Правописание безударных гласных в приставке и корне слова
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Формирование осознанного написания слов с безударной гласной в приставке и корне слова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravopisanie_bezudarnyh_glasnyh_v_pristavke_i_korne_slova.docx | 19.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Правописание безударных гласных в приставке и корне слова
3 класс
Цели: формирование осознанного написания слов с безударной гласной в приставке и корне слова; закрепление умения подбирать проверочное слово путем подбора однокоренных слов; совершенствование умения правописания приставок; развитие умения работать самостоятельно, применяя самоконтроль и взаимоконтроль; развитие речи и пополнение словарного запаса; воспитание любви к природе. Оборудование: учебник В. П. Канакина «Русский язык»; презентация; компьютер; интерактивная доска; проектор; снежинки с буквами; орфографические словари; словарь С.И. Ожегова; карточки гласных букв; карточки слов с непроверяемым написанием; индивидуальные задания для работы в паре, в группе; рисунок «В зимнем лесу»; карточки с тестовым заданием; смайлики.
Ход урока. I.
Подготовка и мотивация.
— Проверьте готовность к уроку. Настройтесь на большую и серьезную работу. Знания, полученные на уроке, помогут вам грамотно писать. Ум и сердце в работу вложи, Каждой секундой в труде дорожи.
II. Проверка домашнего задания.
— Какое задание вы выполняли дома? (Упражнение 331. Списать загадку, найти в словах приставки, подчеркнуть безударные гласные, написание которых надо проверять.)
С какой целью выполняли задание? (Учились находить в слове приставки, учились видеть гласную в слове, требующую проверки.)
Прочитайте загадку.
Назовите отгадку. Назовите слова с приставками. (Прохожих, проходу, подгоняет, задирает.)
Гласная в приставке ударная или безударная? (Безударная.) Как пишутся приставки? (Всегда одинаково.) Назовите слова, где гласную в корне надо проверять. (Летит, поет, не дает, подгоняет.)
Почему в этих словах надо проверять гласную букву?
Докажите, почему в словах поет, подгоняет в корне пишется гласная о? Как проверить безударную гласную в корне слова? Умение определять части слова, находить в слове безударную гласную понадобится на уроке.
III. Сообщение темы и цели урока.
— Угадайте, что это опустилось нам на ладошку.
С неба падают зимою
И кружатся над землею
Белые, пушистые, Легкие... (снежинки).
На доске открываются изображения снежинок, на них записаны гласные буквы.
— Назовите буквы, которые вы видите на снежинках. (А, е, о, и, я.) Какие звуки обозначают эти буквы? (Гласные.)
Какие могут быть гласные? (Ударные и безударные.)
В написании каких гласных легко ошибиться? (Если гласная без ударения.)
Почему? (Безударный гласный звук произносится слабее, слышится неясно.)
Что же делать? (Проверять, думать, прежде чем писать.)
Подумайте и сформулируйте тему урока.
Что хотите узнать на уроке?
Чему хотите научиться сегодня на уроке?
Сегодня на уроке будем учиться находить, проверять и правильно писать слова с безударными гласными в приставке и корне слова.
IV. Составление алгоритма проверки безударной гласной. Работа в парах.
— Вернемся к слову снежинки. Запишите слово в тетрадь. Поставьте ударение. Найдите безударную гласную. В какой части слова она находится? Назовите корень. (Выделение корня условным знаком на интерактивной доске.)
Подберите однокоренные слова. (Снег, снежок, снежный, подснежник.)
Из данных слов выберите проверочное к слову снежинки.
Как вы определили, что эти слова явл ются проверочными?
Напишите сначала проверочные слова, а потом слова с безударными гласными в корне слова.
Ученик работает на интерактивной доске, выделяет корень.
— Среди подобранных вами однокоренных слов найдите слово с приставкой. (Выделяется приставка.)
Что скажете про гласную в приставке? (Она безударная.)
Можно ли ее проверить?
Что надо знать, чтобы правильно написать букву, обозначающую безударный гласный звук в приставке?
— Прочитайте слова. Какое слово лишнее? Почему? (Зима, зимующие, зимний, предзимье, земли.)
Поставьте ударение. Назовите слова с безударными гласными. В каких частях слова они находятся?
Как проверить безударную гласную в корне слова?
Как написать безударную гласную в приставке?
Памятка
Написание безударной гласной буквы в приставке и корне слова
1. Поставь ударение.
2. Определи, в какой части слова находится безударный гласный звук.
3. Если безударный гласный звук в приставке — вспомни, как пишется эта приставка. О, об, от, до, по, под, про, за, на, над, пере
4. Если безударный гласный звук в корне, то подбери однокоренное слово с ударным гласным в корне. снежинки — снежный
5. Запиши слово, вставляя нужную букву
V. Работа над словами с непроверяемыми написаниями
— Отгадайте загадку и напишите отгадку.
Невидимкой, осторожно
Он является ко мне, И рисует, как художник,
Он узоры на стекле.
(Мороз)
Запишите слово-отгадку. Назовите безударную гласную. Можно ли ее проверить?
