Технологическая карта по русскому языку, 3 класс, "Что такое омонимы"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Технологическая карта по русскому языку, 3 класс, "Что такое омонимы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ru3sskiy_yazyk_3_klass_chto_takoe_omonimy.docx34.45 КБ

Предварительный просмотр:

ЧТО ТАКОЕ ОМОНИМЫ?

Цель деятель-
ности учителя

Создать условия для ознакомления с омонимами, обучения нахождению слов-омонимов в письменной речи
и узнаванию их среди других лексических групп слов

Тип урока

Постановка и решение учебных задач

Планируемые
образовательные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться: осознавать позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателю общей культуры человека; научатся: писать без ошибок, применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи предложенных и самостоятельно составленных текстов, проверять написанное, ориентироваться
в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД): владеют способностями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать
в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях

Методы и формы обучения

Фронтальная, парная, индивидуальная

Образовательные
ресурсы

1. Учебник, рабочая тетрадь.

2. Словарь омонимов русского языка.

3. Интернет-ресурс: http://открытыйурок.рф/статьи/651241/ 

Оборудование

Интерактивная доска, проектор (по возможности)

Наглядно-
демонстрационный материал

Запись задач темы, элементов букв

Основные понятия и термины

Синонимы. Антонимы. Омонимы. Лексическое значение слов-омонимов. Словарь омонимов. Слово с непро-
веряемым написанием

Организационная структура (сценарий) урока

Этапы
урока

Обучающие и раз-вивающие компоненты, задания
и упраж-
нения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы
организации взаимодействия
на уроке

Формируемые
умения (универсальные учебные действия)

Проме-
жуточный
контроль

1

2

3

4

5

6

7

I. Постановка
учебной
задачи

Формулирование учебных задач по названию темы

– Откройте учебник на с. 45. Мы продолжаем
работу над разделом «Слово в языке и речи». Прочитайте название темы урока.

– Как вы ответите на этот вопрос?

– Сегодня на уроке постараемся обстоятельно ответить на него

– «Что такое омонимы?».

Ответы уча-щихся

Фрон-тальная

П – ориентируются в учебнике, извлекают необходимую информацию из высказываний одноклассников, сведений учителя, учебника.

Р – осознают
и принимают
учебную задачу.

К – слушают друг друга, строят понятные для парт-

 

нера по коммуникации речевые высказывания.

Л – осознают гра-ницы своего знания и «незнания»

II. Минут-ка чисто-писания

Упражнения на детальный анализ строения букв-знаков, овладение начерта-
ниями букв, соединений

– Посмотрите на доску. Элементы каких букв
будем прописывать?

Учитель обращает внимание на плавное соединение элементов. Показывает правильное написание элементов.

– Расположите тетрадь правильно. Возьмите
правильно ручку. Напишите строчку элементов букв.

– Посмотрите и отметьте элементы, которые
получились у вас лучше остальных

– Заглавной
и строчной букв
 Н, н.

Выполняют
задания

Фрон-тальная. Индиви-дуальная

П – владеют логическими действиями анализа, синтеза, сравнения.

Р – осознают
и принимают
учебную задачу, планируют и контролируют учебные действия

Написание элементов букв

III. Изучение нового мате-
риала.

1. Работа
по учеб-

 нику, с. 45, упр. 75

Использование презентации «Омонимы» http://открытыйурок.рф/статьи/651241/

Работа над упражнением с целью наблюдения над
особен

ностями слов-омо-нимов,
введения термина «омонимы»

– Откройте учебник на с. 45, найдите упр. 75. Прочитайте стихотворение Б. Гольдберга.
Рассмотрите рисунки.

– Что означает слово «коса» в каждом из предложений? Соотнесите слова с рисунками.

Выполняют
задания.

Фрон-тальная.

Индиви-дуальная

П – используют различные способы поиска информации, владеют
навыками смыс-
лового чтения

Представ-ление
об омо-
нимах.

Пользо-
вание

– Прочитайте определение. Какие слова называются омонимами?

– Послушайте стихотворение Я. Козловского:

Мы слова из русской речи,

Из родного языка!

Одинаково нас пишут,

Одинаково нас слышат,

Но важна не только внешность,

Потому не торопись!

Не всегда нужна поспешность,

Ты до смысла доберись!..

– Слова, которые произносятся и пишутся одинаково, но имеют разные лексические значения.

Внимательно слушают

текстов (словарных статей)
в соответствии
с учебной задачей, логическими операциями анализа, синтеза, сопоставления.

Р – принимают
и сохраняют цели и задачи учебной деятельности, осу-ществляют поиск ее достижения.

К – слушают
взрослого и свер-стников, излагают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему

словарем омонимов.

Выявление лексического значения

2. Работа
со словарем омо-
нимов

Работа
со словарем омонимов с целью нахождения
в нем необходимой информации о слове

– О каких словах говорится в стихотворении?

– Обратите внимание, что в учебнике на с. 156 помещен словарь омонимов. Откройте словарь. Найдите слово «лайка».

– Заметьте, что справа от слова стоят цифры,
которые указывают на то, что это омонимы.
Рядом с каждым омонимом в словарной статье дается толкование лексического значения слова. Прочитайте лексическое значение слова.

– Из упр. 76 найдите, пользуясь словарем омонимов, толкование одной из пар омонимов. Запишите толкование пары омонимов. Проверьте написанное

– Об омо-
нимах.

