Урок-путешествие по русскому языку. 3 класс "Обобщение знаний о составе слова. Упражнение в разборе слов по составу."
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Части слова. Занимательные задания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-puteshestvie_po_russkomu_yazyku.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Цели: обобщить умение образовывать новые слова с помощью приставок и суффиксов; проверить сформированность понятий: состав слова, приставка, суффикс, окончание; формировать умение разбирать слова по составу. Развивать интерес к предмету русского языка.
Ход урока:
I. Организационный момент
II. Постановка задачи
Сегодня мы совершим путешествие по океану Знаний в страну
Морфемика.
Эта страна интересна тем, что состоит из островов. Мы сегодня
посетим эти острова и пообщаемся с их жителями.
Вы готовы к этому?
На чем мы отправимся по океану?
Давайте запишем дату нашего путешествия. Тетрадь — это наш
бортовой журнал, туда будем делать все записи о путешествии.
III. Работа по теме урока
1. В стране Морфемике живут части слова.
Догадайтесь, какой первый островок?
С чего начнем, друзья, урок?
Нас приглашает окончание?
И у него для нас задание?
А что такое окончание?
(Ответы детей)
- А ну-ка, ребята, внимание! В каждом ли слове есть окончание?
(Рассказ детей о нулевом окончании.)
- Когда вы будете постарше, окончание расскажет вам все свои секреты. У него еще много тайн.
- Какую роль окончание выполняет в нашей речи?
- Жители острова «Окончание» задали вам задачу.
В, гости, хорошо, а, дом, лучше.
- Прочитайте. Получилась ли у вас пословица?
- Что нужно сделать, чтобы связать слова в предложении?
( Ответы детей и составление пословицы)
Молодцы, ребята! Справились с первой задачей.
Запишите в тетрадь эту пословицу.
Выделите те части слова, которые помогли связать слова по смыслу.
( Работа в тетради)
А как вы понимаете эту пословицу?
( Ответы детей)
Мы с вами тоже вернемся домой, когда закончим наше путешествие.
2. Закройте глаза. Представьте, что мы опять на нашем корабле, который плывет к следующему острову.
Жило-было слово ХОД
В слове выХОД, в слове вХОД,
В слове ХОДики стучало.
И в поХОДе вдаль шагало
- Кто догадался, к какому острову мы приближаемся?
- Что такое корень слова?
(Ответы детей)
- А вот и новая задачка от местных жителей. От данных слов образуйте однокоренные слова.
1 ряд: Лень – (ленивый, леность, лентяй.)
2 ряд: Боль- (больной, заболеть, переболеть.)
3 ряд: Соль –( соленый, посолить, пересолить.)
Что такое однокоренные слова?
Запишите эти слова и выделите корень.
( Работа в тетради)
ФИЗМИНУТКА
3. А теперь глаза закрыли!
С вами дальше мы поплыли.
Прислушайтесь, что с палубы кричит матрос?
«Приплыли? Причаливаем! Выходите!»
- Как вы думаете, на каком острове мы оказались?
( Ответы детей)
Почему так решили?
Что такое приставка?
А вот и следующее задание от островитян.
Образуйте новые слова с приставками.
Какие слова получились?
Запишите их в тетрадь и выделите приставку.
( Работа в тетради)
Молодцы, и с этим заданием вы справились!
3. Продолжается наше путешествие.
Закрыли глаза.
Мы приближаемся к следующему острову.
Водичка тепленькая
Погодка чудесненькая.
А не сбились мы в пути?
Что за остров впереди?
Почему вы так решили?
А что такое суффикс?
(Ответы детей)
Давайте поиграем!
Назовите детенышей: козы, утки, льва, гуся, слона, кошки.
( Козленок, утенок, львенок, гусенок, слоненок, котенок.)
При помощи какой части слова образовались эти слова?
Какой оттенок дал слову суффикс?
(Ответы детей)
Запишите в тетрадь слова, записанные на доске, и выделите суффикс.
( Работа в тетради)
Ребята, жители последних островов спрашивают, для чего нужны суффиксы и приставки?
(Ответы детей)
Молодцы, справились и с этой задачей!
IV. Итог урока
Вот мы и вернулись домой.
Мы повторили все, что знали о частях слова.
А сейчас, в завершении, поупражняемся в самостоятельном
разборе слов по составу.
Горка, полет, слово, садик, расписка.
( Работа в тетради)
2.Составьте новые слова, используя выделенные части данных
слов. (Устно)
Молодцы, ребята! Вы показали, чему научились!
Что вам понравилось на уроке?
А что не понравилось?
Что бы вы хотели изменить?
Не ленитесь, старайтесь как можно больше узнать обо всем на свете - и тогда каждый урок будет для вас не скучным, а веселыМм
V.Оценивание учащихся
ОТ
Подчистка
Ходить
Понес
Слово
Курица
Крапива
Расписка
Садик
Звезда
У
ПЕРЕ
ПО
В
ВЫ
ХОД
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка во 2 классе по теме "Упражнения в подборе слов-признаков" по программе "Школа 2100"
Тема урока "Упражнение в подборе слов-признаков"...
Урок русского языка во 2 классе по теме "Упражнение в написании слов с парными согласными в середине и в конце слова"
Конспект урока разработан по теме "Парные согласные в середине и в конце слова" как урок-обощение. Позволяет проверить усвоенный материал учениками, предлагает интересные задания, развивающие кругозор...
УРОК русского языка во 2 классе по теме "Упражнения в правописании слов с глухими и звонкими согласными в корне и в середине слов"
Развитие умения проверять написание слов с парными согласными в конце и в середине слова; формирование умения проверять написание парных согласных в конце и середине слова; воспитание любви к природе,...
Технологическая карта урока русского языка. Тема урока: Обобщение по теме «Части речи». Разбор слова как части речи. 2 класс,"Школа России"
Технологическая карта урока русского языка. Тема урока: Обобщение по теме «Части речи». Разбор слова как части речи. 2 класс,"Школа России"...
Методическая разработка урока русского языка "Состав слова. Упражнение в разборе слов по составу", 3 класс
Методическая разработка...
Конспект урока по русскому языку УМК "Перспективная начальная школа" 4 класс.Тема: "Разбор слов по составу"
Конспект урока по русскому языку УМК "Перспективная начальная школа" 4 класс...
Урок русского языка УМК Перспективная начальная школа .Характеристика предложения и разбор слова как части речи.4 класс
Русский язык №13.3. Характеристика предложения и разбор слова как части речи.Тип урока: Открытия новых знаний ОНЗ Цель – систематизировать сведения о членах предложения и на примере ...