу[т ]  -  му [жычок]  

 ( На)  ветк(е/и)   дуба.

 С[и]дела   (на)    [пл ич ах]     л[и ] ства,

 Как      [л ис  й я ]    шуба.

                       (По С. Козлову)

             Карточка  №2

Зайч (ё\о)н…к      ра[т]  -

танцу…т     он

И  прыга…т  с утра:

Закры[ т]   охотничий   сезон!

Каникулам ура!

              Клод  Рау  (перевод  М. Яснова)

          ЁРШ

   

          ВОДА

 

     ЗАРОСЛИ

   

          УС

   

    КЛЮЧ…

   

 КАМЫШ…

 

  МОРЖ…

   

  ЕЖ…    

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме "Упражнения в написании букв у, и, а после шипящих" Кокина Н.В.

Данный урок разработан в технологии деятельностного метода. На уроке присутствуют работа в парах, группах. В урок включены активные методы обучения. Урок формирует основные УУД....

Урок русского языка во 2 классе "Упражнения в написании слов с гласной и после шипящих" Школа 2100

Урок закрепления правописания слов с сочетаниями ЖИ-ШИ. УМК Бунеев Р.Н....

Русский язык "Упражнения в написании букв и, у, а после шипящих".

На уроке используются индивидуальная, парная и коллективная формы работы. Урок ориентирован на личностные, метапредметные и предметные результаты. Обучение ведется по учебнику «Русский язык», 2 класс,...

Написание О и Ё (Е) после шипящих ( в окончаниях и суффиксах существительных и прилагательных)

Русский язык тема урока:"Написание О и Ё (Е) после шипящих ( в окончаниях и суффиксах существительных и прилагательных)"...

Конспект урока с презентацией "Написание О и Е(Ё) после шипящих в суффиксах существительных и прилагательных"

Материал может быть использован на уроках русского языка по учебнику М.Л. Каленчук Русский язык 4 класс., 1 часть....

Написание О и Ё (Е) после шипящих (в окончаниях и суффиксах существительных и прилагательных, в корнях существительных)

План - конспект урока по теме "Написание О и Ё (Е) после шипящих (в окончаниях и суффиксах существительных и прилагательных, в корнях существительных)"...

« Написание букв О и Е после шипящих в окончаниях существительных и прилагательных»

Конспект  к уроку русского языка по УМК "Перспективная начальная школа" в соответствии с требованиями ФГОС....