Технологическая карта урока русского языка «Что такое омонимы».
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Технологическая карта урока русского языка «Что такое омонимы».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ru3sskiy_yazyk_3_klass_chto_takoe_omonimy.docx | 214.46 КБ |
Предварительный просмотр:
ЧТО ТАКОЕ ОМОНИМЫ?
Цель деятель- | Создать условия для ознакомления с омонимами, обучения нахождению слов-омонимов в письменной речи |
Тип урока | Постановка и решение учебных задач |
Планируемые | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться: осознавать позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателю общей культуры человека; научатся: писать без ошибок, применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи предложенных и самостоятельно составленных текстов, проверять написанное, ориентироваться Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД): владеют способностями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях |
Методы и формы обучения | Фронтальная, парная, индивидуальная |
Образовательные | 1. Учебник, рабочая тетрадь. 2. Словарь омонимов русского языка. 3. Интернет-ресурс: http://открытыйурок.рф/статьи/651241/ |
Оборудование | Интерактивная доска, проектор (по возможности) |
Наглядно- | Запись задач темы, элементов букв |
Основные понятия и термины | Синонимы. Антонимы. Омонимы. Лексическое значение слов-омонимов. Словарь омонимов. Слово с непро- |
Педагогические технологии | личностно-ориентированного обучения, критического мышления, здоровьесберегающие, ИКТ, в том числе сетевые и дистанционные, игровые |
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы | Обучающие и развивающие компоненты, задания | Деятельность учителя | Деятельность | Формы | Формируемые | Промежуточный | Технологии | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | ||
I. Постановка учебной задачи | Формулирование учебных задач по названию темы | – Откройте учебник на с. 45. Мы продолжаем работу над разделом «Слово в языке и речи». Прочитайте название темы урока. – Как вы ответите на этот вопрос? – Сегодня на уроке постараемся обстоятельно ответить на него | – «Что такое омонимы?». Ответы учащихся | Фронтальная | П – ориентируются в учебнике, извлекают необходимую информацию из высказываний одноклассников, сведений учителя, учебника. Р – осознают и принимают учебную задачу. К – слушают друг друга, строят понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания. Л – осознают границы своего знания и «незнания» | личностно-ориентированного обучения | ||
II. Минутка чистописания | Упражнения на детальный анализ строения букв-знаков, овладение начерта- | – Посмотрите на доску. Элементы каких букв будем прописывать? Учитель обращает внимание на плавное соединение элементов. Показывает правильное написание элементов. – Расположите тетрадь правильно. Возьмите правильно ручку. Напишите строчку элементов букв. – Посмотрите и отметьте элементы, которые получились у вас лучше остальных | – Заглавной и строчной букв Н, н. Выполняют задания | Фронтальная. Индивидуальная | П – владеют логическими действиями анализа, синтеза, сравнения. Р – осознают и принимают учебную задачу, планируют и контролируют учебные действия | Написание элементов букв | ||
III. Изучение нового материала. 1. Работа по учебнику, с. 45, упр. 75 Использование презентации «Омонимы» http://открытыйурок.рф/статьи/651241/, интернет ресурса https://sites.google.com/site/vseeorusskomazyke/home/modul-1/omonimy | Работа над упражнением с целью наблюдения над особенностями слов омонимов, | – Откройте учебник на с. 45, найдите упр. 75. Прочитайте стихотворение Б. Гольдберга. Рассмотрите рисунки. – Что означает слово «коса» в каждом из предложений? Соотнесите слова с рисунками. | Выполняют | Фронтальная. Индивидуальная | П – используют различные способы поиска информации, владеют навыками смыслового чтения | Представление об омонимах. Пользование | Технология критического мышления | |
ИКТ в том числе сетевые и дистанционные | ||||||||
– Прочитайте определение. Какие слова называются омонимами? – Послушайте стихотворение Я. Козловского: Мы слова из русской речи, Из родного языка! Одинаково нас пишут, Одинаково нас слышат, Но важна не только внешность, Потому не торопись! Не всегда нужна поспешность, Ты до смысла доберись!.. | – Слова, которые произносятся и пишутся одинаково, но имеют разные лексические значения. Внимательно слушают | текстов (словарных статей) в соответствии с учебной задачей, логическими операциями анализа, синтеза, сопоставления. Р – принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности, осу-ществляют поиск ее достижения. К – слушают взрослого и свер-стников, излагают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему | словарем омонимов. Выявление лексического значения | Технология критического мышления | ||||
2. Работа со словарем омонимов | Работа со словарем омонимов с целью нахождения | – О каких словах говорится в стихотворении? – Обратите внимание, что в учебнике на с. 156 помещен словарь омонимов. Откройте словарь. Найдите слово «лайка». – Заметьте, что справа от слова стоят цифры, которые указывают на то, что это омонимы. Рядом с каждым омонимом в словарной статье дается толкование лексического значения слова. Прочитайте лексическое значение слова. – Из упр. 76 найдите, пользуясь словарем омонимов, толкование одной из пар омонимов. Запишите толкование пары омонимов. Проверьте написанное | – Об омонимах. Выполняют задания | |||||