Выполняют
задания

 3. Работа
по учебнику, с. 46, упр. 77

Работа над упражнением в распознавании омонимов
в предло-жениях,
выяснении их лекси-
ческого
значения

– Откройте с. 46, найдите упр. 77. Прочитайте предложения. Докажите, что выделенные слова в каждой паре – омонимы. Можете воспользоваться словарем омонимов на с. 156.

– Спишите любую пару предложений с омони-мами, вставив пропущенные буквы. Подчеркните омонимы.

– Обменяйтесь тетрадями с товарищем по парте и проверьте написанное.

Физкультминутка
Подвижная игра «День-ночь».

Дети перевоплощаются в различные роли: жуков, пчёл, птиц, зайцев и т. д. На сигнал «День» под музыкальное сопровождение дети имитируют движение условно выбранной роли и перемещаются по классу. Педагог сопровождает действия словами: "День наступил, над полянкой легко и быстро летают пчёлки, собирают сладкий нектар. Нектар собирают и песенку напевают: ж-ж-ж-жу". На сигнал «Ночь» дети замирают на месте , идёт перевоплощение в новый образ.

Выполняют
задания.

Осуществляют взаимопро-
верку.

Выполняют упражнения физкульт-
минутки

Фрон-тальная.

Индиви-дуальная.

Парная

П – используют различные способы поиска информации.

Р – принимают
и сохраняют цели и задачи учебной деятельности.

К – излагают
и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему

Распознавание
омонимов.

Выявление лексического значения слов

4. Работа
по учебнику, с. 46, упр. 78

Работа над упражнением с целью определения в предложениях изученных лексических групп, объяснения их смысла

– Найдите упр. 78. Прочитайте. Что вы прочитали? Объясните значение выделенных слов.

– Назовите встречающиеся в пословицах анто-нимы, синонимы, омонимы. Объясните свой ответ.

– Пословицы.

Ответы уча-щихся.

– Антонимы: «шутка –
всерьез»,
«вместе – врозь», «вес-на – осень».

Синонимы:
«лодырь – бездельник», «дорога – путь».

Фрон-тальная.

Индиви-дуальная

П – используют
речевые средства для решения
познавательных
задач, различные способы получения информации, владеют логическими действиями.

Р – принимают
и сохраняют
учебную задачу, контролируют

Определение синонимов, антонимов, омонимов

 

– К каким случаям жизни было бы уместно
употребить любую из данных пословиц?

– Спишите третью пословицу. Проверьте написанное

Омонимы: «мир (согла-сие) – мир
(вселенная)».

Высказывания учащихся.

Выполняют
задания

и оценивают учебные действия.

К – излагают
и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему

5. Словарная работа

Работа над словом
с непрове-ряемым написанием

– Прочитайте слово, записанное в нижней части с. 46, про себя. Чем произношение слова
отличается от его написания?

– Это орфограммы. Назовите их.

– Слово «понедельник» – словарное. Необходимо запомнить написание безударных гласных  в приставке и корне слова. Произнесите слово орфографически.

– Запишите это слово. Проверьте написанное. Выделите приставку, корень, поставьте ударение, подчеркните орфограммы, которые надо
запомнить.

– Составьте и запишите предложение с этим
словом.

– Дома заучите правильное написание слова
наизусть

– Понедельник.

Отвечают
на вопрос.

– Безударные гласные
в приставке
и корне.

Выполняют
задания

Фрон-тальная.

Индиви-дуальная

П – владеют
логическими
операциями.

Р – принимают
и сохраняют цели и задачи учебной деятельности,
осуществляют
поиск способов их достижения.

К – слушают
взрослого и свер-стников, излагают и аргументируют свою точку зрения

Запись
и запоминание словарного слова

 IV. Итог урока.

Рефлексия деятельности

Обобщение полученных на уроке сведений.

Заключительная
беседа

– Над какой темой работали на уроке?

– Что такое омонимы?

– Что выполняли на уроке?

– Какие задания вызвали у вас затруднения?
Почему?

– Как оцениваете свою деятельность на уроке?

Домашнее задание: рабочая тетрадь, с. 27,
упр. 62

Отвечают
на вопросы

Фрон-тальная.

Индиви-дуальная

П – ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного.

Р – оценивают собственную
деятельность
на уроке.

Л – проявляют интерес к предмету, стремятся
к приобретению
 новых знаний


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка на тему: "Омонимы". 3 класс. Программа "Перспектива" авт. Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина

Урок посвящен изучению омонимов. Цель урока: Наблюдать над словами, одинаковыми по звучанию и написанию, но разными по значению; ввести термин "омонимы"; наблюдать за использованием омонимов, развиват...

Технологическая карта урока русского языка Класс: 3 Тема: «Проверяемые парные по звонкости-глухости согласные в корне слова»

Актуальность проекта               Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования в структуре с...

Технологическая карта урока русского языка «Что такое омонимы».

Технологическая карта урока  русского языка «Что такое омонимы»....

Технологическая карта урока русского языка Тема: Что такое текст-рассуждение? 2 класс УМК "Школа России"

Предмет: русский языкТема: Что такое текст-рассуждение?Цели деятельности учителя: познакомить со структурой текста-рассуждения, учить различать текст-рассуждение, развивать умение отвечать на вопросы....

Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».

Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока:  Закреплять зн...

Технологическая карта по русскому языку для 3 класса по теме: "Омонимы".

Технологическая карта по русскому языку для 3 класса по теме: "Омонимы"....

Технологическая карта урока русского языка "Слова-омонимы", 2 класс, УМК "Начальная школа 21 века"

Цель урока: создание условий для формирования представлений о словах-омонимахЗадачи урока:Дидактические:Знать, что такое омонимы, отличия омонимов от синонимов и антонимовУметь отличать омонимы от дру...