Конспект урока
план-конспект по русскому языку на тему

Бочкаленко Юлия Николаевна

Синонимы в тексте

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazykzachetnyy_2.docx25 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект урока по русскому языку

УМК «Начальная школа ХХI века»

2 класс, учебник «Русский язык» С.В. Иванов

Тема урока: « Синонимы в тексте ».

Тип урока: урок усвоения новых знаний 

Цель: создать условия для организации деятельности учащихся по наблюдению за использованием синонимов в тексте.

Задачи: предметные – наблюдать за возможностями использования синонимов в речи; учиться редактировать предложения.

Планируемые результаты: Личностные УУД - проявление интереса к новому содержанию занятия; проявление любознательности к изучаемому материалу; формируем умение  высказывать самые простые правила.

Метапредметные - способствовать формированию универсальных учебных действий (УУД):

а) регулятивных – принимать и сохранять учебную задачу; в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи; Умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач.

б) познавательных – находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос; выделять информацию из сообщений разных видов ( в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей; осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте.

в) коммуникативных – формулировать умение слушать и понимать других; строить монологическое высказывания; договариваться, приходить к общему решению ( при работе в группе, в паре); адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач.

Оборудование урока: Русский язык: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.2. / [С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова и др.];[под ред.С.В. Иванова]. – 4-е изд., перераб. – Вентана-Граф, 2011.

Ход урока:

Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

1.Организационный момент

2-3мин

1. Прозвенел звонок,
Начинается урок.
Вы за парты дружно сели,
На меня все посмотрели.

 Сделаем пальчиковую гимнастику. «Замок»

На двери висит замок —

Кто его открыть бы смог?

(Быстрое соединение пальцев в замок.)

Потянули…

(Тянем кисти в стороны.)

Покрутили…

(Волнообразные движения.)

Постучали…

(Пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладонями.)

И открыли!

(Пальцы расцепились.)

2.Речевая разминка

–Ребята, представьте, что у вас на ладошке лежит маленький березовый листочек. Выдохните, вдохните и задержите дыхание (2 сек.), плавно подуйте на листочек так, чтобы он полетел далеко-далеко.

Показывают готовность.

Выполняют упражнения показываемые учителем.

Выполняют пальчиковую гимнастику

2. Самоопределение к деятельности: постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

7-10 мин

1.Каллиграфическая минутка

-Как вы думаете, ребята, с чего мы начнём урок?

(минутки чистописания)

-Записываем в тетрадях соединения сп

2.Словарная работа

-В тетрадь и в словариках запишем новое слово быстро. Давайте поставим ударение и подчеркнём непроверяемую орфограмму.

-Составьте предложение со словом быстро и запишем его в тетрадь.

Еще у нас есть слово «портфель»,  пришло к нам из русского языка. Когда-то так называли папку для бумаг.

3. –Ребята, давайте ответим на вопрос, как называются слова близкие по значению и отвечающие на один и тот же вопрос, но разные по написанию? Являются ли слова мужество, бесстрашие, отвага синонимами? Почему? (Он обладал истинным мужеством, с полным бесстрашием смотреть в глаза).

  Как можно исправить текст, в котором неоправданно повторяются одни и те же слова? (заменить синонимами)

Стр.55 упр.1. Прочитай стихотворение (каплет, брызжет, хлещет, льет) Найди и выпиши из текста синонимы.

Для чего в тексте так много синонимов? (позволяют разнообразить речь, избежать неоправданных повторов)

-Так какую же тему мы сегодня с вами будем изучать? (синонимы в тексте)

-Какие задачи поставим сегодня перед собой? (наблюдать за использованием синонимов в речи, исправлять предложения, чтобы в них не было повторяющихся слов, научиться подбирать синонимы.)

Работают письменно в тетрадях. Отвечают на вопросы.

Высказывают свое мнение, отвечают на вопросы.

Словесный метод. Проблемно-поисковый метод

Записывают в словарь новое слово

Словесный метод

3.Актуализация опорных знаний.

7-10  мин

-Откроем упражнение 2 на стр.56. Прочитайте стихотворение.

-Почему автор повторил много раз слово спят? (чтобы у учеников возникло ощущение сна, покоя)

-Почему стихотворение так озаглавлено? (Только я да паровоз - мы не спим)

Работают над упражнением. Отвечают на вопросы.

(обращение к рубрике «подсказка»)

Работа по учебнику

4. Первичное усвоение новых знаний

5-7 мин

-Обратимся к упражнению 3.

-Давайте прочитаем рассказ. Какие недостатки есть в этом тексте? (использует лишние слова ТАКОЙ гол, КАК побежал, ЭТО, повторяются одни и те же слова: я забил, я побежал, выбежал, выбежал)

О каких словах забыл Миша? (Я такой  великолепный) гол ...

Я как (стремительно) побежал...

Вратарь выбежал из ворот на помощь

Я это (потому что).

Бежать - мчаться, нестись, бросаться)

Выполняют упражнение устно. Отвечают на вопрос.

Работа по учебнику

5.Физминутка

1-2 мин

Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше подтянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите,
Влево, вправо повернулись,
Сели, встали, сели, встали,
И на месте побежали.

6.Первичное закрепление

5-7 мин

-Выполним упражнение 4.

Упражнение 5

Разговаривать - болтать, беседовать

Кружиться – вертеться, юлить

Кричать- визжать, вопить, горланить

Отгадывают загадку.

(мрак)

Записывают синонимы к слову в тетрадь.

Словесный метод. Работа по учебнику

7.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

1-2 мин

Стр. 54, упр.2. Повторить правило

Записывают домашнее задание в дневник

8.Рефлексия (подведение итогов занятия)

2-3 мин

-Наш урок подошёл к концу. Что нам удалось? - За что вы можете себя похвалить?

Что мы с вами учились делать?

- Что нового узнали о словах-синонимах? (отвечают на один и тот же вопрос, являются одной частью речи и могут отличаться оттенками).

-Оцените свою работу на уроке с помощью волшебной шкалы.

Отвечают на вопросы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...