3. Работа | Работа над упражнением в распознавании омонимов в предложениях, выяснении их лексического значения | – Откройте с. 46, найдите упр. 77. Прочитайте предложения. Докажите, что выделенные слова в каждой паре – омонимы. Можете воспользоваться словарем омонимов на с. 156. – Спишите любую пару предложений с омонимами, вставив пропущенные буквы. Подчеркните омонимы. – Обменяйтесь тетрадями с товарищем по парте и проверьте написанное. Физкультминутка Подвижная игра «День-ночь». Дети перевоплощаются в различные роли: жуков, пчёл, птиц, зайцев и т. д. На сигнал «День» под музыкальное сопровождение дети имитируют движение условно выбранной роли и перемещаются по классу. Педагог сопровождает действия словами: "День наступил, над полянкой легко и быстро летают пчёлки, собирают сладкий нектар. Нектар собирают и песенку напевают: ж-ж-ж-жу". На сигнал «Ночь» дети замирают на месте , идёт перевоплощение в новый образ. | Выполняют задания. Осуществляют взаимопроверку. Выполняют упражнения физкультминутки | Фронтальная. Индивидуальная. Парная | П – используют различные способы поиска информации. Р – принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности. К – излагают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему | Распознавание омонимов. Выявление лексического значения слов | Проектная Здоровьесберегающая, игровая | |
4. Работа по учебнику, с. 46, упр. 78 | Работа над упражнением с целью определения в предложениях изученных лексических групп, объяснения их смысла | – Найдите упр. 78. Прочитайте. Что вы прочитали? Объясните значение выделенных слов. – Назовите встречающиеся в пословицах антонимы, синонимы, омонимы. Объясните свой ответ. | – Пословицы. Ответы учащихся. – Антонимы: «шутка – всерьез», «вместе – врозь», «весна – осень». Синонимы: «лодырь – бездельник», «дорога – путь». | Фронтальная. Индивидуальная | П – используют речевые средства для решения познавательных задач, различные способы получения информации, владеют логическими действиями. Р – принимают | Определение синонимов, антонимов, омонимов | Развития критического мышления | |
| – К каким случаям жизни было бы уместно – Спишите третью пословицу. Проверьте написанное | Омонимы: «мир (согла-сие) – мир (вселенная)». Высказывания учащихся. Выполняют задания | и оценивают учебные действия. К – излагают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему | Личностно-ориентированное обучение | ||||
5. Словарная работа | Работа над словом с непроверяемым написанием | – Прочитайте слово, записанное в нижней части с. 46, про себя. Чем произношение слова отличается от его написания? – Это орфограммы. Назовите их. – Слово «понедельник» – словарное. Необходимо запомнить написание безударных гласных в приставке и корне слова. Произнесите слово орфографически. – Запишите это слово. Проверьте написанное. Выделите приставку, корень, поставьте ударение, подчеркните орфограммы, которые надо запомнить. – Составьте и запишите предложение с этим словом. – Дома заучите правильное написание слова наизусть | – Понедельник. Отвечают на вопрос. – Безударные гласные в приставке и корне. Выполняют задания | Фрон-тальная. Индиви-дуальная | П – владеют логическими операциями. Р – принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности, осуществляют поиск способов их достижения. К – слушают взрослого и свер-стников, излагают и аргументируют свою точку зрения | Запись и запоминание словарного слова | ||
IV. Итог урока. Рефлексия деятельности | Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная | – Над какой темой работали на уроке? – Что такое омонимы? – Что выполняли на уроке? – Какие задания вызвали у вас затруднения? Почему? – Как оцениваете свою деятельность на уроке? Домашнее задание: рабочая тетрадь, с. 27, | Отвечают на вопросы | Фронтальная. Индивидуальная | П – ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного. Р – оценивают собственную Л – проявляют интерес к предмету, стремятся | Личностно-ориентированное обучение |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта изучения темы «Что такое здоровье»
Здоровье – это бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Свое здоровье надо беречь собственными усилиями. На данном уроке раскрываются главные правила здорового ...
Технологическая карта. Русский язык. 2 класс. Тема: "Что такое имя существительное?"
Технологическая карта. Русский язык. 2 класс. Тема: "Что такое имя существительное?"...
Технологическая карта урока.Тема : "Что такое деньги?". Окружающий мир. 3 класс. УМК Школа России.
Технологическая карта урока.Тема : "Что такое деньги?". Окружающий мир. 3 класс. УМК Школа России....
Технологическая карта на тему "Что такое антонимы?"
Технологическая карта на тему "Что такое антонимы?"...
Конспект урока русского языка "Что такое омонимы" (УМК Школа России) 3 класс
Цели деятельности учителя: познакомить учащихся со словами, одинаковыми по звучанию и написанию, но разными по значению; ввести термин «омонимы»; наблюдать за использованием омонимов, разв...
Технологическая карта русского языка " Что такое местоимение? Закрепление."( УМК " Школа России", 2 класс)
Тема урока: " Что такое местоимение? Закрепление."Тип урока: рефлексияЦель урока: формирование условий для осознания и осмысления блока новой учебной информации о местоимении, дляформировани...
Технологическая карта урока по русскому языку «Что такое омонимы?»(3 класс) УМК "Школа России"
Цель урока: формирование понятия об омонимах, умение работать со словарем омонимов.Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1. Формировать знание о том, что такое омонимы.2.Научить ...