Урок русского языка в 3 классе "Правописание безударных гласных в приставке и корне слова" по учебнику Т.Г. Рамзаевой. УМК "Школа России".
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Лебедева Людмила Анатольевна

Урок  русского языка в  3 классе по теме "Правописание безударных гласных в приставке и корне слова".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_3_klass.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Правописание безударных гласных в приставке и корне слова

Русский язык. УМК «Школа России». 3 класс

Л.А. ЛЕБЕДЕВА, учитель начальных классов МОУ Сандовская СОШ,

п. Сандово, Тверская область

Цели: формирование осознанного написания слов с безударной гласной в приставке и корне слова; закрепление умения подбирать проверочное слово путём подбора однокоренных слов; совершенствование умения правописания приставок; развитие умения  работать самостоятельно, применяя самоконтроль и взаимоконтроль;  развитие речи и пополнение словарного запаса; воспитание любви к природе.

Оборудование: учебник Т.Г. Рамзаевой «Русский язык», 3 класс; презентация; компьютер; интерактивная доска; проектор; снежинки с буквами; орфографические словари; словарь С.И.Ожегова; карточки гласных букв;                 карточки слов с непроверяемым написанием;  индивидуальные задания для работы в паре, в группе; картина  «В зимнем лесу», тестовое задание; смайлики.

Ход урока (сопровождается показом слайдов).

  1. Подготовка и мотивация.

- Проверили готовность к уроку.  Настроились на большую и серьёзную  работу. Знания, полученные на уроке,  помогут вам грамотно писать.

 Ум и сердце в работу вложи,

Каждой секундой в труде дорожи.

 2. Проверка домашнего задания.

 - Какое задание выполняли дома? (Упражнение  331.Списать загадку, найти в словах приставки, подчеркнуть безударные гласные, написание которых надо проверять.)

- С какой целью выполняли задание? (Учились находить в слове приставки, учились видеть гласную в слове, требующую проверки.)

- Прочитайте загадку. Назовите отгадку.

- Назовите слова с приставками. (Прохожих, проходу, подгоняет, задирает.)

- Гласная в приставке ударная или безударная? (Безударная.)

- Как пишутся приставки? (Всегда одинаково, независимо от произношения.)

- Назовите слова, где гласную в корне надо проверять. (Летит, поёт, не даёт, подгоняет.)

- Почему в этих словах надо проверять гласную букву?

- Докажите почему в словах поёт, подгоняет в корне пишется гласная о?

- Как проверить безударную гласную в корне слова?

- Умение определять части слова, находить  в слове безударную гласную понадобятся на уроке.

3. Сообщение темы и цели урока.

- Угадайте, что это опустилось мне на ладошку.

                     С неба падают зимою

                     И кружатся над землёю

                     Белые, пушистые

                     Лёгкие (снежинки).

 (На доске открываются снежинки, а на них гласные буквы.)

- Назовите буквы, которые вы видите на снежинках.  (а, е, о, и, я)

- Какие это буквы? (Гласные.)

- Какие могут быть гласные? (Ударные и безударные.)

- В написании каких гласных легко ошибиться? (Если гласная без ударения.)

- Почему? (Безударный гласный звук произносится слабее, слышится неясно.)

- Что делать? ( Проверять, думать, прежде чем писать.)

- Подумайте и сформулируйте тему урока.

- Что хотите узнать на уроке?

- Чему хотите  научиться сегодня на уроке?

- Сегодня на уроке будем учиться находить, проверять и правильно писать слова с безударными гласными в приставке и корне слова.

- Для чего должны видеть и проверять в слове безударную гласную в приставке и корне слова? (Чтобы грамотно писать.)

4. Составление алгоритма проверки безударной гласной. Работа в парах.

- Вернёмся к слову снежинки. Запишите слово в тетрадь. Поставьте ударение. Найдите безударную гласную. В какой части слова она находится. Назовите корень. (Выделение на интерактивной доске.)

- Докажите, подберите однокоренные слова.

Снег, снежок, снежный, подснежник.

- Из данных слов выберите проверочное к слову снежинки.

- Как вы определили, что эти слова являются проверочными?

- Напишите сначала проверочные слова, а потом слова с безударными гласными в корне слова. (Ученик работает на интерактивной доске, выделяет корень.)

- Назовите слово с приставкой. (Выделяют приставку.)

- Что скажете про гласную в приставке? (Она безударная.)

- Можно ли проверить?

- Что надо знать, чтобы написать безударную гласную в приставке?

- Мы повторили написание безударной гласной в корне слова, в приставке, а чтобы нам лучше запомнить орфограммы составим алгоритм. Вы поработаете в парах и составите алгоритм написания безударной гласной в приставке и корне слова.

(Обучающиеся дополняют текст.)

Написание безударной гласной буквы в приставке и корне слова.

Итак, прежде чем написать безударную гласную букву в слове  работай так:

1. Поставь ударение.

2. Определи, в какой части слова находится безударная гласная.

3. Если безударный гласный звук в приставке – вспомни, как пишется эта приставка.

О-, об-, от-, до-, по-, под-, про-, за-, на-, над-, пере-.

4. Если безударный гласный звук в корне, то подбери однокоренное слово с ударным гласным в корне.

Снежный – снежинки.

5. Запиши слово, вставляя нужную букву.

- Проверяем. Одна пара отвечает, остальные проверяют по тексту.

- Кто справился без ошибок? Кому было трудно?

- Снежинки в подарок прислала зима.

- Прочитайте слова. Какое слово лишнее? Почему? (Зима, зимующие, зимний, предзимье, земли.)

- Поставьте ударение. Назовите слова с безударными гласными. В каких частях слова они находятся?

- Как проверить безударную гласную в корне слова?

