Урок-путешествие по русскому языку. 3 класс "Обобщение знаний о составе слова. Упражнение в разборе слов по составу."
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Части слова. Занимательные задания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-puteshestvie_po_russkomu_yazyku.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Цели: обобщить умение образовывать новые слова с помощью    приставок и суффиксов; проверить сформированность понятий: состав слова, приставка, суффикс, окончание; формировать умение разбирать слова по составу. Развивать интерес к предмету русского языка.

 Ход   урока:

I. Организационный момент

II. Постановка задачи

Сегодня мы совершим путешествие по океану Знаний в страну

Морфемика.

Эта страна    интересна тем, что состоит из островов. Мы сегодня

посетим эти острова и пообщаемся с их жителями.

Вы готовы к этому?

На чем мы отправимся по океану?

Давайте запишем дату нашего путешествия. Тетрадь — это наш

бортовой журнал, туда будем делать все записи о путешествии.

III. Работа по  теме урока

1.  В стране   Морфемике  живут   части слова.

   Догадайтесь, какой первый островок?

С чего начнем, друзья, урок?

 Нас приглашает окончание?

И у него для нас задание?

А что такое окончание?

(Ответы   детей)

-   А ну-ка, ребята, внимание! В каждом ли слове есть окончание?

(Рассказ детей о нулевом окончании.)

-   Когда вы будете постарше, окончание расскажет вам все свои секреты. У него еще много тайн.

-   Какую роль окончание выполняет в нашей речи?

-   Жители острова «Окончание» задали вам задачу.

В, гости, хорошо, а, дом, лучше.

-   Прочитайте. Получилась ли у вас пословица?


-   Что   нужно сделать, чтобы   связать слова в предложении?

 ( Ответы детей и составление пословицы)

Молодцы, ребята! Справились с первой задачей.

Запишите в тетрадь  эту пословицу.

Выделите те части слова, которые помогли связать слова по смыслу.

( Работа в тетради)

  А как вы понимаете эту пословицу?

( Ответы детей)

  Мы с вами тоже вернемся домой, когда закончим наше путешествие.

2. Закройте глаза. Представьте, что мы опять на нашем корабле, который плывет к следующему острову.

Жило-было слово ХОД

В слове выХОД, в слове вХОД,

В слове ХОДики стучало.

И в поХОДе вдаль шагало

-   Кто догадался, к какому острову мы приближаемся?

-    Что такое корень слова?

(Ответы детей)

-   А вот и новая задачка от местных жителей. От данных слов образуйте однокоренные слова.

1  ряд: Лень – (ленивый, леность, лентяй.)

2 ряд:   Боль- (больной, заболеть, переболеть.)

3   ряд: Соль –( соленый, посолить, пересолить.)

  Что такое однокоренные слова?

Запишите эти слова и выделите корень.

( Работа в тетради)

ФИЗМИНУТКА

3. А теперь глаза закрыли!

 С вами дальше мы поплыли.

   Прислушайтесь, что с палубы кричит матрос?

«Приплыли? Причаливаем! Выходите!»

-   Как вы думаете, на каком острове мы оказались?

( Ответы детей)

   Почему так решили?

Что такое приставка?

    А вот и следующее задание от островитян.

Образуйте новые слова с приставками.

  Какие   слова получились?

Запишите их в тетрадь и выделите приставку.

( Работа в тетради)

   Молодцы, и с этим заданием вы справились!

3.  Продолжается наше путешествие.

 Закрыли глаза.

  Мы приближаемся к следующему острову.

Водичка тепленькая

Погодка чудесненькая.

А не сбились мы в пути?

Что за остров впереди?

Почему вы так решили?

А что такое суффикс?

(Ответы детей)

  Давайте поиграем!

    Назовите детенышей: козы, утки, льва,   гуся, слона, кошки.

( Козленок, утенок, львенок, гусенок, слоненок, котенок.)

При помощи какой части слова образовались эти слова?

Какой оттенок дал слову суффикс?

(Ответы детей)

   Запишите в тетрадь слова, записанные на доске, и выделите суффикс.

( Работа в тетради)

   Ребята, жители последних островов спрашивают, для чего нужны суффиксы и приставки?  

 (Ответы детей)

   Молодцы, справились и с этой задачей!

IV. Итог урока

Вот мы и вернулись домой.

Мы повторили все, что знали о частях слова.

А сейчас, в завершении, поупражняемся в самостоятельном

разборе слов по составу.

 Горка, полет, слово, садик, расписка.

( Работа в тетради)

2.Составьте новые слова, используя выделенные части данных

слов. (Устно)

Молодцы, ребята! Вы показали, чему научились!

Что вам понравилось на уроке?

 А что не понравилось?

Что бы вы хотели изменить?

Не ленитесь, старайтесь как можно больше узнать обо всем на свете - и тогда каждый урок будет для вас не скучным, а веселыМм

V.Оценивание учащихся

ОТ

Подчистка

Ходить

Понес

Слово

Курица

Крапива

Расписка

Садик

Звезда

У

ПЕРЕ

ПО

В

ВЫ

ХОД


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка во 2 классе по теме "Упражнение в написании слов с парными согласными в середине и в конце слова"

Конспект урока разработан по теме "Парные согласные в середине и в конце слова" как урок-обощение. Позволяет проверить усвоенный материал учениками, предлагает интересные задания, развивающие кругозор...

УРОК русского языка во 2 классе по теме "Упражнения в правописании слов с глухими и звонкими согласными в корне и в середине слов"

Развитие умения проверять написание слов с парными согласными в конце и в середине слова; формирование умения проверять написание парных согласных в конце и середине слова; воспитание любви к природе,...

Технологическая карта урока русского языка. Тема урока: Обобщение по теме «Части речи». Разбор слова как части речи. 2 класс,"Школа России"

Технологическая карта  урока русского языка. Тема урока: Обобщение по теме «Части речи». Разбор слова как части речи. 2 класс,"Школа России"...

Конспект урока по русскому языку УМК "Перспективная начальная школа" 4 класс.Тема: "Разбор слов по составу"

Конспект урока по русскому языку УМК "Перспективная начальная школа" 4 класс...

Урок русского языка УМК Перспективная начальная школа .Характеристика предложения и разбор слова как части речи.4 класс

Русский язык №13.3. Характеристика предложения и разбор слова как части речи.Тип урока: Открытия новых знаний ОНЗ   Цель – систематизировать сведения о членах предложения и на примере ...