Конспект урока по Русскому языку
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Касторная Виктория Викторовна

В данном маетриале представлен план-конспект урока по Русскому языку Тема урока: «Сжатое изложение по тексту «Штора»»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл szhatoe_izlozhenie.docx21.46 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Сжатое изложение по тексту «Штора»»

Тип урока: «Составление сжатого изложение по тексту повествование»

Цель: создание условий на уроке для организации деятельности учащихся по усвоению приемов сжатия текста изложения.

Задачи  предметные – содействовать развитию умения выделять главную мысль в тексте, делить текст на смысловые части, составлять план текста, находить в тексте языковые средства,  написания изложения.

 Планируемые результаты: личностные УУД – формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, к школе; понимания предложений и оценок учителей и товарищей; понимания причин успехов в учебе; интереса к познанию русского языка, интереса к познанию русского  языка;

Способствовать формированию метапредметных УУД:

            регулятивных – принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами; принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения; в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;

           познавательных – строить сообщение в устной форме; находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков; строить понятные для партнера высказывания; ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

            коммуникативных – выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; воспринимать другое мнение и позицию; формулировать собственное мнение и позицию. формулировать собственное

мнение и позицию; договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя); строить понятные для партнера высказывания; строить монологическое высказывание; ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать другое мнение и позицию;  

           Оборудование урока:

Ход урока:

Этапы урока

Время

Содержание деятельности учителя

Деятельность учащихся

Используемые методы и приемы

1.Организационный момент. Вступительная беседа

2-3 мин

- Всем, всем добрый день!

Прочь с дороги наша лень!

Не мешай трудиться,

Не мешай учиться!

-Ребята, все мы знаем, что об одном и том же можно рассказать и кратко и подробно. Все зависит от условий нашего общения. Где же используется краткий пересказ?

- Умение сжато излагать – очень сложное, оно нам пригодится при составлении аннотации книги, конспекта. Ему нужно учиться.

- Как вы думаете, чем мы сегодня займемся?

Слушают учителя и отвечают на вопросы:

- В рапорте дежурного, телеграмме.

- Написанием сжатого изложения.

Словесные: беседа.        

2.Знакомство с текстом. Постановка учебной задачи

5 мин

- Давайте откроем учебник на странице и прочитаем название текста («Штора»).

- Как вы понимаете значение этого слова?)

- Давайте прочитаем рассказ «Штора» С. Коноваловой (чтение одним из учеников):

Так было всегда. Когда снег покрывал землю и больше уже не таял, у балконной двери отодвигалась тюлевая занавеска и … Птицы знали и ждали – это   открывалась птичья столовая. Про пир на балконе первыми узнавали нахалешки воробьи. За ними появлялись любопытные синички. Из лесу прилетали важные свиристели. И так было бы всегда.

В конце зимы, после непонятного переполоха, когда тёплая ещё мебель уехала на машине, а с ней люди и чемоданы – всё стихло. Тюлевая занавеска пропала. Птицы ждали уже несколько дней, но корма не было. В дом приехали другие жильцы. Суета закончилась, и на окнах повисли тяжелые шторы. А корма в балконной кормушке всё не было. Может, это штора мешала людям видеть, что птицы не улетели и ждут? И те люди, что шли по улице, тоже не замечали птиц – им  мешали видеть воротники и шапки. Но птицы всё-таки ждали…

Читают текст, отвечают на вопросы учителя:

- «Штора».

- Оконная занавеска из ткани.

Словесные: беседа; практические: чтение текста.

3.Анализ содержания текста

5 мин

- Какое значение имеет слово «штора» в этом рассказе?

Докажите своё мнение.

- К какому типу относится текст «Штора»?

- Докажите словами из текста, что действительно между людьми и птицами образовалась преграда.

- Что волнует автора?

- Что хочет сказать нам автор этим рассказом?

- Как вы думаете, завершен ли текст?

- Как догадались об этом?

Отвечают на вопросы учителя:

- Преграда между птицами и людьми.

- Повествование.

- Безразличие человека к судьбе птиц.

- Нужно помогать животным.

- Текст не окончен, потому что не закончена мысль и стоит многоточие.

Словесные: беседа.

Физкультминутка

2 мин

Стая птиц летит на юг,

Небо синее вокруг. (Дети машут руками, словно крыльями.)

Чтоб скорее прилетать,

Надо крыльями махать. (Дети машут руками интенсивнее.)

Стоп, машина

Стоп, машина, стоп, машина,

Стоп, машина, стоп!

Стоп, машина, стоп, машина,

Стоп, машина, стоп! (Каждый отбивает ритм кулаком о ладонь. Потом все молча, без движений, в полной тишине, не шевеля губами, повторяют про себя текст. В нужный момент дети (никто знака не подает) должны воскликнуть хором: «Стоп!»)

Слушают и двигаются.

Наглядный: демонстрация.

4.Анализ структуры текста

- А теперь давайте еще раз прочитаем текст и поработаем над каждой частью в отдельности.

- Назовите первую часть, прочтите ее. (это первый абзац).

- Еще раз перечитайте первую часть и выразите ее содержание в виде одного предложения. (Дети предлагают свои варианты и аргументируют их.)

- На мой взгляд, наиболее удачен следующий вариант:

Когда снег покрывал землю, у балконной двери отодвигалась тюлевая занавеска и, открывалась птичья столовая.

5.Орфографическая подготовка

2 мин

- Обратите внимание на сложные слова, они написаны на доске:

Балконной, всегда, тюлевая занавеска, нахалёшки, свиристели, воротники, все-таки.

Находят орфограммы в записанных словах на доске.

Наглядные: запись на доске.

6.Чтение текста повторно

2-3 мин

- Сейчас я вам еще раз прочитаю текст, а вы положите ручки и послушайте.

Слушают текст.

Практические: чтение текста.

7.Запись текста

10 мин

- Теперь откройте тетради и запишите получившийся текст. В этом вам поможет план, записанный на доске. Обращайте внимание на сложные слова.

Записывают получившееся изложение в тетрадь.

Практические: написание изложения.

8.Самопроверка работ

  1. мин

-Кто хочет прочитать свое сочинение?

- А мы все слушаем и проверяем.

Читают свои тексты и проверяют друг друга.

Проверка.

9.Подведение итогов урока. Рефлексия

2 мин

- Ребята, скажите, чему мы учились на сегодняшнем уроке?

- Что вызвало у вас затруднения?

- При помощи чего мы писали изложение?

У вас на столе 3 карточки: красная, желтая и зеленая. Если у вас все получилось на уроке, поднимите зеленую, желтую – если встретились трудности, красную – было много ошибок.

Отвечают на вопросы учителя:

- Написанию сжатого изложения.

- При помощи плана.

Поднимают карточку.

Словесные: беседа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Роль этимологии в изучении русского языка"

Формировать представления детей о значении и происхождении слов русского языка, прививать любовь к родному языку....

Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".

Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....

Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...

Конспект урока по русскому языку (Русский язык. Учебник для 3 класса. Авторы: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий) Тема: «Значение и употребление имён прилагательных в речи»(1 урок).

Конспект урока русского языка в 3 классе (УМК "Школа России") на тему "Значение и употребление имен прилагательных в речи" ....