Правописание безударных гласных в приставках.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Мингазова Залида Абульхановна

Методическая разработка урока русского языка. 3 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bezudarnye_glasnye_v_pristavkah.docx26.33 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:     Правописание безударных гласных в приставках

Цели и задачи урока:

  • формирование умения писать безударные гласные в приставках;
  • развитие памяти и внимания учащихся, расширение их кругозора;
  • воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование: 

  • разрезные карточки с пословицами;
  • карточки с деформированными текстами;
  • рисунки снеговиков для рефлексии урока.

Ход урока

I. Актуализация знаний по теме.

1. Оргмомент.

Положите свою ладонь на ладонь товарища. Чувствуете тепло. Это человеческая доброта живет в каждом из нас. Давайте передадим частицу душевного тепла друг другу и нашим гостям. Какие у вас добрые лица. Мне будет очень приятно работать  с вами.

Звучит музыка П.И.Чайковского “Времена года. Январь”. Учитель читает стихи А.С.Пушкина.

Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама,
Идет волшебница зима!
Пришла, рассыпалась; клоками
повисла на суках дубов.
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов.
Брега с недвижною рекою,
Сравняла пухлой пеленою.
Блеснул мороз. И рады мы,
Проказам матушки – зимы.

— Ребята, какому времени года будет посвящена лексическая тема нашего урока? (Лексическая тема нашего урока посвящена зиме).

2. Чистописание.

— Нарисуем красивые морозные узоры в наших тетрадях и потренируем руку в безотрывном письме. (Дети пишут узоры по образцу).

3. Словарная работа.

— А теперь выполним задание матушки – зимы. У вас на столах лежат конверты со словами, соберите из этих слов пословицы. (Ученики первого ряда собирают пословицу “Декабрь год кончает, зиму начинает”. Ученики второго ряда собирают пословицу “Январь – месяц ярких звезд, белых троп, синих льдов”. Третий ряд – “В феврале два друга – мороз и вьюга”. Дети читают составленные пословицы, сверяют их с образцом  и объясняют смысл пословиц.)

— Выпишите названия месяцев  в столбик. . (Выписывают слова и объясняют написание орфограмм, выделяя их).

декабрь
январь
февраль
мороз

— Что общего у этих слов? (Это имена существительные с безударными гласными непроверяемыми ударением).

– Прочитайте слова, записанные на доске в столбике, что у них общего? (Читают слова, замечают, что это глаголы с безударными гласными в корне, проверяемые ударением).

скр_пит              (скрип)
к_рмить              (корм)
х_л_дает              (холод, холодный)

— Как проверить написание безударной гласной в корне, проверяемой ударением? Запишите эти слова во второй столбик, выделив орфограммы. (Записывают слова, объясняя и выделяя орфограммы).

II. Мотивационный этап.

4. Введение темы урока.

— Давайте вспомним, какую часть слова мы начали изучать на предыдущем уроке русского языка? (Приставка).

— Что такое приставка? (Дети дают определение приставки).

__Чем они отличаются от предлогов?

— Образуйте при помощи приставок от слов второго столбика новые слова и запишите их в третий столбик. (Дети образуют слова и записывают их).

заскрипит
накормить
похолодает

— Где в этих словах появилась ещё безударная гласная? (В приставках).

— Как же нам быть с этими гласными? Можно ли проверить написание буквы безударного гласного в приставке с помощью уже известного нам правила? Правильно ли мы их записали? (Варианты ответов детей).

— Какова же будет тема нашего урока сегодня? (Правописание безударных гласных в приставках). 

 - Давайте определим цель нашего урока (поочередно прикрепить на доску карточки)

1)  научиться находить, проверять и правильно писать слова с безударными гласными в приставке.

2) Составить алгоритм написания безударных гласных в приставке.

III. Составление схемы ООД.

5. Изучение нового материала.

а) Работа по учебнику.

— Итак, в корне мы уже умеем проверять безударную гласную, как же нам быть с безударными гласными в приставках? (Дети выдают свои версии).

— Проверим ваши предположения, выполнив задание на доске. ( В каких словах гласный в приставке ударный? Выпишите эти слова в один столбик. А слова с безударными гласными в приставке в другой столбик.

записал — запись
доделал — досыта
надписал — надпись

поработал – поезд

Какой вывод можно сделать?

Вывод: приставки под ударением и без ударения пишутся одинаково.

— Можно ли проверить написание безударной гласной в приставке? (Да).

— Как? (Нужно подобрать такое слово, чтобы эта гласная в приставке была ударной).

— Всегда ли проверочное слово должно быть однокоренным? (Нет).

— Сверим наш вывод с правилом на стр. 103. (Читают правило).

Почему некоторые приставки даны в скобках? (Они похожи на предыдущие, но в конце добавляется еще одна буква гласного – о – для удобства произношения: отошел, оборвал, подошел.

Какие приставки с буквой о запомнили (до, о, об, обо, от, ото , по, под, подо, про, со.

С буквой а? (за, на ,над, пра, )

Какой способ используется чаще? Почему? (Таких приставок не много их легче запомнить.)

 Как графически обозначена орфограмма?

в) Составление алгоритма работы над орфограммой.

— С чего мы будем начинать работу по написанию безударной гласной в любой части слова?

- Читаю слово.

- Ставлю ударение.

- Определяю, в какой части слова находится безударный гласный звук.

- Если безударная гласная находится в приставке, вспоминаю, как пишется эта приставка: о-, об-, от-, до-, по-, под-, про-,со-, за-, на-, над-, пра- или подбираю  проверочное слово с такой же приставкой, чтобы гласная была ударной.

- Пишу  слово, вставляя нужную букву.

- Подчеркиваю  безударную гласную. 

