Урок русского языка «Правописание безударных гласных в приставках»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Никулина Елена Николаевна

Урок русского языка  «Правописание безударных гласных в приставках»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_prozvenel_zvonok_dlya_nas.docx24.75 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА  

ТЕМА:  «ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ В ПРИСТАВКАХ»

Цели урока: 

  • Обобщать знания учащихся о приставках.
  • Развивать умения распознавать безударные гласные в приставках.
  • Познакомить со способом проверки безударных гласных в приставках.
  • Развивать мышление, внимание.
  • Воспитывать интерес к предмету.

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

СЛАЙД 1

Прозвенел звонок для нас,

Все зашли спокойно в класс,

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво,

Тихо сели, спинки прямо,

Все с улыбочкой вздохнем

Наш урок сейчас начнем.

Откроем тетради, правильно и красиво запишем число, классная работа.

Маленькая разминка

Что движется быстрее скорости света? (Мысль)

Я желаю вам, чтобы на нашем уроке скорость ваших мыслей была быстрее скорости света.

СЛАЙД 2

2. МИНУТКА ЧИСТОПИСАНИЯ

На доске слова:

ЕНОТ,  СЕТКА,  ЕЖИХА,  ПЕНАЛ.

Героиней минутки чистописания будет буква, которая есть во всех этих словах и может разделять эти слова на две группы.

- Какая это буква?

- На какие две группы она может разделить эти слова? (е – в начале слова и обозначает 2 звука, е-в середине слова и обозначает 1 звук)

- Определите последовательность букв в этом ряду:

Ера  ерб  ерв…..

- Какое соединение будет следующим? (буква е и строчная буква р чередуются с идущими по порядку буквами алфавита)

Продолжите ряд в указанной последовательности.

3. ФОРМУЛИРОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ УРОКА

Вчера наши мальчики Алеша и Илья поссорились, и вот почему. Вернувшись домой из библиотеки, Алеша обнаружил записку от Ильи. Она звучала так:

СЛАЙД3

«Алеша, выходи с мечом»

Вечером  мальчики встретились. Илья был удивлен.

- Ты зачем меч принес? Мы же в футбол играть будем?

- Ты сам велел.

Илья рассердился и ушел.

- Ребята, как вы думаете, почему мальчики поссорились? (написано с ошибкой)

- Почему? (не знают правило)

- Какое правило не знал Илья? (безударная гласная проверяемая ударением)

- Как звучит это правило?  (это правило мы знаем и  применяем , подбирая слова проверочные)

- Ребята, как вы считаете, имеются ли безударные гласные в других частях слова? Если да, то  в каких?  Ваши предположения? (Возможно в приставке, в суффиксе)

4.  ФОРМИРОВАНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА, ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ПРОБЛЕМЫ

СЛАЙД 4

- Внимательно посмотрите на доску и скажите, что общего у данных слов.

ПОДПИСАТЬ, ОТБРОСИТЬ, ЗАЕХАТЬ, ПОДЛИТЬ, ОТПУСК, ПРОЛЕТЕТЬ, ПРОПУСК, ЗАСВЕТЛО.

- В них есть приставки.

5. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО

РАБОТА В ПАРАХ

Игра  «Вопрос – ответ»

Что вы знаете о приставках? (дети задают вопросы друг другу)

1. Что такое приставка?

2. Где в слове стоит приставка?

3. Для чего служит приставка?

4. Как приставка пишется со словом?

5. Как обозначается приставка?

6. Чем приставка отличается от предлога?

- Назовите приставки в этих словах. Запишите эти слова в тетрадь, разделив на 2 столбика. По какому признаку? (1 столбик – приставка ударная, 2 столбик – безударная)

Проверка :                отбросить

        отпуск         заехать

        пропуск          подлить

        засветло        подписать

                пролететь

- Какие гласные вызывают затруднение при написании? (гласные в приставках)

- На основе выполненного задания попробуйте сформулировать тему урока.

СЛАЙД 5

Тема урока: «Безударные гласные в приставках»

СЛАЙД 6

Цель урока: учиться выделять приставки в словах и писать буквы безударные гласные в приставках.

