Урок русского языка в 3 классе "Правописание безударных гласных в приставке и корне слова" по учебнику Т.Г. Рамзаевой. УМК "Школа России".
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Урок русского языка в 3 классе по теме "Правописание безударных гласных в приставке и корне слова".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_3_klass.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Правописание безударных гласных в приставке и корне слова
Русский язык. УМК «Школа России». 3 класс
Л.А. ЛЕБЕДЕВА, учитель начальных классов МОУ Сандовская СОШ,
п. Сандово, Тверская область
Цели: формирование осознанного написания слов с безударной гласной в приставке и корне слова; закрепление умения подбирать проверочное слово путём подбора однокоренных слов; совершенствование умения правописания приставок; развитие умения работать самостоятельно, применяя самоконтроль и взаимоконтроль; развитие речи и пополнение словарного запаса; воспитание любви к природе.
Оборудование: учебник Т.Г. Рамзаевой «Русский язык», 3 класс; презентация; компьютер; интерактивная доска; проектор; снежинки с буквами; орфографические словари; словарь С.И.Ожегова; карточки гласных букв; карточки слов с непроверяемым написанием; индивидуальные задания для работы в паре, в группе; картина «В зимнем лесу», тестовое задание; смайлики.
Ход урока (сопровождается показом слайдов).
- Подготовка и мотивация.
- Проверили готовность к уроку. Настроились на большую и серьёзную работу. Знания, полученные на уроке, помогут вам грамотно писать.
Ум и сердце в работу вложи,
Каждой секундой в труде дорожи.
2. Проверка домашнего задания.
- Какое задание выполняли дома? (Упражнение 331.Списать загадку, найти в словах приставки, подчеркнуть безударные гласные, написание которых надо проверять.)
- С какой целью выполняли задание? (Учились находить в слове приставки, учились видеть гласную в слове, требующую проверки.)
- Прочитайте загадку. Назовите отгадку.
- Назовите слова с приставками. (Прохожих, проходу, подгоняет, задирает.)
- Гласная в приставке ударная или безударная? (Безударная.)
- Как пишутся приставки? (Всегда одинаково, независимо от произношения.)
- Назовите слова, где гласную в корне надо проверять. (Летит, поёт, не даёт, подгоняет.)
- Почему в этих словах надо проверять гласную букву?
- Докажите почему в словах поёт, подгоняет в корне пишется гласная о?
- Как проверить безударную гласную в корне слова?
- Умение определять части слова, находить в слове безударную гласную понадобятся на уроке.
3. Сообщение темы и цели урока.
- Угадайте, что это опустилось мне на ладошку.
С неба падают зимою
И кружатся над землёю
Белые, пушистые
Лёгкие (снежинки).
(На доске открываются снежинки, а на них гласные буквы.)
- Назовите буквы, которые вы видите на снежинках. (а, е, о, и, я)
- Какие это буквы? (Гласные.)
- Какие могут быть гласные? (Ударные и безударные.)
- В написании каких гласных легко ошибиться? (Если гласная без ударения.)
- Почему? (Безударный гласный звук произносится слабее, слышится неясно.)
- Что делать? ( Проверять, думать, прежде чем писать.)
- Подумайте и сформулируйте тему урока.
- Что хотите узнать на уроке?
- Чему хотите научиться сегодня на уроке?
- Сегодня на уроке будем учиться находить, проверять и правильно писать слова с безударными гласными в приставке и корне слова.
- Для чего должны видеть и проверять в слове безударную гласную в приставке и корне слова? (Чтобы грамотно писать.)
4. Составление алгоритма проверки безударной гласной. Работа в парах.
- Вернёмся к слову снежинки. Запишите слово в тетрадь. Поставьте ударение. Найдите безударную гласную. В какой части слова она находится. Назовите корень. (Выделение на интерактивной доске.)
- Докажите, подберите однокоренные слова.
Снег, снежок, снежный, подснежник.
- Из данных слов выберите проверочное к слову снежинки.
- Как вы определили, что эти слова являются проверочными?
- Напишите сначала проверочные слова, а потом слова с безударными гласными в корне слова. (Ученик работает на интерактивной доске, выделяет корень.)
- Назовите слово с приставкой. (Выделяют приставку.)
- Что скажете про гласную в приставке? (Она безударная.)
- Можно ли проверить?
- Что надо знать, чтобы написать безударную гласную в приставке?
- Мы повторили написание безударной гласной в корне слова, в приставке, а чтобы нам лучше запомнить орфограммы составим алгоритм. Вы поработаете в парах и составите алгоритм написания безударной гласной в приставке и корне слова.
(Обучающиеся дополняют текст.)
Написание безударной гласной буквы в приставке и корне слова.
Итак, прежде чем написать безударную гласную букву в слове работай так:
1. Поставь ударение.
2. Определи, в какой части слова находится безударная гласная.
3. Если безударный гласный звук в приставке – вспомни, как пишется эта приставка.
О-, об-, от-, до-, по-, под-, про-, за-, на-, над-, пере-.
4. Если безударный гласный звук в корне, то подбери однокоренное слово с ударным гласным в корне.
Снежный – снежинки.
5. Запиши слово, вставляя нужную букву.
- Проверяем. Одна пара отвечает, остальные проверяют по тексту.
- Кто справился без ошибок? Кому было трудно?
- Снежинки в подарок прислала зима.
- Прочитайте слова. Какое слово лишнее? Почему? (Зима, зимующие, зимний, предзимье, земли.)
- Поставьте ударение. Назовите слова с безударными гласными. В каких частях слова они находятся?
- Как проверить безударную гласную в корне слова?
- Как написать безударную гласную в приставке?