- Как написать безударную гласную в приставке?

5. Работа над словами с непроверяемыми написаниями.

- Отгадайте загадку и напишите отгадку

                   Невидимкой, осторожно

                   Он является ко мне,

                    И рисует как художник

                   Он узоры на стекле.      

                                                       (Мороз)

- Запишите слово.  Назовите орфограмму. Назовите безударную гласную. Можно ли её проверить?

- Где можно проверить написание таких слов?

- Сейчас, пользуясь орфографическим словарем, запишите слова:

декабрь, февраль, иней, январь. (Ученик работает на интерактивной доске.)

- Поменялись тетрадями, проверьте работу, используя словарь.

- Какое слово лишнее? Почему?

- Как объяснено значение слова иней в словаре  С. И. Ожегова найдите и прочитайте. (Тонкий слой ледяных кристаллов, образующийся благодаря испарениям на охлаждающейся поверхности.)

- С какой целью мы  используем орфографический и толковый словарь?

6. Физкультминутка    

      Безударный гласный звук

      Причиняет много мук

      Как писать гора, трава

      И слова моря, дела

      Чтобы не было сомненья

      Ставим звук под ударенье

       Горы, травы, море, дело

      Вот теперь напишем смело.

7. Закрепление. Работа с учебником.

- Прекрасное время года – зима! А вот чем можно заняться зимой вы узнаете, выполнив упражнение 339.

- Прочитайте текст. Какую видите орфограмму в словах с пропущенными буквами?

- Списываете текст, вставляете пропущенные  буквы. (1 ученик работает на компьютере.)

- Проверяем. Называете, в какой части слова пропущена гласная и доказываете, почему так написали.

- Чему учились, какие навыки отрабатывали, выполняя  это упражнение?

8. Дифференцированная работа в группах.

- Весело ребятишкам зимой, а вот птицам и зверям – трудно. Как мы им можем помочь пережить это трудное время года?  

- Обучающиеся 1 группы  составляют текст  по картине «Помощь человека птицам и зверям зимой».

- Обучающиеся 2 группы работают с деформированным текстом по заданию.

Задание 2 группе.

1. Расположите предложения так, чтобы получился текст.

2. Вставьте пропущенные буквы. Докажите, почему так написали.

3. Назовите слова с проверяемыми безударными гласными в корне слова.

4. Назовите слово с безударной гласной в приставке.

Ст...яли сильные морозы.

Ребята  нар...дили ёлку в лесу.

Петя п...весил на ветках кусочки хлеба и сала.

Ваня принёс морковку.

Птицы и зайцы лакомились г…стинцами.

- Проверяем. Послушаем тексты, которые составили ребята 2 группы.

-Посмотрите на картину, как люди помогают животным и птицам зимой, послушаем тексты, которые составили  ребята 1 группы.  

- Назовите слова с безударными  гласными в корне слова?

- Назовите слова с безударными  гласными  в приставке?

9. Проверка уровня обученности. Тест «Проверь себя».

- Выберите правильное написание безударной гласной в слове. Раскрасьте шар с правильной буквой. Если в приставке -  зелёным цветом, в корне – красным.

п…дарок            

в…сёлый            

з…прыгала        

т…нуть              

к…рмить            

- Поднимите карточки. Я посмотрю, как справились.

- Посмотрите на экран и проверьте выполнение теста. (Взаимопроверка.)

10. Домашнее задание по выбору.

- Дома можно выполнить задание по выбору:

1. Упражнение 334. Чтобы правильно выполнить упражнение, воспользуйтесь алгоритмом на странице 125 учебника.

2. Составить свой текст о помощи птицам зимой, найти слова с проверяемыми безударными гласными в  корне слова, выделить в словах приставки.

11. Итог урока. Рефлексия.

- Чему учились сегодня на уроке?

- Чему научились сегодня на уроке?

- Всегда ли без сомнения можно написать гласную букву в слове?

-Кто уже без сомнения пишет в слове безударную гласную букву?

- Кому необходимо ещё потренироваться?

- Оцените свою работу на уроке, поднимите смайлики. Учитель оценивает работу обучающихся, комментирует отметки за работу на уроке.

о

а

и

е

о

а

я

и

о

а


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка во 2классе "Безударная гласная в корне слова"

Урок русского языка во 2 классе по программе "Школа-2100". Тема: "Безударная гласная в корне слова"...

Презентация "Урок русского языка по теме "Безударные гласные в корне слова"

Фрагмент урока на изучение и проверку знаний по теме "Безударные гласные в корне слова"...

конспект урока русского языка по теме "Безударные гласные в корне слова"

Урок проведён в коррекционном классе 7 вида. Основная задача  : развитие орфографической  зоркости у детей с задержкой психического развития....

Разработка урока русского языка по теме6 "Безударные гласные в корне слова"

Данный конспект урока включает в себя не только информацию о этапах и содержании учебного материала, но и показывает натрадиционные формы работы на уроке, работу  с использованием здоровьесберега...

Разработка урока русского языка по теме6 "Безударные гласные в корне слова"

Данный конспект урока включает в себя не только информацию о этапах и содержании учебного материала, но и показывает натрадиционные формы работы на уроке, работу  с использованием здоровьесберега...

Конспект урока русского языка по теме: «Безударный гласный, проверяемый ударением, в корне, суффиксе и приставке" ПНШ

Конспект урока русского языка по теме: «Безударный гласный, проверяемый ударением, в корне, суффиксе и приставке."...

Конспект урока русского языка «Ударные и безударные гласные звуки. Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука»(УМК «Школа России», 1 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний об безударных гласных звуках в словах ворона, сорока и др. и развитие умения обозначать их на письме.Планируемые результатыПредметные:- знать общее предс...