6. Физкультминутка.

Солнце землю греет слабо, (руки вверх и вниз)
По ночам трещит мороз.
(Имитируем движением мороз)
Во дворе у снежной Бабы
(руки на пояс, поворот вокруг себя)
Побелел морозный нос.
( Натираем нос)
В речке стала вдруг вода,
(прыжки на месте)
Неподвижна и тверда.
Вьюга злится,
(дети кружатся)
Снег кружится,
Заметая всё кругом
(имитируем движения руками)
Белоснежным серебром.

IV. Этап материальных и материализованных действий.

7. Первичное закрепление.

А сейчас возвращаемся к словам третьего столбика и проверим правописание приставок.

В слове заскрипит ударение падает на слог -пит, безударная гласная -а находится в приставке, значит подбираю проверочное слово с такой же приставкой, но с ударной  гласной например (заморозки) или вспоминаю приставку с буквой а – за.

 (Дети объясняют написание гласных в приставках и учатся правильно проговаривать орфограмму).

б) Осложненное списывание.

— Матушка зима оставила вам подарки. Нравится? Переверните снежинки и прочитайте. (Дети читают про себя, а затем один ученик читает вслух).

З…метает пурга белый путь,                             (запись, заговор, запах)

Хочет (в)мягких сн…гах                                (повад, повар, поровну)

П…тонуть.                                                        (отблеск, оттиск- отпечаток, отжим)

 Вет…р резвый уснул

 На пути.

 Не пр…ехать в лесу,                                        (проблеск, промах, про́пуск, про́рванный)

 Не пройти.                                

— Какое настроение появляется у вас при прочтении этого стихотворения? Почему? (Дети дают свои ответы и объясняют свое настроение).

— Вставьте пропущенную букву, обозначьте  орфограммы. (Взаимопроверка)

Физкультминутка для глаз.

в) Работа с деформированным текстом.

Ребята, сегодня утром я написала текст на доске. Когда я открыла форточку подул сильный ветер и сдул все точки. Помогите пожалуйста расставить их на свои места.

Узоры на окне.

 (За)крутила м..тель настало м..розное утро на окнах появились уд..вительные узоры они были похожи на л..дяной сад со сказочными цв..тами.

Пишем под диктовку.

8. Домашнее задание.

У вас есть возможность выбрать домашнее задание самим. Если вы выберете задание на зеленой карточке, то вы справитесь самостоятельно, используя те знания, которые получили сегодня на уроке.  Если на красной, то вам придется обратиться другим источникам информации.

9. Итог урока.

Игра “ Хлоп - топ ”.

— Безударные гласные бывают только в корне? (Топ).

— Правописание безударных гласных в приставках нужно запомнить или проверить, подобрав проверочное слово с ударной приставкой? (Хлоп).

— Проверочные слова должны быть обязательно однокоренными? (Топ).

__В слове замок есть приставка –за. (Топ)

__В слове записка есть приставка –за. (Хлоп)

__ Есть приставка, нет приставки.

над-
за-
на-
па-
пра-

про-
по-
до-
под-
об-

10. Рефлексия.

— Найдите снеговиков у вас на столах.

__ Если у вас все получилось сегодня на уроке, то ваш снеговик белый. (Ты молодец! Так  держать!)

— Если что-то не получалось, снеговик голубой. (У тебя обязательно всё получится!)

— Если ничего не получилось, то снеговик серый.  (Я верю в тебя)

 

Записал, запись,
доделал, досыта,
надписал, надпись,

поработал, поезд.

о-, об-, от-, до-, по-, со-, под-, про-

за-, на-, над-, пра-

За ночь сильно пох..лодало утро настало м..розное на окнах появились уд..вительные узоры они были похожи на л..дяной сад со сказочными цв..тами.

  (За)крутила м..тель. Белка (по)сп..шила к гн..зду. Гн..здо у зв..рька тёплое. (За)бралась белка в гн..здо, (при)крылась пуш..стым хвостиком. Х..лодный ветер и м..роз не страшны зв..рьку. Утихла неп..года. (Вы)л..зла белка из гн..зда. Она ловко (по)скакала с дер..ва на дер..во. Вкусная еда у пуш..стого зв..рька зап..сена в кл..довой.

А детям радость. Снежные метели заметут лесные тропы. Замелькают в воздухе первые снежинки. Теплое одеяло покроет землю. Они будут лепить снеговиков, строить крепости”.

                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 3 классе "Правописание безударных гласных в приставке и корне слова" по учебнику Т.Г. Рамзаевой. УМК "Школа России".

Урок  русского языка в  3 классе по теме "Правописание безударных гласных в приставке и корне слова"....

Конспект урока и презентация по теме: "Правописание безударных гласных в приставках". 3 класс. ОС "Школа 2100"

Урок изучения нового материала, направлен на формирование орфографической зоркости ....

Правописание безударных гласных в приставках

Материал урока позволяет выработать умение правильно писать безударные гласные в корне. На материале урока дети учатся подбирать однокоренные слова....

Тема урока "Правописание безударных гласных в приставке и корне слов"

Цели: формирование осознанного написания слов с безударной гласной в приставке и корне слова; закрепление умения подбирать проверочное слово путём подбора однокоренных слов; совершенствование ум...

Урок русского языка «Правописание безударных гласных в приставках»

Урок русского языка  «Правописание безударных гласных в приставках»...

Урок русского языка по теме: "Правописание безударных гласных в приставке и корне слова" 3 класс

Данная разработка содержит конспект и презентацию к уроку русского языка в 3 классе на тему "Правописание безударных гласных в приставке и корне слова"...

Правописание безударных гласных в приставке и корне слова

Формирование осознанного написания слов с безударной гласной в приставке и корне слова...