Технологическая карта урока русского языка на тему: "Омонимы". 3 класс. Программа "Перспектива" авт. Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Урок посвящен изучению омонимов. Цель урока: Наблюдать над словами, одинаковыми по звучанию и написанию, но разными по значению; ввести термин "омонимы"; наблюдать за использованием омонимов, развивать орфографическую зоркость.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта урока "Омонимы" 3 класс | 67 КБ |
Презентация к уроку "омонимы" 3 класс | 1.83 МБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Ф.И.О. учителя: Никтфорова Ирина Петровна
Класс: 3
Предмет: Русский язык.
Тема: Омонимы.
Программа «Перспектива»,
авт. Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина
Тема | Омонимы. |
Цель урока | Наблюдать над словами, одинаковыми по звучанию и написанию, но разными по значению; ввести термин «омонимы»; наблюдать за использованием омонимов, развивать орфографическую зоркость. Развивать речь, наблюдательность, мышление обучающихся. Развивать познавательный интерес при работе со словарями. Воспитывать культуру речи, художественное восприятие окружающего мира. Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, экран, карточки с текстом для учащихся. |
Задачи урока | Регулятивные: самостоятельно формулировать тему урока после предварительного обсуждения, преобразовывать практическую задачу в познавательную, составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера совместно с учителем. Познавательные: - поиск и выделение необходимой информации (работа с текстом, работа со словарем омонимов); - анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков; - работа над формированием логических умений: сравнение, обобщение, построение цепочки рассуждений. Коммуникативные: учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться, использовать различные источники и средства обучения: учебник, справочный материал, толковый словарь, печатные материалы для работы. Личностные: проявлять интерес к изучению темы, оценивать результат собственной деятельности, осознавать собственные достижения при освоении учебной темы. |
Планируемый результат | Знать, какие слова называются омонимами, уметь пользоваться словарем омонимов, находить омонимы в тексте |
Основные понятия | Лексическое значение слова. Синонимы, антонимы, омонимы. |
Межпредметные связи | Окружающий мир, литературное чтение |
| Учебник Русский язык, часть1 авт. Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина . Рабочая тетрадь к учебнику, Толковый словарь С.И.Ожегова, карточки с упражнением. |
Организация пространства | Работа фронтальная, индивидуальная. |
Этап урока | Цель этапа | Содержание учебного материала | Методы и приёмы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
I этап. Органи-зацион- ный момент. | Цель - активизация учащихся. | -Урок русского языка. Улыбнемся друг другу и мысленно пожелаем удачи. -Отправляемся мы снова В мир родного языка, Мы разгадывать готовы Его тайны до звонка. | Словесный, мотивация учебной деятельности. | Настрой учащихся на работу на уроке. | Проговаривают правила общения: - Если знаешь ответ на вопрос – говори, а если не знаешь – слушай других, кто знает. |
II этап. Минутка чистописания Актуализация знаний. | Цель - обобщить знания о синонимах и антонимах | Пп Пп Пп - Запишите имена собственные, которые начинаются с буквы П (женское и мужское имя, город, река) - Какие женские имена записали? - Прочитайте мужские имена. - Какие города на букву «П» вы знаете? - Прочитайте название рек. - К словам ПОЛЬЗА и ПРАВДА запишите антонимы. - К слову ПИЩА подберите синонимы.