Где можно проверить написание таких слов?
Сейчас, пользуясь орфографическим словарем, запишите слова: д..кабрь, ф..враль, ин..й, ..нварь. Ученик работает на интерактивной доске.
— Поменяйтесь тетрадями, проверьте работу.
Какое слово отличается от других? Почему?
Как объяснено значение слова иней в словаре С.И. Ожегова? Найдите и прочитайте. (Тонкий слой ледяных кристаллов, образующийся благодаря испарениям на охлаждающейся поверхности.)
Когда следует обращаться к орфографическому словарю, а когда к толковому словарю?
VI. Минутка отдыха.
Ученики слушают стихотворение, повторяют хором.
Безударный гласный звук
Причиняет много мук.
Как писать гора, трава
И слова моря, дела?
Чтобы не было сомненья,
Ставим звук под ударенье:
Го′ры, тра′вы, мо′ре, де′ло.
Вот теперь напишем смело.
VII. Закрепление. Работа с учебником. — Прекрасное время года зима! Чем можно заняться зимой, вы узнаете, выполнив упражнение 339.
Прочитайте текст. Как можно назвать орфограмму в словах с пропущенными буквами? Вспомните алгоритм действий, после чего спишите текст, вставьте пропущенные буквы. (Один ученик работает на компьютере.)
Проверьте работу: назовите, в какой части слова пропущена гласная, и докажите, почему так написали.
Чему учились, какие навыки отрабатывали, выполняя это упражнение?
VIII. Дифференцированная работа в группах.
— Весело ребятам зимой, а вот птицам и зверям — трудно. Как вы им можете помочь пережить это трудное время года?
Ученики 1й группы составляют текст по картине «Помощь человека птицам и зверям зимой». Ученики 2 й группы работают с деформированным текстом по заданию.
1) Расположите предложения так, чтобы получился текст.
2) Вставьте пропущенные буквы. Докажите, почему так написали.
3) Назовите слова с проверяемыми безударными гласными в корне слова.
4) Назовите слово с безударной гласной в приставке.
Ст..яли сильные морозы.
Ребята нар..дили ёлку в лесу.
Петя п...весил на ветках кусочки хлеба и сала.
Ваня принёс морковку.
Птицы и зайцы лакомились г..стинцами.
— Проверьте выполненные задания. Послушайте тексты, которые составили ученики 2 й группы. Посмотрите на рисунок, как люди помогают животным и птицам зимой, послушайте тексты, которые составили ученики 1 й группы.
Назовите слова с безударными гласными в корне слова.
Назовите слова с безударными гласными в приставке.
IX. Проверка уровня обученности. Тест «Проверьте себя».
— Выберите правильное написание безударной гласной в слове. Раскрасьте шар с правильной буквой. Если буква пропущена в приставке — зеленым цветом, в корне — красным.
п..дарок
т..нуть
в..сёлый
к..рмить
з..прыгала
— Посмотрите на экран и проверьте выполнение теста. (Взаимопроверка.)
X. Домашнее задание по выбору. — Дома можно выполнить задание по выбору:
1) Упражнение 334. Чтобы правильно выполнить упражнение, воспользуйтесь алгоритмом на странице 125 учебника
2) Составить свой текст о помощи птицам зимой, найти слова с проверяемыми безударными гласными в корне слова, выделить в словах приставки.
XI. Итог урока. Рефлексия.
— Чему научились сегодня на уроке?
Всегда ли без сомнения можно написать гласную букву в слове?
Кто уже без сомнения пишет в слове безударную гласную букву?
Кому необходимо еще потренироваться?
Оцените свою работу на уроке, поднимите смайлики.
Учитель оценивает работу обучающихся, комментирует отметки за работу на уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 3 классе "Правописание безударных гласных в приставке и корне слова" по учебнику Т.Г. Рамзаевой. УМК "Школа России".
Урок русского языка в 3 классе по теме "Правописание безударных гласных в приставке и корне слова"....
Тема урока "Правописание безударных гласных в приставке и корне слов"
Цели: формирование осознанного написания слов с безударной гласной в приставке и корне слова; закрепление умения подбирать проверочное слово путём подбора однокоренных слов; совершенствование ум...
Тренажёр "Правописание безударных гласных О-А в корне слова"
Данный тренажёр построен на основе технологического приёма "Шторка". Позволит учителю и учащимся проверить знания по теме "Правописание безударных гласных в корне слова"...
Правописание безударных гласных и согласных в корне слова. Закрепление.
Развитие умения осознанной проверки и письма слов с орфограммами в корне слова....
Правописание безударных гласных и согласных в корне слова. Закрепление.
В статье анализируются причины возникновения ошибок у младших школьников при написании слов с безударной гласной в корне, приводятся примеры ошибок....
Урок русского языка по теме: "Правописание безударных гласных в приставке и корне слова" 3 класс
Данная разработка содержит конспект и презентацию к уроку русского языка в 3 классе на тему "Правописание безударных гласных в приставке и корне слова"...
Правописание безударных гласных в приставке и корне слова 3 класс
конспект урока по русскому языку 3 класс...