5. Работа над словами с непроверяемыми написаниями.
- Отгадайте загадку и напишите отгадку
Невидимкой, осторожно
Он является ко мне,
И рисует как художник
Он узоры на стекле.
(Мороз)
- Запишите слово. Назовите орфограмму. Назовите безударную гласную. Можно ли её проверить?
- Где можно проверить написание таких слов?
- Сейчас, пользуясь орфографическим словарем, запишите слова:
декабрь, февраль, иней, январь. (Ученик работает на интерактивной доске.)
- Поменялись тетрадями, проверьте работу, используя словарь.
- Какое слово лишнее? Почему?
- Как объяснено значение слова иней в словаре С. И. Ожегова найдите и прочитайте. (Тонкий слой ледяных кристаллов, образующийся благодаря испарениям на охлаждающейся поверхности.)
- С какой целью мы используем орфографический и толковый словарь?
6. Физкультминутка
Безударный гласный звук
Причиняет много мук
Как писать гора, трава
И слова моря, дела
Чтобы не было сомненья
Ставим звук под ударенье
Горы, травы, море, дело
Вот теперь напишем смело.
7. Закрепление. Работа с учебником.
- Прекрасное время года – зима! А вот чем можно заняться зимой вы узнаете, выполнив упражнение 339.
- Прочитайте текст. Какую видите орфограмму в словах с пропущенными буквами?
- Списываете текст, вставляете пропущенные буквы. (1 ученик работает на компьютере.)
- Проверяем. Называете, в какой части слова пропущена гласная и доказываете, почему так написали.
- Чему учились, какие навыки отрабатывали, выполняя это упражнение?
8. Дифференцированная работа в группах.
- Весело ребятишкам зимой, а вот птицам и зверям – трудно. Как мы им можем помочь пережить это трудное время года?
- Обучающиеся 1 группы составляют текст по картине «Помощь человека птицам и зверям зимой».
- Обучающиеся 2 группы работают с деформированным текстом по заданию.
Задание 2 группе.
1. Расположите предложения так, чтобы получился текст.
2. Вставьте пропущенные буквы. Докажите, почему так написали.
3. Назовите слова с проверяемыми безударными гласными в корне слова.
4. Назовите слово с безударной гласной в приставке.
Ст...яли сильные морозы.
Ребята нар...дили ёлку в лесу.
Петя п...весил на ветках кусочки хлеба и сала.
Ваня принёс морковку.
Птицы и зайцы лакомились г…стинцами.
- Проверяем. Послушаем тексты, которые составили ребята 2 группы.
-Посмотрите на картину, как люди помогают животным и птицам зимой, послушаем тексты, которые составили ребята 1 группы.
- Назовите слова с безударными гласными в корне слова?
- Назовите слова с безударными гласными в приставке?
9. Проверка уровня обученности. Тест «Проверь себя».
- Выберите правильное написание безударной гласной в слове. Раскрасьте шар с правильной буквой. Если в приставке - зелёным цветом, в корне – красным.
п…дарок
в…сёлый
з…прыгала
т…нуть
к…рмить
- Поднимите карточки. Я посмотрю, как справились.
- Посмотрите на экран и проверьте выполнение теста. (Взаимопроверка.)
10. Домашнее задание по выбору.
- Дома можно выполнить задание по выбору:
1. Упражнение 334. Чтобы правильно выполнить упражнение, воспользуйтесь алгоритмом на странице 125 учебника.
2. Составить свой текст о помощи птицам зимой, найти слова с проверяемыми безударными гласными в корне слова, выделить в словах приставки.
11. Итог урока. Рефлексия.
- Чему учились сегодня на уроке?
- Чему научились сегодня на уроке?
- Всегда ли без сомнения можно написать гласную букву в слове?
-Кто уже без сомнения пишет в слове безударную гласную букву?
- Кому необходимо ещё потренироваться?
- Оцените свою работу на уроке, поднимите смайлики. Учитель оценивает работу обучающихся, комментирует отметки за работу на уроке.
о
а
и
е
о
а
я
и
о
а
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка во 2классе "Безударная гласная в корне слова"
Урок русского языка во 2 классе по программе "Школа-2100". Тема: "Безударная гласная в корне слова"...
Презентация "Урок русского языка по теме "Безударные гласные в корне слова"
Фрагмент урока на изучение и проверку знаний по теме "Безударные гласные в корне слова"...
конспект урока русского языка по теме "Безударные гласные в корне слова"
Урок проведён в коррекционном классе 7 вида. Основная задача : развитие орфографической зоркости у детей с задержкой психического развития....
Разработка урока русского языка по теме6 "Безударные гласные в корне слова"
Данный конспект урока включает в себя не только информацию о этапах и содержании учебного материала, но и показывает натрадиционные формы работы на уроке, работу с использованием здоровьесберега...
Самоанализ к уроку русского языка по теме "Безударная гласная в корне слова". Урок-игра. Программа 2100, 2 класс. ФГОС
Самоанализ к уроку по русскому языку по теме:"Безударная гласная в корне слова". Программа 2100, 2 класс. ФГОС....
Конспект урока русского языка по теме: «Безударный гласный, проверяемый ударением, в корне, суффиксе и приставке" ПНШ
Конспект урока русского языка по теме: «Безударный гласный, проверяемый ударением, в корне, суффиксе и приставке."...
Конспект урока русского языка «Ударные и безударные гласные звуки. Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука»(УМК «Школа России», 1 класс)
Цели деятельности учителя: формирование знаний об безударных гласных звуках в словах ворона, сорока и др. и развитие умения обозначать их на письме.Планируемые результатыПредметные:- знать общее предс...