|
| Повторение темы «Имя собственное»
Организация работы с словами, с повторением темы «Слова –антонимы, слова-синонимы» Организует работу по прослушиванию ответов учащихся, чередуемую с работой в тетради. | Записывают образцы в тетрадь и имена собственные Обсуждают ответы на вопросы. Ученики записывают слова в тетради, подбирают синонимы и антонимы. Польза – вред, правда – ложь. Пища – еда, корм, харчи, яства. |
III этап. Изуче- ние нового матери- ала. | Цель- познако- мить учащихся со словами- омонимами. | - Как вы понимаете предложение: «Корабль остановился недалеко от банки»? - Какую картинку можно нарисовать? - Как понимаете слово «БАНКА»? -Какой словарь поможет нам узнать значение слова? - Прочитайте, что вы узнали. -Чем похожи эти слова? Чем различаются? Тема сегодняшнего урока «Омонимы». Прочитаем в учебнике правило на стр. 78. ОМОНИМЫ (греч.) – «омос» - одинаковый, «онима» - имя. - Упражнение № 125, с.78 (устно) Знакомство с омонимами. Отгадайте загадки. Право, я – причёска – чудо! Заплести меня не худо! На лугу с шипеньем острым Управляюсь с сенокосом.
В воду я вдаюсь полоской – Узкой, серенькой и плоской. Прочитайте стихотворение. - Вот этой овсянки Не хочется киске. (Вот этой овсянки, Которая в миске.) - Какой же овсянки Она захотела? Не той ли, Что мимо сейчас пролетела? (А. Шибаев) -Раз - подняться, потянуться, Два - нагнуться, разогнуться, Три - в ладоши, три хлопка, Головою три кивка. На четыре - руки шире, Пять - руками помахать, Шесть - на место тихо сесть.
- Упражнение № 126, с. 78 Определить значение каждого из слов – омонимов в текстах. - Рабочая тетрадь № 109, с.64 Продолжить предложения. - Работа на карточках с самооценкой. В предложениях найдите синонимы, антонимы, омонимы. Корень учения горек, зато плод его сладок. Мягко стелет, да жестко спать. Стояло жаркое лето. Дни были знойные. Лодырь и бездельник – им праздник и понедельник. Солнце на ели, а мы еще не ели. | Постановка проблемного вопроса. Словесный, наглядный метод.
Словесный, наглядный метод. | Демонстрация картины на экране. Организует физкультминутку. Фронтальная проверка. Организует работу по прослушиванию ответов учащихся, чередуемую с работой в тетради. | Словесно рисуют картину к предложению. Работают с толковым словарем и узнают значение слова «БАНКА» Банка – сосуд, банка – подводная мель, банка – скамья для гребцов в лодке. Пишут предложение в тетради. Формулируют тему урока. Учащиеся самостоятельно называют тему урока, читают в учебнике на стр. 78 сведения об омонимах в разделе «Узелки на память». Называют значение слов «дождевик», «ноготки». Учащиеся отгадывают загадки. КОСА – вид причёски -сельскохозяйственное орудие - мыс, отмель Учащиеся находят слова – омонимы. ОВСЯНКА– птица - каша Самостоятельная работа учащихся. ШАШКИ – настольная игра - вид холодного оружия СТАЛИ – глагол , синоним слова «начали» ИЗ СТАЛИ – изделие из твердого ковкого металла серебристого цвета Находят значение слов в словаре, заполняют пропуски. (Кольца, козёл, груша) Находят в предложениях нужные слова и подчеркивают их. На шкале оценивания отмечают уровень выполнения задания. |
IV этап. Итог урока. Рефлек- сия деятель-ности. . | Цель – подвести итог проделанной работе на уроке. | Игра «Угадай слово» Чтоб ванну нам воды набрать, Его мы будем открывать. Ну а на стройке од другой: Большой, подъёмный и стальной. (Кран) Он – ботанический, фруктовый, Зоологический, вишнёвый, И даже детским он бывает, Кто это слово отгадает? (Сад) Есть омонимов немало: Вот продукт, свиное сало. Был в истории момент – Звался тайный так агент. (Шпик) Расскажите по схеме. Я Знал Узнал | |||
Домашнее задание. - Правило, стр. 78, раб. тет. упр.110 - 111 | |||||
Используемые ресурсы: Рабочая тетрадь по русскому языку авт. Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкиначасть1, Москва «Просвещение», 2014г. Учебник Русский язык, часть1, авт. Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина Толковый словарь С.И.Ожегова. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Отправляемся мы снова В мир родного языка, Мы разгадывать готовы Его тайны до звонка.