Физкультминутка

Художник – невидимка

По городу идет.

Всем щеки  нарумянит,

Всех за нос ущипнет.

А ночью он, пока я  спал

Пришел с волшебной кистью

И на окне нарисовал

Сверкающие листья.

- А как художник нарисовал корень? (дети показывают) Приставку? Суффикс?

- А вместе это….ЧАСТИ СЛОВА.

- Итак, с какой проблемой мы столкнулись? (как правильно писать слова с безударной гласной в приставке)

- Можно ли проверить безударную гласную в приставке, применяя такое же правило как для безударной гласной в корне?

Обратимся к учебнику.

- Прочтите правило сами. Как вы его поняли?

- Как нужно действовать с безударной гласной  в приставке?

- Какие приставки есть в русском языке?

- Какие гласные могут быть сомнительными?

- В помощь  составим алгоритм  наших действий.

СЛАЙД 7

1. Прочитай слово.

2. Поставь ударение.

3. Определи , в какой части слова находится безударный гласный.

4. Если безударный гласный звук в приставке – вспомни, как пишется эта приставка или подбери такое слово с той же приставкой, чтобы гласный был ударным.

6. ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ

СЛАЙД 8

Применяя алгоритм, запиши слова  с безударной гласной в приставке, выдели приставку и ударение в словах. (самостоятельная работа)

Н .. рисовал рисунок                З .. пил лекарство

П .. дпилил доску                        П .. шел пр.гуляться

Д .. брел до леса                        .. твел братишку

Н .. писал слово

ПРОВЕРКА.

СЛАЙД 9

- Посмотрите на экран. Что объединяет предметы на фото?

Подснежник, подсолнух, подберезовик, подорожник.

- Как вы думаете, почему они так называются?

ПОДСОЛНУХ – под солнцем, поворачивает свой цветок вслед  за солнцем.

ПОДОРОЖНИК – растет по обочине дорог.

ПОДБЕРЕЗОВИК – растет под  березой.

- Какую роль выполняют приставки в словах?  (служат для образования новых слов)

- А знаете ли вы другие слова, в которых приставка помогла бы разгадать тайну названия предмета?

Игра «ДА- НЕТ». (запиши в тетрадь ответ)

  1. Безударные гласные бывают только в корне? (нет)
  2. Правописание безударных гласных в приставке нужно запомнить или проверить, подобрав проверочные слова с ударной приставкой? (да)
  3. Проверочные слова должны быть обязательно однокоренными? (нет)      

7. РЕФЛЕКСИЯ

СЛАЙД 10

Используя любое предложение подведем итог урока:

Я запомнил(а)…

Я теперь знаю, как…

Полученные знания я смогу применить…

СЛАЙД 11

Закончить урок я хочу словами:

Учите русский годы к ряду

С душой, с усердием, с умом.

Вас ждет великая награда

И та награда в нем самом!                            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка "Правописание личных безударных окончаний глаголов"

Класс: 4 класс, начальные классы   Тема урока: «Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени» Тип урока: изучение нового материала. За...

Урок русского языка "Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова" (с позиции требований ФГОС)

Представлена технологическая катра урока русского языка для 2 класса. Урок проводился в рамках Городского конкурса "Фестиваль методических идей" номинация "Образовательные организации" лучший урок с о...

3 класс, русский язык "Правописание букв безударных гласных в окончаниях имён прилагательных"

Урок русского языка в з-ем класса по программе "школа 2100". На уроке осуществляется межпредметная связь с уроками литературного чтения, изобразительного искусства....

Урок русского языка.Тема:Безударные гласные в приставках.

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА Тимофеева Ольга Владимировна, МБОУ «Усть-Баргузинская СОШ им.Шелковникова К.М», учитель начальных классов, Республика Бурятия, пгт.Усть-Баргузин Предмет :русс...

Конспект урока по русскому языку: "Правописание проверяемых безударных гласных в корне слов"

Отработка правила проверки безударных гласных в корне слова, составление алгоритма проверки безударных гласных....