Минутка чистописания Запишите имена собственные на букву П К словам ПОЛЬЗА и ПРАВДА запишите антонимы К слову ПИЩА подберите синонимы
Полина, Прасковья, Пелагея, Павла Пётр, Павел, Пахом, Платон, Прохор Пенза, Псков, Пятигорск Пра , Проня , Павловка Польза – вред, правда – ложь Пища – еда, корм, харчи, яства
Корабль остановился недалеко от банки.
«БАНКА» СОСУД ПОДВОДНАЯ МЕЛЬ СКАМЬЯ ДЛЯ ГРЕБЦОВ В ЛОДКЕ
Омонимы – это слова, которые звучат (и пишутся) одинаково, а по смыслу не имеют ничего общего. ОМОНИМЫ (греч.) – « омос » – одинаковый, « онима » – имя.
Упражнение 125, с.78
Отгадай загадки Право, я – причёска чудо! Заплести меня не худо! На лугу с шипеньем острым Управляюсь с сенокосом. В воду я вдаюсь полоской – Узкой, серенькой и плоской .
- Вот этой овсянки Не хочется киске. (Вот этой овсянки, Которая в миске.) Какой же овсянки Она захотела? Не той ли, Что мимо сейчас пролетела? (А.Шибаев )
Упражнение № 126, с.78 ШАШКИ Настольная игра Вид холодного оружия СТАЛИ Глагол, синоним слова «НАЧАЛИ» ИЗ СТАЛИ Изделие из твердого ковкого металла серебристого цвета
Рабочая тетрадь упр.№109, с.64 Женские украшения Гимнастический снаряд кольца
Найдите синонимы, антонимы, омонимы Корень учения горек, зато плод его сладок. Мягко стелет, да жестко спать. Стояло жаркое лето. Дни были знойные. Лодырь и бездельник – им праздник и понедельник. Солнце на ели, а мы ещё не ели.
«Угадай слово» Есть омонимов немало: Вот продукт, свиное сало. Был в истории момент – Звался тайный так агент. ШПИК
Я ЗНАЛ УЗНАЛ
Домашнее задание Правило, с.78 Раб. тет . упр. 110- 111
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
технологическая карта урока русского языка в 3-ем классе по теме "Учимся писать приставки на з/с"
Методическая разработка урока в соответствии с требованиями ФГОС . Технология системно-деятельностного подхода....
Технологическая карта урока русского языка с презентацией 2 класс по системе Занкова(А. В. Полякова) Тема урока: "Имя существительное"
разработка урока 2 класс по системе Занкова в соответствии с ФГОС...
Технологическая карта урока русского языка в 3 «А» классе по системе Занкова
Тема: Распрастраненные и нераспрастраненныеЦели урока: закрепить сведения по синтаксису простого и предложения ; познакомить с предложениями распрастраненными и нераспрастраненными; формир...
Технологическая карта урока русского языка во 2 Б классе МБОУ «СОШ №1» по УМК «Перспективная начальная школа»
Технологическая карта урока русского языка во 2 Б классе МБОУ «СОШ №1» по УМК «Перспективная начальная школа» Предмет: русский языкКласс: 2 Б класс, МБОУ «СОШ № 1»УМК: ...
Технологическая карта урока русского языка "Местоименные слова" 4 класс
Я работаю по РО " Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова". Сделала уже один выпуск. Сейчас вот пересматриваю свои уроки в соответствии с требованиями ФГОС.Этот урок я провела в 4 классе в 2013 -2014 уч.го...
технологическая карта урока Русского языка "Многозначность слов" 1 класс
технологическая карта урока Русского языка "Многозначность слов" 1 класс...
Технологическая карта урока русского языка в 3 - ем классе (УМК "21 век") на тему «Правописание «О» и «Е» в окончаниях имён существительных после шипящих и « Ц»
Урок был составлен в рамках конкурса в сетевом издании "Образование:эффективность,качество,инновации"...